Король матиуш первый читать онлайн полностью. Король матиуш первый текст


Януш КОРЧАК

КОРОЛЬ МАТИУШ ПЕРВЫЙ

Повесть-сказка


Дело было так.

– Если через три дня королю не станет лучше, можно всего ожидать, – сказал доктор. – Король тяжело болен, и если через три дня состояние его не улучшится, можно всего, всего ожидать, – повторил он.

Все опечалились, а главный министр, нацепив на нос очки, спросил:

– Что значит «можно всего ожидать»?

Доктор ничего более определенного не сказал, но все и так поняли: значит, король умрет. Главный министр переполошился и созвал государственный совет.

Министры собрались в просторном аудиенц-зале и расселись в мягких креслах вокруг большого стола. Перед каждым из них лежал лист бумаги и два карандаша: один – простой, второй – с одного конца красный, с другого синий. А перед главным министром стоял еще колокольчик.

Дверь заперли на ключ, чтобы никто не мешал. Зажгли свет и долго сидели молча. Наконец главный министр позвонил в колокольчик и сказал:

Первым взял слово министр военный:

– Надо позвать доктора. Пусть скажет прямо: вылечит он короля или нет?

Военного министра все боялись: он носил саблю и пистолет. Поэтому ему никто не прекословил.

– Правильно, позвать сюда доктора! – единодушно согласились министры.

Послали за доктором, но он не мог прийти, так как ставил королю двадцать четыре банки.

– Ну что ж, придется подождать, – сказал главный министр. – А пока давайте обсудим, что делать, если король умрет.

– По закону, – заговорил министр юстиции, – престол переходит к его старшему сыну. Потому он и называется наследником престола. Итак, если король умрет, на трон вступит его старший сын и наследник.

– Но у нашего короля один сын.

– Этого вполне достаточно.

– Но Матиуш еще совсем ребенок! Вот так король, даже писать не умеет!

– Закон есть закон, – изрек министр юстиции. – Такие случаи в истории известны. В Испании, Бельгии и некоторых других государствах бывало, что престол занимал малолетний монарх.

– Да, да, – поддакнул министр почт и телеграфа, – я даже марки видел с изображением короля-ребенка.

– Помилуйте, господа, ведь это абсурд! Король, который не умеет ни читать, ни писать, не знает ни географии, ни грамматики!.. – возмутился министр просвещения.

– Я разделяю мнение уважаемого коллеги, – сказал государственный казначей. – Как же он будет проверять счета или отдавать распоряжения, сколько чеканить новых денег, не зная таблицы умножения?

– Это еще полбеды, господа! – вмешался военный министр. – Короля-мальчишку никто слушаться не будет. Разве он справится с генералами и солдатами?

– Дело не только в солдатах, – мрачно сказал обер-полицмейстер, – его вообще никто не будет бояться. Начнутся беспорядки и бунты. Если Матиуша провозгласят королем, я слагаю с себя всякую ответственность.

– Об этом в законе ничего не сказано. – Министр юстиции побагровел от злости. – Повторяю: по закону после смерти короля престол переходит к его сыну.

– Но ведь Матиуш еще совсем маленький! – хором воскликнули министры.

Атмосфера накалялась; казалось, вот-вот вспыхнет ссора, но тут двери широко распахнулись, и в зал вступил иноземный посол.

Министры оторопели: как чужестранец проник в запертый на ключ зал? Вот чудеса! Однако, как выяснилось потом, ничего таинственного в этом не было. Просто, когда ходили за доктором, забыли запереть дверь. Но по дворцу поползли зловещие слухи об измене: дескать, министр юстиции нарочно приказал оставить дверь открытой, потому что заранее знал о приходе знатного иностранца.

– Добрый вечер! – Посол раскланялся. – Именем моего августейшего повелителя и государя имею честь сообщить: если вы не провозгласите Матиуша королем, мы объявим вам войну.

У канцлера (то есть главного министра) душа ушла в пятки, но он с невозмутимым видом взял лежащий перед ним листок бумаги и написал синим карандашом: «Хорошо, пусть будет война», – и протянул записку иностранному послу.

– Я доложу об этом своему монарху! – важно сказал посол и с поклоном удалился.

Тут в зал вошел доктор, и министры стали его умолять во что бы то ни стало спасти короля. Ведь смерть короля означала теперь войну и бедствия.

– Я уже перепробовал все лекарства, какие знал. Даже банки ставил… Я бессилен помочь королю. Но можно пригласить других докторов.

Как утопающий за соломинку, ухватились министры за этот совет. Любой ценой, но короля надо спасти! Тотчас из королевского гаража в разные концы города помчались автомобили за медицинскими светилами. А проголодавшиеся министры тем временем велели королевскому повару подать им ужин. Они ведь не знали заранее, сколько пробудут во дворце, и потому не пообедали дома.

Дворцовые лакеи расставили на столе серебряные блюда с изысканными кушаньями, бутылки с самыми лучшими винами. Повар из кожи вон лез, стараясь угодить министрам: он боялся, как бы после смерти короля его не прогнали из дворца.

Министры как ни в чем не бывало пьют, едят, оживленно беседуют, а рядом в зале собрались врачи.

– Королю необходимо сделать операцию, – решительно заявил один старый бородач.

– А я думаю, – возразил другой доктор, – больше помогут припарки.

– Порошки – вот единственное средство, которое спасет короля! – изрек знаменитый профессор.

– А может, капли? – робко вставил какой-то безвестный лекарь.

Каждый врач привез с собой толстенную книгу, и в каждой книге по-разному было написано, как лечить такую болезнь.

Время шло. Министры клевали носами. Но хочешь не хочешь, а надо ждать, что скажут доктора.

Переполох, поднявшийся в ту ночь во дворце, разбудил Матиуша, маленького наследника престола.

«Пойду посмотрю, что там за шум», – подумал Матиуш и, соскочив с постели, наскоро оделся и выскользнул в коридор.

Перед дверью столовой он остановился – вовсе не для того, чтобы подслушивать, просто не мог дотянуться до ручки и открыть дверь. И вот что он услышал…

– Вино в королевских подвалах отменное! – раздался громкий голос казначея. – Выпьем-ка, друзья, еще по одной! Матиушу, если он будет королем, вино ни к чему – ведь детям пить не полагается.

– И сигар дети тоже не курят! – закричал министр торговли. – Предлагаю по этому случаю прихватить немного сигар с собой!

– Вот увидите, господа, если будет война, от этого дворца камня на камне не останется. Смешно думать, будто страну сумеет защитить маленький мальчик.

– За здоровье нашего защитника, его величества короля Матиуша Первого! – послышались пьяные крики и хохот.

Спросонья Матиуш не мог сообразить, о чем это они толкуют. Он знал, что из-за болезни отца министры часто теперь совещаются во дворце. Но почему они над ним, над Матиушем, смеются? Почему называют его королем? И о какой войне идет речь?

– А я утверждаю: король непременно умрет. Никакие порошки и микстуры ему не помогут.

– Голову даю на отсечение: король не протянет больше недели.

Мальчик не дослушал. Опрометью бросился он бежать по коридору, пересек два просторных покоя и, запыхавшись, влетел в королевскую опочивальню.

Король-отец, очень бледный, лежал на кровати и часто-часто дышал. Возле него сидел добрый старый доктор, который лечил и Матиуша, когда тот болел.

– Папочка! Папочка! – заливаясь слезами, закричал Матиуш. – Я не хочу, чтобы ты умирал!

Король приоткрыл глаза и устремил скорбный взгляд на сына.

– Я тоже не хочу умирать, – прошептал он. – Не хочу оставлять тебя одного на белом свете.

Доктор взял Матиуша на колени. Они просидели так довольно долго, не проронив ни слова.

И в памяти Матиуша всплыла такая картина: он сидит на коленях у отца, а на кровати лежит мама – бледная как полотно и часто-часто дышит. «Значит, папа тоже умрет», – подумал Матиуш.

У мальчика сердце сжалось от горя. И одновременно вспыхнули гнев и обида на министров: как они смеют смеяться над ним и над его умирающим отцом!

«Я им покажу, когда стану королем!» – пронеслось у него в голове.

Похороны устроили очень пышные. Фонари были обернуты черным крепом, звонили во все колокола, оркестр играл траурный марш. По улицам двигались пушки, маршировали солдаты. Благоухали цветы, за большие деньги выписанные из жарких стран. Народ оплакивал кончину любимого монарха. Газеты сообщали о тяжелой утрате, постигшей страну.

Пригорюнившись, сидел Матиуш в детской. Предстоящая коронация его ничуть не радовала: ведь у него умер отец и он теперь круглый сирота.

Мальчик вспомнил маму – это она выбрала ему такое имя: Матиуш. Мама нисколько не кичилась своим королевским саном. Она играла с ним, строила дома из кубиков, рассказывала дивные сказки, они смотрели вместе книжки с картинками. С отцом Матиуш виделся реже – у него, как у всех королей, было дел по горло: то военные парады, то визиты иностранных королей, то сам он ездил за границу, а потом – бесконечные совещания, заседания, советы.


Итак, когда я был такой, как на этой фотографии, я сам хотел совершить все, о чем тут написано. Но потом забыл, а теперь стал уже стар. И нет у меня ни времени, ни сил, чтобы вести войну и ездить к людоедам. А фотографию такую я дал потому, что важно то время, когда я хотел быть королем, а не то, когда я писал о короле Матиуше. И я думаю, что лучше давать фотографии королей, путешественников и писателей, когда они еще не стали взрослыми и старыми, потому что в этом случае может показаться, что они всегда были умными и никогда не были маленькими. И дети могут подумать, что они могут быть министрами, путешественниками и писателями, а это неправильно.
Взрослые не должны читать мою повесть, так как в ней есть главы для них неподходящие, они не поймут их и будут высмеивать. Но если уж они непременно хотят, пусть попробуют. Ведь взрослым нельзя запретить, потому что они могут не послушаться, - и кто может им что - нибудь сделать?

Краткое содержание повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый»

Повесть Януша Корчака впервые была издана в 1923 году в Варшаве. В том же 1923 вышло продолжение - «Король Матиуш на необитаемом острове». В СССР в 1924 году вышла книга «Приключения Короля Матюша». Перевод непосредственно оригиналов был сделан в конце 1950-х годов Музой Павловой. Обе повести на русском выпустило польское издательство «Полония».

Публикация перевода Павловой в России состоялась только в 1992 году. В 60-х годах по сюжету предложенного в СССР варианта повести были созданы 2 театральные постановки. В 1988 году советский композитор Лев Конов создаёт по сюжету повести детский мюзикл, состоящий из одного акта. В 2009 году Конов переработал свой мюзикл и сделал из него оперу на 2 акта.

Кто именно послужил прототипом для создания образа юного короля, неизвестно. В некоторых событиях, происходящих в книге, нетрудно узнать реальные события, произошедшие в Польше: приобретение страной выхода к морю, раздел Польши и т. д. Вымышленный Матиуш I очень похож на короля Станислава II, который также имел склонность к новаторству.

Некоторые исследователи полагают, что на создание книги Корчака вдохновила судьба Наполеона II. В какой-то степени прототипом короля Матиуша мог быть и сам автор. В своём предисловии Корчак указывает, что мечтал когда-то быть королём. Будучи ребёнком, автор был уверен, что если бы он был на месте короля, то непременно смог бы сделать жизнь людей лучше.

Принц Матиуш (уменьшительное от имени Мачей) становится королём после смерти своего отца. Ни братьев, ни сестёр у юного принца не было, поэтому он был единственным наследником престола. Матиуш I ещё слишком молод и не понимает, что в действительности от его имени правят чиновники. Политика чиновников привела к тому, что королевство Матиуша оказалось втянутым в войну с тремя соседними государствами. Король тайно покидает дворец и отправляется на фронт. Матиуш берёт себе новое имя и становится «сыном полка».

Отправляясь на войну, юный король и не подозревал, насколько она ужасна. Война представлялась Матиушу слишком романтичной. Тем не менее, разочарование не смогло сломить Матиуша. Он достойно переносит все тяготы солдатской жизни. Вскоре воины узнают, что среди них находится король. Всех охватывает воодушевление. Война заканчивается полным разгромом неприятеля.

Вернувшись домой, Матиуш решает управлять страной самостоятельно. Король считает себя повзрослевшим и более опытным, хотя на самом деле опыта в управлении страной у него по-прежнему нет. Матиуш I проводит ряд реформ, направленных на улучшение жизни своих подданных. Особое внимание король уделяет детям. Он создаёт детский парламент, в котором заседают его ровесники. Согласно королевскому предписанию, все дети королевства должны занять рабочие места взрослых. Взрослые, в свою очередь, отправляются учиться вместо детей.

Реформы Матиуша приводят к плачевным результатам. Королевство вновь оказывается втянутым в войну. На сей раз, победил неприятель. Юный король был сослан на необитаемый остров. После бегства из заточения и многочисленных скитаний Матиуш вернулся домой. Он больше не хотел быть королём и отрёкся от престола. Матиуш устроился работать на фабрику. Вскоре главный герой погибает в результате несчастного случая.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖА

КОРОЛЬ МАТИУШ

Король Матиуш представлен в повести одиноким, никому не нужным ребёнком. Автор сочувствует главному герою. Трон не даёт маленькому королю никаких преимуществ. Скорее наоборот, королевский титул не позволяет Матиушу быть полноценным ребёнком: кататься на коньках, играть в снежки и просто общаться со сверстниками.

Автор отмечает чуткость и отзывчивость главного героя. Несмотря на свою неопытность и юный возраст, Матиуш уже не ребёнок. Он перестал им быть с тех пор, как понял, насколько велики страдания его подданных, сколько несправедливости и зла вокруг. Юный король готов на всё, чтобы решить проблемы жителей своего королевства. Наибольшего внимания удостаиваются дети. Матиуш сам страдает от бездушного отношения взрослых, поэтому он, как никто другой, способен понять своих ровесников.

КОРОЛЕВСКИЕ РЕФОРМЫ

Реформы, которые Матиуш проводит в своей стране, тоже могут многое рассказать о его характере. Король приходит к выводу о том, что жизнь так тяжела потому, что все правила и законы созданы взрослыми. Следовательно, детей и взрослых нужно поменять местами. В итоге, появился детский парламент. Ровесники короля занимают места своих родителей. Но поскольку у ребят нет ни опыта, ни необходимого образования, реформа привела страну к очередной войне. На этот раз, королевство Матиуша не смогло победить, так как было приведено к полному упадку королевскими реформами.

Следует отметить самокритичность короля и его умение признавать собственные ошибки. Матиуш понял, что одной только любви к людям недостаточно, чтобы управлять страной. Главный герой отрёкся от престола. Матиуш считает, что его место должен занять по-настоящему опытный и сильный правитель, способный помочь подданным королевства. Ребёнок сделал то, на что никогда бы не согласился ни один взрослый - отказался от собственных амбиций ради всеобщего блага.

В качестве темы своей повести Януш Корчак выбрал взросление человека. Маленький король Матиуш - это не только вымышленный персонаж. Это и сам автор, и каждый, кто прочтёт его повесть.

В раннем детстве ребёнку всё кажется простым и понятным. Он живёт в своём собственном вымышленном мире, где все невзгоды исчезают сами собой, достаточно взмахнуть волшебной палочкой или использовать другой магический предмет. Сказочный мир начинает рушиться в тот момент, когда дети сталкиваются со злом и несправедливостью. Ребёнок начинает взрослеть. Он уже понимает, что не всё в этом мире так безоблачно. Непонятным остаётся только одно: почему взрослые не могут уничтожить зло? Каждый человек хотя бы однажды в детстве говорил: «Вот когда я вырасту…». Ребёнок точно знает, что нужно делать и начинает ждать, когда же он, наконец, станет взрослым. Но проходит время, и дети понимают, что они так же бессильны перед злом, как когда-то были бессильны их родители.

Идею повести тоже нетрудно обнаружить: совершенства достичь невозможно. Люди часто ругают правителя за жестокость и бессердечие, за невозможность дать им счастье. На извечный вопрос «Как сделать, чтобы всем было хорошо?» автор отвечает коротко и безапелляционно: «Никак!». Доброты недостаточно для создания всеобщего счастья. Ни одни мудрый правитель не сможет дать своим подданным то, что они от него ждут. Всеобщее счастье невозможно хотя бы потому, что каждый человек понимает счастье по-своему. То, что кажется правильным одному, может показаться совершенно недопустимым другому. Имея одну и ту же сумму денег, один человек чувствует себя обладателем целого состояния, а другой - нищим.

Трагическая смерть

Несмотря на всю свою любовь к главному герою, автор «убивает» Матиуша. Примечательно, что мальчик погиб не доблестным воином, сражающимся за свою родину. Его не убили в борьбе за власть. В смерти Матиуша вообще никто не виноват, он погиб в результате трагической случайности. Символичным становится и тот способ, которым автор «убил» своего героя: Матиуш попал под станок и умер от ран.

В лице юного короля Корчак «казнит» всех мечтателей, желающих сделать мир лучше, предостерегает тех, кто тешит себя надеждой спасти человечество. Автор призывает оставить попытки совершить невозможное. История помнит тысячи мессий, каждый из которых верил в то, что именно у него получится. Но ни одна попытка так и не увенчалась успехом. Автор вынес суровый приговор всем Матиушам: рано или поздно они окажутся брошенными под станок суровой реальности, а об их подвигах забудут уже на следующий день после их смерти.

Корчак очень любит своего юного героя. Маленький Матиуш - одинокий, заброшенный, несчастный ребенок, всем чужой в своем королевском дворце. Королевское звание не только не дает ему преимуществ перед другими детьми, но ограничивает его естественные детские желания: побегать, поиграть в снежки, покататься на коньках. В королевском дворце господствует строгий, давно заведенный порядок, который никто из взрослых не считает нужным менять. Матиуш видит как много вокруг нелепостей и несправедливости, ему хочется изменить и улучшить жизнь. Но когда Матиуш начинает управлять страной по-своему, ничего хорошего из этого не получется, от его "реформ" происходит много бед. Созданный Матиушем отдельный детский парламент становится местом драк и потасовок, и его приходится закрыть. Разочаровавшись в своих попытках устроить счастливую жизнь в своей стране, Матиуш, отказавшись от королевского звания добровольно отправляется на необитаемый остров. И здесь, на острове он переживает период перехода от детства к отрочеству, много размышляя и пытаясь найти ответы на тысячи встающих перед ним вопросов.

Печальный конец книги возможно вызван тем, что Корчак и сам не мог ответить на вопрос,так мучивший маленького Матиуша: как же нужно переустроить жизнь, чтобы все вокруг были счастливы?Но он, как никто другой прекрасно знал детей - всяких: и дурных, и хороших, и добрых, и злых, и послушных, и озорных, - знал, как трудно ребену расти и становиться Человеком в этом отнюдь не всегда справедливом мире. Корчак создал Матиуша, вложив в него многое из своего детства, из своих переживаний и дал его нам, как пример и как предостережение. Матиуш никого не научит плохому, и он, возможно, напомнит нам, что не все, что кажется справедливым и правильным легко удается сделать, что жизнь гораздо более сложна и неоднозначна, чем это кажется в детстве. И еще он будет напоминать нам о том, что тревожит всех честных людей на земле:"Война спит, но в любой момент может проснуться". Так говорит нам Януш Корчак устами своего Матиуша.

Януш Корчак

Король Матиуш Первый

А было это так…

Доктор сказал, что, если король в три дня не выздоровеет, будет очень плохо. Доктор сказал так:

Король тяжело болен, и, если в три дня не выздоровеет, будет плохо.

Все очень опечалились, а старший министр надел очки и спросил:

Так что же случится, если король не выздоровеет?

Доктор не хотел сказать ясно, но все поняли, что король умрет.

Старший министр очень опечалился и созвал министров на совет.

Собрались министры в большом зале, уселись в удобных креслах за длинным столом. Перед каждым лежал на столе лист бумаги и два карандаша: один - обыкновенный, а другой - с одного конца - синий, с другого - красный. А перед старшим министром стоял еще и колокольчик.

Министры закрыли двери на ключ, чтобы никто не мешал, зажгли электрические лампы и ничего не говорили.

Старший министр позвонил в колокольчик и сказал:

Мы должны посоветоваться, что делать. Король болен и не может управлять.

Я думаю, - сказал военный министр, - что нужно позвать доктора. Пусть скажет ясно, можно вылечить короля или нет.

Военного министра очень боялись все остальные министры, так как он всегда носил саблю и револьвер; поэтому его слушались.

Хорошо, позовем доктора, - сказали министры.

Сейчас же послали за доктором, но доктор не мог прийти, потому что как раз в это время ставил королю двадцать четыре банки.

Ничего не поделаешь, надо ждать, - сказал старший министр, - а пока давайте решать, что мы будем делать, если король умрет.

Я знаю, - сказал министр юстиции. - По закону, после смерти короля на престол вступает и управляет его старший сын. Поэтому его называют наследником трона. Если король умрет, на трон сядет его старший сын.

Но у короля только один сын.

А больше и не надо.

Да, но сын короля - это маленький Матиуш; как же он может быть королем? Матиуш еще не умеет писать.

Что делать, - ответил министр юстиции. - В нашем государстве еще не было такого случая, но в Испании, в Бельгии и в других государствах случалось, что король умирал и оставлял маленького сына. Й это малое дитя должно было стать королем.

Да, да, - сказал министр почты и телеграфа, - я даже видел почтовые марки с изображением такого маленького короля.

Но, уважаемые господа, - сказал министр просвещения, - это ведь невозможно, чтобы король не умел ни писать, ни считать, чтобы он не знал ни географии, ни грамматики.

Я тоже так думаю, - сказал министр финансов. - Как же король сможет делать подсчеты, как сможет приказывать, сколько нужно напечатать новых денег, если не знает таблицы умножения?

Хуже всего, господа, - сказал военный министр, - что такого маленького короля никто не будет бояться. Как он справится с солдатами и генералами?

Я думаю, - сказал министр внутренних дел, - что такого маленького короля не только солдаты, но вообще никто не будет бояться. У нас будут постоянно забастовки и бунты. Я ни за что не могу ручаться, если вы сделаете Матиуша королем.

Я не знаю, что будет, - сказал весь красный от злости министр юстиции. - Знаю одно: закон велит, чтобы после смерти короля на трон сел его сын.

Но Матиуш слишком мал! - крикнули министры хором.

И наверно возникла бы ужасная ссора, но в эту минуту открылись двери, и в зал вошел иностранный посол.

Может показаться странным, что иностранный посол вошел на совещание министров, когда двери были заперты на ключ. Должен вам сказать, что, когда пошли позвать доктора, забыли запереть двери. Некоторые даже говорили потом, что это была измена, что министр юстиции нарочно оставил двери открытыми, зная, что должен прийти посол.

Добрый вечер! - сказал посол. - Я пришел сюда от имени моего короля и требую, чтобы королем стал Матиуш Первый, а если вы с этим не согласитесь, будет война.

Старший министр очень испугался, но сделал вид, что это ему совершенно безразлично, написал на листе бумаги синим карандашом: Хорошо, пусть будет война - и подал эту бумагу иностранному послу.

Тот взял бумагу, поклонился и сказал:

Отлично, я сообщу об этом моему правительству.

В эту минуту в зал вошел доктор, и все министры начали его просить, чтобы он спас короля, так как может быть война и несчастье, если король умрет.

Я уже дал королю все лекарства, какие знаю, поставил банки и больше ничего не могу сделать. Но можно позвать других докторов.

Министры послушали совета и пригласили знаменитых докторов, чтобы посоветоваться, как спасти короля. Они послали в город все королевские автомобили, а сами тем временем велели королевскому повару подавать ужин, так как были очень голодны: они не знали, что совещание будет продолжаться так долго и не пообедали дома.

Повар поставил серебряные тарелки, налил в бутылки лучшего вина, так как хотел остаться при дворе и после смерти старого короля.

Итак, министры едят себе и пьют и уже заметно повеселели, а в зале тем временем собрались доктора.

Я считаю, - сказал старый доктор с бородой, - что королю надо сделать операцию.

А я считаю, - сказал другой доктор, - что королю надо поставить согревающий компресс и что ему надо полоскать горло.

И принимать порошки, - сказал знаменитый профессор.

По-моему, капли лучше, - заметил другой. Каждый из докторов привез с собой толстую книгу и уверял, что именно в его книге правильно написано, как лечить такую болезнь;

Уже было поздно, и министрам очень хотелось спать, но они должны были ждать, что скажут доктора. И такой шум стоял в королевском дворце, что маленький сын короля, наследник трона Матиуш, уже дважды просыпался.

«Надо посмотреть, что там происходит», - подумал Матиуш, Встал с постели, быстро оделся и вышел в коридор.

Он остановился перед дверями, но не для того, чтобы подслушивать, - просто в королевском дворце ручки на дверях были так высоко, что маленький Матиуш не мог сам открыть двери.

Хорошее вино у короля! - кричал министр финансов. - Выпьем еще, господа! Если Матиуш станет королем, вино все равно не будет ему нужно, потому что детям нельзя пить вино.

И сигары нельзя курить детям. Значит можно взять немного сигар домой! - громко кричал министр торговли.

А если будет война, господа, ручаюсь вам, что от этого дворца ничего не останется, ведь Матиуш

«Король Матиуш Первый» краткое содержание повести Януша Корчака Вы можете вспомнить в этой статье.

«Король Матиуш Первый» краткое содержание

После внезапной смерти короля на троне оказывается его маленький сын - король Матиуш I. Ни братьев, ни сестёр у юного принца не было, поэтому он был единственным наследником престола. Матиуш I ещё слишком молод и не понимает, что в действительности от его имени правят коррумпированные министры. Когда по их вине начинается война сразу с тремя соседними королевствами, Матиуш с помощью своего друга Фелека бежит из дворца на фронт, где под вымышленным именем становится «сыном полка».

Отправляясь на войну, юный король и не подозревал, насколько она ужасна. Война представлялась Матиушу слишком романтичной. Тем не менее, разочарование не смогло сломить Матиуша. Он достойно переносит все тяготы солдатской жизни. Вскоре воины узнают, что среди них находится король. Всех охватывает воодушевление. Война заканчивается полным разгромом неприятеля.

Матиуш, ставший гораздо решительнее, но не намного опытнее в управлении государством, берет власть в свои руки. Он пытается проводить реформы, направленные на то, чтобы улучшить положение жителей королевства, особенно - детей.

Король приходит к выводу о том, что жизнь так тяжела потому, что все правила и законы созданы взрослыми. Следовательно, детей и взрослых нужно поменять местами. В итоге, появился детский парламент. Ровесники короля занимают места своих родителей.

Такие новшества всё же приводят к плачевным результатам из-за неопытности детей и дезинформации Матиуша о поддержке реформ втёршимся в доверие иностранным шпионом; вновь начинается война, которую Матиуш проигрывает, и победители решают сослать его на необитаемый остров.

Следует отметить самокритичность короля и его умение признавать собственные ошибки. Матиуш понял, что одной только любви к людям недостаточно, чтобы управлять страной. Главный герой отрёкся от престола. Матиуш считает, что его место должен занять по-настоящему опытный и сильный правитель, способный помочь подданным королевства. Ребёнок сделал то, на что никогда бы не согласился ни один взрослый – отказался от собственных амбиций ради всеобщего блага.

В продолжении повести Матиуш совершает побег из заключения и вновь оказывается в своей стране инкогнито. Затем он объявляет о себе и добровольно удаляется в изгнание на необитаемый остров. Нравственно повзрослевшему, ему приходится затем опять вернуться в страну. Наконец, отрекшись от престола, Матиуш устраивается работать на фабрику и гибнет в результате несчастного случая (Матиуш попал под станок и умер от ран).

Повесть Януша Корчака впервые была издана в 1923 году в Варшаве. В том же 1923 вышло продолжение – «Король Матиуш на необитаемом острове». В СССР в 1924 году вышла книга «Приключения Короля Матюша». Перевод непосредственно оригиналов был сделан в конце 1950-х годов Музой Павловой. Обе повести на русском выпустило польское издательство «Полония».

Публикация перевода Павловой в России состоялась только в 1992 году. В 60-х годах по сюжету предложенного в СССР варианта повести были созданы 2 театральные постановки. В 1988 году советский композитор Лев Конов создаёт по сюжету повести детский мюзикл, состоящий из одного акта. В 2009 году Конов переработал свой мюзикл и сделал из него оперу на 2 акта.

Кто именно послужил прототипом для создания образа юного короля, неизвестно. В некоторых событиях, происходящих в книге, нетрудно узнать реальные события, произошедшие в Польше: приобретение страной выхода к морю, раздел Польши и т. д. Вымышленный Матиуш I очень похож на короля Станислава II, который также имел склонность к новаторству.

Некоторые исследователи полагают, что на создание книги Корчака вдохновила судьба Наполеона II. В какой-то степени прототипом короля Матиуша мог быть и сам автор. В своём предисловии Корчак указывает, что мечтал когда-то быть королём. Будучи ребёнком, автор был уверен, что если бы он был на месте короля, то непременно смог бы сделать жизнь людей лучше.

Принц Матиуш (уменьшительное от имени Мачей) становится королём после смерти своего отца. Ни братьев, ни сестёр у юного принца не было, поэтому он был единственным наследником престола. Матиуш I ещё слишком молод и не понимает, что в действительности от его имени правят чиновники. Политика чиновников привела к тому, что королевство Матиуша оказалось втянутым в войну с тремя соседними государствами. Король тайно покидает дворец и отправляется на фронт. Матиуш берёт себе новое имя и становится «сыном полка».

Отправляясь на войну, юный король и не подозревал, насколько она ужасна. Война представлялась Матиушу слишком романтичной. Тем не менее, разочарование не смогло сломить Матиуша. Он достойно переносит все тяготы солдатской жизни. Вскоре воины узнают, что среди них находится король. Всех охватывает воодушевление. Война заканчивается полным разгромом неприятеля.

Вернувшись домой, Матиуш решает управлять страной самостоятельно. Король считает себя повзрослевшим и более опытным, хотя на самом деле опыта в управлении страной у него по-прежнему нет. Матиуш I проводит ряд реформ, направленных на улучшение жизни своих подданных. Особое внимание король уделяет детям. Он создаёт детский парламент, в котором заседают его ровесники. Согласно королевскому предписанию, все дети королевства должны занять рабочие места взрослых. Взрослые, в свою очередь, отправляются учиться вместо детей.

Реформы Матиуша приводят к плачевным результатам. Королевство вновь оказывается втянутым в войну. На сей раз, победил неприятель. Юный король был сослан на необитаемый остров. После бегства из заточения и многочисленных скитаний Матиуш вернулся домой. Он больше не хотел быть королём и отрёкся от престола. Матиуш устроился работать на фабрику. Вскоре главный герой погибает в результате несчастного случая.

Характеристика персонажа

Король Матиуш представлен в повести одиноким, никому не нужным ребёнком. Автор сочувствует главному герою. Трон не даёт маленькому королю никаких преимуществ. Скорее наоборот, королевский титул не позволяет Матиушу быть полноценным ребёнком: кататься на коньках, играть в снежки и просто общаться со сверстниками.

Автор отмечает чуткость и отзывчивость главного героя. Несмотря на свою неопытность и юный возраст, Матиуш уже не ребёнок. Он перестал им быть с тех пор, как понял, насколько велики страдания его подданных, сколько несправедливости и зла вокруг. Юный король готов на всё, чтобы решить проблемы жителей своего королевства. Наибольшего внимания удостаиваются дети. Матиуш сам страдает от бездушного отношения взрослых, поэтому он, как никто другой, способен понять своих ровесников.

Королевские реформы

Реформы, которые Матиуш проводит в своей стране, тоже могут многое рассказать о его характере. Король приходит к выводу о том, что жизнь так тяжела потому, что все правила и законы созданы взрослыми. Следовательно, детей и взрослых нужно поменять местами. В итоге, появился детский парламент. Ровесники короля занимают места своих родителей. Но поскольку у ребят нет ни опыта, ни необходимого образования, реформа привела страну к очередной войне. На этот раз, королевство Матиуша не смогло победить, так как было приведено к полному упадку королевскими реформами.

Следует отметить самокритичность короля и его умение признавать собственные ошибки. Матиуш понял, что одной только любви к людям недостаточно, чтобы управлять страной. Главный герой отрёкся от престола. Матиуш считает, что его место должен занять по-настоящему опытный и сильный правитель, способный помочь подданным королевства. Ребёнок сделал то, на что никогда бы не согласился ни один взрослый – отказался от собственных амбиций ради всеобщего блага.

В качестве темы своей повести Януш Корчак выбрал взросление человека. Маленький король Матиуш – это не только вымышленный персонаж. Это и сам автор, и каждый, кто прочтёт его повесть.

В раннем детстве ребёнку всё кажется простым и понятным. Он живёт в своём собственном вымышленном мире, где все невзгоды исчезают сами собой, достаточно взмахнуть волшебной палочкой или использовать другой магический предмет. Сказочный мир начинает рушиться в тот момент, когда дети сталкиваются со злом и несправедливостью. Ребёнок начинает взрослеть. Он уже понимает, что не всё в этом мире так безоблачно. Непонятным остаётся только одно: почему взрослые не могут уничтожить зло? Каждый человек хотя бы однажды в детстве говорил: «Вот когда я вырасту…». Ребёнок точно знает, что нужно делать и начинает ждать, когда же он, наконец, станет взрослым. Но проходит время, и дети понимают, что они так же бессильны перед злом, как когда-то были бессильны их родители.

Идею повести тоже нетрудно обнаружить: совершенства достичь невозможно. Люди часто ругают правителя за жестокость и бессердечие, за невозможность дать им счастье. На извечный вопрос «Как сделать, чтобы всем было хорошо?» автор отвечает коротко и безапелляционно: «Никак!». Доброты недостаточно для создания всеобщего счастья. Ни одни мудрый правитель не сможет дать своим подданным то, что они от него ждут. Всеобщее счастье невозможно хотя бы потому, что каждый человек понимает счастье по-своему. То, что кажется правильным одному, может показаться совершенно недопустимым другому. Имея одну и ту же сумму денег, один человек чувствует себя обладателем целого состояния, а другой – нищим.

Трагическая смерть

Несмотря на всю свою любовь к главному герою, автор «убивает» Матиуша. Примечательно, что мальчик погиб не доблестным воином, сражающимся за свою родину. Его не убили в борьбе за власть. В смерти Матиуша вообще никто не виноват, он погиб в результате трагической случайности. Символичным становится и тот способ, которым автор «убил» своего героя: Матиуш попал под станок и умер от ран.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...