Личность - субъект социально-политической жизни. Курсовая работа: Личность как субъект политики Личность как субъект политической жизни


Первичным субъектом политики является личность (индивид). Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий. Проблема личности в политической науке имеет, по меньшей мере, три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и пр.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т. д. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: профессиональной, социально-этнической, классовой, правящей элиты, масс и т. д., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободной воли, не только общечеловеческими, но и уникальными чертами, т. е. как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т. д.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте обычно взаимодействует человек с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и в то же время - объектом, т. е. предметом воздействия политики.

Заинтересованность в происходящемпредопределяет возможность превращения индивида из стороннего наблюдателя событий, безразличного к действиям властей, спокойно взирающего на перемены в руководстве государством, в субъекта политики.Для превращения человека в реального участника политических событий необходим ряд важных условий:

1. понимание индивидом собственных интересов и потребностей, а также интересов и потребностей граждан, принадлежащих к иным социальным группам;

2. понимание индивидом связи зависимости реализации его интересов и потребностей от действий властных структур;

3. информированность о состоянии экономики, внутренней и внешней политики, решениях законодательных, исполнительных и судебных органов, о действиях местной администрации и т. д.;

4. социальное положение;

5. материальные возможности;

6. жизненные цели;

7.индивидуальные склонности;

8. образование;

9. темперамент;

10. уровень культуры.

Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Лидер должен обладать привлекательными нравственными, человеческими качествами. Личные достоинства лидера - образец для подражания, предмет уважения Нравственный облик лидера привлекает вниманиеи играет немалую роль в его успехах или неудачах.

Стили лидерства:

Демократический

Либеральный

1. Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера

2. Личное установление целей и выбор средств их достижения

3. Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху

1. Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера

2. Принятие решений разделено по уровням на основе участия

3. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях

1. Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации

2. Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

3. Коммуникации строятся в основном по горизонтали

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

Уже Аристотель утверждал, что человек, являясь социальным существом, не может не взаимодействовать с политической сферой жизни общества и что Homo sapiens (человек разумный) есть прежде всего Homo politicus (человек политический). Тем более в современном обществе человек, сформировавшийся в самостоятельную личность, не может не взаимодействовать с политикой.

В истории политических учений взаимодействия личности и политики прежде всего анализировались через призму субъект-объектных отношений, то есть прежде всего ставился вопрос о том, является ли человек, личность в политике субъектом (тем, кто воздействует) или объектом (тем, на кого воздействуют). В этой связи возникло два основных подхода.

Согласно патерналистским (от лат. pater - отец), тоталитаристским и вождистско-лидерским теориям, человек (обычный гражданин общества) может являться лишь объектом политического воздействия лидеров, вождей, героев, «отцов нации», профессиональных политиков.

Причину этого обычно усматривают в общей политической безграмотности, политической инертности и инфантильности, отсутствии способностей к политической деятельности у большинства членов общества, а также в некоторых социально-психологических особенностях людей (например, в недостаточной «воле к власти», в стремлении устраниться от ответственности и принятия решений, в желании перепоручить свои полномочия другим членам сообщества, в потребности в наставнике, учителе, вожде и т. д.).

С точки зрения сторонников либерально-демократических, социал-демократических, христианско-демократических и коммунистических теорий каждый человек, каждая личность является не только объектом, но и субъектом политики, то есть может оказывать активное влияние на политические процессы в обществе.

Следует заметить, что в этом процессе взаимодействия личности и политики огромное значение имеет специфика социально-политической среды и, прежде всего, социально-политическое устройство общества. В недемократических обществах с жесткими режимами политического управления возможность влияния на политическую сферу человека, не занимающегося политикой профессионально, является минимальным. По мере демократизации политической сферы жизни общества роль личности в политике возрастает. Каждый человек – гражданин общества, осуществляя свои политические права, выступает в качестве активного субъекта политики, оказывая влияние на принятие политических решений, то есть активно участвуя во властных отношениях.

Необходимо также подчеркнуть, что по сравнению с другими субъектами политики - политическими группами, объединениями, партиями, движениями и институтами, личность является первичным субъектом: без человека, личности невозможно было бы существование иных (их называют вторичными) субъектов политической жизни общества.

Взаимодействие каждой конкретной личности с политической сферой жизни общества осуществляется в различных формах, с различной интенсивностью на разных этапах жизненного пути. Среди многообразных политических взаимодействий личности и общества наиболее важными являются те, которые систематически повторяются и длятся во времени (видоизменяются), то есть представляют собой длительный процесс. Особо важную роль в политической жизни общества играют: а) политическая социализация, в процессе которой человек «включается» обществом в политическую сферу; б) политическая адаптация, посредством которой личность сама приспосабливается, подстраивается, «включается» в социально-политическую сферу жизни; в) политическое участие, позволяющее личности сознательно и активно влиять на социально-политические процессы в обществе.

    Субъекты и объекты политики: понятие и типы.

    Личность как субъект и объект политики.

    Политическая социализация личности.

  1. Субъекты и объекты политики.

Человеческое общество неоднородно. Во всех его сферах действуют разные социальные силы, стремящиеся добиться удовлетворения своих интересов и проявляющие ради этого активность. Этими силами являются человек, группа людей, классы, народ в целом.

В духовной сфере они действуют ради ценностей и идей. В экономической - ради отношений производства, обмена и потребления. В социальной – ради возможностей развития.

В политике действия субъектов связана с отношениями политической власти.

При этом степень активности данных сил в разных ситуациях и разных сферах неодинакова.

Субъектами политики называются те социальные силы, которые обладают политическим сознанием и активно участвуют в политической жизни. Отличительный признак любого субъекта вообще – это его активность, субъект – кто может действовать.

Чтобы быть субъектом политики, необходимы определенные условия:

    Наличие свободы воли;

    Наличие средств и возможностей для реализации решений и контроля за их реализацией;

    Наличие субъективных качеств.

Объект же – это тот, на кого направлено действие субъекта. Субъектом политики может быть отдельная личность, класс, партия, нация и т. д. – то есть кто имеет и реализует свои политические потребности. Объектами же политики являются политические отношения, политическая система, а также в других ситуациях та же личность, класс, народ и др. (ситуация с выборами).

Существуют различные классификации субъектов и объектов политики.

      Выделяют первичные и вторичные субъекты

    Первичные – это социальные силы, отдельные личности, которые осознают свои политические потребности и начинают предпринимать определенные шаги в политике.

    Вторичные субъекты. Рано или поздно человек, являясь первичным субъектом политики, начинает сознавать, что некоторых целей он может добиться, только объединившись и действуя сообща с другими людьми, поскольку оказывать давление на ту же власть проще и эффективнее, когда свои требования предъявляют тысячи. (В.И. Ленин: «Политика начинается там, где миллионы»). Так создаются вторичные субъекты – они как бы замещают первичные в политике, действуя от их лица (пример, партии обычно заявляют о том, что они представляют интересы той части населения, которая за них голосовала). Так люди создают партию, народ создает государство, социальные слои создают группы давления.

Американский политолог Алмонд по степени сформированности политического сознания выделял следующие субъекты:

  • Субъекты парохиальные – те, кто просто преследует свои повседневные интересы и не осознает своего политического участия и своей политической роли

    Субъекты – подданные – понимают свою политическую роль, но не видят возможности самостоятельно воздействовать на политическую жизнь

    Субъекты – партиципанты – сознают свое место в политике, знают политические методы и средства, активно участвуют в политике.

Некоторые исследователи среди всех субъектов политики выделили еще так называемые основные субъекты. Так, для Маркса это классы, для Парето и Моски – элиты, для Бентли – заинтересованные группы.

      По степени политической активности:

    Аполитичные, отчужденные

    Пассивные

    Компетентные наблюдатели

    Концептуальные подходы к вопросу о соотношении политики и личности: исторический экскурс.

    План

    1. Концептуальные подходы к вопросу о соотношении политики и личности: исторический экскурс.

    2. Личность как субъект и объект политики.

    3. Формы участия личности в политике.

    4. Личность и политика в современном российском обществе.

    Место и роль человека, человеческой личности в политической жизни общества, в политике издавна являются предметом горячих теоретических споров. Эти споры не утихают и в наше время, когда можно говорить, что о политике уже почти все сказано.

    Первые учения социально-философского плана о том как соотносятся политика и человек, государство и личность появились уже в древности. Причем уже тогда они основывались на разных парадигмах и поэтому по-разному оценивали отношение личности к политике и политики (государства) к личности.

    Наиболее влиятельными среди них были учения Конфуция (557-479 до н.э.), прославившегося как самый знаменитый педагог Китая, Платона, прозванного Афинским (427-347 до н.э.), Аристотеля Стагирита (384-322 до н.э.).

    Конфуций предложил детально разработанную патерналистскую концепцию государства. На Востоке она господствовала почти два тысячелетия. Назовем основные положения данного учения применительно к рассматриваемой политике. Это –

    1) неравенство людей;

    2) государство – одна большая патриархальная семья, в которой власть принадлежит правителю-отцу;

    3) Люди делятся на аристократию, чиновников и простой люд;

    4) низшие подчиняются высшим (младшие подчиняются старшим);

    5) высшие заботятся о низших как о своих детях;

    6) рядовой человек (люд) – бессознательный участник (парохиальный субъект); он играет роль простого исполнителя царской воли;

    7) только высшие поднимаются до полусознательного, подданнического участия в политической жизни общества.

    Патерналистские взгляды и настроения в основном изжили себя, хотя в развивающихся, и особенно крестьянских странах, они еще в какой-то мере дают себя знать.

    Что касается Платона, то он оставил нам так называемую тоталитарную модель взаимоотношения государства и личности, политики и человека. Модель, которая затем, хотя и в несколько ином виде нежели платоновский проект идеального государства, воплотиться на некоторое время в практической (реальной) жизни.

    Основными положениями платоновского взгляда на рассматриваемый нами вопрос является такие положения:

    1) верховенство государства (целого) над частью (индивидом);

    2) руководит обществом царь или небольшая группа мудрых (аристократов);



    3) в обществе должны господствовать единомыслие, коллективизм, регламентация всей жизни общества;

    4) человек – кукла, марионетка, объект власти, управляемый божественными законами.

    1) человек – политическое существо, поскольку он живет в обществе (семья, селение);

    2) высшая форма общения людей – государство;

    3) государство основывается на взаимодействии свободных и равных граждан (в отличии от семьи, скажем);

    4) в государстве реализуется высшая цель природы человека – индивид становится органической частью живого и целостного политического организма;

    5) государство имеет первенство над индивидом;

    6) общество не должно тем не менее огосударствляться;

    7) и индивиду и семье нужна автономность;

    8) это уже демократия (античная);

    9) минус данной демократии – полное подчинение индивида, личности большинству

    В целом же Аристотель также как и его предшественники еще не отделяет личность и общество от государства.

    Теперь хотя бы немного о либерализме как одной из социально-политических парадигм ответа на вопрос, как должны соотноситься политика и человек, государство и личность. Либерализм это своего рода индивидуалистическая и гуманистическая реакция на политическую беззащитность личности в отношениях ее с государством.

    1) Здесь индивид отделяется и от государства и от общества.

    2) Провозглашается политическое равенство всех граждан: права личности.

    3) Личность объявляется главным элементом политической системы.

    4) Индивид – источник власти.

    5) Либерализм ограничивает сферу действия и полномочия государства.

    6) Государство создается народом: оно подотчетно и подконтрольно гражданам.

    7) Государство должно защищать права и свободы граждан, поддерживать порядок.

    8) Верховенство личности по сравнению с властью.

    И все же в классической либеральной теории личность выступает скорее источником и контролером власти, но не повседневным, сознательным ее участником. Главной сферой самореализации личности выступает прежде всего гражданское общество.

    Еще раз о тоталитарной модели взаимодействия личности и власти, человека и государства. На этот раз, той которая была не только теоретически выстроена, но и реализована практически в свое время в некоторых странах. Вот ее концептуальные положения.

    1) Приоритет целого, то есть общества над частью – индивидом;

    2) Подчинение человека государству;

    3) Растворение «Я» в безликом «МЫ»;

    4) Нет свободы, свободы выбора; личность деполитизируется и превращается в человека – функцию;

    5) Человек – винтик; вождь – отец;

    6) Господство одной идеологии.

    Наконец, еще об одной парадигме подхода к решению вопроса о соотношении политики и человека. Речь идет о христианском политическом учении. Это учение претендует на золотую середину – синтез коллективизма и индивидуализма. Оно исходит из трех основополагающих принципов. Это:

    а) кникальная ценность личности;

    б) солидарность;

    в) субсидирность.

    Первый трактуется как основа гуманистического отношения к человеку, уважения каждой личности как обществом так и государством. Второй – солидарность – это социально-политическое кредо христианского учения. Третий – предполагает помощь со стороны государства своим гражданам и прежде всего тем, кто не может обеспечить себя сам.

    Христианское политическое учение способствует отказу от традиционных идей раннего либерализма (государство – «ночной сторож», основная жизненная среда личности имеет преимущественно неполитический характер и др.)

    Важными, можно сказать, заглавными идеями данного учения являются кроме того: государство всеобщего благоденствия, социальное государство и социальная политика.

    То, что сегодня имеют место некоторые концептуальные различия в подходах к взаимоотношению личности и политики, человека и государства не исключает признание передовыми демократическими странами, равно как всем мировым сообществом, статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспечить реальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и всей общественной жизни призваны права человека (гражданина, личные, политические, экономические, социальные, культурные). В 1948 г. они были включены, как известно, в так называемую Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН.

    «Homo politicys», то есть политический человек, политическая личность это –

    1) первичный, неделимый элемент политики;

    2) социальный индивид, обладающий политическими правами и свободами;

    3) политически сознательный человек;

    4) человек, несущий ответственность за свое поведение в политической сфере жизни общества.

    Но это почтиидеал . Данные качества не даются природой, они формируются, развиваются, могут исчезать (десоциализация). Насколько индивид ими обладает, настолько он является политическим существом. Конечно, этот человек – совершеннолетний и дееспособный.

    Личность как субъект политики является кроме того элементом социальной группы и одновременно сравнительно автономным человеческим индивидом.

    Опосредуясь социальными группами, общностями человеческие индивиды являются одновременно объектами, политики. В этом смысле любой человек является объектом политики - и несовершеннолетний и, может даже, недееспособный. Вообще же «Объект политики - социальные группы и общности как целое, их интересы» (Зеркин Д. П.)

    В соответствии с тремя уровнями политики (социальный, институциональный, функциональный) политические субъекты подразделяются на:

    1) группы, общности, а также индивиды;

    2) организации, движения, институты;

    3) социальные институты, не являющиеся собственно политическими институтами (церковь, университеты, корпорации, армия и др.). Но ведь все это состоит из людей, отдельных людей. Нас интересуют социальные индивиды (личности) как субъекты политики.

    Субъектом политики является политический человек, как (социальное) существо, обладающее определенным политическим сознанием, политической волей и активно участвующее в политической жизни общества.

    «Для развития социального субъекта в политического, необходимо, по крайней мере, три условия: политическое сознание, организация, активность. Осознание интересов целого и самосознание. Организация себя как единого действующего субъекта. Реальная деятельность» (Зеркин Д. П.).

    Кстати, в англоязычной политологии вместо термина «субъект политики» - употребляют термин «политический актер» или «актор», поскольку слово субъект (subject) в английском языке означает «подданный».

    Две точки зрения на то, что (кто) является носителем социального, в данном случае политического: группа или индивид (социологический реализм и социологический номинализм).

    Субъектом социального (в том числе и политического) являются индивиды, но оно возможно (и проявляется) лишь во взаимодействии людей, их различных групп и общностей. Более того, некоторые полагают, что роль личности в политике возрастает. Они говорят о необходимости перехода от парадигмы «плеядности» к парадигме «монадности». И речь, идет при этом не только о выдающейся, критически мыслящей личности, а об обычном (массовом) человеке.

    Американский политолог Г. Алмонд различает три типа субъектов политики монадного характера (то есть субъектов политики как индивидов).

    1) Субъекты парохиальные (не осознающие последствий своего политического участия, своей политической роли).

    2) Субъекты - подданные (осознающие свою роль и назначение, но не видящие возможности самостоятельного воздействия на политическую жизнь).

    3) Субъекты – участники (партиципанты). Явно осознающие свои цели и пути их реализации через институциональные механизмы.

    Какие субъекты политики из этих трех типов доминируют в обществе – это зависит от целого ряда факторов, среди которых:

    1) степень развития самой политической жизни общества;

    2) характер политического строя;

    3) условия развития и характера существующей в обществе политической культуры;

    4) особенности процесса политической социализации индивидов;

    5) политическое сознание (и культура в целом) самих индивидов, образующих данное общество.

    Немного о диалектике соотношения понятий объект и субъект политики (личностный аспект).

    · Понятия эти соотносительные и одновременно относительные.

    · Они «переходят» друг в друга.

    · Следует обязательно учитывать в каком отношении личность выступает как объект, а в каком субъект.

    · Учитывать время (в одно время личность объект, в другом – субъект)

    · Да и одновременно одна и та же личность может иметь (да и имеет) две ипостаси: объекта и субъекта.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...