Как быть вежливым. Главные черты воспитанного и вежливого человека Обыгрывание ситуаций из учебника


Младшим школьникам об этикете

Главные черты воспитанного и вежливого человека. Познавательный материал для младших школьников

Автор: Ахророва Гулсара Абдумажидовна, учитель начальных классов СОШ № 1, Республики Узбекистан, Мирзаабадского района, Сырдарьинской области
Возраст детей: ученики начальной школы.

Тематика: «Азбука этики»

Главные черты воспитанного и вежливого человека.

Описание материала: Данный материал можно использовать как дополнение при проведении праздников «Азбука этики», классных часов о поведения человека в обществе.
Цели:
1. Воспитывать у учащихся какие черты характера должен воспитывать в себе человек, чтобы ему легко жилось среди людей и он мог приносить наибольшую пользу стране и людям, живущим в ней.
2. Закреплять правило поведения человека в обществе.

Уже в давние времена люди поняли: чтобы всем было приятно общаться друг с другом, надо составить правила поведения, которые удобны для всех. Так появились правила поведения человека в обществе.
А вы знаете, что входит в понятие «этикет»?
Этикет – это соблюдение общепринятых правил поведения в обществе.

Что такое этикет?
Как в гостях себя вести?
Как цветы преподнести?
Как подарок подарить?
Как весёлым в праздник быть?
Как накрыть красивый стол?
Что есть вилкой и ножом?
Ложку как в руке держать?
Что салфеткой накрывать?
Как родных благодарить?
Как игрушку попросить?
Другу что сказать в ответ?
Знает это этикет.
Он – порядок поведенья
Вам подскажет без затей,
Как с хорошим настроеньем
Быть приятным для людей.
И. Курочкина
Какие правила поведения перечислены в этом стихотворении?

Правил поведения очень много, и все их сразу трудно запомнить, но есть одно золотое правило: Каждый из нас своим поведением и внешним видом не должен мешать и доставлять неудобства окружающим нас людям.


Вежливый человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. Это тот, кому собственная вежливость не только привычна, но и приятна. В целом вежливый человек – это воспитанный человек.
Правило вежливости.
У Рано спросил учитель:
– Сколько будет семью пять?
А Рано сидит за партой,
Не решаясь даже встать.
Тут учитель удивился.
Рассердился он слегка:
– В третьем классе ученица,
А не знает пустяка!
Говорит Рано, привставши:
– Не могу я отвечать, –
По обычаю при СТАРШИХ
МЛАДШИЕ должны молчать.
Вновь учитель удивился,
Позабыл про «семью пять»
И за вежливость такую
Он Рано поставил «пять».
Но опомнившись едва,
Он исправил «пять» на «два».
Ю. Сулейман
Какое правило этики неправильно поняла Рано?

Главные черты воспитанного и вежливого человека


Аккуратность – очень важное качество. Когда волосы жирные, руки грязные, сразу
видно – такому человеку безразличны не только окружающие, но и он сам.
Неаккуратный человек часто вынуждает родных убирать за ним, напоминать ему, что пора бы уже в душ или навести порядок на своем рабочем столе.


Быть внимательным не так уж просто. А есть такие дети, которые невнимательны потому, что занимаются сразу огромным количеством дел. Причем ни одно не доводят до конца. И многое портят, потому что отвлекаются. Старайся быть внимательным, когда делаешь любую работу: слушаешь учителя, готовишь уроки, режешь картошку на салат (невнимательный порежется!) – и всё у тебя получится. И к людям проявляй искреннее внимание тогда будут внимательны и к тебе.


Милосердие – это умение заметить чужую беду и помочь ей. Милосердие – это умение протянуть руку помощи. Милосердие – это умение прощать виновтых.Милосердие может проявиться в маленьком, но благородном поступке.


Честный человек никогда не позволит себе никого обмануть ни из трусости, ни для удобства, ни для выгоды. Честный человек – храбрый человек.


Заботься о близких людях – старайся, чтобы им было удобно и уютно.


Проверьте себя!
1.Скажите, чего в жизни нельзя купить ни за какие деньги.
2. Кого можно назвать щедрым человеком и за какие поступки?
3. Что такое милосердие?
4.Расскажите, какие добрые поступки вы совершили на этой неделе.
5. Вспомните, что вы могли совершить доброго, но не совершили. Почему?
6. Как вы думаете, почему в правилах этикета говорится о том, что чистить нос надо тогда, когда находишься один? Почему этот процесс должен быть маленькой тайной каждого человека?

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ « ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО ОБЩЕНИЯ»

Цель: Формирование у детей знаний о правилах вежливого общения и навыков вежливого общения.

Задачи:

1. Научить детей вежливо общаться с ровесниками и взрослыми.

2. Развивать творческие способности.

3. Воспитывать у детей вежливость, учтивость.

Форма проведения: игровые упражнения

Оборудование: листы со значениями слова «вежливость», с ситуациями, с

правилами вежливого общения.

Выполнил: воспитатель первой квалификационной категории Комаров А.В.

Ход мероприятия.

Вступительное слово. Здравствуйте, ребята! Внимательно послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю, и скажите, пожалуйста, о чём мы с вами будем говорить.

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали – теплоты и доброты.

Здравствуйте – ты скажешь человеку,

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас,

А вы припомнить не смогли бы:

Кому сказали? Сколько раз?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? (ответы детей)

Мы сегодня будем не просто говорить о вежливости, а будем учиться вежливому общению.

Основная часть. Для начала давайте выясним, что же такое «вежливость»? Что значит, быть вежливым? Попробуем вывести правило? (ответы детей)

А теперь давайте сопоставим ваши варианты ответов с определением, которое нам предлагает словарь, и сравним с нашим выводом.

Вежливость – древнерусское «вежа» - знающий, учтивый. Это соблюдение правил приличия. Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Невежество – обратный смысл – грубиян, не соблюдает правил приличия.

Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый (информация на доске).

В обиходе вежливого человека, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Игра «Вежливые слова»

Сейчас мы узнаем, знают ли наши ребята вежливые слова, слова, употребляемые в приветствиях. Нужно дружно и правильно закончить рифму.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться … (доброе утро)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).

Когда бранят за шалости,

Говорим «Простите … (пожалуйста).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо).

И во Франции и в Дании

Говорят, прощаясь,.. (до свидания).

Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого… (здоровья).

Если солнышко садиться,

По деревьям золотится,

Говорим при встречи

Всем знакомым (добрый вечер)

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда

Налетел из-за угла,

Но представьте: зря от Вити

Ждал я слова (извините)

Будет легче нам ехать и легче идти,

Когда пожелают (счастливого пути)

Вежливость – это не только «волшебные» слова. Вежливость – это еще и правила приличия, умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно общаться.

Представим ситуацию, когда вы отправляетесь друг к другу в гости, на день рождения. Дайте совет тому, кто ходит в гости (ответы детей).

А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись, и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун

Как вы думаете, почему это стихотворение называется «Советы наоборот»?

(Дети отвечают, что нужно сделать все наоборот: поздороваться, когда пришел, говорить слова «пожалуйста», «спасибо», отвечать, если тебя о чем-нибудь спрашивают).

Как вежливые слова помогают здороваюсь с ними, говорю

Как вежливые слова помогают Прости пожалуйста

мне приходят гости я всегда

Если вы не знаете имени человека Простите пожалуйста или

к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры, подскажите

начните фразу со слов

Игра «Вежливо или невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней.

Поздороваться при встрече... (вежливо).

Толкнуть, не извиниться... (невежливо).

Помочь подняться, поднять упавшую вещь... (вежливо).

Не встать, обращаясь к учителю... (невежливо).

Взять билет в трамвае... (вежливо).

Не уступить место пожилому... (невежливо).

Мама послала вас к соседке взять в долг муки. Как вы это сделаете?

Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?

Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?

Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?

Разбор ситуаций и составление правил вежливости.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

ПРАВИЛО 1

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

ПРАВИЛО 2

Коля, вбежав в класс, закричал:

Привет, Серый!

Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

ПРАВИЛО 3

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

ПРАВИЛО 4

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

ПРАВИЛО 5

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве,- удивился тот.

Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.

Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

А какие ещё правила вежливости вы могли бы добавить? (Ответы детей)

Подведение итогов. Вот и заканчивается наше мероприятие. Что особенно вам запомнилось? Что нового вы узнали? Какие правила вежливого общения вы запомнили?

Вежливость – древнерусское «вежа» - знающий, учтивый. Это соблюдение правил приличия. Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Невежество – обратный смысл – грубиян, не соблюдает правил приличия.

Вежливый человек - соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.

Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.

Как вежливые слова помогают Здороваюсь с ними, говорю

найти друзей им «проходите, пожалуйста»

Как вежливые слова помогают Здравствуй, давай с тобой

мириться, если я обидел друга и дружить.

хочу помириться, я могу сказать

Как вежливые слова помогают Прости, пожалуйста

быть гостеприимными, когда ко

мне приходят гости я всегда

Если вы не знаете имени человека Простите, пожалуйста или

к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры,

начните фразу со слов

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО ОБЩЕНИЯ

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Будь вежлив со своими товарищами.

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Вежливый человек внимателен к людям.

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Правилам вежливости детей надо методично учить

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственны:

  • умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  • способность находить компромиссных решений в конфликтных ситуациях;
  • искусством слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.


Слова благодарности дети должны слышать и от взрослых

Для детей вежливость имеет значение только тогда, когда становится нормой повседневной жизни и превращался привычкой.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.


Хорошие манеры детям прививают в семье

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.


Волшебные слова должны быть первыми в лексиконе маленького человека

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.


Правила поведения в транспорте — один из видов вежливости

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей - не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым - по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим - сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания - домочадцы, и в первую очередь, родители, то, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, и позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.


Правила семейного этикета

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» - «пожалуйста», «доброе утро» - «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра - это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для его обучения необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите ребёнка приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.


Игры на знание правил вежливости в школе

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости - совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.


Родители должны объяснять, почему надо быть вежливым

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает, и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.


Равнодушие — одно из проявлений невежливости

Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.


Если чужой человек ругает ребенка, родители должны занять сторону своего малыша

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка, даёт посторонний человек. В этом случае, оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал в подобной ситуации.

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живешь на свете не один. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.

Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Вежливый человек никогда не включит радио или телевизор на полную громкость; всегда может оказаться, что за стеной кто-нибудь читает или пишет и громкий звук будет ему мешать.

Вежливый человек не поставит репродуктор перед открытым окном даже воскресным утром. А что, если в доме кто-нибудь вернулся с ночной смены и сейчас спит? Хорошо ли будет, если ты помешаешь человеку отдохнуть?

Даже такая, казалось бы, мелочь, как привычка хлопать со всего маху дверью или громко кричать на лестнице, говорит о недостатке воспитания. Ведь в любой квартире может оказаться больной или напряженно работающий человек.

Воспитанный человек проявляет уважение к другим людям во всем.

Если ты увидишь, например, рисующего художника, не заглядывай через плечо в его альбом или на мольберт. Этим ты можешь ему помешать.

Не заглядывай также в книгу, которую читает твой товарищ, или в письмо, которое он пишет. Это может быть ему неприятно.

Но, если ты пишешь что-нибудь сам, не закрывай рукой написанного, когда кто-нибудь подойдет. Не проявляй недоверия к подошедшему, словно он собрался выведать твои секреты.

Не вздумай прочесть письмо, которое адресовано не тебе. Это то же самое, что подслушать чужой разговор.

Но, если ты сам просишь кого-либо передать твое письмо, оставь конверт не заклеенным, иначе ты покажешь, что не вполне доверяешь тому, кто выполняет твою просьбу.

Воспитывай в себе привычку постоянно помнить об окружающих:

— не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;

— закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;

— не забывай сказать «пожалуйста», когда о чем-нибудь просишь, и поблагодарить за любую, самую незначительную услугу;

— помоги пожилому человеку донести до дома тяжелый пакет;

— переведи через улицу слепого или старушку;

— если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;

— даже в разговоре или игре всегда помогай слабейшему, заступайся за него.

Пусть эти поступки на первый взгляд не так уж значительны, но из таких вот мелочей и складывается постепенно характер человека.

И когда-нибудь этот характер проявится в большом, серьезном деле.

Эстетика поведения

Вообще-то эстетика — наука о прекрасном. Когда говорят «эстетика поведения», подчеркивают тем самым, что поведение должно быть красивым. Не только правильным, не только разумным, но и обязательно красивым.

Некрасиво стоять, перенеся тяжесть тела на одну ногу, ссутулив плечи. И этикет считает такую позу неприличной.

Обратите внимание, ребята, мы все время используем слова: некрасиво, смешно, безвкусно, неопрятно. Именно так выглядит поведение человека низкой культуры, плохого воспитания. Воспитанный человек свое хорошее отношение к людям выражает красивыми формами поведения: подтянутостью, собранностью, привлекательными манерами, достоинством, спокойствием. Короче, воспитанный человек красив.

Именно поэтому воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, воспитателям, учителям и даже незнакомым людям — будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.

От маленького к большому

Много лет назад, в 1912 году, в Атлантическом океане произошла страшная катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с большим айсбергом, получил пробоину и стал тонуть.

— Спустить шлюпки! — скомандовал капитан.

Но шлюпок оказалось недостаточно. Их хватило только на половину пассажиров.

— Женщины и дети — к сходням, мужчинам — надеть спасательные пояса! — раздалась вторая команда.

Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную, холодную воду. Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку.

И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой-то толстяк с перекошенным от животного страха лицом. Расталкивая женщин, отпихивая девочек, державших за руку маленьких братьев, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку.

Послышался негромкий сухой щелчок. Это капитан выстрелил из пистолета.

Трус упал на палубу мертвым. Но никто не оглянулся в его сторону.

Окружив капитанский мостик, мужчины стояли спокойно...

Этот случай невольно приходит на память, когда видишь, как здоровый, сильный мальчишка торопится занять освободившееся место в вагоне поезда, опережая усталую женщину с тяжелой сумкой или старика, опирающегося на палочку.

Как поступил бы он, если бы речь шла не о месте для сидения, а о месте в последней шлюпке? Хватило бы у него мужества, гордости и благородства, чтобы отказаться от спасения в пользу слабейших?

Боюсь, что нет. Ведь большое всегда вырастает из маленького. Как говорят китайцы: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага».

Ты делаешь свои первые шаги по жизни. Оттого, каковы будут эти первые шаги, зависит и путь, которым ты пройдешь свою жизнь.

Улыбка матери

Никогда не станет большим, благородным человеком тот, кто с детства не умел быть хорошим сыном, нежной дочерью.

Подумай только, как многим обязан ты своей маме!

Сколько бессонных ночей провела она над твоей кроваткой, когда ты был совсем маленьким! Сколько забот отдала она тебе, пока ты подрос! Да и сейчас, наверное, ты ей стоишь немало труда. Ведь она готова пожертвовать всем, лишь бы тебе было хорошо.

А всегда ли ты ценишь ее любовь к тебе?

Вспомни, сколько напрасных волнений ты ей причиняешь, когда, загулявшись допозна, не приходишь в обещанное время домой! Если бы ты видел, какой тревогой наполняются тогда ее глаза, как настороженно прислушивается она к каждому шагу на лестнице, ты бы всегда старался вернуться вовремя или обязательно предупредил ее о своем опоздании.

Разве вся ее любовь к тебе не стоит такого маленького проявления внимания?

Ты спокойно спишь, а она до поздней ночи сидит, склонившись, с иглой и штопает твои носки и колготки, или стирает твои рубашонки, или гладит для тебя костюм.

Неужели тебе не хочется тоже сделать что-нибудь для нее, чтобы ответить на эту заботу?

Начни с малого. Идя с ней по улице, не позволяй ей тащить тяжелую сумку, а понеси ее покупки сам. Когда она приходит домой, помоги ей раздеться, принеси домашние туфли. Если она уронит ножницы, наперсток, платок — подними и подай.

Старайся чаше хоть чем-нибудь помогать ей по хозяйству: помоги подмести комнаты, вытереть пыль. Да и сам не мусори понапрасну, чтобы не доставлять ей лишней уборки.

Тебе все это покажется мелочами. Но ты не представляешь себе, какой большой радостью будет для нее любое проявление внимания с твоей стороны. Как она будет гордиться, что у нее такой внимательный сын, такая заботливая дочь!

Под твоей защитой

Ты замечал, что, когда мужчина идет по улице рядом с женщиной, он обычно держится слева от нее? Этот обычай тоже имеет свою историю.

Еще сравнительно не так давно, всего двести-триста лет назад, мужчины не выходили из дома без оружия. У каждого висе~ ла на левом боку рапира, шпага или кинжал. А чиновники, так те еще до конца прошлого века были обязаны носить при мундире шпагу.

Для того чтобы болтающееся при ходьбе оружие не ударяло по ногам спутницы, кавалер старался идти слева от дамы. Постепенно это вошло в обычай.

Сейчас оружие носят только военные, да и то не всегда. И все же правильнее мальчику идти слева от девочки, потому что люди у нас расходятся вправо, и пускай лучше встречный нечаянно заденет плечом тебя, а не твою спутницу.

Этому правилу не подчиняются нынче только военные, когда они в форме. Чтобы, не мешкая, отдавать воинское приветствие встречным военным и не задеть при этом локтем спутницу, они должны иметь правую руку свободной. Поэтому они всегда идут не слева, а справа.

На всем протяжении жизни человек постигает правила общения в социуме. В формальном виде они выражаются правилами этикета. Вежливое поведение стимулирует людей к общению и взаимодействию, оно напоминает воду, стимулирующую растение к росту. Уважение к личному пространству другого человека всегда высоко ценилось в высокоразвитых социумах. Правила этикета и вежливости: разбираемся в тонкостях общения.

Основные формы светского поведения

В общении людей выделяется три основные формы: официальная, неофициальная, безличная. Рассмотрим основные аспекты.

Официальная

Этот вид характеризуется повышенной тактичностью. Любое обращение содержит «вы», «вас», «вам». Положительные действия сопровождаются благодарностью, например, «спасибо», «очень приятно», «я вам благодарен», «вы так добры», на что принято отвечать репликами «не за что», «рад, что вам понравилось», «ешьте на здоровье» (если вас угостили едой). Помимо обращения «вы» в корпоративной деловой этике могут подчеркиваться должность, ранг, достижения.


Неофициальная

Такая форма применяется при общении хорошо знакомых и близких людей. Характеризуется она минимальным набором строгих условностей. Обращение сопровождается личным местоимением «ты», «тебе», «с тобой». Ответы более просты: «благодарю», «будь здоров», «обращайся».


Безличная

Для этого вида характерно отсутствие личного местоимения. Слова адресуются будто бы в воздух или ко всем сразу, например, «не подскажите, который час? », «скажите, как пройти на площадь».

Обозначенных норм перехода в общении от обращения «вы» к «ты» не существует, зачастую это происходит при длительном близком общении. Плохо воспитанных людей отличает обращение на «ты» ко всем без исключения. В любом взаимодействии людей (за редким исключением) одна из сторон является инициатором. Первым при встрече при условии взаимной видимости выказывает знаки вежливости:

  1. мужчина женщине;
  2. подчиненный начальнику;
  3. младший по возрасту старшему;
  4. входящий присутствующим;
  5. подходящий стоящим.


Как себя вести?

Чтобы быть по-настоящему вежливым человеком, стоит учесть ряд основным правил поведения в социуме:

  • Обращение к другому человеку не должно быть грубым, агрессивным, громким.
  • Движения человека должны быть размеренными и спокойными без резких поворотов и дерганий.
  • Внешность должна быть опрятной: важно соблюдать правила гигиены (недопустимо, чтобы тело источало неприятные запахи);
  • При общении желательно использовать слова «пожалуйста», «спасибо», «всего хорошего» и им подобное, нельзя употреблять бранные выражения.
  • Нельзя громко смеяться, ухмыляться, проходя мимо незнакомых людей.
  • Нельзя чесаться, ковыряться в зубах, носу, ушах.
  • Зевая, не открывайте рот широко: лучше прикрывать его рукой, то же правило касается чихания.


Недопустимо попрание прав и комфорта окружающих, кроме форс-мажорных обстоятельств. Только в этом случае можно бросить собеседника и удалиться по срочному делу. Если дело может подождать, невежливо бросать собеседника на полуслове. Поведение не должно быть вызывающим и экспансивным, особенно в местах массового скопления людей. Если необходимо к кому-то обратиться, стоит подойти к этому человеку и спокойно спросить, а не кричать, мешая и раздражая окружающих.

Пространство в любом общественном месте должно равномерно распределяться между всеми присутствующими. Если это лавочка, сидеть нужно, занимая одно место, а не разваливаться на половину скамейки. Если это тесное помещение, не стоит:

  • расставлять локти;
  • вытягивать руки;
  • делать резкие повороты.


В транспорте сумки, рюкзаки снимают с плеч и держат в руке. Хорошим тоном является предоставление сидячего места:

  • инвалидам;
  • людям с травмами опорно-двигательного аппарата;
  • пожилым людям;
  • беременным женщинам;
  • маленьким детям;
  • женщинам (пункт актуален для мужчин).


Физический контакт с другим человеком возможен только с его одобрения. Не рекомендуется трогать незнакомых людей, прикасаться к знакомым можно только при наличии приветливого поведения в рамках обыденных ритуалов, типа пожатия руки, похлопывания по плечу, дружеских объятий. При взаимодействии с другим человеком задумывайтесь о том, что у него есть свои планы, потребности и желания, не стоит удерживать кого-либо если видно, что он хочет уйти.


Правила общения с незнакомыми и малознакомыми людьми

Общение с малознакомыми и незнакомыми людьми имеет свои особенности:

  • При первой встрече смотрите на собеседника, но не слишком часто.
  • Улыбайтесь при общении.
  • Важно употреблять личное местоимение «вы». Это выказывает уважение и является основанием для дальнейшей беседы.
  • Знакомясь первым, инициативу проявляет старший к младшему, мужчина к женщине, начальник к подчиненному.
  • Переходить на «ты» можно только по желанию старшего (начальника), при этом тот, иерархия которого ниже, может позволить к себе обращение на «ты».
  • Начало и конец диалога часто сопровождаются жестом: поднятой ладонью, кивком, наклоном головы.
  • Пожимать руку нужно не очень сильно, но и не безжизненно (не более 1-2 секунд).
  • При входе в помещение, где помимо знакомых людей есть незнакомые, поздороваться нужно со всеми, назвав незнакомцам свое имя.
  • При входе снимают головной убор, перед рукопожатием – перчатки.


Если возникла необходимость какой-либо помощи от незнакомого человека, стоит вежливо поздороваться и спросить, сможет ли он уделить немного своего времени на помощь. После получения утвердительного ответа можно излагать просьбу. Если просьба заключается в чем-то быстротечном, например, определении времени или места нахождении, после приветствия можно сразу задавать вопрос.

Если к вам обращается человек, а вы не помните, знаете его или нет, стоит задать вопрос, начиная с извинения (например, «простите, мы знакомы? »).


Нормы поведения за столом

При приеме пищи комфортная обстановка особенно важна. Следует соблюдать несколько основных правил. Поза должна быть выпрямленной:

  • нельзя опираться на сидящих рядом, даже если вы сидите плечом к плечу;
  • недопустимо вытягивать ноги, они должны быть согнуты и находиться перед передними ножками стула на небольшом расстоянии.

Помимо этого нельзя есть с расставленными локтями и класть их на стол. Локти должны быть прижаты к ребрам. Недопустимо вытягивать руки над столом, кроме как с намерением положить пищу из какого-нибудь блюда себе в тарелку. В гостях лучше не инициировать разговор за столом, стоит оставить это на усмотрение хозяев дома.

Если это общественное место, старое правило «когда я ем, я глух и нем» не выставит вас в дурном тоне.


Ни в коем случае нельзя разговаривать с едой во рту. Во время пережевывания пищи старайтесь держать ротовую щель сомкнутой: это гарантирует отсутствие чавкающих звуков. Пользуясь столовыми приборами, делайте это аккуратно, не создавая ударных, скрипящих, царапающих звуков. Нельзя:

  • стучать по столу;
  • брать еду из чужой тарелки;
  • баловаться;
  • подкидывать предметы;
  • петь;
  • разговаривать по сотовому;
  • наносить косметику.


Исключение составляет прием лекарств, предписанный с приемом пищи. Мужчина должен помогать женщине, сидящей от него справа (например, по просьбе подавать различные блюда или наливать напитки). Поведение должно быть умеренным, спокойным и конструктивным по отношению к окружающим. Помните: ничто не ценится так высоко, как вежливость . Каждый человек должен иметь хорошие манеры и благопристойность поведения. В международной практике запрещают аморальное и невоспитанное поведение.

Подробнее об основных правилах этикета и вежливости вы узнаете из следующего видео.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...