Какой цвет сопровождает образ олеси. Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века (по произведению Куприна «Олеся»). Другие сочинения по этому произведению


В своих произведениях А.И. Куприн уделял большое внимание детали. Основная функция данного приёма -- оттенить чувства героев, раскрыть их внутреннее состояние более полно.

В повести «Олеся» главное событие в жизни героя словно «подготовлено» состоянием природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась еще сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Герой предчувствует, что впереди его ожидает «неопределенное беспокойство». Тревожное настроение усиливается и на лексическом уровне, в частности употреблением слов: визг, дикий смех, глухая угроза. В результате ещё до завязки сюжета и герой, и читатель ожидают трагическую развязку, которая становится неизбежной, как и борьба со стихией.

В повести практически все события происходят на лоне природы, следовательно, пейзажс постоянно присутствует в произведении и отражает всё, что происходит между героями, а также их внутреннее состояние: «Мы в это время находились как раз на середине длинной, узкой и прямой, как стрела, лесной просеки. Высокие, стройные сосны обступали нас с обеих сторон, образуя гигантский, уходящий вдаль коридор со сводом из душистых сплетшихся ветвей. Голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари...» Несмотря на счастливое объяснение влюбленных, внутреннее напряжение сохраняется благодаря использованию эпитетов: голые, облупившиеся, багровый. Далее тревога сохраняется: «корявые стволы», «изогнутые сучья». Описывая прогулку героев ночью автор использует определенную цветовую гамму: « иссиня-бледными пятнами», « тонкие стволы берез белели»,» были наброшены серебристые, прозрачные...покровы». Данные цвета создают впечатление некой призрачности и зыбкости происходящего объяснения.

Определенную символику можно обнаружить и в следующем отрывке, во время попыток героя объяснится с Олесей относительно их будущего: «Она сорвала ветку боярышника с пышным гнездом белых цветов и воткнула себе в волосы». Боярышник - символ целомудрия, надежды. Во время обрядов бракосочетания греческие девушки украшали голову сплетенными из ветвей боярышника венками. Героиня словно предчувствует дальнейшее предложение Ивана Тимофеевича и подсознательно соглашается, несмотря на внешний отказ. Таким образом природа оказывается невольным участником в жизни героев.

Пейзаж имеет определенное значение и в повести «Суламифь». Встреча Соломона и бедной девушки Суламифи происходит на виноградном поле. А.И. Куприн, опираясь на оригинальный текст «Песни Песней», выбирает местом действия именно виноградник. Виноград - это символ плодородия, жизнерадостности и жизненной силы, что находит впоследствии своё отражение в характере главной героини, которая не ведает страха и готова на всё ради своей любви.

Встречи влюбленных начинаются на природе среди «серебряно-зеленые» олив, «зелени можжевельника», «где зеленая трава пестреет нарциссами». Неслучаен выбор писателем зеленого цвета. Он символизирует зарождение нового, надежду, радость - всё,что чувствуют герои в момент становления своей любви.

В своих произведениях А.И. Куприн использует богатую цветовую палитру, но преобладающим цветом у автора является красный и его оттенки. Не исключение и повесть «Суламифь»: «тяжелые, густые темно-рыжие волосы, в

которые она воткнула два цветка алого мака...», «самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод», « пурпур, багряница и виссон, шитый золотом». (красный цвет - значение)В образе самой Суламифи присутствует оттенок красного, автор подчеркивает её рыжие волосы, вводя в произведение символ огня -- тепла и жизненной силы, которую и олицетворяет героиня. В совокупности все символы создают единый образ вечной любви героев. Противопоставляет «солнечную» энергию Суламифи А.И,Куприн темной силе ревнивой царицы Астис, изображая её с синими волосами (посмотреть синий цвет)

В повести «Гранатовый браслет» автор продолжает традицию цветовой символики, опираясь на красный и зеленый цвет. (цитата про гранаты). Сам браслет благодаря наличию зелёного граната олицетворяет надежду героя в его любви. В сочетании с редкостью зеленых гранатов А.И. Куприн подчеркивает исключительность высокой любви героя. Красный цвет появляется и в конце повести -- во время прощания княгини Веры с Желтковым: (цитата про розу) добавить про красный цвет

В данной повести, как и во всем своем творчестве, писатель воссоздает пейзаж, отражающий более глубоко внутреннее состояние героев. В «Гранатовом браслете» таковым является описание разговора двух сестёр. Здесь писатель показывает восприятие природы Верой:

«Я тебя понимаю, - задумчиво сказала старшая сестра, - но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой... Я скучаю, глядя на него.. .»

«Но ты только посмотри, какая красота, какая радость - просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна Богу за все чудеса, которые он для нас сделал!»

Отношение Веры к природе показано более холодно и сдержанно. Она предстаёт перед читателем спокойной и умиротворённой, довольной своей жизнью. Создаётся впечатление, что восторженное отношение сестры к природе ей несколько чуждо. Однако тут же Вера замечает: «Я люблю лес... Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером...» . Незначительная, на первый взгляд, деталь позволяет увидеть яснее её внутреннюю жизнь. Она не так холодна. Как могло показаться вначале, ей не чуждо чувство природной красоты.

Пейзаж снова появляется в конце повести, уже после гибели Желткова и осознания Веры, что настоящая любовь «прошла мимо неё». Именно в момент наивысшего потрясения души, под звуки сонаты Бетховена, Вера Николаевна бежит на улицу и обнимает ствол акации. Куприн прямо заявляет о взаимодействии природы и души человека: цитата с. 557 -- ветер сочувствует). Природа словно становится участником событий, происходящих в жизни героев.

Особой деталью данной повести является Аппассионата Бетховена -- музыка становится неотъемлемой частью хода произведения и поворотным моментом в восприятии Веры. Музыка проходит сквозь всё произведение -- заявленная в эпиграфе, она появляется в предсмертном письме Желткова и является финальной точкой в конце произведения.

В последнем, рассматриваемом нами произведении «Колесо времени» несколько меняется цветовая гамма. Здесь на передний план выходит розовый цвет. В начале во время беседы с итальянцем рассказчик, описывая своё внутреннее состояние, говорит: «Я уже чувствовал, как в голову мне входил давно знакомый розовый газ - веселый и страшный…», «Розовый газ в моей голове густел и делался красным». Розовый цвет ассоциируется у героя и со своей возлюбленной: «вдруг так похорошела, так порозовела и посвежела», «А утром, когда она еще спала, я увидел на ее лице тот неописуемо-розовый нежный оттенок, который бывает на перьях фламинго перед переходом в белый цвет». Розовый цвет символизирует утонченную любовь, нежность, незрелость, слабость, робость, сентиментальность. Этот цвет становится не столько цветом героини, сколько оттеняет чувства героя, испытываемые во время любви к ней. И саму любовь герой связывает с этим цветом: «в первые розовые дни нашей любви».

В «Колесе времени», в отличие от предыдущих рассматриваемых нами произведениях, появляются образы животных, которые олицетворяют собой героев. На протяжении всего романа Мария сравнивает Мишику с медведем (это сходство подчеркивается именем главного героя): «Но медведей я обожаю!», «Мой обожаемый медведь!», «Впрочем, довольно, мой Медведь».

Герой сравнивает себя в своей любви с неуклюжим пингвином, в то время как Мария окрылена своим чувством: «Но, сравнивая себя в этом смысле с Марией, я сказал бы, что у нее были за плечами два белоснежных, длинных лебединых крыла, я же летал, как пингвин». Мишика объясняет это сходство следующим образом: «Вначале я очень остро и, пожалуй, даже с обидой чувствовал ее духовное воздушное превосходство надо мною и мою собственную земную тяжесть».

Завершая проводить параллели между героями и олицетворяющими их внутренне состояние птицами, автор вводит образы павлина и фламинго (их значимость писатель подчеркивает одноименным названием глав). Павлин изначально символизировал бессмертие и долголетие. А.И.Куприн использует более поздние коннотации - болтливость, чванливость, тщеславие. Герой спрашивает Марию о тех вещах, о которых она не считает нужным говорить и неоднократно вынуждает её уходить от ответа. Тщеславие выражается в его отношении к работе Марии: «Самые слова "ручная работа" показались мне какими-то уж очень прозаичными, будничными, жалкими, годными для швей и портних».

Образ розового фламинго ассоциируется с героиней и её особенной, возвышенно-жертвенной любовью: «У фламинго прелестная, необычайная окраска оперения: она и не розовая и не красная, она особенная». Здесь появляется мотив новой жизни, которая начнется вскоре у героини: на полотне она собирается изобразить зарю, вскоре она сама примет решение оставить героя несмотря на свою любовь.

Одно из ранних произведений Александра Ивановича Куприна “Олеся”, написанное в 1898 году полно романтического очарования. Это лирическая история любви молодого чиновника и прекрасной лесной девушки из Полесья.

Куприн строит повествование, основываясь на множестве символических образов, которые несут в себе идейный смысл произведения.

Судьба забросила героя повести по служебным делам на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, где он невыносимо скучал, не найдя себе круг общения. И эту непреодолимую,

Разъедающую тоску одиночества символизирует описание природы в начале повествования: “Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший, голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой”.

Охота была единственным развлечением молодого барина. Однажды, заблудившись во время охоты, он приходит к лесной избушке, в которой живут Олеся со своей бабушкой, известной местным жителям как ведьма, колдунья, наводящая “порчу” на людей, и за это изгнанная из деревни. Хата, построенная на сваях из-за половодья, затопляющего

Весной лес, представляется ему “избушкой на курьих ножках”, а старая женщина имеет все черты “бабы-яги, как ее изображает народный эпос”, хотя герой и не верит в колдовство.

Знакомство с Олесей, а затем привязанность к ней, переросшая в любовь, перекликается с описанием пробуждающейся от зимнего сна природы. “Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на Полесье - неожиданная… Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни”. “Радостная… тревога жизни”, произошедшая в природе, символизирует неожиданную встречу героя повести с Олесей и его любовь к ней.

Так же глубоко символично и предсказание судьбы по картам. “Падает Вам большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы… Не смейтесь, не надо смеяться, - серьезно, почти строго, заметила Олеся. - Я Вам все только правду говорю… Ох! Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас большой примет, такой, что во всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит”. Если под “трефовой дамой” понимать Олесю, то в дальнейшем предсказании можно усмотреть развитие их отношений и развязку.

“Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительных, грустных ощущений”. “Тревога жизни”, “тревожные ощущения”, - слово “тревога” присутствует в повести не случайно. Вряд ли могла бы легко и безмятежно развиваться их любовь. Героя терзали сомнения. С одной стороны - разгорающаяся страсть к этой умной, самобытной, по-детски наивной девушке, а с другой - невозможность даже представить себе “какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами … сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”, в случае женитьбе на ней.

Выгнанные из деревни, бабушка и Олеся были прокляты людьми. И, когда, желая сделать приятное своему возлюбленному, Олеся пошла в церковь, толпа прихожан восприняла это как дерзкий вызов, за который надо отплатить позором. Вспомните предсказание: “Позор она через вас большой примет…”. Описание сцены расправы над Олесей созвучно описанию кошмарных видений во время лихорадки. “…Потом послышались грубые насмешки…, сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни…”

Град, обрушившийся на деревню и сгубивший посевы, - это как бы сбывшаяся угроза, которую в гневе бросила Олеся своим обидчикам. Опасаясь мести со стороны людей за, будто бы, насланную “ведьмами” напасть, Олеся с бабушкой покинули обжитые места. Девушка ушла, не простившись со своим возлюбленным. Когда он пришел к лесной избушке, там уже никого не было.

Его внимание привлек яркий красный предмет, висящий на углу оконной рамы. Нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием “кораллов”, осталась как напоминание об Олесе, о ее нежной и великодушной любви. Красный цвет бус, по замыслу автора - это символ вспыхнувшего яркого чувства между двумя молодыми людьми, которым из-за невежественности и дикости, существующих в то время нравов, не суждено было испытать радости зрелой любви.

Мягкий лиризм, задушевность и грусть пронизывают эту романтическую повесть Куприна.

И.А.Бунина и А.И.Куприна

Таблица17.

Цвет Цитаты из произведений И.А.Бунина Символическое значение Цитаты из произведений А.И.Куприна Символическое значение
Зеленый «А поля… ярко зеленеют закустившимися озимями…» расцвет, обновление жизни, гармония «зелень», необходимая Саше для выздоровления символ жизни, здоровья
«В шалаше устроены постели… позеленевший самовар…» увядание, старость, смерть «ложе у нас зелень» любовь,страсть
Красный «Только что сытно пообедали, раскраснелись и возбуждены…» благополучие, удовольствие «краснощёкие мясистые дети» здоровье, благополучие
«тёмным огнём сверкал рубиновый крестик… род пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом» олицетворение сердечных переживаний, горя «пурпуровый хитон», «венец из кроваво-красных рубинов» любовь,страсть, скорбь из-за потери любимой
Белый «Впереди была белая голая улица, белая мостовая, белые дома» приближение несчастий, опасность «белое полотно дороги» светлое будущее, надежда
«мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми открытыми головками» ощущение праз-дника, радость, беспечность «жрецы в белых одеждах», «мальчики в белых хитонах» смерть, похоть, безумство
Черный «чернели его птичьи глаза», «чернела маленькая, коротко стриженая голова» негативное ощу-щение, неприязнь «чёрные глазки с тоненькими чёрными усами» неприязнь, отвращение
«чёрный борзой, любимец Арсения Семёныча», «платье чёрного атласу» достаток, богатство «чёрные рабы», «чёрный жемчуг», «чёрнокудрый красавец» роскошь, красота, богатство
Золотой «[книги] с золотыми звёздами на сафьянных корешках»; «чашка с золотыми краями» богатство «золотое блюдо» достаток
Голубой «жидкое голубое небо», «расстилался длинной полосой голубоватый дым» лёгкость, гармония, красота природы «голубой атлас окаймлялся тёмно-синей бархатной лентой» мягкость, романтичность
Желтый «нечто монгольское было в его желтоватом лице» неприязнь «костлявым, жёлтым телом», «жёлтые зубы» неприязнь

Таблица 18.

Основная символика в произведениях И.А.Бунина Цвет Основная символика в произведениях А.И.Куприна
Любимый цвет писателя, чаще всего несёт отрицательную нагрузку, используется для создания портретов отрицательных героев. Чёрный – это цвет, обладающий «неземной силой», отражающий незримое воздействие времени на людей и на вещи. Чёрный (иконы в «Суходоле») показывает влияние сил, противоположных свету и Богу Чёрный Одним из любимых цветов Куприна. Черный обладает неведомой силой, придает окружающей обстановке оттенок мистичности, загадочности. Чёрный цвет – «вечный» спутник зла в произведениях писателя: всё негативное, отрицательные черты характера героев Куприн «красит» чёрным
Красным цветом автор привлекает внимание читателей. Красный, в основном, играет роль «положительного» цвета. Он сопутствует мимолётным чувствам, лёгким изменениям в настроении героев, в описании любви, продолжительной и страстной не используется. Агрессию и негативную силу Бунин показывает тёмными оттенками красного. Часто дается контраст красного и чёрного для показа в подтексте напряженности, опасности и негативных черт характеров героев, истинного состояния героя или отрицательного оценки событий Красный Красный – это олицетворение силы, победы, увлечения. Красными оттенками автор выделяет главных героев и основные события, роль определённых вещей. Этим цветом передаются мельчайшие, еле заметные волнения души героя, и одновременно глубокие, захватывающие сознание чувства, страсть, любовь. В определённых моментах красным цветом Куприн акцентирует внимание читателей с целью вызвать гнев, неприязнь.
Белый – это единственный цвет, используемый для описания глубокой любви, привязанности. Вариантами «белого» и «светлого» детально обрисовываются «положительные» настроения и чувства. Бунин окрашивает белым пейзаж, окружающую обстановку, показывая однообразие, скуку, предопределённость. Белый цвет не используется для описания отрицательных героев. Передавая положительные чувства, символизирует небесную силу, совершенство Белый Белый цвет у Куприна имеет различные, даже противоречивые значения. Часто он сопутствует изображению любви, привязанности, симпатии. В пейзаже белый цвет передает надежду на лучшее будущее. Он часто становится спутником безумства, похоти, гибели, несёт сильный отрицательный заряд
Серебряный цвет ни разу не обнаружен в исследованных произведениях, но выявлены его контекстуальные синонимы: «блеск холодной лазури», «стальной» цвет и др. Эти оттенки передают грусть, одиночество, тоску. Золотым цветом освещается образ времени. Он показывает вечность и ценность времени. Золотой также используется для показа богатства, безграничных возможностей Золотой Золотой и серебряный цвета чаще всего являются символами богатства и благополучия. Этими цветами передаётся красота и неповторимость пейзажа, усиливается ощущение превосходства героя над жизненными обстоятельствами. Золотой и серебряный цвета относятся к числу часто употребляемых в произведениях Куприна
Серебряный
Используется редко, большей частью в описаниях природы. Показывает обновление, расцвет природы. Причём «зелёные» пейзажи готовят читателей к качественным положительным изменениям в характере героя или приближению судьбоносных событий Зелёный Зелёный цвет придаёт ощущение мистики, загадочности, присутствия потусторонней силы. Большей частью он олицетворяет жизнь, любовь, бурную страсть. Зелёный также выражает тревогу, опасность

Сравнительный анализ роли света в произведениях

И.А.Бунина и А.И.Куприна

Таблица 19.

Цитаты из произведений Бунина Цитаты из произведений Куприна Символическое значение, комментарии
«с сияющим взглядом зорких светлых глаз» счастье, доброта, чис-тота намерений «блестящие глазёнки» лёгкая загадочность, красота, доброта
«сияя глазами» «светлые глаза» радость, беспечность; мудрость, умиротворение «ясные глаза» открытость, чистота намерений и взглядов
«лицо его бледное» описание отрицательного героя «побледнела» «бледное лицо» ярко выраженная отрицательная эмоциональная окраска
«почерневшая людская», «потемнеет в доме» отрицательная эмоци-ональная окраска, приближение опасности «в хате было очень темно» ощущение таинственности, мистики
«багровое пламя погасит звёзды» отрицательная эмоци-ональная окраска («словно в уголке ада») «багровым отблеском» ощущение неведомой негативной силы, мистика
«бледная луна и одиночество» одиночество, грусть «сияние луны», «в лунном свете» отрицательная окраска; положительная эмоцион. окраска
«и дорога, укатанная … телегами, замаслилась и блестит» надежда на лучшее будущее, стремление к счастью «дорожку, такую светлую»
«Чуть показавшееся сзади… солнце озаряло вершины…» единственный «проблеск» в рассказе, надежда на лучший день «сияло золотое солнце», «это свет солнца» положительная эмоциональная окраска
«и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты» таинственность, приближение опасности «в темноте фигура» пугающая неизвестность

Отметим следующие выявленные особенности использования светописи:

1. Положительных героев писатели наделяют «светлеющими, ясными, сверкающими» глазами, отрицательные персонажи имеют «тёмные, чернеющие, с холодным отблеском » глаза. Примечательно, что глаза у героев «живые»: для их описания используются причастия и глаголы, что говорит об исключительном значении глаз, показывающих внутреннюю сущность героя.

2. «Бледным лицом » обладают отрицательные герои, эта бледность ассоциируется с плохим самочувствием, болезнью или испугом, тревогой. Обилие негативных ассоциаций как бы говорит читателям о том, что поступки героя противоречат нормам морали и нравственности.

3. Отрицательную эмоциональную окраску имеют тёмные помещения: дома, комнаты и др. Часто это связано с напряжённостью происходящих событий. У Куприна к этим значениям можно добавить ощущение тревоги, а в определённых моментах присутствие мистики, загадочности.

4. Световые описания луны у писателей различны. Бунин использует «сияние луны » исключительно для того, что вызвать негативные ощущения. «Свет месяца » Куприн может показывать для создания романтичности обстановки, усиления воздействия на читателей образов положительных героев. Луна – это спутник одиночества и тоски или счастья и любви.

5. Солнце отличается исключительно «добрым» светом, который показывает читателям происходящие события или усиливает положительную характеристику героев.

6. Образ светлой дороги символизирует блестящее будущее, надежду, покой и мир.

7. Темнота фигур пугает своей неизвестностью, создаётся ощущение опасности, тревоги.

8. Анализ частоты употребления светописи показывает, что Куприн использует её значительно чаще Бунина.

Художники-живописцы, которыми можно считать и Александра Ивановича Куприна, и Ивана Алексеевича Бунина, благодаря мастерскому использованию игры цвета и света, необыкновенно сочными, яркими или насыщенно-мрачными оттенками могут оживить любую зарисовку. Пейзаж становится более реалистичным, если его описание насытить светом и цветом. Образы героев произведений становятся зримыми, живыми благодаря словесной цветовой палитре писателя, портреты героев с помощью цветописи полностью раскрывают их характер, а также свидетельствуют о внутреннем состоянии персонажа. Чтобы создать ту или иную атмосферу и внушить читателям определенные чувства, переживаемые героями в данной ситуации, писатели так же прибегают к помощи цветописи, так что можно с полной уверенностью утверждать, что цвет и свет имеют огромное символистическое значение и несут большую смысловую нагрузку.

Анализ произведений А.И. Куприна и И.А.Бунина позволил выявить, кроме редко встречающихся цветов, есть в их литературных текстах и доминирующие – красный и зеленый (у Куприна), красный и черный (у Бунина). Неудивительно, что именно красный цвет так часто встречается в произведениях, ведь он связан с темой любви, которая, по мнению писателей, должна быть трагедией, и темой смерти, фактической или смерти как гибели любви. Подробное изучение повестей А.И.Куприна «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет», а также рассказов «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Ворон» и повести «Суходол» И.А.Бунина позволило определить роль цветописи и света в художественном произведении (схема 1 ).

Только благодаря блестящим способностям этих величайших русских писателей, вошедших в сокровищницу русской и мировой литературы, имеющих талант живописца, читатели могут глубже раскрыть тайный смысл художественных деталей, понять авторский замысел, заключенный в художественных образах. Благодаря их способности в мельчайших подробностях видеть мир, цвету и свету каждое произведение Александра Ивановича Куприна и Ивана Алексеевича Бунина удивляет читателей своей бездонной глубиной на протяжении века.

МОУ Батыревская средняя общеобразовательная школа №1

«Ярмарка научных идей»

Роль символических образов в произведениях А. И. Куприна

Исследовательская работа ученицы 11 г класса Волковой Вероники Юрьевны

Научный руководитель: Гаврилова Людмила Александровна

Батырево - 2006

Цели исследования: символические образы в произведениях А. И. Куприна.

Исходя из цели, обозначим следующие задачи:

1. Проанализировать роль пространственного мотива в повести «Олеся»

2. Доказать, что в произведениях Куприна природа – живой участник действий.

3. Найти в повести «Олеся» описание лесных людей и зверей.

4. Установить исключительную роль каждого слова героя в понимании идеи всего произведения.

5. Определить значение природы в жизни человека.

6. Установить взаимосвязь цвета, камня и природы в произведениях А. И. Куприна.

Актуальность темы:

Творчеству А. И. Куприна посвящены труды многих известных исследователей литературы, но, в основном, работы их носят биографический характер. Наиболее интересной, на мой взгляд является статья О. Михайлова «Добрый талант», в которой автор подробно прослеживает жизненный путь писателя. Все авторы так или иначе затрагивают тему символики в произведениях Куприна. Таким образом, видно, что эта область художественного мира А. И. Куприна мало изучена и заслуживает более пристального внимания со стороны исследователей. Этим обстоятельством и объясняются актуальность и новизна работы.

Практическая ценность: данный материал можно использовать при проведении факультативных курсов по литературе и для выдачи дополнительных научных материалов учащимся при изучении творчества А. И. Куприна.

Тезисы:

1. В произведениях писателя существует крепкая символическая связь между природой и человеком, реализуется она с помощью изображения какой-то одной природной стихии, часто упоминаемой автором на протяжения всего повествования. Например, в «Гранатовом браслете» бесконечность и величие морского простора, притягивающие взоры сестер, отделены от них странным, пугающим обеих обрывом. Так предречен «обрыв» тихого семейного благополучия Шеиных. В многозначности образов заключается устойчивая черта прозы Куприна. В «Сентиментальном романе», как и в «Гранатовом браслете», в этой роли выступает море, в рассказе «Осенние цветы» - небо, в повести «Олеся» - лес.

2. Лес в произведении предстает не только как сохранившаяся нетронутой природа, но и приобретает значение символа. В эстетической системе В. Соловьева была мысль о том, что в реальной действительности «кошмарном сне человечества», хаос разделяет все и всех, подавляет нашу любовь и не дает осуществиться ее смыслу, в людях начинает преобладать образ различных зверей». Эта мысль пронизывает и повесть Куприна. Чтобы убедится в этом, достаточно проследить, как изображаются в повести крестьяне: у мужиков не руки, а «красные лапы». У Мануйлихи глаза «невиданной зловещей птицы», голос похож на «задыхающееся карканье вороны», выходки у нее «обезьяньи», лицо выражает «звериное беспокойство».

3.Обитатели мира полесской деревни и города, где властвуют бюрократия и подкуп, стараются видеть в окружающих себе подобных. Так, озлобленная жизнью, суеверная Мануйлиха, не относящаяся к истинным людям, называет Ивана Тимофеевича «соколиком», а Олесю «стрекозой». Но думается, что это, не бросающаяся в глаза особенность содержит более глубокий символический смысл. Иван Тимофеевич едет в глушь с радостью, чтобы «наблюдать нравы, охотиться на первобытные натуры, на живую полесскую ведьму». «До нашей сестры больно охотник», - разоблачит его сразу Олеся. И, уже судя по этому, мы можем твердо сказать, что фраза Мануйлихи не случайна. Всем известно, что сокол – хищная птица, с давних времен существует соколиная охота. В нашем случае в роли жертвы выступает Олеся, стрекоза, как говорит Мануйлиха.

4.В произведениях Куприна, нельзя не коснуться символичной категории цвета и камня, образующей вместе с темой природы одно целое. Взаимосвязь природы, цвета и камня в творчестве писателя можно схематично изобразить в виде треугольника, назовем его «купринским», в вершинах которого находятся: преобладающий цвет, преобладающая стихия (явления природы, растение) и камень.

5.Каждому произведению Куприна, в зависимости от заложенной автором идеи, соответствуют определенные значения камня, стихии (растения) и цвета. Например, коралл имеет следующее значение: хранит от молний, бережет от дурного глаза, облегчает излечение ран и язв. То есть своим подарком Олеся хотела облегчить страдания возлюбленного от разлуки с ней, коралл должен был залечить любовные раны героя. А значение красного цвета известно всем: он символизирует сильную, страстную любовь.

6. Символика в повести «Олеся».образ Олеси сопровождает красный цвет, цвет любви и цвет любви и цвет тревоги: « Красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, «кораллов», - единственная вещь, которая осталась на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви» (последний эпизод).

В «Гранатовом браслете». Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!»- это еще одно предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, - фамильная драгоценность. Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.

^ 1.Природа- живой участник действия.

Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. С широкой, доброй, отзывчивой душой. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку и как писателю. Многое познал он в жизни и поставил жизненный опыт на службу своему творчеству.

Талантливый писатель Александр Иванович Куприн – признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них яркая, красочная картина русской жизни конца 19 и начала 20 века.

«Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья» - эти слова из очерка Куприна можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье. Мечта о прекрасной любви – эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Как писателя, Куприна всегда отличало исключительное духовное здоровье, вкус к быту, языку, верность реалистическим заветам. Часто ведя художественный поиск, он отправляется от факта, который сам по себе незначителен, от «случая из жизни», анекдота и т.д. Но, обрастая великолепными подробностями, запоминающимися мелочами, каждый факт приобретает дополнительную глубину и емкость. При всей своей нелюбви к рецептам Куприн, понимавший, что литература, если она подлинная, - это всегда открытие, составил в назидание начинающим свод самого необходимого, как бы писательский катехизис. Небесполезно будет для нашей работы привести в пример одно из «катехизисов». Это поможет в целом понять на что опирался писатель при сочинении произведений. «Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Никогда не пиши: «какой-то странный цвет» или «он как-то неловко выкрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Дай сочное восприятие виденного тобою. Но самое главное, работай... Забудь на время себя. Все брось на писательское дело… Кончил переживать сюжет, берись за перо, и тут не давай себе покоя, пока не добьешься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно». Теперь зная столь интересные подробности, понятно почему образы в произведениях Александра Ивановича столь реалистичны и живописны. В них душа автора, его жизнь.

«Почти во всех произведениях Куприна можно найти картины русской природы. Писатель выступает в этом плане достойным преемником лучших традиций русской литературы, воплощенных в творчестве Пушкина и Гоголя, Тургенева и Толстого» - так отзывается об А. И. Куприне современный критик Н. Соколов. Но, несмотря на то, что Куприн перенял многие традиции предыдущих классиков, тема природы в его творчестве существенно обновилась.

В произведениях писателя существует крепкая связь между природой и человеком, реализуется она с помощью изображения какой-то одной природной стихии, часто упоминаемой автором на протяжении всего повествования. Например в «Гранатовом браслете» бесконечность и величие морского простора, притягивающие взоры сестер, отделены от них странным, пугающим обеих обрывом. Так предречен «обрыв» тихого семейного благополучия Шеиных. В многозначности образов заключается устойчивая черта прозы Куприна. В «Сентиментальном романе», как и в «Гранатовом браслете, в этой роли выступает море, в рассказе «Осенние цветы» - небо, в повести «Олеся» - лес.

«Олеся» - это песнь красоте и величию своеобразной полесской природы. Лес – не фон, но живой участник действия» - пишет Ю. Борисов в статье «Повесть «Олеся» и ее автор». Тщательно проанализировав текст произведения, мы обнаружили следующую закономерность: слово «лес» встречается в повести 30 раз, а однокоренные слова: лесной, полесской, полесовщик, полесье, перелески, лесничий – более 20 раз. То есть во всей повести лес упоминается 56 раз. Очевидно, что лес, является одним из главных символов и, было бы совершенно оправдано, если бы автор внес его в заглавие произведения. И «лес» действительно присутствует в названии повести как составляющая часть имени лесной девушки Олеси. Продолжая подсчет, видно, что слово «болото» автор использует 9 раз. 10 раз употребляется в повести «ветер», а последе упоминание о нем звучит в фразе «разлука для любви, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней». Простое арифметическое действие помогло убедиться нам в том, что образ природы играет в повести одну из символических ролей.

^ 2. Лесные люди и лесные звери.

Лес в произведении предстает не только как сохранившаяся нетронутой природы, но и приобретает значение символа. В эстетической системе В.Соловьева была мысль о том, что в реальной действительности «кошмарном сне человечества», хаос разделяет все и всех, подавляет нашу любовь и не дает осуществиться ее смыслу, в людях начинает преобладать образ различных зверей». Эта мысль пронизывает и повесть Куприна. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить, как изображаются в повести крестьяне: у мужиков ни руки, а «красные лапы». Словно хищный зверь охотится и ориентируется в лесу Ярмола, у Мануйлихи глаза «невиданной зловещей птицы», голос похож на «задыхающееся карканье старой вороны», выходки у нее «обезьяньи», лицо выражает «звериное беспокойство». По большим церковным праздникам в Перебродье приезжает священник из села Волчьего. Ту же особенность можно отметить и в описании горожан. К примеру, урядник своим телом, красной огромной физиономией напоминает отвратительное чудовище.

Сам о себе Иван Тимофеевич говорит: «Я, как языческий бог или как молодое сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни».

Совсем по другому изображает Куприн главную героиню Олесю: «Ее молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые елочки». И живет она в исключительных условиях, в полном отстранении от деревенских жителей, вообще от людей, но в согласии с обитателями полесских чащоб – птицами, зверями. Нетрудно понять, что пытается донести Куприн нам, читателям. Конечно же, ни деревенские, ни городские жители не являются в повести людьми в полном смысле этого слова. Значит, можно ответить и на вопрос, что символизирует лес. Лес – это место обитания различных животных, и если эти животные – люди, то лес – их дикарская полулюдская жизнь, а непроходимое полесское болото символизирует трясину их пороков: невежество, злобу, равнодушие, чудовищную безжалостность, лицемерие. «Из вашего болота во веки веков не выберешься», - будто вскользь замечает герой. А Мануйлиха произносит: «Лес велик, есть место где разойтись» (ср. с антонимичным выражением: «Мир тесен – мир – лес). Иван Тимофеевич легко находит с ним общий язык, принимает их правила игры», и пусть он не совсем еще зверь, так как стоит на ступеньку выше остальных, но он бесконечно далек от совершенства.

Лишь Олеся – истинный человек. «Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости ей чуждо себялюбие – все то, что отравляет взаимоотношение людей в «цивилизованном мире». Не случайно с «прекрасным обликом Олеси» остаются в душе Ивана Тимофеевича «пылающие вечерние зори, росистые ландышом и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама», ведь образ матери- природы, действительно, симолизировается в Олесе.

С какой любовью и заботой она относится к населению леса: зайцам, зябликам, скворцам: «Зачем бить птах или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется также, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие». Олеся и бабку свою жалеет, и вора Трофима, и даже озверевшую толпу. Избившую ее, прощает: «Все я одна глупая. Ну чего я полезла… в самом деле?».

«Во всех ее движениях, в ее словах есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность. Порядочность, уверенность в свои силы», - замечает Иван Тимофеевич, - Олеся – хозяйка этого леса, мать всему живому, в ее внешности, в «чистом, нежном профиле» есть что-то от богородицы Марии, придающие светлому лицу одновременно и властность, и наивность.

Можно привести и другую символьную параллель: «отдохнувшая за зиму земля пробуждается с приходом весны, полная жажды материнства». А последние слова,

Которые произносит Олеся перед уходом Ивана Тимофеевича, следующие: «Знаешь о чем я жалею? О том, что у меня нет от тебя ребеночка. Ах, как я была бы рада этому!» Несомненно, в эти слова автор вложил глубокий смысл.

^ 3.Стрекоза и сокол.

Обитатели мира полесской деревни и города, где властвуют бюрократия и подкуп,

Стараются видеть в окружающих себе подобных. Так, озлобленная жизнью, суеверная Мануйлиха, как мы уже доказали, не относящаяся к истинным людям, называет Ивана Тимофеевича «соколиком», а Олесю «стрекозой». Но думается, что эта, не бросающаяся в глаза особенность содержит более глубокий смысл. Вернемся к самому началу произведения. Уже по первому предложению: «Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату», - мы понимаем, что герой – страстный охотник, и ведь именно он видит в забитых, невежественных крестьянах – животных. Он вообще проявляет к людям болезненный интерес: Иван Тимофеевич едет в глушь с радостью, чтобы «наблюдать нравы, охотиться на первобытные натуры, на живую, полесскую ведьму». «До нашей сестры больно охочи», - разоблачит его сразу Олеся. И, уже судя по этому, мы можем твердо сказать, что фраза Мануйлихи не случайна, она несет символический смысл. Всем известно, что сокол – хищная птица, с давних времен существует даже соколиная охота. В нашем случае в роли жертвы выступает Олеся, стрекоза, как говорит Мануйлиха.

Возможно и другое объяснение символики в повести: только весну и лето (а именно на этот промежуток времени приходится разгар повествования) дано наслаждаться жизнью красавице-стрекозе, а осенние холода обязательно убьют ее.

В «Гранатовом браслете» символичен облик княгини Веры Николаевна. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: «… Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей, «святой» любви.

Немалое символическое значение придает А.И.Куприн образу «тучного, высокого, серебряного старца» - генерала Аносова. Именно ему «поручено» заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь в Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: «… Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автор доверяет ему сделать один из важнейших в рассказе выводов: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю свою жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. Этот подарок становится символом той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина. Гранатовый браслет ценен Желткову тем, что его носила его «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти… И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями» а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества. Желтков – мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна – княгиня, но это обстоятельство не смущает героя, он по-прежнему любит, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство:»… Ваш до смерти и после смерти покорный слуга». К сожалению символическое, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. «И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви – гранатовый браслет…

^ 4. Природа в жизни героев.

Природа в повести выступает и как некий символ, мерило духовного облика человека. Так, Иван Тимофеевич впервые появляется на фоне зимнего пейзажа: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их к низу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид». Впоследствии автор не раз подчеркнет холодную натуру Ивана Тимофеевича, ведь даже в лес он приходит не наслаждаться красотой природы, а убивать. «Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое», - предскажет ему Олеся.

Для «Олеси» характерна выверенность повествования, движение сюжета по нарастающей. Действие сопровождается как бы музыкальным аккомпанементом – описаниями природы, созвучными настроению главного героя. Прекрасный зимний день умиротворяет скучающего на охоте Ивана Тимофеевича: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия…» И это служит прелюдией к встрече героя с Олесей. Исподволь зреющее чувство, «поэтическая грусть» показаны на фоне наступившей весны – «ранней, дружной и – как всегда на Полесье – неожиданной». Объяснение в любви сопровождается картиной лунной ночи: «Взошел месяц, и его сияние причудливо, пестро таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья. На мягкий, как плюшевый ковер, мох». Последнее свидание завершается картиной предгрозовой напряженности природы: «Полнеба закрыла черная туча с резкими курчавыми краями, но солнце еще светило, склоняясь к западу, и в этом смешении света и надвигавшейся тьмы было что-то зловещее». Наконец, в финале угроза избитой перебродскими бабами Олеси. Романтика любовного и драматичного чувства находит совершенное выражение в слове.

То же самое мы можем наблюдать и в других произведениях Куприна: тихое сверкающее море в «Сентиментальном романе» - взаимная любовь двух героев, предчувствие разлуки – спокойную гладь моря нарушает неровное фиолетовое пятно – тень от облака, темно-синее море в конце рассказа символизирует близкую смерть главной героини.

Связь человека с природой и здесь сквозит в каждом слове: в быстром пышном расцвете южной весны герой видит быстро проходящую человеческую жизнь, а в рассказе «Осенние цветы» тоже означает стремительно промелькнувшее лето. И еще одна особенность: героиня «Осенних цветов» из окна видит узкую полосу неба «цвета бледной, вылинявшей бронзы», а чуть ниже, продолжая свое письмо, она рассказывает о квартирах, в которых жилось гадко, тяжело: «Но все-таки», - восклицает женщина, - здесь как будто осталось навеки целая полоса твое жизни, - невозвратная полоса!». То есть опять человеческая жизнь сравнивается с природой, в данном случае с небом.

В рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря» - начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеет огромное значение. Если под «молодым месяцем» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается вполне реальная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле». Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

В изображении природы Куприным заложена и философская мысль о том, что лишь в слиянии с природой возможно счастье и спасение от окончательного духовного разложения человечества. Лишь освободившись от оков предрассудков, фальшивых общественных устоев, навязанных ему социальной средой, уединившись с возлюбленной в лесу, Иван Тимофеевич обретает удовлетворение, осознает все мертвенность, искусственность созданного людьми мира, и, созерцая красоту живой природы, по-настоящему чувствует себя человеком.

Говоря о теме природы в произведениях Куприна, нельзя не коснуться категории цвета и камня, образующей вместе с первой одно целое. Взаимосвязь природы, цвета и камня в творчестве писателя можно схематично изобразить с виде треугольника, назовем его «купринским», в вершинах которого находятся: преобладающий цвет, преобладающая стихия (явление природы, растение) и камень:
Это закономерно практически для всех произведений Куприна:

Повесть эта – воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой, - говорится в статье Ю.Борисова. – Не случайно вдали от города, где люди живут в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, или под самой землей, в сырости и холоде, не видя солнца – не здесь, а среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит Куприн героиню своей самой поэтичной повести».

На примере в одних из лучших произведений Куприна мы рассмотрели символический образ в его творчестве и доказали, что художественные образы: лес, море, небо и т.д. не просто украшают повествование писателя, но являются живыми участниками заложенных самой природой способностей к великому дару любви, состраданию, благородству и самопожертвованию.

Список используемой литературы:


  1. Борисов Ю.Примеч./Куприн А.И. Олеся. Повесть.- Саратов,Приволжск.кн.изд-во,1979.

  2. Гороскоп камней//Современная домашняя энциклопедия.-Мн.:Современ.литература,1999.

  3. Даль В.Толковый словарь великорусского языка: в 4т.Т2-М.,Терра,1995.

  4. А.Каретников А Куприн// Смена,1990,№6.

  5. Куприн А.И.Избранные сочинения. -М.:Художественная литература,1989.

  6. Русская литература.20в.Справ.материалы.-М.:Просвещение: АО «Учеб.лит»,1995.

  7. Михайлов О.Н. Вступит.ст.коммент.//Куприн А.И.Рассказы – М.:Просвещение,1989.

  8. Русская литература. 20 в.Справ.материалы.- М.:Просвещение: АО «Учеб.лит»,1995.

  9. Смирнова Л.А. Послеслов. И примеч.//Куприн А.И. Повести и рассказы – М.:Сов.Россия,1987.

  10. Чернышев А.А. Художник жизни.//КупринА.И. Гранатовый браслет. Олеся. – Иркутск,Восточно-Сибирское кн.изд-во, 1979.

  11. Соколов Н.Вступ. ст.//Куприн А.И. Изумруд: Рассказы и повести – Л.:Дет.литература,1981.

  12. Журавлев В.П.//Русская литература ХХ век

  13. а-Москва, «Просвещение»,2000.

МОУ Батыревская общеобразовательная школа №1

«Наука. Развитие. Творчество»

Роль символических образов в

произведениях А. И. Куприна

Исследовательская работа

ученицы 11 г класса

Волковой Вероники Юрьевны

Научный руководитель:

Гаврилова Людмила

Александровна

Батырево-2006

Глава I _____________________5-6

Глава II _____________________6-8

Глава III _____________________8-9

Глава IU _____________________10-11

Глава U ______________________11-13

Приложение:


  1. __________________15

  2. __________________16

  3. __________________17

  4. __________________18

  5. __________________19

«Барбос и жулька Куприн» - Молодец на овец, а на молодца и сам овца. Объясните смысл пословиц. На всякую беду страху не напасёшься. Кто не испытал дружбы, до смерти. Почему изменилось поведения Барбоса? Сердце соколье, а смелость воронья. Будь верен тяжело разлучиться. Домашнее задание. Дружбе, верности. Тема урока: Александр Иванович Куприн.

«Куприн Олеся» - Как построен сюжет повести? Какой цвет сопровождает образ Олеси? Зимний пейзаж подчеркивает отрешенность от цивилизации. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена бежать из лесного гнезда. Олеся не знает расчета, себялюбия. Учитель Феоктистова О.В. МОУ «СОШ №8». Герой ожидает новых впечатлений. Какое значение имеет место действия рассказа?

«Биография Куприна» - Краткая биография. Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". Семнадцать лет, которые писатель провел в эмиграции, были малоплодотворным периодом. Приходит к Ленину в 1918 с предложением издавать газету для деревни - "Земля". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться.

«Куприн Александр Иванович» - В 90-х г.г. знакомится с Буниным, Чеховым и Горьким. Публикует очерк "Москва родная". Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину. Повесть «Поединок» (1905). В 1901г. Семнадцать лет писатель провел в эмиграции. Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Куприн эмигрирует за границу.

«Творчество Куприна» - Повесть "Олеся" (1898). Родился 8 сентября 1870 г. в городке Наровчатове Пензенской губернии. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. В эпоху революций. Кроссворд. 3. 7. В кадетском корпусе появились первые склонности к литературе. Отец умер от холеры. Биография Александра Ивановича КУПРИНА.

«А.И.Куприн» - Словарная работа. Тапер –музыкант, играющий в небольших ресторанах, на танцевальных вечерах. РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1829–1894), русский композитор и пианист. Зеленый домик в Гатчине.

Всего в теме 39 презентаций

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...