Лошадиный язык. Как распознать агрессию


Конспект занятия по развитию речи
«Муса Джалиль - друг детей»

Низамова Т.Х., воспитатель по обучению татарскому языку Д/С №5 г. Лениногорска РТ

Цели и задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к татарским писателям и поэтам. Создать праздничное настроение.
  2. Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта М. Джалиля.
  3. Закрепить умение правильно рассказывать стихотворения на русском и татарском языке.

Материал: Портрет М. Джалиля, его книги, презентация, выставка рисунков по произведениям М Джалиля.

Дети под музыку входят в зал. (Звучит песня на слова М. Джалиля «Этэч»)

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны. (Рафис Корбан)

Добрый день, уважаемые гости!Сегодня наш праздник посвящён герою-поэту Мусе Джалилю.

Муса Мустафович Залилов, которого весь мир знает как татарского поэта Мусу Джалиля, родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке, затерянной в Оренбургской степи. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательней, отзывчивей и смелее многих своих сверстников. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала отец его не пускал, но после вмешательства матери взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: “Мальчишка учиться просится, как быть?” Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: “Пусть пока ходит. Надоест - сам бросит”. Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ Жэлил». Джалиль, по собственному признанию, начал сочинять стихи с девяти лет. Первые стихотворные опыты поэта не сохранились. По воспоминаниям родных и близких, это были идиллические стихи про бабочек и гусей, про родную речку Неть и её зеленые цветущие берега. Первое его стихотворение «Бэхет» («Счастье») печатается в газете «Кызыл йолдыз». Ему тогда было 13 лет.

Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вел один. В эти годы Муса приобрел вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д. положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи.

Сегодня мы собрались с вами чтобы почтить память Джалиля конкурсом чтецов, который называется «Муса джалиль - друг детей».

«Почему друг детей», - спросите вы. А все потому что Джалиль очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи. И некоторые из них мы сегодня услышим.

Стихотворение «Петушок» Гайнутдинова Амира из 2 мл. группы №2

На заре петух

Крикнул во весь дух:

Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы») на татарском языке Миндияров Риназ из 2 мл. гр №2

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Муса Джалиль любил свою родину, восхищался красотой её природы.

Стихотворение «Яз коне» («Весной») в исполнении Данила из 2 мл. гр. №3.

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник») Ильвина Ахметшина из ср. гр. №2

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая») Имамеева Аделина, ст. гр №3

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

В исполнении Сальмановой Азалии из ст. гр. №2 стихотворение «Коз житте»

Карташкова Екатерина из ср. гр. №1 прочтет стихотворение «Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

Ку-ку, ку-ку!...

Ганиева Камилла из подготовительной гр. №2 расскажет стихотворение «Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс» рассказывает Ахметзянов Реналь из старш. гр. №2

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

Свои стихи поэт посвящал своей дочери Чулпан. Степанова Алина из ст. гр. №3 расскажет одно из них.

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

Когда началась Великая Отечественная Война, Муса ушел на фронт. И в перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия боевого духа и настроения бойцов. Но в 1942 году раненный поэт попдает в плен к фашистам. И в тюрьме он продолжает писать свои стихи, на клочках бумаги, которые попадаются ему в руки.

А теперь послушайте стихотворения военных лет.

Леонтьева Лера из подг. гр. №1 выступит со стихотворением «Мои песни» .

Не обманет маленькое счастье,

Мирное, уютное житье.

В бедах мира кровное участие-

Вечное призвание мое.

И перед смертью-никому в угоду

Не нарушу клятву я свою.

Песню свою я посвятил народу,

Жизнь свою народу отдаю.

Ганиева Карина расскажет отрывок из знаменитого стихотворения «Кызыл ромашка» («Красная ромашка») .

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

В августе 1944 года М. Джалиль героически погибает сражаясь за родину.

Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Мужество и талант как бы переплелись, слились в едином стремлении отдать все народу, отчизне. И не случайно муса Джалиль удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а творчество его отмечено Ленинской премией. Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

И вправду прошло много лет, но народ помнит своего героя. Его имя увековечено в названиях улиц, его имя носят музеи, Татарский академический государственный театр оперы и балета и т. д.

Объекты, названные в честь Джалиля:

  • Посёлок Джалиль в Республике Татарстан
  • Памятник в Москве открыт 25 октября 2008 года
  • Памятник в Нижневартовске открыт 25 сентября 2007 года.
  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани
  • Мемориальная доска на здании МОУ СОШ №15 в Тобольске
  • Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах
  • Улица Мусы Джалиля в Астрахани
  • Улица Мусы Джалиля в Жезказгане
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Мензелинске
  • Улица Мусы Джалиля в Великом Новгороде
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Нижневартовске
  • Улица Мусы Джалиля в Новосибирске
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Ташкенте
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Альметьевске
  • Переулок Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Кокчетаве
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Улица Мусы Джалиля в Черкассах (Украина)
  • Улица Мусы Джалиля в Агрызском районе
  • Улица Мусы Джалиля в Екатеринбурге
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)
  • Улица Мусы Джалиля в Бугульме

*В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)
  • 1956 г - Герой Советского Союза
  • 1957 г - посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства за цикл стихов «Моабитская тетрадь»

Современники Джалиля посвятили ему много стихотворений и песен.

Сейчас Нуруллин Айнур расскажет нам стихотворение Рафиса Корбан «Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр») .

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.

Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.

2. Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941) .

3. В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.

Книги о нём:

  • Мустафин Р. А. По следам поэта-героя. Книга-поиск. - М. : Советский писатель, 1976.
  • Корольков Ю. Через сорок смертей. - М. : Молодая Гвардия, 1960.

Расслабленное дружественное общение

Ученые установили, что лошади между собой общаются при помощи ушей и глаз. В отличии от нас они могут двигать ушами, которые являются одними из самых выразительных частей тела.

Также они узнают друг друга визуально. Хвост, ноги, богатая мимика, движения - все это является основным языком лошади. Звуки лошади издают, когда нет достаточного ответа на действия, либо в период крайнего возбуждения.

Каждая часть тела говорит о многом

Для выражения своих эмоций и общения лошади используют абсолютно все части тела (уши, голову, ноги, хвост, туловище), а также голос и запах. Лошадь, которая живет в естественных условиях, большую часть времени проводит в кругу сородичей, неспешно передвигаясь и поедая траву. В этих условиях наиболее информативны для сородичей изменения позы, такие как:

Изменение положения головы, шеи, хвоста;
- изменение положения туловища;
- изменение положения конечностей.

Высоко поднятая голова, отведенный назад хвост, напряженные мышцы, активное движение вперед, высокие отрывистые движения ног характеризуют активность, возбуждение, внимание или стресс.

Опущенная голова, расслабленные мышцы, медленные, плавные, как бы ленивые движения характеризуют пассивность и расслабление, отсутствие сильных эмоций, напряжения и стресса. У расслабленной лошади хвост спокойно висит.

Лошади в покое

Тем не менее, опущенная голова не всегда является признаком расслабления и покоя. Голова лошади может быть внизу, но если она держит шею напряженной, мышцы расслаблены не полностью, а хвост плотно прижат. Тогда, вместе с состоянием пассивности и отрешенности, лошадь может испытывает большое напряжение, болевые ощущения, стресс или, например, дискомфорт от непогоды.

Напряженная шея не всегда означает дискомфорт. Вытягивая ее вперед, совершая ею волнообразные движения, косячные жеребцы (у которых есть свой маленький «табунчик» кобыл) собирают разбежавшихся в разные стороны самок в группу (косяк). Отведенный назад хвост означает напряжение, возбуждение, а заложенные назад уши демонстрируют угрозу по отношению к непокорным кобылам, но реальную агрессию жеребцы к ним обычно не проявляют.

Положение ног

Положения конечностей лошади также могут быть очень информативны для сородичей. Движения ног служат для коммуникации в качестве выражения кризисного поведения. Всем известно, что лошадь может ударить задней ногой, т. е. лягнуть. Но в кризисных ситуациях лошади могут сделать это не только задними, но и передними ногами.

Желая просто отпугнуть соперника, не вступая с ним в открытое противостояние, лошадь громко топает передней ногой, выражая тем самым протест и неудовольствие. Топанье - это формулировка эмоции страха, раздражения или непонимания, а также потребности отпугнуть. Энергичные движения хвостом из стороны в сторону говорят о том, что лошади что-то досаждает.

Топтание на месте может быть выражением и потребности движения при невозможности совершить его, например, когда лошадь привязана. Выражением потребности активного движения вперед (как замещающее поведение), выражением беспокойства, возбуждения является копание.

Приглашение к общению

Эта вредная привычка вырабатывается при конюшенном содержании лошадей, если они большую часть времени проводят в деннике, где им может быть просто скучно.


Двигательная активность также выразительна и информативна для сородичей: напряжение и резкие движения побуждают табун бежать, а расслабленность и неторопливые движения действуют успокаивающе. В такой ситуации важен ранг животного - положение, которое оно занимает в лошадином сообществе. Понятно, что, если резвятся и бегают жеребята, то взрослые при этом невозмутимо пасутся, не выказывая беспокойства.

Скучающие позы

Мимика

Мимика лошадей также разнообразна, как и у человека. Мы часто не замечаем этого, потому что люди ориентированы на общение друг с другом, и после долгого контакта начинают понимать друг друга с «полуслова», «с первого взгляда» и т. д. Лошади же - специалисты в социальном общении не только друг с другом, но и с другими индивидуумами. Человек тоже может научиться понимать лошадь, но для этого требуется внимание и терпение.

Лошадь, чье внимание сосредоточено вперед, разворачивает уши и глаза в интересующем направлении (перед собой). Уши и глаза для лошади - это основные сенсорные системы, которые доставляют наибольшее количество информации об окружающем мире. В
оптимальном положении эти системы находятся, когда лошадь смотрит вперед.

Приподнимание шеи и сгибание головы позволяет оценить дальние объекты. Опускание и вытягивание шеи служит для исследования ближних объектов. Чтобы исследовать объект, лежащий на земле, лошадь опускает голову и шею вниз. Часто происходит шумное втягивание воздуха, ноздри широко открыты, при этом воспринимаются все обонятельные раздражители из окружающей среды.

Основным показателем того, что внимание лошади сосредоточено вбок является поворот ушей в стороны. Смотрит лошадь тоже вбок. В расслабленном состоянии, например, когда она пасется, ее сенсорные рецепторы не фокусируются на чем-то конкретном и лошадь кажется индифферентной. На самом деле она всегда находится на стороже.

Возможно опасность. Там что-то есть...


Причем тихий шорох в траве или в кустах может напугать ее намного сильнее, чем громкий шум мотора вертолета в небе, поскольку лошади - жители равнин, где хищники нападали на них из укрытий на земле. Животных, нападающих на лошадей сверху, практически не было. И пусть эти времена уже практически позади генетическая память заставляет лошадь быть всегда настороже. Они могут пуститься в бегство даже от легкого шороха.

Если человек работает с лошадью не верхом, а «с земли», как говорят конники, отрабатывает новые элементы на вожжах, «гоняет» на корде, работает на кардео и т. д., внимание лошади также будет направлено в бок, в сторону «воспитателя». И только в том случае, если животное прислушивается, «видит» человека, обращает на него внимание, возможно установление коммуникации, основанной на очень тонких, почти незаметных сигналах. Только в этом случае можно научить чему-то лошадь, если же она отвлекается, смотрит по сторонам, то и учить чему бы то ни было ее рано. Сначала надо добиться внимания с ее стороны.

Когда всадник работает с лошадью верхом, сидя в седле, лошадь иногда направляет уши и глаза назад, в сторону всадника. Часто она сосредоточивает внимание назад, когда вместе с всадником разучивает новые элементы.

Но если лошадь не понимает или сомневается в каких-то командах, подаваемых всадником, то, не переставая смотреть вперед в сторону движения, она разворачивает уши назад, как бы «прислушиваясь» к командам всадника, даже если они подаются не голосом, а руками, ногами, перемещением центра тяжести всадника. Подобным образом лошадь ведет себя и в случае, если сзади к ней приближается какой-то подозрительный объект.

В замешательстве, неуверенность


Выражение тревоги у лошади сопровождается соответствующей мимикой. Глаза лошади широко распахнуты, уши дергаются рывками, рот напряжен, ноздри расширены, тело напряжено, движения судорожные, у животного учащается сердцебиение и дыхание. Степень тревоги может быть разной от проявления настороженности или неуверенности до самой настоящей паники, когда лошадь может вся покрыться потом.

Максимальная степень эмоционального стресса


Мимика лошади всегда подскажет человеку, в каком состоянии находится питомец. Животные, в отличие от людей, никогда не скрывают своих эмоций. Главное, научиться видеть.

Спокойная и уверенная в себе лошадь (A) расслаблена, лицевые мышцы не напряжены, уши направлены вперед или вбок, ноздри не расширены.

Лошадь, находящаяся в напряжении (B),неуверенная в своих действиях, непонимающая, что от нее требует человек, испытывающая дискомфорт (физический или психологический) отводит уши назад, несколько прижимая их (но не плотно) к черепу, напрягаются лицевые мышцы, расширяются ноздри.


О тревоге (неуверенности) может сигнализировать жесткий в области репицы, отведенный назад хвост лошади (C).

У расслабленного, уверенного в себе животного хвост висит спокойно (D).

Часто при обучении лошадь испытывает дискомфорт именно психологический. Ведь любое обучение - это стресс, как для человека, так и для животного.

Молодая лошадь часто забывает контролировать эмоции в работе

Также, для лошади очень волнительно находиться близко к другим лошадям, «в плотном строю». Они чувствуют себя дискомфортно, им не хватает свободного пространства. Такие животные чувствуют себя скованно, зажато, особенно, если рядом находятся лошади, занимающие более высокие места в иерархии. Ведь недовольство со стороны высших по рангу особей может вылиться в прямую агрессию с их стороны, поскольку лошади очень трепетно относятся к своему положению в иерархии.

Не желание сотрудничать. Ничего не хочу слышать

Интересно, что более агрессивны к новичкам отнюдь не старшие по рангу лошади, а те, кто занимает низ иерархической цепочки. Связано это с тем, что чужак может занять их место, и тогда они так и останутся внизу иерархии. А если успеть напасть первым, есть вероятность, что чужак сдастся, и самую нижнюю позицию займет именно он. А лошадь, которая была
низшей по рангу, будет на ступеньку выше. Доминантная (высшая по рангу) лошадь обычно спокойно наблюдает за такими баталиями. Вмешается она только в том случае, если возникнет угроза ее положению в сообществе.

Как распознать агрессию

Агрессия характеризуется общей напряженностью мышц тела, закладыванием ушей назад и плотным прижатием к черепу. Глаза насторожены, открыты, направлены на объект, вызвавший агрессию. Ноздри, как правило, расширены, вокруг образуются морщинки, рот может быть приоткрыт. При агрессии репица становится жесткой, хвост вытягивается назад и слегка приподнимается. Именно плотное прижатие ушей к черепу отличает реальную агрессию (E) от игры (F).

Е - Агрессия


Даже если лошадь показывает зубы, угрожая укусить, но не прижимает плотно уши даже самый суровый бой все равно останется для оппонентов лишь игрой, своего рода тренировкой, пробой сил.

Общаясь с человеком, лошадь действует по той же самой схеме, не учитывая разницу в размерах, поэтому даже «игровое нападение» лошади на человека может привести к серьезным последствиям для здоровья последнего. Тем более, что даже игровые
драки лошадей друг с другом могут привести к травмам (это и укусы, и ссадины, и последствия ударов конечностями и т. д.).

Предупреждающие позы о возможном проявлении нападения



Останется ли угроза агрессии лишь угрозой или перерастет в реальность, зависит от ситуации. Обычно реальную агрессию друг к другу проявляют косячные жеребцы в борьбе за самок. Они встают «на свечки» в стремление казаться выше и крупнее, произвести впечатление на противника, запугать его; как проявление доминирования и уверенности в себе. Часто жеребцы пытаются укусить оппонента за ноги, чтобы стать выше его. Агрессию в отношении сородичей и даже человека может проявлять кобыла с жеребенком, поскольку ее основная обязанность в этот момент защитить свое дитя от любой опасности, пусть даже воображаемой. Кобылы в этот период могут быть очень мнительными.

Агрессия бывает не только наступательная, но и оборонительная, как по отношению к сородичу, так и по отношению к человеку (например, ссаживание). При этом лошади всегда знают, когда надо остановиться. Преимущество их еще и в том, что они не злопамятны.

Несмотря на строгую иерархию, к шалостям жеребят взрослые лошади, как кобылы, так и жеребцы относятся снисходительно. Малыши очень быстро усваивают, что может последовать за угрозой взрослой лошади. Существует специальная мимика, сигнализирующая взрослым о том, что перед ними «ребенок». Это так называемое «щелканье». Жеребенок вытягивает голову, слегка приоткрывает рот, углы рта оттянуты назад, челюсти совершают серию жевательных движений, при этом возможен клацающий или сосущий звук. Губы не соприкасаются, в некоторых случаях видны только нижние резцы. Причем изредка проявлять
такое поведение могут и уже достаточно взрослые лошади, занимающие не особенно высокое положение в сообществе, чтобы уйти от конфликта.

Эта мимика срабатывает как блокиратор агрессивного поведения оппонента. Взрослая лошадь может и просто свесить уши по бокам, опустив голову вниз, как бы уменьшаясь в размерах. Это своего рода жест покорности и признания превосходства противника.

Зевок и не только...

Сталкиваясь с непривычным, незнакомым, интересным запахом лошадь вытягивает голову максимально вверх, верхняя губа сильно поднимается, открывая верхние резцы и десны, глаза и уши вращаются по сторонам. В передней части глаза появляется
мигательная перепонка. На пике движения голова занимает практически горизонтальную позицию. Менее чем через минуту, голова принимает обычное положение. Однако это вовсе не улыбка, как нам хотелось бы думать. Это называется реакция Флешмена или «флемен» (Рис. G).

Дело в том, что внутри носа лошади находится «орган Якобсона», который может улавливать запахи даже в самых малых концентрациях. Этот же орган помогает в оценке, распознавании запаха. Например, жеребцы очень тщательно принюхиваются, если вдруг обнаруживают запах кобылы в эструсе.

Лошади, как и люди, умеют зевать (Рис. H). При этом происходит расслабление позиции головы, как в положении стоя, так и лежа, рот начинает открываться, во время подъема и вытягивания головы лошадь делает глубокий вдох. Она закрывает глаза или слегка прикрывает их, когда зевок достигает пика. Когда рот широко открыт, нижняя челюсть может совершать боковые движения из стороны в сторону. Расслабленные уши сдвигаются вперед. Когда зевок завершается и следует выдох.

Тактильные ощущения

Удовольствия тоже не чужды лошадям. Кожа - один из самых восприимчивых органов чувств лошади. Такие животные чувствуют мельчайшие прикосновения, например, когда на нее садится насекомое. Лошади любят прикосновения и умеют наслаждаться тактильными ощущениями. Почесывание - вот что нужно для блаженства.

Это могут быть и легкие прикосновения, и почесывание с сильным нажимом. Многие лошади любят, чтобы им чесали разные участки тела: за ушком, по холке, по шее, по спине и т. д. При этом у лошади вытягивается и подрагивает верхняя губа, уши ориентированы вбок, могут быть немного сближены и направлены наверх, голова вытянута и, возможно, повернута в сторону.
Лошадь наваливается на стимулирующий ее объект. Она может почесаться сама, например, об ограду, а может «попросить» почесать собрата. При этом лошади становятся вплотную и чешут друг друга зубами, начиная с холки. Этот «взаимный груминг» обычно предлагает младшая по рангу, а заканчивает процедуру - старшая. Человек тоже может доставить питомцу тактильное удовольствие.

Как лошадь расслабляется

Чтобы спокойно отдохнуть, лошади должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Ее в табуне осуществляют часовые, которые не спят и не принимают пищу, а зорко следят за окрестностями. Через некоторое время часовых сменяют другие лошади. Так окрестности всегда остаются под наблюдением.

Не приятный вкус

На новом месте лошадь часто не ложиться спать, а лишь дремлет. Дремать такие животные могут и стоя, и лежа на груди. Шея опускается горизонтально, глаза полуприкрыты, уши расслабляются, занимают боковую позицию и перестают двигаться, оттопыривается нижняя губа. Считается, что фаза глубокого сна наступает только тогда, когда лошадь лежит на боку. Поэтому при конюшенном содержании очень важно, чтобы размеры денника были достаточны для того, чтобы животное могло свободно лечь на бок, вытянув в стороны ноги. Только тогда она сможет по-настоящему выспаться.

Поскольку в современном мире лошадь целиком и полностью зависит в своем существовании от человека, наша первейшая обязанность состоит в том, чтобы обеспечить ей максимально комфортные условия содержания. Причем комфорт по лошадиным стандартам может заметно отличаться от комфорта в человеческом понимании.

Дайте обед, угостите


Кроме правильного питания лошади необходимо много света, солнца, воздуха и особенно общения с другими лошадьми. Это животные социальные и для их физического и психологического здоровья, намного больше необходим контакт друг с другом, чем
с человеком. Лошадь общается с людьми так, как она общалась бы с другой лошадью. А в лошадином сообществе огромную роль играет иерархия. Авторитет дает защищенность, а иерархия предотвращает путаницу. Абсолютно равноправные отношения с
лошадью как с партнером не возможны. Человек должен быть лидером в этих отношениях. А чтобы отношения были продуктивными необходимо доверие, которое основывается на понимании, «чувствовании» друг друга.

Приглашение к игре. "Давай поиграем"




Лошади - хорошие наблюдатели, они давно уже научились «читать» язык тела человека.Чтобы говорить на одном языке, надо научиться понимать это животное. С помощью развитого языка тела лошадь всегда покажет нам, какие эмоции она испытывает. Надо лишь проявить терпение и внимание.

Елена Громова

Материал:

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Стихотворение «Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

- Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

- Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

- Кукарек-ку,

- Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы»)

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Стихотворение «Яз коне» («Весной»)

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник»)

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая»)

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

«Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

- Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

- Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

- Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

- Ку-ку, ку-ку!...

«Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс»

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

«Мои песни» .

Мирное, уютное житье.

Вечное призвание мое.

Не нарушу клятву я свою.

Жизнь свою народу отдаю.

«Кызыл ромашка» («Красная ромашка»).

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)

Сейчас стихотворение Рафиса Корбан «Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр»).

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1.

2.

3.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный вечер в старшей и подготовительной группе на тему:

« Знакомство с творчеством татарского писателя М. Джалиля»

Материал: Портрет М. Джалиля, его книги, презентация, выставка рисунков по произведениям М Джалиля.

Дети под музыку входят в зал. (Звучит песня на слова М. Джалиля «Этэч»)

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны. (Рафис Корбан)

Добрый день, уважаемые гости!Сегодня наш праздник посвящён герою-поэту Мусе Джалилю.

Муса Мустафович Залилов, которого весь мир знает как татарского поэта Мусу Джалиля, родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке, затерянной в Оренбургской степи. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательней, отзывчивей и смелее многих своих сверстников. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала отец его не пускал, но после вмешательства матери взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: “Мальчишка учиться просится, как быть?” Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: “Пусть пока ходит. Надоест - сам бросит”. Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ Жэлил». Джалиль, по собственному признанию, начал сочинять стихи с девяти лет. Первые стихотворные опыты поэта не сохранились. По воспоминаниям родных и близких, это были идиллические стихи про бабочек и гусей, про родную речку Неть и её зеленые цветущие берега. Первое его стихотворение «Бэхет» («Счастье») печатается в газете «Кызыл йолдыз». Ему тогда было 13 лет.

Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вел один. В эти годы Муса приобрел вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д. положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи.

Сегодня мы собрались с вами чтобы почтить память Джалиля конкурсом чтецов, который называется «Муса джалиль - друг детей».

«Почему друг детей», - спросите вы. А все потому что Джалиль очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи. И некоторые из них мы сегодня услышим.

Стихотворение «Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы»)

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Муса Джалиль любил свою родину, восхищался красотой её природы.

Стихотворение «Яз коне» («Весной»)

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник»)

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая»)

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

«Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

Ку-ку, ку-ку!...

«Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс»

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

И ров перепрыгнуть,

Свои стихи поэт посвящал своей дочери Чулпан. Степанова Алина из ст. гр. №3 расскажет одно из них.

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

Когда началась Великая Отечественная Война, Муса ушел на фронт. И в перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия боевого духа и настроения бойцов. Но в 1942 году раненный поэт попдает в плен к фашистам. И в тюрьме он продолжает писать свои стихи, на клочках бумаги, которые попадаются ему в руки.

А теперь послушайте стихотворения военных лет.

«Мои песни» .

Не обманет маленькое счастье,

Мирное, уютное житье.

В бедах мира кровное участие-

Вечное призвание мое.

И перед смертью-никому в угоду

Не нарушу клятву я свою.

Песню свою я посвятил народу,

Жизнь свою народу отдаю.

«Кызыл ромашка» («Красная ромашка»).

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

В августе 1944 года М. Джалиль героически погибает сражаясь за родину.

Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Мужество и талант как бы переплелись, слились в едином стремлении отдать все народу, отчизне. И не случайно муса Джалиль удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а творчество его отмечено Ленинской премией. Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

И вправду прошло много лет, но народ помнит своего героя. Его имя увековечено в названиях улиц, его имя носят музеи, Татарский академический государственный театр оперы и балета и т. д.

Объекты, названные в честь Джалиля:

  • Посёлок Джалиль в Республике Татарстан
  • Памятник в Москве открыт 25 октября 2008 года
  • Памятник в Нижневартовске открыт 25 сентября 2007 года.
  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани
  • Мемориальная доска на здании МОУ СОШ №15 в Тобольске
  • Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах
  • Улица Мусы Джалиля в Астрахани
  • Улица Мусы Джалиля в Жезказгане
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Мензелинске
  • Улица Мусы Джалиля в Великом Новгороде
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Нижневартовске
  • Улица Мусы Джалиля в Новосибирске
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Ташкенте
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Альметьевске
  • Переулок Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Кокчетаве
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Улица Мусы Джалиля в Черкассах (Украина)
  • Улица Мусы Джалиля в Агрызском районе
  • Улица Мусы Джалиля в Екатеринбурге
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)
  • Улица Мусы Джалиля в Бугульме

*В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)
  • 1956 г - Герой Советского Союза
  • 1957 г - посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства за цикл стихов «Моабитская тетрадь»

Современники Джалиля посвятили ему много стихотворений и песен.

Сейчас стихотворение Рафиса Корбан « Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр»).

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.

Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.

2. Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941).

3. В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.


Я буду говорить о сообщениях, под-сообщениях, и вариациях. Эти термины, конечно, немного туманные и неясные. Это потому, что общение животных само по себе очень нечеткое и неопределенное, так как интерпретация любого сообщения — дело личное. Сообщение мы определяем как намерение, угрозу или вопрос, выражение чувства или утверждение, сделанное лошадью. Под-сообщение – это ответ на сообщение, или же развитие сообщения. Термин «вариация» — это сокращение саморазъясняющей фразы «вариация – это отклонение от наиболее общего способа передачи сообщения или под-сообщения». Некоторые сообщения могут быть выражены несколькими различными способами, звуками, жестами или их комбинациями. Наблюдая за тремя сотнями лошадей, мы заметили тридцать различных способов сказать «привет», и около тридцати вариаций фразы «где мой завтрак?».
В нашем словаре жестов и звуков мы указали не всё, так как в рамках этой книги сократили список до наиболее общих способов выразить каждую фразу. Фразы, которые мы использовали для выражения любого из сообщений – просто такие получились, без всяких задних мыслей, хотя мы, конечно, старались теми словами и фразами, что мы использовали, передать ощущение от сообщения. В словаре вы увидите, что некоторые похожие сообщения описываются двумя или тремя различными фразами, но вы также увидите, что контекст сообщений разный, и поэтому сами сообщения тоже отличаются. Это в первую очередь относится к сообщениям, которые являются в основном под-сообщениями, так как они являются развитием оригинального сообщения; но так как случается, что они используются и сами по себе, мы внесли их в список сообщений. Каждый, кому интерестен язык лошадей, в любом случае составит свой собственный словарь, и, конечно, использует другие слова для описания каждого сообщения – возможно, решит обойтись без различия, которое мы сделали между сообщениями и под-сообщениями, или добавит некоторые императивы или вариации в качестве отдельных сообщений. Так как каждая лошадь делает звуковые и визуальные сообщения по-своему, каждый из словарей будет иметь отличающуюся раскладку. Но в качестве руководства для тех, кто желает понять свою лошадь, я привожу здесь свой собственный словарь в сильно сокращенной форме. Я сделал алфавитный список фраз, указал количество под-сообщений, связанных с каждой фразой, и ссылку на номер в полном переводе, приведенном ниже. Так что, если вы хотите знать, как лошадь выражает идею «Я тебя люблю» и два ее под-сообщения, ищите номер 16 после таблицы.

Фраза Количество под-сообщений Номер сообщения
Больно! 1 14
Буду козлить! 44
Вот ты где… 10
Где ты? 8
Где, блин, мой завтрак?! 6 35
Давай пойдем быстрее! 1 40
Дорогу! 1 34
Здесь есть кто-нибудь? 7
Здесь примерные девочки 5 22
Иди и возьми! 20
Иди и пей 1 24
Иди сюда 1 5
Иди сюда и дерись 4 18
Классно! 15
Мамочка тебя любит! 1 23
Мне это нравится 39
На свободе хорошо! 47
Наверно, придётся… 43
Не волнуйся 32
Не надо этого делать 2 13
Не покидай меня 38
Не уходи 2 6
Ну давай же 37
Ну давай! 3 11
О, Боже мой! 31
Помогите! 30
Почеши здесь 46
Прекрати это делать 2 25
Привет 1
Смотри! 4 4
Со мной ты будешь в безопасности 2 21
Ты кто? 2 2
Убираемся отсюда к черту! 29
Уходи 2 12
Что это? 2 3
Щекотно 45
Я – босс 1 33
Я боюсь 28
Я всего лишь малыш 27
Я голодна 3 36
Я здесь 9
Я король! 19
Я не могу 1 42
Я тебя люблю 2 16
Я тебя ненавижу 2 17
Я устала 1 41
Я хочу пить 26

1. Привет (добро пожаловать).

Используется как обобщение всех приглашающих и приветственных звуков, используемых лошадьми, из которых самый распространенный – приветственное «гугуканье» /whicker/. Громкость сообщения и энергичность движений выражают степень императива. Контекст, а также положение головы и хвоста, передают назначение приглашения.

2. Ты кто?

Используется двумя незнакомыми лошадьми при встрече. Это продолжение фразы «Привет», и выражается обнюхиванием или, чаще, дышанием друг на друга. Отношение лошадей друг к другу выражается резкостью или мягкостью дыхания, и положением головы и хвоста. За этой процедурой следуют под-сообщения: (а) «Я друг» – выражается продолжением мягкого обнюхивания и других дружественных движений, или (б) «Убирайся к черту» – укус или щипок со стороны одной из лошадей, топанье по земле передней ногой, угроза удара, или визг.

3. Что это?

Используется по отношению к находящемуся рядом объекту, обычно выражается обнюхиванием объекта; хотя лошадь может и постучать по нему передним копытом. За этой позой следуют два под-сообщения: (а) «Всё в порядке» – лошадь подходит, исследует незнакомый объект, а затем игнорирует его, и (б) «Это опасно» – отходит, шарахается от объекта, или же атакует.

4. Смотри!

Используется, чтобы обратить внимание на объект, и обозначается поднятием головы и хвоста, и фырканьем или ржанием для привлечения внимания других лошадей. Аналогично, под-сообщения: (а) «Что это» – лошадь высоко поднимает голову, настораживает уши и смотрит на незнакомый объект. Вторичная реакция на «Что это» – не звуковая. Реакцией будет или «Всё в порядке» или «Это опасно». Другим под-сообщением является (б) «Давайте туда пойдем» – лошадь смотрит в том направлении, куда она хочет идти, и перемещается туда же. Вторая лошадь, которая отвечает на «Что это», посмотрит на объект, и если она его узнает, то ответит или (в) «Не стоит беспокойства», или (г) «Осторожно» – храпением или предостерегающим ржанием.

5. Иди сюда.

Начинается как приветственное гугуканье, с повышением императива, который также может выражаться мотанием головы вперед-назад, если нет ответной реакции. Это сообщение может смениться на «Если ты не придешь, я из твоих кишок подтяжки сделаю», что подчеркивается угрожающим движением и приводит к ответу «Да ладно, я уже иду», который обычно говорится тихим гугуканьем.

6. Не уходи…

Это гугуканье или тихое ржание /whinney/, чтобы позвать компаньона обратно, и иногда варьируется от гугукания до громкого ржания /neigh/ «Ты где?». За ним часто следуют (a) «А ты куда?», или (б) «Подожди меня».

7. Здесь есть кто-нибудь?

Громкое ржание, повторяющееся несколько раз. Делается с вопросительной интонацией, поднятыми головой и хвостом. Если получен ответ – тоже громким ржанием, означающим «Я здесь» – первая лошадь затем говорит:

8. Ты где?

«Ты где» также может быть под-сообщением сообщения «Здесь есть кто-нибудь?», если используется кобылой, разыскивающей своего жеребенка, или лошадью, ищущей друзей. «Ты где» – чаще тихое ржание, чем громкое.

9. Я здесь!

Это громкое ржание, используемое для ответа на «Здесь есть кто-нибудь?». Это повторяется до тех пор, пока лошади не увидят друг друга. Опять же, это сообщение может быть использовано как под-сообщение в описанной в (7) и (8) последовательности.

10. Вот ты где…

Используется на расстоянии в ответ на «Ты где». Обычно это тихое ржание, пока лошади движутся друг к другу, и сменяется приветственным гугуканьем, когда они встречаются.

11. Ну давай!

Используется, когда две лошади пасутся вместе или отдыхают, и одна из них хочет куда-нибудь перейти или поиграть. Она выражает это подталкиванием своего компаньона или пританцовыванием вокруг и пощипыванием его. Она может издать гугуканье или просто уйти, надеясь, что компаньон последует за ней. На это она может получить ответы: (а) «Так и быть» – выражающийся ленивым поведением компаньона, (б) «Ага, давай!» – восторженный ответ, или (в) «Да ну тебя нафиг!» – выражающийся просто негативным ответом или даже угрозами или укусами.

12. Уходи!

Это оборонительный жест и нужен только для защиты. Это может быть умеренная угроза, обычно зубы или задние ноги, возможно только одна задняя нога. Если он игнорируется, предупреждение превращается в «Убирайся, или я тебя побью!». Это четкое и враждебное движение, быстро превращающееся в «Ты этого хотел?» – попытку укусить или ударить противника.

13. Не надо этого делать.

Это реакция на действие другой лошади или человека. Варьируется от дергания кожей до ударов передней ногой, отбивания или укусов. Ответом может быть (а) «Извини» – поспешное бегство с видом оскорбленной невинности, или (б) «А вот хочу, и буду!» – усиление раздражающего действия.

14. Больно!

Показывается вздрагиванием или дерганием кожей и шараханьем от агрессора. Имеет под-сообщение (а) «Нога болит», показывается подниманием ноги и хроманием. Вариации включают «Спина болит», «Шея болит», «Голова болит», или что-нибудь еще, но мы посчитали это всё одним под-сообщением.

15. Классно!

Это ответ на любое действие, приятное для лошади. Упоминается в трех под-сообщениях, но используется и как сообщение само по себе, как просьба продолжать. Выражается увеличением давления на партнера и используется, когда две лошади в тесном контакте, иногда сопровождается довольным хрюканием или шумным выдохом.

16. Я тебя люблю.

Мы используем эту фразу для выражения теплых чувств, отличных от материнских или сексуальных. Существует более тридцати способов выражения, наиболее общие – нежно выдохнуть через ноздри или потереться носом и головой. На это следуют ответы (а) «Я тоже тебя люблю» или (б) «Уходи!»

17. Я тебя ненавижу.

Жести и звуки, используемые в этом случае, отличаются от «Уходи», они более агрессивной природы, чем защитной. Используются передние ноги и зубы, что является ясным признаком антипатии между двумя лошадьми. Если получен ответ «Я тоже тебя ненавижу», за этим следует драка. Кроме того, ответ может быть «Извини», как и в сообщении 13: те же извинительные жесты, но к ним добавляются защитные действия, такие как разворот задом к агрессору или отбивание в его сторону.

18. Иди сюда и дерись.

Это ответ на вызов жеребца, пронзительное ржание или, возможно, крик ярости. За этим следует (а) «Я сотру тебя в порошок», которое является частью подготовительных маневров и угроз, и устанавливает психологическое преимущество перед битвой. После драки проигравший скажет (б) «Извини, я ухожу». Он показывает это бегством с опущенным хвостом, а триумфирующий победитель угрожает (в) «Если ты вернешься, я тебя убью». Затем жеребец идет к своим кобылам и говорит (г) «Видали, девчонки, как я его прибил?!» Он выражает это фырканьем и приплясыванием вокруг кобыл, он также может увести их в безопасное место. Такое приплясывание, как знак полного триумфа, может быть также использовано кобылой или мерином, оказавшимися сильнее другой лошади или человека.

19. Я король.

Это оповещающий сигнал жеребца, является или вызовом, или же обращением к группе кобыл. Сигнал повторится еще раз, когда он направится к кобылам.

20. Иди и возьми!

Это ржание кобылы в охоте в ответ на сигнал жеребца, используется, когда она покидает группу для встречи с жеребцом.

21. Со мной ты будешь в безопасности.

Это первая фраза любовной игры жеребца, говорится выдыханием через ноздри. Пока он не получил четкого «Нет» от кобылы, он будет продолжать это до тех пор, пока не услышит «девчоночье хихиканье», тогда он говорит (а) «Ты мне нравишься». Это делается щекотанием шеи кобылы и ее боков губами, и затем, в более настойчивой манере, он скажет (б) «Давай займемься любовью», пощипывая ее зубами. Потом он переходит к (в) «Ну давай же», – хватая зубами за шею, и пытаясь забраться на кобылу, или фактически забираясь на нее. Следующее под-сообщение будет (г) «Это было здорово». После того, как он обслужит кобылу, он опускается и выгибает шею, обнюхивает кобылу, фыркает, или другими способами проявляет свои чувства.

22. (Убирайся), здесь примерные девочки.

Это может выражаться очень агрессивными действиями, направленными несомненно в сторону жеребца. Инициативу берет на себя самая сильная кобыла, защищая добродетели остальных кобыл табуна от, чаще всего молодого, жеребца. Однако этот ответ может затем смениться на «девчоночье хихиканье», в ответ на фразу жеребца «Со мной ты будешь в безопасности». Это визг, издаваемый кобылой, она также может махнуть своей задней ногой, как бы говоря «Чего же ты ждешь?». Обычно это фраза очень «разгоряченной» кобылы, которая мочится, затем стоит с расставленными задними ногами и поднятым хвостом; она может открывать и закрывать вульву, или стоять со слегка приоткрытой вульвой. Но кобылы также непредсказуемы, как и женщины, в их реакции на мужчин, и в любовной игре кобыла может очень быстро перейти от «Уходи, я хорошая девочка» до «Иди сюда и возьми меня, чего ты ждешь?». Это полностью зависит от кобылы. Она может использовать все три сообщения как отдельные, или начать с «Уходи» и использовать остальные два как под-сообщения. Когда занятия любовью окончены, она может сказать (в) «Это был тяжелый труд». Она говорит это похрюкивая, сопя, обнюхивая и тщательно отфыркиваясь. Она может сказать (г) «И что – вот это всё?», просто встряхнувшись и уйдя пастись, или (д) «Это было здорово, давай еще раз?». В этом случае она будет гугукать и пытаться начать новую любовную игру.
Эти события, при удаче, после одиннадцати месяцев приводят к рождению жеребенка, следующей весной, и тогда станет нужна следующая группа сообщений, используемая заботящейся о жеребенке кобылой. Первое из них это:

23. Мамочка тебя любит!

Кобыла выражает это обнюхиванием жеребенка и нежным дыханием через ноздри. Если ее отпрыск напуган, она успокоит его и скажет (а) «Ты в полной безопасности». Это делается подталкиванием жеребенка к ее боку на противоположной стороне от опасности.

24. Иди и пей.

Она говорит это низким гугуканием или тихим ржанием, слегка отодвигая одну ногу в сторону, давая жеребенку доступ к вымени. Если она не желает кормить жеребенка, она скажет под-сообщение (а) «ничего там нету», оттталкивая его от себя бедром задней ноги, или коленом, или носом. Если жеребенок плохо себя ведет, она скажет:

25. Прекрати это делать.

Отличается от обычного «Не надо этого делать», используемого между двумя лошадьми, потому что «Не надо этого делать» говорится, когда две лошади находятся совсем рядом, и обычно жестами. Но кобыла может предупредить своего жеребенка на расстоянии, обычно резким ржанием, угрожая при этом движениями головы. Затем следует «Мама тебя предупреждала!», повышая тон голоса и увеличивая энергичность движений. Если жеребенок всё еще непослушен, она скажет «Напросился!» и накажет его, обычно укусом.
Жеребенок использует множество взрослых сообщений, но имеет и два собственных:

26. Я хочу пить.

Выражается обнюхиванием боков кобылы и попытками добраться до ее вымени.
Когда жеребенок напуган взрослой лошадью, он скажет:

27. Я всего лишь малыш.

Он показываает это, держа голову и шею прямо, иногда немного поднимая нос и делая ртом сосательные движения. Когда он так делает, другие лошади практически никогда его не обижают.

28. Я боюсь.

Это говорится всхрапыванием или ржанием. Если лошади находятся в огороженном месте, они жмутся друг к другу, ища спокойствия в группе.

29. Убираемся отсюда к черту!

Говорится фырканием или ржанием с высоко поднятыми головой и хвостом, с готовностью к бегству, и в свою очередь приводит к ответам «Да, смываемся!» или «Не о чем беспокоиться».

30. Помогите!

Это крик ужаса, и редко встречается. Я слышал его только однажды, но он очевиден.

31. О, Боже мой!

Это крик боли, и издается лишь лошадью, страдающей от невыносимой боли. Опять же, он безошибочно узнаваем.

32. Не волнуйся

Используется спокойной лошадью, для успокоения напуганной. Может выражаться гугуканьем, предложением своего тела как защиты, или просто успокаивающим телесным контактом.
Другая группа звуков связана с дисциплиной в табуне. В нем существует определенная социальная структура, убывающая от главной кобылы до самых последних годовичков. Меньшие жеребята обычно воспитываются их матерями. Даже у домашних лошадей эта табунная иерархия всё ещё наблюдается в группе. Главный член табуна имеет преимущество в еде, питье и перемещении, и может требовать своих прав угрозами:

33. Я босс.

Это говорится подчиненному в группе, обычно угрожая головой и зубами. Лошадь-босс также скажет «Назад!», махнув головой и угрожая любому подчиненному, который попытается обогнать ее. За этим следует или «Я тебя укушу», или «Я сотру тебя в порошок», затем босс прогоняет от себя подчиненного зубами или передними ногами. Если вторая лошадь социально равна первой, она ответит на утверждение «Я босс», сказав (а) «Нет, ты не босс!». Это выражается игнорированием угрозы, или же ответной угрозой. В других ситуациях используются похожие сообщения – например, «Назад!», «Сейчас ударю», «Я тебя укушу» могут быть использованы, когда главная лошадь ест, а к ней приближается подчиненная. В этом случае может быть показана угроза удара.

34. Дорогу!

Это говорится главной лошадью, идущей напролом сквозь табун, и разгоняющей своей головой всех направо и налево. С другой стороны используется под-сообщение «Извините» – подчиненной лошадью, пытающейся обогнать главную.
Следующий набор знаков и звуков выработан лошадьми в ходе их общения с человеком. Большая часть из них относится к кормлению. Первый, и возможно, самый старый из них, понять легко:

35. Где, блин, мой завтрак?!

Выражается множеством способов, от приветственного гугукания до ударов по кормушке. Каждый владелец знает, как его лошадь это говорит. Несколько под-сообщений, часто (а) «Я хочу воды» или (б) «Я хочу сена», которе может быть сказано перемещением в сторону кормушки с раздраженным видом. Когда лошадь накормлена, (в) она скажет «Спасибо», обычно приветственным гугуканием, или скажет «Я тебя люблю», показывая свое расположение. Конечно, она покажет, нравится ли ей еда, сказав (г) «Это здорово», жадно поедая пищу, при этом кусочки даже выпадают из рта; или, если вы угощаете ее лакомством, она скажет (д) «Дай мне еще немного», гугукая, обнюхивая ваши карманы, и толкая вас, чтобы напомнить, что она всё еще здесь. Если же ей не нравится то, что вы даёте, она скажет (е) «Отвратительно», выплевывая пищу, морща губы и корча рожи.
В то время как «Где, блин, мой завтрак?» используется лошадьми, привыкшими к регулярному кормлению – лошадь, которую никогда так не кормили, скажет:

36. Я голодна, или «Я хочу пить».

Это выражается ржанием при виде вас, и тем, что она принимает голодный и несчастный вид. Под-сообщение (а) «Я мокрая» очень похоже и выражается стоянием под дождем с опущенной головой и очень несчастным видом. Если лошади приходится выходить под дождь, она скажет (б) «Это ужасно», отворачивая оттуда голову, и идя с неохотой и отвращением. Она также может сказать (г) «Я замерзла», дрожа и, опять же, имея несчастный вид.
Когда вы верхом на лошади, есть постоянный контакт и взаимодействие сообщений. Мы пропустим сообщения, которыми человек выражает свои желания, так как это дело вкуса и тренировки; и мы уже обсуждали множество знаков со стороны лошади, так как они используются и между лошадьми; но они также используются и для общения с человеком. Первый знак, характерный для езды, это:

37. Ну давай же

Выражается ржанием и легким приплясыванием, чтобы показать свое удовольствие и желание двигаться.
Остающийся на месте компаньон будет кричать:

38. Не покидай меня

Говорится ржанием, и лошадь может попытаться разломать дверь денника в своем желании быть вместе со своим компаньоном.
Когда вы начнете поездку, ваша лошадь может сказать:

39. Мне это нравится

Приплясывая или двигаясь с поднятыми головой и хвостом и всем своим видом выражая удовольствие. Если ей особенно хорошо, она покажет свою “joie de vivre» (радость бытия) вполне определенным способом – «Как мне хорошо!» — подпрыгивая, повизгивая, и «подыгрывая».

40. Давай пойдем быстрее!

Говорится приплясыванием, упором в трензель, показывая сильное желание двигаться быстрее. Под-сообщения – это (а) «Да, давай!» — полный энтузиазма ответ на просьбу или приказ о чем-то. После работы лошадь может быть уставшей и так же безошибочно сообщит:

41. Я устала!

Лошадь сообщит это своим поведением. Под-сообщение это (а) «только не опять это…» – отказ повторить действие. Конечно, не все лошади старательны и послушны, иногда они могут отказаться делать то, что от них требуют, и сказать:

42. Я не могу

Отказываясь что-либо делать. Под-сообщение (а) «Я не буду» отличается от «Я не могу» только тем, что в этом случае вы точно знаете, что лошадь может это сделать. Так что, если вы ее заставите, она может сдаться, сказав:

43. Наверное, придется

И будет показывать свое нежелание почти так же, как Шекспир написал о школьнике: “неохотно ползет в школу, как змея”. Но перед тем, как сдаться, она может пригрозить:

44. Буду козлить!

Расставляет уши в стороны, выгибает шею и принимает позу для взбрыкивания. Похожие сообщения: «Буду свечить», выражается броском головы вверх и подниманием передней ноги от земли, или «Сейчас ударю», или «Сейчас понесу!»

45. Щекотно!

Говорит это дерганием кожей и, возможно, взмахом ногой, топанием копытом или визгом.

46. Почеши здесь

Показывает тем, что трется чешущимся местом. Если лошадь рядом с другой лошадью, она почешет ее зубами в том месте, где хочет, чтобы почесали ее.
И, наконец, последнее сообщение. Когда вы отпускаете лошадь на поле, она говорит:

47. На свободе хорошо!

И «радость бытия» — это то, что каждая лошадь выражает совершенно по-своему.

3 глава из книги Генри Блейка «Общение с лошадьми» (Henry Blake «Talking with horses»)

Фотография: Максим Мазин

Как же понять, что на уме у лошади? Внимательно наблюдайте за ее мимикой. “Лицо” лошади очень выразительно.
Вытянутая шея, оскаленные зубы, прижатые уши выражают угрозу. Помните, что лошадь видит и вперед, и назад. Но зрение у нее не очень хорошее. Поэтому лошадь, заметив сзади непонятный двигающийся объект, может испугаться и ударить его копытом. Не со злости, а в целях самосохранения! Поэтому нельзя обходить незнакомую лошадь сзади.

Подходя к лошади, старайтесь увидеть ее глаза, уши. Если у нее голова повернута к вам, а уши стоят торчком - смело подходите.
Окликните ее, неважно как. Важен сам звук голоса. Главное - не испугать. Несмотря на большой рост, лошади, как и все копытные, весьма подвержены испугу, панике. Слух у лошади играет большую роль, чем зрение. Одним из наиболее действенных факторов общения с конем является голос. Практически во всех конюшнях лошади знаю слово "Прими!" Оно является для них командой развернуться мордой к человеку, дать ему проход. Так что при входе в денник принято говорить "Прими".


Просто подойдите, похлопайте коня по шее, скажите пару слов. Почему хлопать, а не гладить? У человека и лошади разные пороги чувствительности, разная толщина кожи. Когда лошади чешут друг другу зубами холки, то усилия, прилагаемые при этом, у человека могли бы содрать кожу. Не подходите к незнакомой лошади ни спереди, ни сзади. Перед кусается, а зад - лягается. Самое безопасное место - сбоку.
С верховыми лошадьми принято общаться, стоя с левой от лошади стороны. Слева седлают, слева ведут, слева садятся, слева слезают.


Во время чистки, седловки все время посматривайте на голову. Как уши, как глаза. Разговаривайте с конем. Новички часто ударяются в крайности. Либо начинают “сюсюкать”, либо обращаются с конем как с гимнастическим снарядом. И то, и другое может привести к конфликтами. Старайтесь быть спокойным и уверенным. Нервозность может передаться лошади.


Большинство лошадей, давно “занимающихся обучением” новичков, не получают от этого занятия ни малейшего удовольствия. И по части распознавания ваших намерений такие лошади являются большими специалистами. Если у Вас в руках пакет с сухарями, морковка или сахар, Вы еще можете рассчитывать на снисхождение. Но если Вы держите уздечку или седло, отношения могут в корне измениться.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...