Человек загадка сообщение по обществознанию. Загадка человека презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему. Общее у всех людей


Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС

Задачи уроков

  • 1. Расширить знания учащихся об основных особенностях человека как живого существа, уметь называть его отличия от животных, раскрыть значение наследственности в формировании человеческих качеств .
  • 2. Познакомить учащихся на конкретных примерах с особенностями проявлений биологического и социального в природе человека .
  • 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к личности и её достоинствам , осознанию ценности жизни человека.
  • 4. Совершенствовать следующие умения: 1) конкретизировать примерами изучаемые теоретические положения и понятия; 2) производить сравнительный анализ свойств человека и животных; 3) выполнять проектные задания по теме, используя ИКТ.
  • 5. Содействовать формированию коммуникативных учебных действий:

    — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    — уметь формулировать собственное мнение и отстаивать позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    — уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    — уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    — уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    — адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    — уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

  • 6. Способствовать формированию регулятивных учебных действий:

    — адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Оборудование уроков

По возможности учителю необходимо подготовить к урокам презентацию из нескольких слайдов. Основой презентации является текст параграфа и схема, данная в учебнике (§ 1, с. 10); если нет возможности использовать ИКТ, данную схему можно изобразить на доске мелом.

План изучения нового материала

  1. Зачем человек рождается.
  2. Что такое наследственность.
  3. Можно ли влиять на наследственность.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок, сочетающий комментированное чтение параграфа учебника и беседу с учащимися по вопросам рубрики «Проверим себя». При этом на первом уроке можно сосредоточиться на изучении п. 1, 2 плана урока, а второй урок посвятить изучению п. 3 и выполнению заданий в рабочей тетради.

Комбинированный урок целесообразно начать с обсуждения вопросов рубрики «Вспомним», которые помогают актуализировать имеющиеся у пятиклассников сведения об отличительных особенностях человека и животного. В процессе беседы учитель обращает внимание учащихся на схему, представленную в учебнике, или её электронный вариант на экране.

Изучение п. 1 плана урока (первого этапа) целесообразно начать с комментированного чтения текста § 1 (с. 11), так как эта работа даёт учителю возможность обсудить тему о целях существования человека. Важно, чтобы учитель обратил внимание пятиклассников, что указанные цели присущи только человеку.

При переходе к изучению п. 2 плана урока желательно выяснить, какими знаниями о генах как носителях информации о своеобразии организма человека владеют учащиеся. Материал соответствующего раздела параграфа в учебнике позволяет систематизировать и дополнить эту информацию.

После чтения соответствующего фрагмента текста можно предложить учащимся выполнить задание № 4 в рабочей тетради. Выполненное задание может выглядеть следующим образом.

Изучение раздела «Можно ли влиять на наследственность» и рубрика «Жил на свете человек» даёт возможность обсудить с учащимися вопрос: благодаря чему Ольга Скороходова смогла стать полноценным творческим человеком?

В заключение урока целесообразно предложить учащимся ответить на вопросы: как вы понимаете название параграфа? В чём состоит загадка человека?

В ответах учащиеся должны уметь выделить такие положения, как:

— черты характера человека формируются в процессе жизни;

— человек отличается от животного тем, что при рождении нельзя заранее сказать, каким он будет человеком.

Для закрепления знаний предлагается выполнить задание № 6 в рабочей тетради.

При работе над проектом «Кто на кого похож» учащиеся должны подобрать необходимые материалы (фотографии внешне похожих людей, в том числе свои собственные и фотографии своих родственников), используя при этом информацию различных сайтов.

Вот некоторые фразы, которые можно услышать от женщин: Я чувствую себя так, словно живу с двумя разными людьми. Он совсем не хочет обидеть меня. Он просто теряет контроль. Все думают, что он прекрасный парень. Я не знаю, что во мне такое, что так ему мешает жить. Он очень хороший, когда трезвый. Но как выпьет – берегись. Мне кажется, его никогда не устроит ничего из того, что я делаю. Он меня пару раз здорово напугал, но детей он не трогает. Он очень хороший отец. Он поливает меня последними словами, а через час хочет секса. Я этого просто не в состоянии понять. Мне иногда кажется, что я схожу с ума. На самом деле, он по-настоящему меня понимает. Почему он это делает?

Все это голоса женщин, описывающих свою тревогу и внутренний конфликт, связанные с их отношениями. Каждая из них знает, что что-то не так – и сильно не так – но не может сказать, что же именно. Каждый раз, когда ей кажется, что она, наконец, поняла, что происходит, что беспокоит ее партнера, происходит что-то новое, и все меняется, и части пазла снова не совпадают. Каждая из этих женщин пытается найти логику в тех «американских горках», в которые превратились ее отношения. Вот рассказ Кристен:

«Когда я встретила Мори, он был мужчина моей мечты. Казалось, это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Ум, обаяние, чувство юмора – и самое главное, он просто сходил по мне с ума. Я рассказала ему о разных проблемах, через которые мне пришлось пройти за последние несколько лет, и он был полностью на моей стороне. Все, чем мне хотелось заняться – он был всегда готов. Наш первый год был просто сказочным.

Мне трудно сказать, когда все начало меняться. Наверное, когда мы стали жить вместе. Он стал говорить,что ему нужно больше личного пространства. Это было немного странно, потому что до этого именно ему было важно все время быть вместе. Потом появилось больше критики и жалоб. Он мог сказать, что я все время говорю, и это эгоистично. Я, действительно, много говорю. Но до того он вел себя так, словно готов слушать меня бесконечно. Потом он начал говорить, что я ничего не хочу делать со своей жизнью. Я знаю, что он амбициозен, и, наверное, это хорошо, но мне это не нужно, меня устраивает то, что у меня есть. Дальше – мой вес. Постоянные разговоры, что я должна больше заниматься спортом и следить за тем,что я ем. По правде сказать, это больше всего обижало. Он все реже и реже хотел секса, а о том, чтобы мне самой начать, стоило просто забыть.

Мы все еще вместе, но я думаю,он скоро оставит меня. Я просто не соответствую его требованиям. Я стараюсь, но он так не думает. А когда он сердит или устал, он говорит вещи, 4


которые просто убивают меня. На днях он сказал: "Ты ленивая стерва, тебе нужен только мужик, у которого на шее ты могла бы сидеть, как твоя мамаша." Я этого просто не понимаю. Я вношу свой вклад. Последние два года я не работаю, потому что родился ребенок, но собираюсь скоро вернуться на работу. Я думаю,он не имел этого в виду, но все равно... Он утверждает,что я очень изменилась, но я не убеждена, что дело именно во мне. Иногда он на несколько дней снова становится тем парнем, которого я полюбила, и я начинаю надеяться... но скоро он снова становится недоволен всем,что я делаю. Я его чем-то очень раздражаю, но не понимаю, что я делаю не так»

Кристен беспокоило, что случилось с человеком, которого она полюбила несколько лет назад. Почему он все время ее унижает? Что можно сделать, чтобы остановить его выходки? И почему он считает, что это она изменилась?

Другие женщины рассказывают совершенно другие истории, но чувствуют они себя примерно так же. Вот рассказ Барбары:

«Фрэн тихий и скромный, но очень симпатичный, и я потратила немало сил,чтобы его заполучить. Мы встречались и классно общались, и я не могла дождаться следующей встречи, но он откладывал неделями под всякими предлогами, а пару раз вообще забывал о свидании. Однажды он все же открылся, рассказал, что женщины несколько раз обходились с ним очень плохо, и он боится сближения. Постепенно мы становились ближе, но я всегда была инициатором. Я старалась показать ему, что я не такая, как другие – я не хожу в открытой одежде, не флиртую, и все такое. Но он мне не верил, все время говорил, что я строю глазки парню за соседним столиком или заглядываюсь на проходящих мимо. Бедняга, он так неуверен в себе. Его мама изменяла его папе, когда он был маленьким, я думаю,это тоже повлияло Я очень хотела пожениться, думая,что это придаст ему уверенности, но он не торопился с обязательствами. Когда мы, наконец, поженились, он некоторое время был более доверчив, но потом ревность вернулась и осталась навсегда. Я предлагала сходить к психологу, но он вышел из себя и сказал, что с ним все в порядке.

На прошлой неделе мы были на дне рождения его друга, и я болтала с братом именинника. Просто разговор – этот парень даже не симпатичный. Но Фрэн немедленно заявил, что мы едем домой, потому что у него болит голова. На обратном пути выяснилось,что настоящей причиной была ревность. Он орал, стучал кулаком по приборной доске и пару раз размазал меня по двери машины. Наши дети на заднем сиденье были до смерти напуганы В моем возрасте поздно что-то менять. Я не хочу начинать все сначала. Я только хочу, чтобы ему помогли»

Барбара задает иные вопросы, чем Кристен: почему Фрэн не доверяет ей? Почему он стремится изолировать ее от других людей? Почему он не может признать, что у него проблемы, и обратиться за помощью? Что если он начнет ее бить? Станет ли ее жизнь когда-нибудь легче? На первый взгляд, Мори и Фрэн совершенно разные. Один молодой, красивый, энергичный и уважаемый. Другой странноватый, пассивный и обидчивый. Фрэн иногда физически агрессивен, Мори нет. Но действительно ли они настолько разные, или одни и те же проблемы вынуждают их вести подобным образом?

Еще один рассказ, Лора:

«Пол классный парень. Мы встречались шесть месяцев, и еще несколько месяцев живем вместе. Мы обручены. Я ему так сочувствую. Его прежняя жена обвинила его в насилии, и это чистая 5

ложь. Он сделал одну ошибку – изменил ей один раз, и теперь она будет мстить, и ничто ее не остановит. Сейчас она утверждает, что он ее несколько раз стукнул и сломал ее вещи. Это просто смехотворно! Я с ним уже довольно долго, и могу сказать, что ничего даже близкого быть не может. Он на меня никогда руки не поднял. Наоборот, он много мне помогал и поддерживал. Когда мы встретились, у меня была депрессия, я много пила. Теперь мне гораздо лучше,благодаря ему. Ненавижу эту стерву! Мы вместе будем добиваться опекунства над детьми, и заберем их у нее.»

Лора была так поглощена возмущением по поводу бывшей жены Пола,что не замечала предупредительных сигналов в его нынешнем поведении по отношению к ней самой. Хотя эти трое мужчин выглядят настолько разными по описаниям, их непредсказуемость, смена настроений, придирки и ревность имеют сходное происхождение. Все они – «собственники», унижающие своих партнерш.

Урок обществознания в 5 классе № 2 по теме: « Загадка человека».

Цели : дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД : формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ.

    Как вы поняли смысл этой легенды?

    Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.

    Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: «Загадка человека».

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

    Чем человек отличается от животных.

    Зачем человек рождается.

Проблемные вопросы . Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?

Работа по теме урока.

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ

А.Ф. Лосев писал: «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Словом, человек есть вечная загадка.

Чем человек отличается от животных

Предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем - черт различия.

1) Способность к творчеству;

2) потребность в отдыхе;

3) наличие органов чувств;

4) сознательное выдвижение целей.

Черты сходства

Черты различия

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие - только человеку, третьи - и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1) Словесная речь;

2)Сезонная линька;

3) способность строить жилище

4) обучение потомства;

5) потребность в пище;

6) зимняя спячка;

7) прямохождение;

8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;

10) густая шерсть.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным

(Проверка выполнения заданий.)

А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.

Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».

По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.

Зачем человек рождается

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.

Обсуждение статьи.

Итак, давайте подведем итоги.

    Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;

    человек - существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Записываем в тетради.

Подведение итогов уроков. Рефлексия

    Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?

    «Бесцельно прожитая жизнь»;

    «Человек - творец своего счастья».

Задавание домашнего задания.

В презентации отражены вопросы: 1. Чем человек отличается от других живых существ. 2. Зачем человек рождается. 3. Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался.

Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Загадка человека Урок 2

План урока: 1. Чем человек отличается от других живых существ. 2. Зачем человек рождается. 3. Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался.

Имеет хорошо развитый головной мозг Способен к прямохож-дению Чем человек отличается от других живых существ Способен к творчеству Владеет речью Умеет производить орудия труда Способен к действиям по плану Обладает фантазией Осознаёт самого себя

Вспомни схему и заполни пропуски в тексте: Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________. речью прямохождению п о плану г оловной мозг о рудия труда

Зачем человек рождается О дни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.

Зачем человек рождается Д ругие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.

Зачем человек рождается В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка. «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже». Л.Н. Толстой

Что нужно ребёнку, чтобы он рос и развивался Воспитываться с рождения среди людей, чтобы … Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы… Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…

Давай повторим главное Р еши задачу: По-моему, человека можно сравнить с ________________, потому что _________________.

Домашнее задание: § 1, сс. 10-11, З адания в рабочей тетради: №№ 1-3, сс.4-5.

Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадка человека

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. 5 класс. "Загадка человека" : 1. "Биологическое и социальное в человеке". 2. "Что такое наследственность". 3. "Наследственность -...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу!Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Загадка человека - 2.

В презентации отражены вопросы: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей 3. Можно ли влиять на наследственность.Презентация поможет учителю организовать з...

§ 1. Загадка человека

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Чем человек отличается от других живых существ? Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью , занимается ли творческой деятельностью?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Зачем человек рождается

Всем людям, жившим на Земле, живущим сегодня, и тем, кто будет жить завтра, посчастливилось родиться людьми. Зачем человек рождается? Для чего проживает долгую жизнь? Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни. Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям. В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.

Великие люди разных стран и народов - писатели, учёные, музыканты, государственные деятели - по-разному отвечали на этот вопрос. Но все они сходились в одном: должность «человек» - самая прекрасная на Земле. Ты, конечно, знаешь писателя М. М. Пришвина. Вот какие слова он написал: «Всё прекрасное на Земле - от солнца, и всё хорошее - от человека». Люди - существа разумные . Они не должны совершать дурных поступков. От людей зависит, будет ли жизнь на Земле мирной и как на ней будут жить люди.

Ты, наверное, уже читал прекрасное произведение «Маленький принц». Автор его Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

А вот что сказал Л. Н. Толстой: «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже».

Итак, человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага для себя. Человек, как самое разумное существо на свете, должен заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...