А учил его никита зотов. Биография Чему учил петра 1 дьяк никита зотов


ЗОТОВ НИКИТА МОИСЕЕВИЧ

Зотов Никита Моисеевич - учитель Петра Великого (умер в 1718 г.). Будучи дьяком приказа большого прихода, был рекомендован царю Федору Алексеевичу в качестве учителя для пятилетнего Петра боярином Соковниным. Приступил к обучению царевича, выдержав испытание в чтении и письме, которому подверг его, по желанию царя, Симеон Полоцкий. По установившейся издавна на Руси системе, он прежде всего заставлял своего ученика читать, а затем и учить наизусть Часослов, Псалтирь, Евангелие. Но на этом он не остановился; по отзыву Голикова, "хотя и не знал наук и языков, но был... довольно сведущ в истории, а паче отечественной"; он рассказывал царевичу о лицах и событиях родного прошлого, пользуясь в качестве иллюстраций к своим рассказам нарочно изготовленными для того "потешными книгами с кунштами", показывал ему "Артикул со всеми военными экзерцициями", составленный при царе Алексее Михайловиче, знакомил отчасти и с жизнью Запада по картинкам, изображавшим "знатные европейские города, великолепные здания, корабли и прочее". В августе 1680 г. Зотов был отправлен в Крым, со стольником Тяпкиным, для переговоров с ханом Мурад-Гиреем, закончившихся Бахчисарайским миром. Петр любил Зотова, держал его при себе и потом, хотя однажды на пиру едва не убил его в гневе за то, что тот попробовал защищать провинившегося перед царем Шеина. Зотов сопровождал царя в Азовском походе, причем, по словам Петра, "был в непрестанных трудах письменных распрашиванием многих языков и иными делами". Приобретя навык излагать в указах лаконические распоряжения Петра, Зотов заведовал "ближней походной канцелярией" царя, нося титул "ближнего советника и ближней канцелярии генерал президента". В 1690 г. Зотов получил чин думного дьяка; в списке 1705 г. он значится думным дворянином и печатником; возведенный потом в графское достоинство, он в 1711 г. был назначен государственным фискалом, взяв на себя "сие дело, чтобы никто от службы не ухоронился и прочего худа не чинил". В "всепьянейшем синоде", где Петр числился протодьяконом, Зотов был председателем с громким титулом "архиепископа прешпурского, всея Яузы и всего Кокуя патриарха" или - "святейшего и всешутейшего Иоаникиты". В 1714 г. на 70-м году жизни Зотов вздумал жениться на вдове капитана Стремоухова. Есть известие, что Петр сначала был против этого брака, но потом принял деятельное участие в приготовлениях к шутовской свадьбе и оставил без внимания письмо Конона Зотова, в котором тот просил государя избавить его отца и всю фамилию от унижения. - См. Забелин "Детские годы Петра Великого" (в "Опытах изучения российской древности и истории", т. I); Аристов "Первоначальное образование Петра" (в "Русском Архиве", 1875, ч. II); Погодин "17 лет в жизни Петра"; Голиков "Деяния Петра Великого" (т. I); Крекшин "Записки" (в издании Сахарова "Записки русских людей"); "Сборник историч. общ." (т. II).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗОТОВ НИКИТА МОИСЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗОТОВ, НИКИТА МОИСЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? учитель Петра В. (+ в 1718 г.). В 1677 г. дьяк З. был рекомендован царю Федору Алексеевичу боярином Соковниным; …
  • ЗОТОВ НИКИТА МОИСЕЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1644-1718) думный дьяк, учитель Петра I. Глава Ближней канцелярии, Печатного приказа. Участник развлечений молодого царя, "всешутейный патриарх". Граф (с …
  • ЗОТОВ НИКИТА МОИСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Никита Моисеевич (около 1644-1718), думный дьяк, с 1710 граф. Начал службу подьячим московских приказов. В конце 1670 - начале 1680-х …
  • ЗОТОВ НИКИТА МОИСЕЕВИЧ
    учитель Петра В. († 1718). В 1677 г. дьяк З. был рекомендован царю Федору Алексеевичу боярином Соковниным; учительские способности его …
  • ЗОТОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ЗОТОВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от краткой формы Зот из канонического мужского личного имени Зотик (др.-греч. zotikos — “животворный”). Ошибочно представлять имя Зотик производным …
  • ЗОТОВ в Энциклопедии фамилий:
    Вряд ли среди современной молодежи можно встретить человека, которого зовут Изот. Это красивое имя образовано от греческого - ‘дающий жизнь, …
  • НИКИТА СВ. ПРАВ. ЦЕРКВИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких святых православной церкви; 1) епископ халкидонский, пострадал за иконопочитание от Льва Армянина (813—820); скончался мирно; память 28 мая; …
  • НИКИТА ПЕЧЕРСКИЙ ЗАТВОРНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    св., печерский затворник, родом киевлянин; в юных годах вступил в печерскую обитель; во время затворничества изучил Ветхий и Новый Заветы. …
  • НИКИТА ЕП. В Г. РЕМЕСИАНЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (353—420) — св., был епископом в родном г. Ремесиане (Ремешек, нын. Нирот), проповедовал христианство славянским племенам (балканским), скифам или гетам …
  • НИКИТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Никита Акоминат, называемый так по происхождению из фригийскогогорода Хона или Хониата - один из лучших византийских писателей второйполовины XII и …
  • НИКИТА
    НИЌИТА ХОНИАТ (сер. 12 в.- 1213), визант. писатель, автор "Хроники", посв. ист. событиям периода 1118-1206, к-рая содержит личные наблюдения и …
  • НИКИТА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИЌИТА ПУСТОСВЯТ (наст. имя и фам. Никита Конст. Добрынин) (?-1682), священник, один из лидеров старообрядчества. В 1665 выступил против реформ …
  • ЗОТОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    З́ОТОВ Никита Моис. (ок. 1645-1718), граф (1710), думный дьяк. Учитель Петра I. Дьяк Челобитного, Сыскного, Поместного и др. приказов. Участвовал …
  • НИКИТА
    Девушка-агент с именем …
  • НИКИТА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Одоевский, Хрущев, …
  • НИКИТА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • НИКИТА в словаре Синонимов русского языка.
  • НИКИТА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Никита, (Никитич, …
  • НИКИТА
    Готфский, Константинопольский (ум. ок. 372), воин, великомученик, ученик епископа Феофила Готфского. Память в Православной и в Католической церкви 15 …
  • ЗОТОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Владимир Рафаилович (1821-96) , русский писатель, журналист. Сын Р. М. Зотова. Беллетристика (романы «Коломенская роза», 1850; «Старый дом», 1950-51, и …
  • НИКИТА, ВЕЛИКОМУЧЕНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Готский (+ 372), великомученик. Память 15 сентября. Великомученик Никита был гот. …
  • НИКИТА ХАРТУЛАРИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Хартуларий (XII), Константинопольский, тайный (сокровенный) угодник Божий, блаженный. Память 9 сентября …
  • НИКИТА ХАЛКИДОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита исповедник (VIII - IX вв.), епископ Халкидонский, преподобный. Память 28 мая. Святитель …
  • НИКИТА СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Столпник, Переяславский (+ ок. 1186), чудотворец, преподобный. Память 23 мая в Соборе …
  • НИКИТА СЛАВЯНИН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Славянин (+ 1808), иеромонах, священномученик. Память 4 апреля (Греч.). Родом из Албании …
  • НИКИТА НОВГОРОДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита (+ 1108), затворник Печерский, епископ Новгородский, святитель. Память 31 января, …
  • НИКИТА МИДИКИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Мидикийский (+ 824), исповедник, преподобный. Память 3 апреля. Родился в Кесарии …
  • НИКИТА КОСТРОМСКОЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный . Память 15 …
  • НИКИТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Константинопольский - имя следующих лиц: Патриархи Константинопольские: Никита I 766 - 780 , анафематствован …
  • НИКИТА ИСПОВЕДНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Исповедник (+ ок. 838), Константинопольский, преподобный. Память 13 октября. Преподобный Никита Исповедник …
  • НИКИТА (ПРИБЫТКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита (Прибытков) (1859 - 1938), епископ Белевский, священномученик. Память 21 декабря и …
  • НИКИТА (ЛУЛИАС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита (Лулиас) (род. 1955), митрополит Дарданелльский, ипертим и экзарх всего Геллеспонта. В миру Лулиас …
  • НИКИТА (ДЕЛЕКТОРСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита (Делекторский) (1876 - 1937), епископ б. Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии , …
  • ТАНАТАР СЕВАСТЬЯН МОИСЕЕВИЧ
    Танатар (Севастьян Моисеевич) - русский химик, родился в 1849 году, образование получил в симферопольской гимназии и в Новороссийском университете. Окончив …
  • СМОЛЕНСКИН ПЕРЕЦ МОИСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Смоленскин (Перец Моисеевич) - еврейский писатель (1842 - 1885). Получив талмудическое образование, С. 15 лет от роду покинул шкловский ешибот …
  • СЕМЕНОВ АРКАДИЙ МОИСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Семенов (Аркадий Моисеевич) - фармацевт, писатель, родился в 1859 году; специально-фармацевтическое образование получил в Московском университете. В 1888 году за …
  • ПЕТРУШЕВСКИЙ ДМИТРИЙ МОИСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Петрушевский (Дмитрий Моисеевич) - историк, родился в 1863 г.; окончил курс на историко-филологическом факультете Киевского университета, был приват-доцентом в Московском …
  • ПЕТРИЕВ ВАСИЛИЙ МОИСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Петриев (Василий Моисеевич) - ординарный профессор Новороссийского университета по кафедре технической химии и технологии, родился в 1845 году. По окончании …
  • НИКИТА ПУСТОСВЯТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Никита, известный в истории с прозвищем Пустосвят, собственно Н. Конст. Добрынин - виднейший руководитель старообрядческого движения 1682 г. Суздальский священник, …
  • НИКИТА (СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Никита - святые православной церкви: 1) Никита великомученик (умер в 372 г.), готфский воин, проповедывавший Христа между соплеменниками и за …
  • МАЙКАПАР САМУИЛ МОИСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Майкапар, Самуил Моисеевич - пианист и композитор (родился в 1867 г.), преподаватель Петроградской консерватории. Окончил Санкт-Петербургский университет по юридическому факультету …
  • КНОРОЗОВСКИЙ ИСАЙ МОИСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кнорозовский, Исай Моисеевич - писатель о музыке (1858 - 1914). окончил курс в Петербургском университете. С 1904 г. издавал журнал …
  • ЗОТОВ РАФАИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Зотов (Рафаил Михайлович) - романист и драматург (1795 - 1871), дед предыдущего. Отец его, родом татарин, по взятии Бахчисарая, мальчиком …
  • ЗОТОВ РАФАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Зотов Рафаил Владимирович - редактор "Морского Сборника", сын Владимира Рафаиловича Зотова. Получил образование в Морском корпусе. Умер в 1893 …
  • ЗОТОВ ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Зотов Павел Дмитриевич - генерал от инфантерии (1824 - 1879). Окончил курс в Военной Академии, был там адъюнкт-профессором; состоял начальником …
  • ЗОТОВ КОНОН НИКИТИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Зотов Конон Никитич - деятель петровской эпохи (1690 - 1742). В 1704 г., 14 лет от роду, был отправлен Петром …
  • ЗОТОВ ИВАН НИКИТИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Зотов Иван Никитич - переводчик (1687 - 1723), сын Никиты Зотова. В 1703 г. был послан Петром учиться за …

Зотов, граф Никита Моисеевич

- отец Зотовых - Василия, Ивана и Конона, дядька и учитель Петра Великого в 1677-1680 гг. На эту ответственную должность решено было сыскать человека кроткого, смиренного и сведущего в божественном писании. Боярин Федор Прокофьевич Соковнин, в присутствии которого царь Феодор Алексеевич поднял вопрос о приискании учителя для пятилетнего царевича Петра, указал на дьяка Челобитного приказа, Никиту Моисеева Зотова, "исполненного всяких добродетелей и искусного в грамоте и письме". Государь велел привезти его во дворец, что Соковнин и исполнил, не объяснив Зотову причины поездки. Когда Феодор Алексеевич потребовал его к себе, З. оробел. Милостивый прием, оказанный царем, ободрил смутившегося дьяка, и испытание его Симеоном Полоцким в чтении и письме сошло благополучно. Вслед за тем Соковнин отвел З. к вдовствующей царице Наталье Кирилловне, которая, держа за руку маленького Петра, обратилась к З. со следующими словами: "Прими его и прилежи к научению божественной мудрости и страху Божию и благочинному житию и писанию". Тут только З. понял, в чем дело, и упал к ногам Наталии Кирилловны, говоря, что он недостоин быть "хранителем такого сокровища". На другой день, 12 марта 1677 г., по приказанию Натальи Кирилловны, явился З. уже в качестве учителя. Патриарх отслужил в присутствии царя молебен, окропил царевича Петра освященною водою, благословил его и вручил Зотову. При этом З. был осыпан подарками: патриарх пожаловал ему сто рублей, от царя Феодора он получил двор, от Натальи Кирилловны две пары богатого одеяния.

Обучение чтению шло рука об руку с изучением часослова, псалтири, Деяний и Евангелия. В свободное от уроков время, а иногда и за уроком, в виде отдохновения, З. рассказывал царевичу истории - деяния русских князей и царей, останавливая его внимание на сражениях, осаде городов, завоеваниях и т. д. Чтобы рассказываемое лучше усваивалось, З. обратился к Наталье Кирилловне с просьбой поручить художникам написать красками: грады, палаты, здания, дела военные, великие корабли и вообще "истории лицевыя с прописьми", т. е. с текстом, и распределил все это по разным покоям царевича. Были у царевича и книги с кунштами , т. е. рисунками, называемые в то время потешными , иначе говоря предназначенными для забавы детей. В заслугу З. надо поставить более широкое применение наглядного обучения, так как и раньше существовали так называемые фряжские и немецкие потешные листы и куншты, привозимые с Запада.

В 1679 г. царевич Петр пожаловался Феодору Алексеевичу на боярина Языкова (сравнив его с Годуновым) за то, что он намеревался выселять царевича с матерью из дворца Феодора Алексеевича, под предлогом тесноты помещения. Полагая, что Петр пожаловался по научению Зотова, Языков употребил все свое влияние, чтобы удалить его от царевича. В 1680 г. представился к тому случай: З. был послан, в качестве дьяка, со стольником Вас. Мих. Тяпкиным к крымскому хану Мурат-Гирею для заключения перемирия. В январе 1681 г. было заключено перемирие на 20 лет с крымским ханом, причем и турецкий султан обещался не воевать земли Московского государства. Был ли З. по возвращении из Крыма учителем царевича Петра - неизвестно.

С 1683 г. по 1698 г. встречаются указания на те подарки деньгами и вещами, которые получал З. от юного царя Петра. К праздникам Рождества Христова и к Пасхе, а часто и в обыденное время, Петр жаловал ему разные суммы, начиная от 12 руб. и кончая 100 руб., и дарил то лисий или песцовый мех на кафтан, то сукна кармазину, или камки китайской, то плетеную золотую нашивку и галун. В эти же годы З. находился в числе лиц, сопровождавших Петра, или обоих царей, в их загородных и богомольных походах.

В 1683-92 гг. Зотов был думным дьяком. За участие в Азовском походе 1695-96 гг. (он был у посольских дел) он получил в 1696 г.: кубок с кровлею, кафтан золотный на соболях, ценою 200 руб., золотой в 4 золотых да в вотчину 40 дворов. В 1698 г. З. был в комиссии для расследования стрелецкого бунта. В 1699-1701 гг. мы видим его уже думным дворянином и печатником. В 1701 г., при учреждении Ближней канцелярии, З. был поставлен во главе ее, но не пользовался в делах таким значением, какое имел молодой кабинет-секретарь Макаров. В 1702-1703 гг. З. находился в числе тех пяти лиц, которым Петр поручил наблюдать за укреплением новых "болварков" только что взятой шведской крепости Нотебурга и за возведением земляных бастионов Петропавловской крепости. Так как последние были названы в честь своих строителей, то один из бастионов был известен под именем бастиона Зотова.

Мы не можем указать на что-либо выдающееся в служебной деятельности З. В письмах своих к Петру (1706 г.) он сообщал об отправлении из С.-Петербурга артиллерии и провианта, но неизвестна степень его личного участия в заботах о снабжении войска оружием и съестными припасами. В том же 1706 г. З. пересылал Петру в особой сумке, за своею печатью, все письма, получавшиеся на имя царя из разных городов.

Не будучи ревностным помощником царя в государственном управлении, З. занимал совершенно особое положение при Петре, которого он должен был в детстве, как выразилась Наталья Кирилловна, учить "божественной мудрости, страху Божию и благочинному житию". Не имея данных, мы не можем утверждать, что З. заронил в нежную душу ребенка нежелательные семена. Но как объяснить, что юный царь Петр, создав в 1690-х годах "сумасброднейший, всешутейший и всепьяннейший собор", сделал главой его именно своего бывшего дядьку и учителя с прозвищем "князь-папа"? Быть может, наблюдательный царевич подметил в "смиренном" дьяке те черты, которые так ярко выступили в "князь-папе"? Не вдаваясь в дальнейшие предположения, остановимся на том, что достоверно известно.

Петр составлял и собственноручно писал "чины", т. е. обряды избрания и поставления новых членов "всепьяннейшего собора"; он сам сочинил устав, в который постоянно добавлял и видоизменял его; вообще "собор", как собрание близких людей, готовых шумно отпраздновать победу, заключение мира, спуск корабля, чьи-нибудь именины, свадьбу и т. д. - представлял для Петра развлечение и возможность отдохнуть от государственных дел и забот. На этих пирах первенствовал З. "Всешутейший отец Иоаникит, Пресбургский, Кокуйский и Всеяузский патриарх"; Петр был дьяконом или протодиаконом; многие члены "собора" носили названия "владык" того или другого города. На святках соборяне ездили Христа славить; сам царь ездил по всем боярам, З. посещал купцов. Сохранились известия о нескольких выдающихся пиршествах, в которых принимал участие "всесвятейший патриарх" Никита Моисеевич. 12-го февраля 1699 г., при торжественном открытии нового дворца Лефорта, шутовское шествие из дома полковника Лимы к дворцу Лефорта открывал З., украшенный изображениями Бахуса, Купидона и Венеры. За ним следовала вся компания: одни несли чаши, наполненные хмельными напитками, другие несли сосуды с курящимися табачными листьями. 1-го февраля 1702 г. в этом дворце (по смерти Лефорта сделавшемся достоянием Петра, так как он был построен на казенные средства) справлялась свадьба царского шута Шанского. На современной гравюре изображено десять столов, уставленных в четыре линии покоем; за отдельным столом на возвышении, в глубине залы, сидели на главном месте кн. Феод. Юр. Ромодановский и Ив. Ив. Бутурлин; с левой стороны от них, в патриаршеском одеянии, сидел З. На этой свадьбе присутствовали все члены "собора", и были выполнены до мельчайших подробностей старинные обряды. В переписке Петра с Бор. Петр. Шереметевым, гр. Г. И. Головкиным, кн. Меншиковым, Шафировым и другими близкими людьми постоянно упоминается З., называемый то "всесвятейшим", то "всешутейшим". Передаются поклоны ему, испрашивается благословение, или сообщается Петру, что "за благословением всешутейшего всем собором добре управляемся". Когда Петр ездил в Архангельск - он брал с собой З.; находясь в Нарве в 1706 г. и в Жолкве в 1707 г. - выписывал его туда к празднику Пасхи. Такая диковинка или, по выражению Петра "раретейт", как живые стерляди, привезенные в Санкт-питербурх (в Волги от Твери, сквозь Ладожское озеро, в прорезном стругу), побудила Петра звать на обед З.: "от святейшия руки закланныя - писал Петр Меншикову, - едим сейчас и про ваше здоровье при рюмке ренскова". В отсутствие Петра в 1706 г. многие члены "собора" кушали у "святейшего" и "гораздо служили", потом сидели перед царским двором и веселились, зашли в дом Петра и, в конце концов, Шафиров (он-то и писал об этом Петру) вместе с З. отправился в царский погреб; там З. "откушивал венгерского из четырех бочек, и из одной зело улюбил, и только одну сулейку про себя уцедил и кушал". Остальных гостей Шафиров потчевал рейнским вином, которое "поплоше".

Чтобы дать понятие о переписке З. с Петром, приведем целиком небольшое, но весьма характерное письмо З. от 23-го февраля 1699 г., без соблюдения особенностей тогдашнего правописания. "Нашего смирения сослужителю, геру протодиакону Р. А. [т. е. Piter Алексеевичу] со всею компаниею о Господи здравствовати! Благодарствую вашей любви за возвещение путешествия вашего (за границей) при добром здравии (о чем уведомлен от азовского владыки), и впредь о сем нам ведомо чините. Зело удивляемся вашей дерзости, что изгнанную нашу рабыню, т. е. масленицу, за товарища приняли, не взяв у нас о том свободы; только ведайте: есть при ней иные товарищи: Ивашка и Еремка, и вы от них опаситесь, чтоб они вас от дела не отволокли; а мы их дружбу знаем больше вашего. Сего числа поехали к вам иподиаконы Готовцев и Бехтеев, с которыми наказано от нас подати вам словесно мир и благословение, а масленицу и товарищев ее отлучити: понеже при трудех такие товарищи непотребны; а к сим посланным нашим иподиаконам будьте благоприятны. При сем мир Божий да будет с вами, а нашего смирения благословение с вами есть и будет. Smirennii Anikit власною рукою".

В некоторых письмах встречается соединение цинизма с кощунством, но это не является исключительной принадлежностью писаний З., так, например, Петр Ив. Бутурлин превзошел его в этом отношении.

В 1709 г., после Полтавской победы, Петр пожаловал З. "персону", т. е. свой портрет, а 8-го июля 1710 г. возвел его в графское Российского царства достоинство, при следующем рескрипте: "по прошению и за службу Миките Моисеевичу Зотову дается надание граф , также ближнего советника чин и ближней канцелярии генерал-президент". Внизу рукою З. приписано: "благодарствен за вашу Государскую премногую милость; вышеписанною Царского Величества милостию, написанною Его Государскою Собственною рукою, я, Микита Зотов, пожалован в Санкт-питербурхе, при получении ведомости о взятии города Риги, июля в 8 день 1710 года".

В 1711 г., марта 27-го состоялся сенатский указ "О бытии в Канцелярии Правит. Сената секретного, приказного и прочих по губерниям столов". Велено сохранять в Сенатской канцелярии письма или "нужнейшие ведения", которые будут присылать в Сенат "указом царского величества их милость верховные господа, яко светлейший князь (т. е. кн. A. Д. Меншиков), тако адмирал граф Апраксин, генерал-фельдмаршал Шереметев, государственный канцлер граф Головкин, генерал-президент Ближней Канцелярии граф Зотов, государственный подканцлер барон Шафиров и господин Кузма Патрекеев". Далее в том же сенатском указе все эти лица названы "принципалами".

Принадлежность З. к "верховным господам" и "принципалам" не избавляла его от шуток Петра, граничивших с издевательством. Приведем для примера назначение к З. чтеца. В июне 1712 г. явился в С.-Петербург на царский смотр, в числе других недорослей, Иван Карамышев. "И с оного смотру - как сказано в "Сенатских докладах и приговорах" - по его царского величества именному указу, велено ему быть при тайном советнике и Ближней канцелярии генерал-президенте Никите Моисеевиче Зотове за укоснением языка его (т. е. вследствие косноязычия) в четцах". Карамышев пробыл в доме З. в течение месяца, а когда З. поехал в Померанию, он отпросился домой, где и занемог, по собственным его словам "животною и ножною болезнию". Лишь в августе 1715 г. приехал Карамышев снова в С.-Петербург, вследствие угрозы фискала Посникова; по возвращении З. из Ревеля, Карамышев явился к нему 11 сентября того же года, а 28-го сентября, в бытность Петра в доме З., получил от государя повеление "быть при нем, графе Никите Моисеевиче, по прежнему". Надо обладать особенною изобретательностью, чтобы назначить чтецом косноязычного недоросля, и через три года подтвердить свое приказание.

В конце 1713 г. З. отпросился у царя в Москву, намереваясь якобы поступить в монастырь. Петр посоветовал ему, вместо того, приискать там жену, и З. писал по этому поводу царю, между прочим, следующее: "а в приезде, государь, нашем (т. е. его и жены) в Петербург, какую изволишь для увеселения вашего государского публику учинить, то радостною охотою вас, государя, тешить готов".

У З. были от первого брака (имя, отчество и фамилия первой жены неизвестны) три сына: Василий, Конон и Иван. Конон Никитич, услыхав в конце 1714 г. о тех приготовлениях, которые делались для шутовской свадьбы его отца, был опечален и удручен: с одной стороны, он опасался лишиться наследства, с другой - его возмущало, что старик-отец подвергается такому посмеянию. В подкрепление своей просьбы об отмене свадьбы Конон Никитич приводил в письме к царю слова своего отца: "я бы и рад отречься моей женитьбы; но не смею царское величество прогневать, столько-де стариков собрано для меня, и платья наделано". Просьба Конона Никитича запоздала: он написал Петру 14 января 1715 г., а 16 января должна была состояться свадьба (Никита Моисеевич женился на вдове Анне Еремеевне Стремоуховой, урожденной Пашковой). Еще 25-го сентября 1714 г., по приказу Правит. Сената, велено прожиточное поместье ее и вотчину, которыми она владела до именного царского указа о движимых и недвижимых имениях 1714 г., "справить ныне или после женитьбы за женихом ее, царского величества тайным советником и ближней канцелярии генералом-президентом графом Магнусом Наклевании Никитою Моисеевичем Зотовым". Когда Петр дал Зотову это прозвище - неизвестно. Месяц спустя, в сенатском приговоре о ведении в Ближней канцелярии приходных и расходных книг разных губерний сказано: "объявить в Ближней канцелярии генералу-президенту графу магнусу на клевании Никите Моисеевичю Зотову с товарыщи". В первом случае можно было допустить, что З. в шутку назван Магнусом Наклевании , в связи о предполагавшейся "потешной" свадьбой его, но повторение этого прозвища в сенатском приговоре ясно доказывает, что Петр закрепил за ним приставку, как бы намекавшую на великую способность клевать носом, т. е. на чрезмерную выпивку.

12-го декабря 1714 г. Петр приказал всем лицам, назначенным присутствовать на свадьбе З., явиться в дом секретаря Волкова на Васильевском острове в костюмах; но, чтобы народ не видал костюмов, покрыться епанчами, а главные уборы привезти с собою. Жених должен был быть в кардинальском одеянии; князь-кесарь (кн. Юрий Феод. Ромодановский) в Царе-Давыдовском. Роспись, кому в каком платье быть и с какими играми , была составлена самим царем. Для большего разнообразия одинаково были одеты лишь 3-4 человека; в редких случаях 5 человек. Тут были: лютеранские пасторы, арцибискупы (т. е. католические епископы), бернардинские монахи, рыцари, гамбургские бургомистры, рудокопы, китоловы, рыбаки, немецкие пастухи, скороходы, матросы; из народностей: китайцы, американцы, японцы, армяне, лопари, турки, поляки, венецианцы и т. д. Несколько человек было просто в шубах, охабнях и коротких шубах навыворот. Все три сына Никиты Моисеевича были в асессорском платье и держали в руках соловьев. Женские наряды гораздо менее интересны, и мы не станем на них останавливаться. "Игры" состояли не только из барабанов, дудочек, медных тарелок, флейт и свирелей; тут были и трещотки, сковороды, разные рожки, собачьи свистки, волынки, ложки с колокольчиками, "варганы", пузыри с горохом и т. д.

Приглашение гостей было предоставлено четверым заикам и совершалось по особому объявлению, составленному самим Петром. Начиналось оно так: "Позвать вежливо, особливым штилем, не торопясь, тово, кто фамилиею своею гораздо старее чорта (то есть Обер-Корсицкого Маразина"). Далее, между прочим, читаем: "Тово бы не забыть, кто пятнадцать дней чижика приискивал, да не сыскал; не знаю о том, может ли он и то сыскать, куда он устремляется, и куды гости призываются, и торжество приготовляется; тово человека, кто в Алепе родился; тово кто кушать приуготовить умеет; тово, кто не по силе борца сыскал".

16 января 1715 г., после трех пушечных выстрелов, мужчины съехались в дом гр. Головкина, а женщины, с императрицей и другими царственными особами во главе - в дом князь-игуменьи Ржевской. Оттуда шествие направилось в церковь. Знатные особы ехали в линеях, запряженных шестериком. Обрученная чета шла пешком, поддерживаемая четырьмя старцами; впереди выступали, в качестве скороходов, четыре мужика, до такой степени тучных и неповоротливых, что, в сущности, сами они нуждались в вожатых. Царь находился среди поезжан в матросском платье. Треск, свист и грохот упомянутых нами выше орудий сливался с колокольным звоном, и получился невообразимый шум. Для венчания З. был выписан из Москвы священник Архангельского Собора, имевший более 90 лет от роду. Из церкви, тем же порядком, шествие направилось в дом новообвенчавшегося князь-папы , или, как его тогда называли, князь-патриарха. Молодые (по свидетельству кн. П. В. Долгорукого, Никите Моисеевичу было лет восемьдесят) усердно потчевали гостей разными напитками. На улицах выставили для народа бадьи с вином и пивом и разные яства; многие кричали: "Патриарх женился! Патриарх женился!" Другие, держа в руках ковш вина или пива, восклицали: "да здравствует патриарх с патриаршею". На другой день возили молодых по городу, в предшествии всех участников свадебного торжества.

Вот что говорит относительно этой свадьбы С. М. Соловьев: "Свадьба Зотова заслужила особенное внимание: одни вооружаются против неприличия этого торжества, другие стараются оправдать его, и вообще хотят видеть здесь насмешку над патриаршеством, желание унизить сан, который хотелось уничтожить. Но мы знаем, что это была просто игра в короли, папы и патриархи, игра, понятная при тогдашнем состоянии юного общества. Зотов назывался Кокуйским патриархом еще тогда, когда настоящий патриарх был в Москве, когда, по всем вероятностям, не западала еще мысль об уничтожении патриаршества; теперь этот Кокуйский, шутовской патриарх вздумал жениться и свадьбу его отпраздновали, приличным его званию образом. Если предположить, что Петр хотел насмеяться над патриаршеством, то надобно предположить, что он хотел насмеяться и над своею собственною царскою властию, потому что у него был и шутовской Пресбургский король, впоследствии кесарь; со смертию старика Зотова шутовское патриаршество упразднилось, но остался князь-папа в соответствие князю-кесарю".

З. умер в 1717 г., и в конце этого года, перед избранием нового князь-папы, Петр обратился от лица собора со следующей просьбой к князю-кесарю Ив. Феод. Ромодановскому, возведенному в это звание по смерти отца: "Великий Государь Князь Цесарь Иван Феодорович! Известно вашему величеству, что отец ваш и богомолец в. князь-папа, всешутейший Аникита от жития сего отъиде, и наш сумазброднейший собор остави безглавен; того ради, просим в. в. призрети на вдовствующий престол избранием Бахусо-подражательного отца". В князь-папы был избран Петр Ив. Бутурлин, за которого и вышла потом замуж вдова Никиты Моисеевича Зотова, Анна Еремеевна.

У З. были земельные владения: в Бежецком Верху деревня Софонова; в Коломенском у. село Карпово; в Московском у. село Доношево; в Ингермандандии за ним и за его сыновьями значилось 130 дворов. Кроме того, у него были дома: на острове Котлине и в С.-Петербурге на месте теперешнего Гагаринского буяна, при слиянии Невки с Невою, на Петроградской стороне.

Хотя в дипломе, выданном в 1713 г., было написано, что графское достоинство переходит и к потомкам Зотова, но по кончине гр. Никиты Моисеевича сыновьям и внукам его запрещено было именоваться графами. Император Александр I, указом от 21 июня 1803 г., восстановил в графском достоинстве Николая Ивановича Зотова, приходившегося Никите Моисеевичу праправнуком. Произошло это по просьбе князей Куракиных, когда Ник. Ив. Зотов посватался к княжне Елене Алексеевне Куракиной.

С. Г. Г. и Д., IV. - А. А. Э., ІV. - Доп. к Акт. Ист., т. т. VIII, IX, XII. - Дв. разр., IV. - П. С. З., II-V. - Есипов , "Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом". М., 1872 г., т. І. - Письма и бумаги императора Петра Великого, изд. особой комиссией по Высочайшему повелению. СПб. 1887-1912 гг., т. т. I-VI. - Кн. П. В. Долгоруков , "Рос. Род. кн.", II. - "Mémoires du prince P. Dolgoroukow ". Genève, 1867, т. І. - Записки Желябужского и Крекшина в изд. Сахарова "Записки русских людей". М., 1841 г. - "Архив кн. Куракина ", т. т. І и ІІІ. - Голиков , "Деяния Петра Вел.", т. т. І-VI, XIII-XV. - Петров , "История С.-Петербурга". СПб., 1883 г. - Пыляев , "Старый С.-Петербург". 1887 г. - Соловьев , "История России", т. т. XIV-XVI. - Забелин , "Опыты изучения русских древностей и истории". М. 1872 г., ч. I. - Детские годы Петра Великого. - "Рус. Ст." 1872 г., т. V ("Шутки и потехи Петра Великого; Петр Великий, как юморист"). - "Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правит. Сенате в царствование Петра Великого". Изд. Имп. Акад. Наук, т. т. II-V.

- (около 1644 1718), думный дьяк, с 1710 граф. Начал службу подьячим московских приказов. В конце 1670 начале 1680 х гг. учитель царевича Петра. В 1695 начальник походной канцелярии Петра I под Азовом, с 1701 глава Ближней канцелярии, Печатного… …

- (около 1645 1718), граф (1710), думный дьяк. Учитель Петра I. Дьяк Челобитного, Сыскного, Поместного и других приказов. Участвовал в расследовании Стрелецкого восстания 1698. С 1701 ближайший советник и генерал президент Ближней канцелярии. * *… … Энциклопедический словарь

Никита Моисеевич (около 1644 1718), думный дьяк, с 1710 граф. Начал службу подьячим московских приказов. В конце 1670 начале 1680 х гг. учитель царевича Петра. В 1695 начальник походной канцелярии Петра I под Азовом, с 1701 глава Ближней… … Большая советская энциклопедия

1 . Никита Моисеевич (ок. 1644 1718) думный дьяк, с 1710 граф. Начал службу подъячим моск. приказов. В кон. 1670 нач. 1680 х гг. учитель царевича Петра, с чем связана дальнейшая карьера З.: дьяк Челобитного, Сыскного, Поместного и др. приказов, в … Советская историческая энциклопедия

К числу более чем 300 графских родов (включая угасшие) Российской империи относятся: возведённые в графское Российской империи достоинство (к началу XX века не менее 120), возведённые в графское Царства Польского достоинство… … Википедия

К началу XX века в Российской империи было учтено около 320 графских родов, в том числе 120 возведённых в графское достоинство российскими императорами, 150 возведённых иностранными монархами и признанных в своём достоинстве в Российской… … Википедия

Алексей Яковлевич Нестеров Род деятельности: Обер фискал Российской империи (с 1715) Дата рождения: 1651 год(1651) Гра … Википедия

Шут на картине У. М. Чейза Список шутов включает перечисление как реальных, так и вымышленных персонажей, упоминаемых в историческ … Википедия

Эта страница информационный список. См. также основную статью: Новодевичье кладбище Содержание … Википедия

учитель Петра Великого

Биография

Родился в семье дьяка Моисея Васильевича Зотова. В 1677 году, дьяк Зотов был рекомендован царю Фёдору Алексеевичу боярином Соковниным; учительские способности его были испытаны Симеоном Полоцким , и ему было поручено учение пятилетнего царевича Петра. Главный предмет преподавания, кроме грамоты, заключался в чтении и учении Часослова, Псалтыря и Евангелия; обыкновенный курс учения царевича дополнялся под руководством Зотова так называемыми «Потешными книгами с кунштами» (картинами).

В августе 1680 года Зотов был отправлен в Крым вместе с стольником Тяпкиным, для окончания мирных переговоров с ханом Мурадом Гиреем, и принял участие в заключении Бахчисарайского мира.

В 1690-х Зотов занимал место думного дьяка. В 1703 году заведовал Ближней походной канцелярией, был печатником. Как старый, опытный «излагатель» царской воли, в указах назывался «ближним советником и ближней канцелярии генерал-президентом». Весьма видную роль он играл в дружеской компании приближенных лиц государя - Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор. В этой компании, где Пётр назывался «святейшим протодиаконом», Зотов носил титул «архиепископа прешпурского, всея Яузы и всего Кокуя патриарха», а также «святейшего и всешутейшего Ианикиты» (с 1 января 1692 года). В 1710 году ему был дан титул графа; см. также Зотовы.

В 1714 году семидесятилетний старик Зотов, наполовину выживший из ума, вздумал жениться на вдове капитана Стремоухова - Анне Еремеевне Стремоуховой, урожденной Пашковой. Пётр сначала был против этого брака, но потом уступил желанию Зотова и в начале 1715 года отпраздновал свадьбу шутовского патриарха с приличным его званию торжеством. После смерти Зотова его пост «патриарха» унаследовал Бутурлин, которого царь заставил жениться на зотовской же вдове.

В Москве сохранились палаты Никиты Зотова - Кремлёвская набережная, д. 1/9.

Смиренный Аникита. Никита Зотов

Дьяк Челобитного приказа Никита Моисеевич Зотов (ок.1644–1718) был с младых ногтей беззаветно предан Дому Романовых. Ему доверяли ответственные задания самого деликатного свойства. “Тишайший” царь Алексей Михайлович поручил ему расследование злоупотреблений и казнокрадства боярина Ивана Хитрово, служившего на Дону. При царе Федоре Алексеевиче Зотов был отправлен в Крым для переговоров о мире со спесивым крымским ханом Мурад-Гиреем, что потребовало от московита немалого самообладания и изворотливости. А сколько немыслимых унижений пришлось пережить Зотову (вкупе с другими эмиссарами царя) за долгие десять месяцев крымского плена! Басурмане не думали церемониться с русскими и отвели им весьма убогое помещение, скорее напоминавшее загон для скота. “Воистину объявляем, – писали заложники в Белокаменную, – что псам и свиньям в Московском государстве далеко покойнее и теплее, нежели там нам, посланникам царского величества, а лошадям не только никаких конюшен нет, и привязать не за что; кормов нам и лошадям ничего не давали, а купить с великою нуждою хлеба, и ячменя, и соломы добывали, и то самою высокою ценою”. Истый государственник и патриот, Зотов, несмотря на все угрозы крымцев (а ему угрожали смертью), отчаянно отстаивал интересы России. Бахчисарайский договор с Мурад-Гиреем был, в конце концов, заключен, но на не слишком выгодных для России условиях. В этом-то “оскорбительном” для русских договоре обвинили как раз Зотова, забыв о том, что если бы не он, перемирия вообще бы не состоялось.

Вернувшись из крымского плена в Первопрестольную, Никита Моисеевич попал, что называется, из огня да в полымя. Он подвергся жестокой опале и был посажен под домашний арест. От Зотова шарахались в буквальном смысле как от чумы – запрещали видеться с друзьями и передавать другим личные вещи, опасаясь, что тот привез из Крыма моровое поветрие. Однажды его посетил пристав и приказал Зотову немедленно покинуть столицу и отбыть в свою деревню. Но Никита не сразу покорился: интуиция подсказывала ему, что именно здесь, в Москве, он вскоре будет востребован и оценен. Он тянул время, обставляя свой предполагаемый отъезд все новыми и новыми препятствиями; говорил, к примеру, что без письменного царского указа боится трогаться с места, “чтоб ему того в побег не поставили”. Отправиться в свое захудалое имение Донашево, что под Коломной, ему все-таки пришлось, но жительствовать там довелось недолго: очень скоро туда прибыл специально отряженный вестовой с приказанием мчать Зотову в Москву и предстать пред царские очи.

Прибыв во дворец, Никита и ведать не ведал, отчего удостоился монаршего внимания. Не знал, что много лестных слов насказал о нем царю Федору Алексеевичу боярин Федор Соковнин – он-де, Зотов, муж и трезвый, и кроткий, и смиренный, и всяких добродетелей исполнен, и в грамоте и писании искусен. Все это было сказано боярином в нужном месте и в нужное время, ибо царь озаботился тогда образованием своего малолетнего брата и крестника, царевича Петра (будущего императора Петра Великого), и как раз искал для него подходящего учителя и наставника. Все сошлось на Зотове: “Его кандидатура удовлетворяла всех, – отмечает исследователь Ирина Грачева, – и окружение царевны Софьи, озабоченно следившее за подраставшим Петром, и царя Федора Алексеевича, проявлявшего заботу о своем крестнике, и мать Петра, не доверявшую Милославским”.

Когда придворный спальник объявил Никите, что государь требует его к себе, тот “пришел в страх и беспамятство, так что не мог сдвинуться с места… Постояв немного и отдышавшись, сотворил он крестное знамение и истово, тихими стопами пошел со спальником во внутренние покои к царскому величеству”. Федор Алексеевич принял его ласково, пожаловал к руке и подверг испытанию: известный ученый-архиерей и стихотворец Симеон Полоцкий проверял знания Никиты и в чтении, и в письме, и в Священном Писании. Полоцкий остался доволен экзаменуемым и доложил царю: “Яко право то писание и глагол чтения”. Мать Петра, Наталья Кирилловна, стала напутствовать оробевшего Зотова: “Вручаю тебе единородного сына моего, – объяснила она, наконец, причину его вызова в царевы палаты. – Прими его и прилежи к научению божественной мудрости и страху Божию и благочинному житию и писанию”. Тут только Зотов понял, в чем дело, и, “весь облияся слезами”, упал к ногам царицы со словами “несмь достоен прияти в хранилище мое толикое сокровище”, сиречь Петра. Та ободрила дьяка и повелела завтра же приступить к занятиям с царевичем.

На другой день Никита Моисеевич явился во дворец уже в качестве учителя. Патриарх отслужил по сему случаю молебен, окропил Петра освященною водою, благословил его и вручил Зотову. Новоиспеченный ментор был сразу же осыпан щедрыми дарами: патриарх пожаловал его ста рублями, Федор Алексеевич – двором в Москве, Наталья Кирилловна – двумя парами богатого одеяния.

Чему же обучал Зотов венценосного отрока? Прежде всего, старинному русскому школьному знанию XVII века, включавшему в себя традиционные букварь, часослов, Евангелие, Псалтирь и Деяния апостольские. Никита Моисеевич дополнил, однако, эти премудрости сведениями из истории, рассказывая юному Петру о прославленных российских и иноземных государях и героях прошлого. Педагогом Зотов оказался замечательным, ибо блестяще использовал в своем преподавании способ наглядного обучения. Воспользовавшись свойственным всем детям жадным вниманием к книжкам с картинками, он, по словам биографа Петра I Ивана Голикова, “велел изобразить красками и расписать всю российскую историю в лицах…, а притом и знатные европейские города, великолепные здания, корабли и прочее; и сии рисунки расположил по разным покоям, в которые, приводя его [Петра – Л.Б.], изъяснял ему оные и нечувствительно давал ему разуметь, что без знания истории невозможно государю достойно царствовать”. К тому же Никита Моисеевич привлекал весьма распространенные с конца XVII века так называемые русские лубочные листы с картинами светского содержания (их специально покупали для царевича в Овощном ряду в Москве). На гравюре того времени изображен бородатый Зотов, показывающий своему царственному ученику “потешные и учительные” картинки. Любопытно, что, став императором, Петр будет всячески поощрять лубочное производство, полагая, что такие картинки станут наглядной энциклопедией различных знаний и сведений.

Зотовскую науку Петр постиг довольно быстро: читал наизусть Евангелие и “Апостол”, сносно писал, знал обряды церковной службы и даже пел на клиросе “по крюкам”. И хотя потом Петр, с высоты своего универсального самообразования, отзывался о своем начальном обучении не вполне лестно, следует признать: уроки Никиты Моисеевича пробудили в нем ту удивительную любознательность и жажду нового, что впоследствии столь резко выделяло этого преобразователя России из общего ряда правителей.

В русской исторической романистике Зотов, особенно на раннем этапе, предстает истым христианином, благочестивым и скромным, строго соблюдавшим все православные обряды. Он рьяно служил делу Петра, с которым уже не расставался до конца своих дней. Рабскую покорность своему бывшему ученику Никита Моисеевич проявлял еще будучи думным дьяком, то есть с 1683 года. Есть свидетельства, что юный царь даровал ему за службу то денежные суммы, то лисий и песцовый мех на кафтан, то сукно кармазин, то китайскую камку, то плетеную золотую нашивку и галун. Зотов неизменно сопровождал Петра в загородных и богомольных походах. И в знаменитой “потешной” Кожуховской баталии 1694 года он тоже был рядом со своим воспитанником.

Историк Сергей Соловьев назвал Зотова “старым, опытным излагателем царской воли в указах”, а потому Никита получил титул “ближнего советника”. Особенно он отличился в Азовском походе 1695–1696 гг., где заведовал походной канцелярией государя. Монаршии приказы ему надлежало записывать и на военных бивуаках, и на поле брани. “Бдел в непрестанных же трудах письменных, расспрашиванием многих языков и иными делами”, – удовлетворенно говорил о нем Петр. И неслучайно на триумфальном шествии по случаю Азовской победы Зотов, со щитом и саблей в руках, горделиво восседал в парадной царской карете во главе церемониала. За Азов он получил от Петра “кубок с кровлею, кафтан золотный на соболях, ценою 200 р, золотой в 4 золотых да в вотчину 40 дворов”.

В бытность же противостояния царя и его амбициозной сестры, цесаревны Софьи, Никита сразу же занял сторону Петра и был первым из думных дьяков, прибывших ему на помощь в Троице-Сергиев монастырь. Тогда же, в 1689 году, Никита принял деятельное участие в расправе над мятежными стрельцами. Петр всегда безгранично доверял своему “дядьке”, поручил ему в 1698 году вести жестокий розыск по стрелецкому бунту. В прошлом тихий и робкий, Никита в угоду царю пытает и допрашивает с пристрастием врагов трона и рьяно “кнутобойничает” в Преображенском застенке.

Карьера его вполне задалась. С 1699 года он – думный дворянин и печатник, с 1701 – генерал-президент Ближней канцелярии. В 1702–1703 гг. при закладке Северной Пальмиры наблюдал за укреплением Шлиссельбурга и возведением одного из бастионов (получившего название “бастион Зотова”). К послужному списку Никиты надо прибавить, что он входил в состав “кумпанств”, совместными усилиями строивших военные и торговые корабли для России. Постепенно он становится состоятельным человеком: по реестрам Генерального двора, он имел 446 крестянских дворов в Вяземском, Коломенском и Ружском уездах. Ему принадлежало и богатое подворье у Боровицких ворот Кремля, а также другие дорогие усадьбы в Москве.

Казалось, исполнительный Зотов потрафлял царю во всем, даже в мелочах. Тем большего внимания заслуживает сцена, в коей наш герой, зная импульсивность и крутой нрав Петра, не убоялся перечить венценосцу. Однажды, за обедом, царь весьма осердился на воеводу Алексея Шеина за то, что тот производил офицеров в полковники не по заслугам, а за деньги. “В справедливом негодовании, – рассказывает очевидец, – царь подошел… к князю Ромодановскому и думному дьяку Никите Моисеевичу; заметив, что, однако, они оправдывают воеводу, до того разгорячился, что, махая обнаженным мечом во все стороны, привел тут всех пирующих в ужас… Никита Моисеевич, желая отвратить от себя удар царского меча, поранил себе руку”. Впрочем, царь любил своего бывшего наставника, и подобные случаи были редки.

С начала 1690-х годов ведет свой отсчет организованный по воле Петра Всешутейший и Всепьянейший Собор, дикие оргии которого нужны были царю, чтобы преодолеть свою неуверенность и страх, снять стресс, выплеснуть необузданную разрушительную энергию. Историки рассматривают этот культурный, точнее, антикультурный, феномен как способ порвать со стариной, а также дискредитировать церковные традиции вообще и патриаршества в частности. Оказалось, что распрощаться с этим легче хохоча и кривляясь.

В этой шутовской иерархии Зотов получил звание “шутейшего князя-папы” и титул “архиепископа Прешбургского, всея Яузы и всего Кокуя патриарха (Прешбург – потешная крепость на Яузе, где проходили учения петровских полков; Кокуй – название Немецкой слободы в Москве). Произошло это на святочном празднестве в селе Преображенском, где сей разгульный потешный “священнослужитель” предстал во всей своей бесстыдной красе: митра его была украшена нагим Вакхом, посох – нагими же Венерой и Амуром, возбуждавшими страстные желания. За ним следовала толпа вакханок и селадонов с кружками и флягами, наполненными пивом и водкой. На мотивы церковных гимнов они пели ернические и похабные песни, а шутовской патриарх кадил в помещениях табачным дымом.

Согласно версии современника Франца (Никиты) Вильбоа, “пьяница” Зотов, домогавшийся высокой должности, якобы сам напросился на сию шутовскую роль. “Ты будешь назначать кардиналов, которые будут князьями, – подбадривал царь честолюбивого Никиту, – обязанными восхищаться всем, что ты скажешь, и подчиняться этому… К этому я добавляю пансион в две тысячи рублей и за первые шесть месяцев заплачу тебе вперед, утверждая тебя в твоей новой должности”.

На самом же деле Никита Моисеевич отнюдь не страдал приверженностью к зеленому змию, а, наоборот, слыл трезвенником и постником. И, как это ни парадоксально, именно это и определило его назначение в пьяные патриархи. Ведь Собор, как и другие петровские кощунства, был одушевлен законами мировой карнавальной культуры, согласно которым действительность воссоздавалась здесь в перевернутом, “опрокинутом” виде. Все выворачивалось наизнанку: и надетые тулупы вывертывались вверх мехом, и человек представал здесь в совершенно не свойственном для него положении. Так, четверо заик выполняли на всешутейших сборищах обязанности церемонийместеров; толстяки, задыхавшиеся от ходьбы, – роль скороходов.

Отлынивать от участия в Соборе было столь же опасно, как от государевой службы. Известен такой случай: отличавшийся беспримерным косноязычием недоросль Иван Карамышев был назначен “быть при шутовском патриархе [т. е. Зотове – Л.Б.] в чтецах”. Измучившись непосильными обязанностями, тот сбежал домой, известив патрона, что занемог “животною и ножною болезнью”. Петр, однако, вытребовал его назад, настаивая на продолжении шутовского служения. Недорослю пришлось подчиниться: ведь за неповиновение царю любой мог быть выслан в Сибирь или даже казнен!

О том, сколь разительна была перемена, произошедшая в поведении Никиты Моисеевича, свидетельствуют факты. В 1690 году, когда состоялось избрание нового патриарха Адриана, богомольный Зотов был в числе тех, кто после торжественной церемонии в Успенском соборе благоговейно сопровождал сего пастыря в патриаршие палаты. А всего лишь несколько лет спустя, на официальной церемонии во дворце Лефорта, “думный дьяк Моисеевич, разыгрывающий роль патриарха, по требованию царя начал пить на поклонение. В то время как этот лицедей, подражающий духовному сановнику, пил, каждый должен был, в виде шутки, преклонить перед ним колено и просить благословления, которое он давал двумя чубуками, крестообразно сложенными… Тот же Моисеевич, с посохом и прочими знаками патриаршего достоинства, первый, пустившись в пляс, изволил открыть танцы”.

Сохранилось свидетельство очевидца кощунственного обряда вступления во Всешутейший собор, сопровождавшегося отречением от традиционных духовных ценностей и принятием прямо противоположных им новых. “Брали меня в Преображенское, и… Никита Зотов ставил меня в [потешные] митрополиты, и дали мне для отречения столбец, и по тому письму я отрицался, а в отречении спрашивали вместо: веруешь ли? – пьешь ли? И тем своим отречением я себя пуще бороды погубил, что не спорил, и лучше бы мне было мучения венец принять, нежели такое отречение чинить”.

Подробно описывать кощунственные церемонии, оргии, празднества и шутовские свадьбы мы не будем. Скажем лишь, что Зотов был не просто их непременным участником, но и одним из главных действующих лиц. И все это Никита делал в угоду авторитарному царю. Он, в частности, ведал кубком Большого Орла о двух литрах, который заставлял выпить разом проштрафившегося придворного, после чего тот без памяти валился с ног.

Соборяне испрашивали у Всешутейшего благословение и состояли с ним в переписке, исполненной цинизма и кощунства. Свои послания князь-папа обычно заканчивал словами: “При сем мир Божий да будет с вами, а с нашего смирения благословение с вами есть и будет. Smirennii Anikit властною рукою”. Петр оказывал Никите Моисеевичу всевозможные почести и награждал своего “дядьку”.

После победоносной Полтавской баталии Зотов был пожалован царской “персоной” (т. е. портретом в драгоценной оправе). Но этого “дядьке” царя показалось мало. И в день взятия города Риги, 8 июля 1710 года, он испросил у Петра награду более весомую, а именно был возведен в графы Российской империи при таком рескрипте: “По прошению и за службу Миките Моисеевичу Зотову дается надание “граф”, а также ближнего советника чин и ближней канцелярии генерал-президент”. Внизу грамоты рукой Зотова приписано: “Благодарствен за Вашу Государскую премногую милость”. В 1713 году царь утвердил графский герб рода Зотовых: “Сердце красное на поле синем округлом, пронзенное от земли на крест златыми стрелами с короной, за тою и прочие гербовые знаки…”.

Историк Ирина Грачева эффектно назвала свою статью о Зотове: “Из шутов – в графы!”, подчеркнув тем самым, что титула сего он достиг своим скоморошеством. На самом же деле (и об этом свидетельствует начертанная рукой Петра I надпись на графском гербе Никиты: “Верность и терпение”) он достиг успеха благодаря долгоголетней верной и беспорочной службе-царю на всех занимаемых им должностях, где шутовство было лишь одной из граней его многотрудной деятельности. Неслучайно он будет определен в Сенатскую канцелярию и назван одним из пяти верховных господ – “принципалов”. В 1711 году Никита Моисеевич был назначен государственным фискалом, взяв на себя “сие дело, чтобы никто не ухоронился и прочего худа не чинил”. Именно за служебное рвение Зотов получил тогда высокий чин тайного советника.

В 1714 году произошло нечто чрезвычайное: семидесятилетний всешутейший патриарх Зотов решает совершить поступок – не в шутку постричься в монахи и определиться в самый что ни на есть настоящий монастырь. Можно лишь догадываться, как надоели ему на склоне лет кощунства вкупе с беспрестанной пьяной вакханалией. Быть может, Никита вспоминал молодость, когда он, смиренный наставник царевича, тщился приобщить его к благочинному житию и страху Божьему. Вышло совсем наоборот – это Петр превратил его из трезвенника в бражника, приобщил к откровенным издевательствам над святостью и благочестием.

И вот впервые Никита решился ослушаться: отпросился в Первопрестольную в надежде принять там постриг. Но царь, который рассматривал монастыри исключительно как прибежище для тунеядцев, остался непреклонен, посоветовав ему лучше приискать себе жену. (К слову, это была не единственная матримониальная инициатива царя: ранее, в 1712 году, он отверг прошение о монашестве престарелого графа Бориса Шереметева и самолично нашел ему суженую).

И в который уже раз Никита Моисеевич вновь покорился воле своего царственного патрона. “А в приезде, Государь, нашем [т. е. его и жены] в Петербург, – подобострастно писал он Петру, – какую изволишь для увеселения Вашего Государского публику учинить, то радостною охотою Вас, Государя, тешить готов!”

Узнав о приготовлениях к задуманной царем шутовской свадьбе, обеспокоились дети Зотова от первого брака, и, прежде всего, забил тревогу его сын, Конон Никитич. Тот сетовал, что его отец станет всеобщим посмешищем; кроме того, как и его братья, боялся лишиться наследства. Конон написал царю отчаянное письмо, в коем слезно просил Петра отменить позорище и приводил подлинные слова отца: “Я бы и рад отречься от моей женитьбы; но не смею царское величество прогневать, сколько-де стариков собрано для меня, и платья наделано”. Письмо, однако, запоздало: он написал его 14 января 1715 года, а 16 января уже должна была состояться свадьба Никиты Моисеевича и вдовы Анны Еремеевны Стремоуховой, урожденной Пашковой.

Гости явились на торжество в самых экзотических карнавальных костюмах. Тут были лютеранские пасторы и католические епископы, бернардинские монахи и рыцари, рыбаки и немецкие пастухи, матросы, крестьяне и т. д. Поражала и этнографическая пестрота гостей: в свадебном поезде шествовали рядом армяне, китайцы, американские эскимосы, японцы, самоеды, турки, лопари, поляки, итальянцы и т. д. А какой шум поднялся! Оглушительные звуки барабанов, дудок, медных тарелок, флейт, свирелей, трещоток, сковородок, рожков, собачьих свистков, волынок, колокольчиков, пузырей с горохом сливались в невообразимую какофонию.

Обрученная чета шла пешком, поддерживаемая четырьмя старцами. Их венчал поп девяноста лет от роду, специально выписанный из Москвы. На улицах выставили бадьи с вином и пивом и разные яства для народа. Многие кричали: “Патриарх женился! Патриарх женился!” и “Да здравствует патриах с патриаршею!”.

Точное описание этой шутовской свадьбы оставил камер-юнкер Фридрих Вильгельм Берхгольц: “Новобрачный и его молодая, лет 60, сидели за столом под прекрасными балдахинами, он с царем и господами кардиналами, она с дамами. Над головою князя-папы висел серебряный Бахус, сидящий верхом на бочке с водкой… После обеда сначала танцевали; потом царь и царица, в сопровождении множества масок, отвели молодых к брачному ложу. Жених в особенности был невообразимо пьян. Брачная комната находилась в… широкой и большой деревянной пирамиде, стоящей пред домом Сената. Внутри ее нарочно осветили свечами, а ложе молодых обложили хмелем и обставили кругом бочками, наполненными вином, пивом и водкой. В постели новобрачные, в присутствии царя, должны были еще раз пить водку из сосудов, имевших форму partium genetalium [половых органов – Л.Б.]… и притом довольно больших. Затем их оставили одних; но в пирамиде были дыры, в которые можно было видеть, что делали молодые в своем опьянении”.

В 1718 году Всешутейший патриарх отошел в мир иной. Дети его, вынужденные вести с мачехой тяжбу из-за наследства, не уставали говорить о невменяемости старика-отца, “обретавшегося в младенческом состоянии”, и корили Стремоухову, что та “уморила его плотской похотью”. Царь же писал о Никите Моисеевиче: “Отец наш и богомолец князь-папа, всешутейший Аникита, от жития сего отъиде, и наш сумасброднейший собор остави безглавлен”.

Но – свято место пусто не бывает! – вскоре был найден новый князь-папа, дворянин Петр Бутурлин. Ему-то от почившего в бозе Зотова перешла вместе с шутовскими атрибутами и жена Всешутейшего патриарха – Анна Еремеевна.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Никита Хрущев Главная черта Хрущева, которую отмечают все историки, – противоречивость. Это отразилось и в памятнике работы Э. Неизвестного на его могиле – сочетании белых и черных камней. Разоблачив культ личности Сталина, он почти сразу же дал задний ход. 30 июня 1956 г.

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Как уходил Никита Он обещал показать мне «знаки заборейские» и открыть какие-то их тайны. Однако предупредил, что сделает это, лишь когда я стану «подготовленным» и снова приеду в Беломорье.Как подобное должно произойти? По каким признакам я узнаю об этом? И что вообще

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

27.16. Смиренный гость Однажды в начале XX в. иностранцы в Китае устроили театральное представление. Среди гостей находился один-единственный китаец. Поначалу иностранцы внимательно следили за происходящим на сцене, но затем постепенно все их внимание приковал к себе

Из книги Герои, злодеи, конформисты отечественной НАУКИ автора Шноль Симон Эльевич

Глава 17 Художник Владимир Семенович Зотов (1904-1978) и ботаник Владимир Николаевич Дегтярев (1881-1938) В основном, в очерках в этой книге рассказывается о людях, чья жизнь оставила заметный след в жизни нашей страны. Но нет числа потенциально великих поэтов, художников,

Из книги 1991: измена Родине. Кремль против СССР автора Сирин Лев

Никита Михалков Михалков Никита Сергеевич – российский и советский режиссер, Председатель Союза кинематографистов России, народный артист РСФСР. Родился 21 октября 1945 г. в Москве. Лауреат премии «Оскар» за лучший иностранный фильм. Награжден орденами: «За заслуги перед

Из книги Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина автора Акельев Евгений Владимирович

Школьник Сергей Зотов Пятнадцатого сентября 1743 года в Сыскном приказе доноситель Иван Каин «извещал словесно»: «…сего де числа ходил он для сыска воров и мошенников, и в [Китай-]городе на [Красной] площади поймал он школьника Сергея Зотова, [который] в разных местах

Из книги Покушения и инсценировки: От Ленина до Ельцина автора Зенькович Николай Александрович

КРЕПИСЬ, НИКИТА! Выстрелы у часовни прогремели в четверг, двадцатого июня, а уже в субботу, двадцать второго, «Петроградская правда» в разделе хроники поместила извещение ЦК партии социалистов-революционеров: «Петроградское бюро ЦК ПСР заявляет, что ни одна из

Из книги Московские загадки автора Молева Нина Михайловна

А учил его Никита Зотов «А вы задумайтесь, – говаривал Николай Михайлович Карамзин, разве это не примечательно, что рядовой дьяк из приказов, выбранный в школьные учителя царским детям, мог дать царевичам представление не только о грамоте, но и о литературе – российской

Из книги Как Брежнев сменил Хрущева. Тайная история дворцового переворота автора Млечин Леонид Михайлович

Наш Никита Сергеевич В тот сентябрьский день 1971 года, когда Хрущева повезли в больницу, откуда он уже не вернется, по дороге Никита Сергеевич увидел посевы кукурузы. Огорченно заговорил, что не так посеяли, урожай мог быть больше. Жена, Нина Петровна, и лечащий врач просили

автора Лобанов Михаил Петрович

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

Никита забыл? Из доклада Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС «О культе и его последствиях» 23 февраля 1956 г.Весьма тяжкие последствия, особенно для начального периода войны, имело также то обстоятельство, что на протяжении 1937–1941 годов, в результате подозрительности Сталина, по

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Северная война: взятие Ниеншанца, 1703 год Аникита Репнин, Алексей Макаров, Борис Шереметев, Джон Ден Крепость Ниеншанц оставалась важнейшим шведским укреплением на Неве, и захватить ее было жизненно необходимо. Петр I поручил командование походом на Ниеншанц фельдмаршалу

Из книги Разгром Деникина 1919 г. автора Егоров Александр Ильич

Приложение II. С. А Зотов. Батайско-манычское сражение 1-й Конной армии в 1920 г. 8 января 1920 г. 1-я Конная армия после кровопролитных боев заняла г. Ростов. Донская, Кубанская и Добровольческая армии на правом берегу реки Дон не были окончательно разбиты 1-й Конной армией; они,

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

«Кто вскормил белорусского тигра?» (Газета «Московские новости». В. Зотов) Нидерланды увеличили свои закупки в Беларуси по сравнению с прошлым годом в 3,3 раза, Франция – в 3,8 раза, англосаксы США – на 50 %. Товары Беларуси покупают частные национальные компании, а деньги

Из книги Архитекторы компьютерного мира автора Частиков Аркадий

ЭДСГЕР ДЕЙКСТРА "Смиренный" программист Я прихожу к выводу, что возникает настоятельная необходимость перестать подходить к программированию с точки зрения минимизации коэффициента отношения стоимости к результату. Следует осознать, что даже теперь программирование

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...