Многоуровневая система профессионального образования в российской федерации. Двухуровневая система высшего образования: преимущества и недостатки. Преимущества уровневой системы образования


Преимущества перехода на уровневую систему образования

Наличие бакалавра и магистра в стране мы должны принять как данность. Это норма закона.

В связи с тем, что в 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию, целью которой является создание Единого европейского пространства высшего образования , система российского образования осуществляет переход на существующую в Европе двухуровневую систему подготовки профессионалов с высшим образованием. Данная система состоит из бакалавриата (специалитета) и магистратуры .

Бакалавриат – уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы, выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» . Соответственно, бакалавр – это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

Магистратура – более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки и ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению . По окончании данной программы, выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид – «специалитет» , программа которого предусматривает 5-ти летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается квалификация (степень) по направлению (специальности).

Таким образом, перед тем, как направлять документы в вуз на то или иное направление, абитуриенту следует принять обдуманное решение, исходя из своих профессиональных интересов и личных планов на жизнь, какую программу обучения лучше выбрать. Если поступающий не планирует вести научно-исследовательскую деятельность и становиться ученым в избранной профессиональной сфере, то для полноценной работы и успешного карьерного роста достаточно закончить «бакалавриат».

Преимущества уровневой системы образования

Специалитет

Бакалавриат

Отдельные страны

Этот вид квалификации по сравнению с «дипломированным специалистом» принят по международной классификации и приветствуется работодателями во всем мире. Одним из плюсов новой системы образования станет признание российских дипломов в более чем 50 странах, в том числе почти во всех европейских, подписавших Болонскую Конвенцию.

В Западной Европе отсутствует понятие специалитета, и российские дипломы часто вызывают у иностранных работодателей недоумение

Имея диплом бакалавра, выпускник может без особых проблем устроиться на работу за рубежом - например, в Западной Европе

В будущем полученный в России диплом бакалавра будет приравнен к дипломам французских или, скажем, немецких выпускников. Кроме того, открывается возможность получить два диплома сразу, за единовременный срок обучения. В Российском университете кооперации разрабатывается специальная программа, благодаря которой выпускники получают и российское, и зарубежное свидетельство об окончании вуза (диплом РУК и института г. Кремса – Австрия)

Отмена специалитета позволит сделать образовательный процесс более эффективным, что повысит профессионализм выпускников вузов и даст им много новых возможностей.

Болонский процесс главным образом декларирует сдвиг от получения просто знаний к умению применить эти знания на практике.

Уже через четыре года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Не отрицая заслуг и достижений отечественного образования, уровень методической базы которого действительно очень высок, следует оглянуться по сторонам и посмотреть, что происходит вокруг. Нужно двигаться или вперед, или возвращаться назад. В России было принято решение двигаться вперед за глобальными изменениями в мире.

С самыми значительными преобразованиями придется столкнуться студентам. Центр тяжести переносится на студента. Посещение лекций теперь строго по расписанию, и в каждом семестре необходимо набрать определенную сумму ECTS, для того чтобы иметь право продолжить учебу.

Только модульная система обучения способствует формированию компетентного выпускника. Возьмем для примера обычный курсовой проект . Студент готовит его, решая сразу комплекс задач (технологических, экономических, экологических, техники безопасности). При этом каждый преподаватель консультирует его по своей части проекта, чаще всего вне зависимости от коллег . Вы когда-нибудь видели консультацию, на которой одновременно присутствовали бы технолог, экономист, эколог и т. д.? Дисциплинарный подход лишь частично выполняет эту задачу.

Бакалавры (в отличие от специалистов), поступившие в магистратуру в год окончания бакалавриата имеют отсрочку от призыва на срочную военную службу в армии еще на 2 года, т. е. на срок обучения в магистратуре.

Аспирантура

Магистратура

В целом представляется, что магистратура и аспирантура должны сближаться. С одной стороны, у студентов в этом случае появляется дополнительное время для подготовки качественной кандидатской диссертации (нынешние три года, являющиеся для университета важными «аккредитационными» показателями, подталкивают к выпуску на защиту «сырых» работ). С другой, магистратура и аспирантура в этом случае оказываются противопоставлены бакалавриату как два типа высшего образования, предназначенного для разных задач.

Диплом, соответствующий современной европейской системе образования, а следовательно - возможность реализовать себя, не ограничиваясь пределами региона или страны.

Способность включаться в международные магистерские программы, а следовательно - возможность постоянного профессионального роста с использованием передового, в том числе зарубежного опыта.

В магистратуре готовятся выпускники, получившие глубокие специализированные знания по конкретному направлению или межпредметной области. Например, - это более глубокое изучение программы на стыке других серьезных направлений. Кроме того, магистратура реализуется совместно с бизнесом и госструктурами, то есть теми организациями, куда потом пойдут работать выпускники.

Двухуровневая система дает возможность человеку дважды выбирать профиль программы: бакалавриат и при поступлении в магистратуру. Поступая в вуз, молодежь не готова сразу сказать, чем она хочет заниматься.

Условия для успешного интегрирования в современную систему профессиональных отношений, а, следовательно - повышение своей конкурентоспособности на рынке труда.

Перспективы продолжения повышения квалификации в аспирантуре, а следовательно - возможность для творческой научно-исследовательской деятельности в качестве кандидатов и докторов наук.

Документ утратил силу

Документ по состоянию на август 2014 г.


Для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор содержания и уровня своего образования, создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы необходимо дополнить действующую систему высшего образования различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня. В этих целях Комитет по высшей школе и технической политики Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации (Приложение 1) и Положение о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня (Приложение 2).

2. Учебно-методическому управлению совместно с Учебно-методическими объединениями вузов, другими заинтересованными организациями и учреждениями разработать во 2-м квартале 1992 года перечень направлений и специальностей высшего образования, формы дипломов, предусмотренных Временным положением о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации, а также требования к содержанию образовательно-профессиональных программ разного уровня.

3. Учебно-методическому управлению (Татуру Ю.Г.) совместно с Управлением аттестации и аккредитации (Кушель А.А.) до начала 1993 г. проанализировать и обобщить опыт введения новых образовательно-профессиональных программ в вузах Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя председателя Комитета по высшей школе Шадрикова В.Д.


Председатель
Комитета по высшей школе
В.Г.КИНЕЛЕВ


Приложение 1
к Постановлению
Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы
и технической политики
Российской Федерации
от 13 марта 1992 г. N 13

Общие положения

1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации преследует целью расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

2. Структура учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО.

3. Существующая система образовательно-профессиональных программ высшего образования по специальностям входит как составная часть в новую многоуровневую структуру высшего образования.

Характеристика структуры высшего образования

1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.

2. Основу высшего образования - базовое высшее образование - составляют образовательно-профессиональные программы по направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры (программы второго уровня). Они предоставляют личности возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности.

Срок обучения по программам базового высшего образования - не менее 4 лет на основе общего среднего образования.

Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения.

3. Образовательно-профессиональные программы первого уровня включают двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием.

Общая продолжительность обучения по этим программам - 3 - 3,5 года.

Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, а освоившим всю программу первого уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования, утвержденному в установленном порядке.

4. Образовательно-профессиональные программы третьего уровня имеют целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.

Программы этого уровня могут быть реализованы в двух формах:

4.1. На основе общего среднего образования - за счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием, основанных на объединении в единую программу по специальности образовательных и профессиональных курсов с общей продолжительностью обучения 5 - 6 лет.

Лицам, завершившим обучение по этим программам, выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.

4.2. На основе базового высшего образования - за счет дальнейшего развития и дифференциации образовательно-профессиональных программ базового высшего образования.

Образовательно-профессиональные программы для лиц, имеющих степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием.

Программа подготовки магистра наук предполагает преимущественно исследовательский характер его будущей деятельности. Срок ее реализации - 2 - 3 года. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра наук и указанием специальности.

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации такой программы, в зависимости от квалификации, получаемой специалистом, от одного до трех лет.

4.3. Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру.

5. Перечни направлений и специальностей подготовки, государственные требования к содержанию и качеству высшего образования (стандарты) на всех его уровнях утверждаются Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.

6. Устанавливаются три степени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых выпускником успехов:

диплом с почестями, диплом 1 и 2 степени. Порядок выдачи дипломов различной степени определяется специальным положением.


Начальник
Ю.Г.ТАТУР


Приложение 2
к Постановлению
Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы
и технической политики
Российской Федерации
от 13 марта 1992 г. N 13

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗНОГО УРОВНЯ

1. Все государственные высшие учебные заведения, осуществляющие в настоящее время подготовку специалистов по действующим учебным планам и перечню специальностей, считаются реализующими образовательно-профессиональные программы третьего уровня высшего образования, определенные пунктом 4.1 Временного положения о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации.

2. Реализация в государственных высших учебных заведениях образовательно-профессиональных программ базового высшего образования осуществляется по инициативе Ученого совета вуза и по мере готовности педагогического коллектива, учебно-методической и материально-технической базы.

Переход высшего учебного заведения на обучение по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования оформляется приказом органа управления, в ведении которого находится вуз.

3. Введение в высшем учебном заведении магистратуры осуществляется по разрешению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.

4. Реализация образовательно-профессиональных программ первого уровня высшего образования в высших учебных заведениях, имеющих право на подготовку бакалавров, осуществляется по решению Ученого совета вуза.

Ученым советам этих вузов предоставляется право по итогам завершения второго курса базового высшего образования переводить часть студентов в установленном порядке на образовательно-профессиональную программу первого уровня.

Для реализации программ первого уровня в вузе или при нем должны быть созданы специальные структурные подразделения или учебные заведения.

5. В 1992 году право на реализацию образовательно-профессиональных программ, предполагающих присвоение степеней бакалавра и магистра, будет предоставляться в первую очередь университетам и академиям различного профиля.

6. В государственных высших учебных заведениях осуществляется бюджетное финансирование образовательно-профессиональных программ всех уровней.


Начальник
Учебно-методического управления
Ю.Г.ТАТУР

После Великой октябрьской социалистической революции до начала 1990-х гг. в образовании бывшего СССР действовала моноуровневая система образования, ста­вившая целью подготовку специалистов к решению узкого круга конкретных про­фессиональных задач ("германская система").
Эта система обладала существенными достоинствами: государственная типизация и унификация учебных планов во всех ссузах и вузах; возможность получения узких, но глубоких знаний и умений по конкретной специальности; упрощенная процедура пере­хода студентов из одного учебного заведения в другое по одинаковой специальности; возможность использования единого учебно-методического обеспечения подготовки специалистов (учебники, учебные пособия, плакаты, схемы, учебные фильмы и др.).

Вместе с тем, моноуровневая система имела ряд недостатков: отсутствие гибкости и адаптации в образовании в зависимости от личности обучаемого и уровня его способностей; невозможность перехода в непрофильный вуз; сложность учета потребно­стей рынка (заказчиков) и конкретных возможностей учебных заведений; несоответствие содержания программ и требований к специалистам западноевропейской системы образования, что усложняло нострификацию дипломов выпускников или делало её невозможной.

Систему многоуровнего образования можно представить в виде структуры, преду­сматривающей следующие уровни (ступени) образования (рис. 2.3).

I уровень - неполное высшее образование с продолжительностью обучения не менее двух лет. Контингент студентов формируется в основном из выпускников школ. Квалификация не присваивается.

II уровень - высшее профессиональное образование. Контингент студентов формируется из выпускников I уровня образования, а также из выпускников ссузов и колледжей. Полный срок обучения - не менее 4-х лет; квалификация (академическая степень) - бакалавр. Выдается диплом о высшем образовании.

III уровень - реализуется по основным профессиональным образовательным программам двух типов:

первый тип (магистратура) - на базе программы бакалавра по соответствующему направлению осваивается программа специализированной подготовки, включающая обя­зательную научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Нормативный срок обучения - не менее 2-х лет. Выпускнику присваивается квали­фикация (академическая степень) "магистр" и выдается соответствующий диплом;

второй тип (специалитет) - программа включает дисциплины всех циклов (бло­ков) ГОС ВПО, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации. Нормативный срок обучения после окончания бакалавриата - не менее одного года. Выпускнику присваивается квалификация специалиста, удостоверенная дипломом о высшем образовании.



Образовательные программы подготовки специалистов могут осваиваться незави­симо от бакалаврской подготовки. В этом случае нормативные сроки обучения уста­навливаются ГОС ВПО по конкретной специальности, но не менее 5 лет.

Освоение образовательных программ в вузе обеспечивается соответствующей ор­ганизацией учебного процесса. В настоящее время широкое распространение в вузах получила блочно-модульная структура учебных планов: на первом уровне (1 и 2 кур­сы) содержание образования соответствует в основном дисциплинами социально-гуманитарного и естественно-математического циклов ГОС ВПО, что позволяет за­ложить фундамент образования; общепрофессиональные дисциплины на I уровне со­ставляют 10-15 % профессиональной образовательной программы. Такой подход со­храняет единое образовательное пространство, его открытость, определенную защи­щенность студента: он без особых потерь в случае необходимости может перейти из вуза в вуз, с одной профессиональной программы на другую.

Унификация дисциплин I уровня образования позволила многим вузам час­тично решать и экономические задачи: в расписание занятий студентов смежных направлений и специальностей можно поставить совмещенные потоковые лек­ции, что снижает затраты на обучение, сохраняя качество. С введением государ­ственных образовательных стандартов вузы получили достаточную академиче­скую свободу, дающую им право в рамках объема часов, отведенных на курсы по выбору студента и на региональный (вузовский) компонент, повышать качество подготовки специалиста введением соответствующих авторских курсов, расши­ряя объем содержания федерального компонента.

Большинство заказчиков на специалистов (рыночные организации), наряду с профессиональными требованиями к работнику, в качестве обязательных выдвига­ют знание иностранного языка и умение работать на компьютере в режиме пользо­вателя. ГОС ВПО позволяют вузу обеспечить соответствующую подготовку благо­даря гибкости и вариативности образовательно-профессиональной программы и личностно ориентированной концепции образования.

Возможность выстраивания учебного плана для сопряженных с бакалавриатом специальностей также делает образовательную систему более открытой и мобильной. Таким образом, требования ГОС ВПО ориентированы на:

· открытость, гибкость, мобильность системы образования;

· культуросообразный подход к отбору содержания, обеспечивающий развитие и самоопределение личности;

· фундаментализацию знаний во взаимосвязи с практической направленностью на профессиональную деятельность;

· целостность и преемственность образовательных программ разных уровней, их открытость и вариативность, преемственность;

· личностно ориентированный характер образования, учитывающий способности и возможности каждого субъекта образовательного процесса;

· широкое внедрение и использование новых информационных и инновационных образовательных технологий.

Возможность осуществить выбор или смену образовательной траектории в про­цессе получения высшего образования, не прерывая его, развивает чувство ответст­венности, самоопределения, ускоряет социализацию будущего специалиста и обеспе­чивает учащимся эмоциональную комфортность. Расширение спектра профессио­нальных видов деятельности после окончания вуза повышает социальную защищен­ность выпускника.

На современном этапе развития нашего общества и системы образования как одного из его важнейших социальных институтов неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении.

Решение проблемы формирования у специалиста творческого отношения к своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования, которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов. В этой связи изменяется модель образования в целом. Совершается переход от мономодели, ориентированной на подготовку специалиста, функционера, к полифункциональной модели, в основе которой - свободное развитие личности каждого, формирование способности к саморазвитию.

В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения идеи непрерывного образования в жизнь предлагается так называемое “периодически возобновляющееся образование”.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования.

Основным принципом планирования и организации непрерывного образования должен быть принцип учета интересов сегодняшней практики, перспектив развития и совершенствования тех или иных сфер деятельности человека. Информация, недостаточно связанная с общекультурным и профессиональным ростом личности, оказывается малозначимой независимо от времени и места предъявления и восприятия: в системе вуза, школы, самообразования или курсовой переподготовки, следовательно, малопродуктивной.

Элементы системы образования имеют как общие, так и отличительные черты. Все они решают единую задачу подготовки обучаемых к трудовой и общественной деятельности на основе типовых учебных планов, решая при этом близкие проблемы структурирования и отбора учебного материала. Отличительные признаки очевидны: различные объемы, сроки, уровни обучения. К числу существенных недостатков системы следует отнести слабое взаимодействие ее элементов в реализации сквозного учебно-воспитательного процесса.

Основными преимуществами многоуровневой структуры образования являются следующие:

Реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;

Значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;

Повышение образованности выпускников, подготовленных к “образованию через всю жизнь” в отличие от “образования на всю жизнь”;

Свобода выбора “траектории обучения” и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;

Возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;

Стимулирование значительной дифференциации среднего образования;

Широкие возможности для последипломного образования;

Возможность интеграции в мировую образовательную систему.

В России многоуровневая система образования существует в двух аспектах:

Организационном - создание комплексов или интегрированных структур с единым центром (деканат-директорат) при постоянстве ведущего преподавательского состава.

Таким образом, решение важной проблемы современного образования в России - формирование у специалиста творческого отношения к своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования, которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов. В этой связи изменяется модель образования в целом - совершается переход к полифункциональной модели, в основе которой - свободное развитие личности каждого, формирование способности к саморазвитию.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...