Новая детализация статей косгу. что изменится? Материалы журнала «Консультант Свердловская область Косгу 120 расшифровка в году


Доходы бюджетного учреждения от аренды поступают по КОСГУ 120 "Доходы от собственности", а уплата налога на прибыль с арендной платы осуществляется по КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)". План ФХД составляется по форме в соответствии с Требованиями 81н. Учреждение подведомственно ФАНО России. Каким образом отразить в Плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения операции по уплате налога на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В Плане ФХД суммы налога на прибыль, уплачиваемого с арендной платы, планируются по "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ со знаком "минус".

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе доходы от аренды, отражаются по "Доходы от собственности" КОСГУ.
В то же время операции по налогу на прибыль должны отражаться по одной из статей: 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" или 180 "Прочие доходы" КОСГУ согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики. Аналогичный порядок применяется и при определении аналитического кода вида поступлений: 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" или 180 "Прочие доходы" (смотрите также письма Минфина России от 01.07.2016 N 02-06-10/38856).
Соответственно, в ситуации, когда бюджетное учреждение оказывает платные услуги, облагаемые налогом на прибыль, данный факт следует учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД).
Общие требования к составлению и утверждению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н).
Табличная часть Плана ФХД, раскрывающая информацию о показателях по поступлениям и выплатам учреждения, составляется в соответствии с Таблицей 2 из п. 8 Требований N 81н. Абзацем 3 пункта 8.1 Требований N 81н установлено, что в графе 3 по строкам 110-180 Таблицы 2 Плана ФХД, отражающим поступления от доходов, указываются коды КОСГУ.
Положения Требований N 81н не дают ответа на вопрос, в каком размере и в каких строках следует планировать поступление доходов (в том числе от арендных платежей), с которых уплачивается налог на прибыль. Поскольку сведения из Плана ФХД бюджетными учреждениями используются при составлении бухгалтерской отчетности, рассмотрим поставленный вопрос в увязке с требованиями, предъявляемыми к отчетным формам.
Бюджетные учреждения в составе квартальной бухгалтерской отчетности представляют Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)) (п. 34 Инструкции, утвержденной Минфина России от 25.03.2011 N 33н, далее - N 33н).
Суммы запланированных на текущий (отчетный) финансовый год доходов, утвержденных Планом ФХД учреждения, с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату, отражаются в разделе 1 "Доходы учреждения" в графе 4 Отчета (ф. 0503737) ( Инструкции N 33н).
Данные по исполнению плановых назначений по доходам за отчетный период отражаются в графах 5, 6, 7, 8 раздела 1 "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) ( Инструкции N 33н).
В рассматриваемой ситуации уплата налога на прибыль с арендной платы отражается по статье 130 КОСГУ, в то время как поступление арендной платы отражается по статье 120 КОСГУ. Соответственно, уплата налога на прибыль с арендной платы бюджетным учреждением отражается в Отчете (ф. 0503737) со знаком "минус" по коду вида доходов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат".
В Плане ФХД предусмотрена отдельная строка в целях отражения доходов от платных услуг (строка 120). При этом утвержденная Требованиями N 81н форма Плана ФХД предполагает расшифровку данной строки путем добавления дополнительных строк по данному направлению доходов. В связи с чем по строке 120 следует отразить запланированную сумму доходов с учетом суммы налога на прибыль и НДС. Кроме того, в целях расшифровки показателя данной строки могут быть введены дополнительные строки, в частности "НДС" и "Налог на прибыль". Причем показатели в данных строках следует отражать по статье 130 КОСГУ со знаком "минус".
Учреждению не следует планировать уплату налога на прибыль в Плане ФХД путем уменьшения статьи 120 КОСГУ, так как это приведет к нарушению порядка группировки доходов, установленных Требованиями N 81н, а в Отчете (ф. 0503737) может произойти ситуация, когда сумма исполнения по коду видов доходов 120 превысит сумму утвержденных плановых назначений в соответствии с Планом ФХД.
Конкретный порядок заполнения плановых поступлений может быть предусмотрен органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 18 Требований N 81н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

"Целевые статьи расходов бюджетов" дополнен новыми направлениями расходов;

  • из к Указаниям № 65н в главе 182 "Федеральная налоговая служба" исключены коды бюджетной классификации доходов от акцизов на некоторые виды алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;
  • к Указаниям № 65н дополнено новыми кодами классификации доходов для зачисления пеней, штрафов по страховым взносам по дополнительному тарифу (в зависимости от расчетного периода - до или после 1 января 2017 г.).
  • Однако в наибольшей степени поправки затронули "Классификация сектора государственного управления" Указаний № 65н. Они связаны, прежде всего, с вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", "Аренда", "Обесценение активов".

    Для целей ведения бюджетного учета администраторами доходов бюджетов, ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями отдельные статьи КОСГУ детализированы подстатьями. Сопоставительная таблица кодов КОСГУ на 2018 г. (в ред. приказа Минфина России ) и применявшихся в 2017 г. приведена ниже.

    2017 2018
    наименование наименование что учитывать
    120 Доходы от собственности 120 Доходы от собственности
    121 Доходы от операционной аренды Доходы от арендных платежей (кроме условных арендных платежей), которые возникают при предоставлении имущества по договорам операционной аренды. Исключение - арендные платежи при предоставлении земель.
    122 Доходы от финансовой аренды Доходы от неоперационной (финансовой) аренды (кроме условных арендных платежей):
    • по договору, предусматривающему предоставление арендодателем рассрочки по оплате арендных платежей;
    • по договорам лизинга.
    123 Платежи при пользовании природными ресурсами Доходы от платежей при пользовании природными ресурсами (в т.ч. водными объектами, лесами), арендных платежей при предоставлении участков недр в целях геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, земель, иные аналогичные платежи.
    124 Проценты по депозитам, остаткам денежных средств Доходы по процентам на остаток денежных средств, размещенных в форме депозитов, а также процентам по остаткам средств на счетах в ЦБ РФ и в кредитных организациях.
    125 Проценты по предоставленным заимствованиям Доходы от процентов:
    • по предоставленным из бюджетов бюджетным кредитам, ссудам;
    • кредитам, предоставленным за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
    • предоставленным бюджетными (автономными) учреждениями займам, микрозаймам (ссудам);
    • сделкам РЕПО.
    126 Проценты по иным финансовым инструментам Доходы от процентов по иным финансовым инструментам, не отнесенные на подстатьи 124, 125.
    127 Дивиденды от объектов инвестирования Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, государственным (муниципальным) учреждениям.
    Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей.
    128 Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) средства индивидуализации.
    129 Иные доходы от собственности Доходы от собственности, не отнесенные на подстатьи 121 - 128 КОСГУ.
    130 130 Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат
    131 Доходы от оказания платных услуг (работ) Доходы от оказания платных услуг, работ (кроме услуг, работ по программе ОМС), в т.ч. доходы учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
    132 Доходы от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования Доходы от оказания медицинских услуг застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС.
    133 Плата за предоставление информации из государственных источников (реестров) Доходы от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров), в т.ч.:
    • статистической информации;
    • информации из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
    • сведений и документов из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
    • информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.
    134 Доходы от компенсации затрат Доходы от компенсации затрат, в т.ч.:
    • возмещение сумм государственной пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд;
    • плата, взимаемая с персонала при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее;
    • возмещение расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек;
    • возмещение расходов по совершению исполнительных действий судебными приставами.
    135 Доходы по условным арендным платежам Доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, в т.ч. доходы от компенсации затрат (расходов) по оплате коммунальных услуг, услуг по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию арендуемого здания (помещения).
    136 Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет Поступления в доход бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, сформированной получателем бюджетных средств.
    140 Суммы принудительного изъятия 140 Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба
    141 Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров) Доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
    142 Доходы от штрафных санкций по долговым обязательствам
    143 Страховые возмещения Поступления страхового возмещения от страховых организаций.
    144 Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений) Доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу, в т.ч. ущерба по финансовым активам.
    145 Прочие доходы от сумм принудительного изъятия Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, не отнесенных на подстатьи 141 - 144.
    - - 175 Курсовые разницы по результатам пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждений Курсовые разницы по результатам пересчета показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждений. Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта подстатья КОСГУ не применяется.
    - - 176 Доходы от оценки активов и обязательств Финансовый результат от оценки финансовых и нефинансовых активов и обязательств, в т.ч.:
    • основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов;
    • ценных бумаг (кроме акций, участия в капитале);
    • задолженности по предоставленным кредитам, займам (ссудам);
    • задолженности по внешним долговым обязательствам.
    Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта подстатья КОСГУ не применяется.
    180 Прочие доходы 180 Прочие доходы
    181 Невыясненные поступления Платежи, подлежащие отнесению к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджеты
    182 Доходы от безвозмездного права пользования Доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) и суммой справедливой стоимости арендных платежей.
    183 Доходы от субсидии на иные цели Доходы государственных (муниципальных) учреждений от субсидии на иные цели.
    184 Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений Доходы государственных (муниципальных) учреждений от субсидии на капитальные вложения.
    189 Иные доходы Иные доходы бюджетов, государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенные на другие статьи группы 100 "Доходы" и подстатьи 181 - 184 КОСГУ.
    231 231 Обслуживание внутреннего долга Расходы бюджетов по обслуживанию государственного (муниципального) внутреннего долга, расходы государственных (муниципальных) учреждений по уплате процентов по долговым обязательствам.
    294 Расходы по уплате пеней, штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов.
    232 Обслуживание внешнего долга 232 Обслуживание внешнего долга Расходы бюджетов по обслуживанию государственного внешнего долга.
    294 Штрафные санкции по долговым обязательствам Расходы по уплате пеней, штрафов за несвоевременное погашение кредитов иностранных государств (включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц), полученных в иностранной валюте.
    - - 274 Убытки от обесценения активов Финансовый результат вследствие уменьшения стоимости активов от их обесценения, не связанного с амортизацией.
    290 Прочие расходы 290 Прочие расходы
    291 Налоги, пошлины и сборы Расходы по уплате налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней.
    292 Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах Расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов.
    293 Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров) Расходы по оплате штрафов за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг, а также уплате штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
    295 Другие экономические санкции Расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 - 294.
    296 Иные расходы Расходы, не отнесенные к статьям 210 - 270 и подстатьям 291 - 295, в т.ч.:
    • выплата стипендий;
    • выплата физическим лицам (кроме производителей товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;
    • возмещение убытков и вреда;
    • приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для перепродажи;
    • представительские расходы, прием и обслуживание делегаций.
    - 350 Увеличение стоимости права пользования активом Увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов.
    410 410 Уменьшение стоимости основных средств Доходы от выбытия основных средств, в т.ч. от реализации основных средств, от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, другие аналогичные доходы.
    Операции по выбытию основных средств.
    - - 411 Амортизация основных средств Суммы снижения стоимости основных средств в результате амортизации.
    - - 412 Обесценение основных средств Суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте основных средств, в результате его обесценения.
    420 420 Уменьшение стоимости нематериальных активов Доходы от выбытия нематериальных активов, в т.ч. от реализации, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей нематериальных активов.
    Операции по выбытию нематериальных активов.
    - - 421 Амортизация нематериальных активов Суммы снижения стоимости нематериальных активов в результате амортизации.
    - - 422 Обесценение нематериальных активов Суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте нематериальных активов, в результате его обесценения.
    430 430 Уменьшение стоимости непроизведенных активов Доходы от реализации непроизведенных активов.
    Операции по выбытию непроизведенных активов.
    - - 432 Обесценение непроизведенных активов Суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте непроизведенных активов, не связанного с изменением справедливой стоимости в ходе их нормального использования, в результате обесценения.
    - - 450 Уменьшение стоимости права пользования активом Операции по выбытию права пользования активом, связанные с начислением амортизации на объекты учета операционной аренды.
    Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта статья КОСГУ не применяется.

    Сопоставительная таблица кодов КОСГУ на 2018 г. (в ред. приказа Минфина России ) приведена на в разделе "Бюджет", подразделе "Бюджетная классификация Российской Федерации", рубрике "Методический кабинет".

    Для полноты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете информации об операциях учреждение вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию по статьям:

    • 310 "Увеличение стоимости основных средств";
    • 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов";
    • 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов";
    • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов";
    • 530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале" (в рамках третьего разряда кода).

    Ранее учреждения также могли детализировать статьи:

    • 120 "Доходы от собственности";
    • 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ);
    • 140 "Суммы принудительного изъятия";
    • 180 "Прочие доходы";
    • 290 "Прочие расходы".

    Однако с 01.01.2018 детализация этих статей предусмотрена законодательно, поэтому вносить какие-либо изменения учреждение не вправе.

    В аналитические группы подвида доходов бюджетов изменения не вносились, т.е. дополнительная детализация для них не предусмотрена. Это означает, что разряды 15 - 17 номеров счетов с типом классификации КДБ указываются в прежнем порядке.

    Поскольку КОСГУ применяется в целях бухгалтерского (бюджетного) учета и участвует в формировании номера счета, Минфин России подготовил изменения в планы счетов и инструкции по их применению. Проекты приказов размещены на проектов нормативных правовых актов. Однако до утверждения этих приказов учреждениям следует руководствоваться действующими нормативными актами и отражать операции в учете в соответствии с ними.

    В первую очередь определим, что такое КОСГУ в бюджете, расшифровка аббревиатуры звучит так: классификация операций сектора государственного управления. Данный числовой код позволяет безошибочно классифицировать свершенную операцию по ее содержанию.

    Определение КОСГУ в 2018 году для бюджетных учреждений, а также автономных и казенных, следует осуществлять в соответствии с приложением № 4 к приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н, в редакции приказа Минфина России от 09.06.2017 № 87н.

    Различают следующие группы классификации:

    • «100» - доходы;
    • «200» - расходы;
    • «300» - поступление НФА;
    • «400» - выбытие НФА;
    • «500» - поступление ФА;
    • «600» - выбытие ФА;
    • «700» - увеличение обязательств;
    • «800» - уменьшение обязательств.

    До января 2016 года все операции бюджетных, казенных и автономных учреждений классифицировались по КОСГУ. Затем данное правило отменили. Теперь в 18-20 разрядах счетов бухгалтерского учета все учреждения бюджетной сферы обязаны применять КВР.

    Основные ошибки в применении КВР

    Порядок применения кодов КОСГУ, используемых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, установлен разд. V Указаний № 65н. Данный порядок является единым для бюджетов бюджетной системы РФ (п. 2 ст. 18 БК РФ).

    Чтобы обеспечить полноту отражения в бюджетном учете информации об осуществляемых операциях, казенные учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию (в рамках третьего разряда кода) операций по статьям:

      310 «Увеличение стоимости основных средств»;

      320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

      330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;

      340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

      530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале».


    Напомним, что ранее, до внесения изменений, допускалась детализация по статьям 120, 130, 140, 180, 290 КОСГУ. В 2018 году Минфин в целях единообразия вводит дополнительную детализацию по доходным и расходным статьям КОСГУ. Рассмотрим, что она предусматривает.

    Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За данное нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания. Определим, какие нарушения встречаются чаще всего и как их избежать.

    Штраф, наказание

    Как избежать

    Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством

    Ст. 15.14 КоАП РФ:

    • штраф на должностное лицо (20 000–50 000 рублей) или дисквалификация (1-3 года);
    • штраф на юридическое лицо - 5-25 % от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению

    Если в учреждении планируется операция, которой нет в действующем Приказе № 65н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения.

    Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется

    Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара

    Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров)

    На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок

    Данные нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды

    Применен КВР, не соответствующий типу учреждения

    Перед проведением «спорной» операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами Приказа № 65н

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

    В 2018 году применяйте Указания 65н с учетом поправок, утвержденных приказом Минфина России от 29.11.2017 № 210н:

    • КВР 244 именуется «Прочая закупка товаров, работ и услуг», а в его описание внесены технические правки;
    • изменили описание КВР 521, 523, 634, 814;
    • появился новый вид расходов 815 «Субсидии юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества». По нему отражайте субсидии на капвложения или покупку недвижимости организациям, 100% акций которых принадлежат государству;
    • установлено, что казенные учреждения не учитывают затраты на приобретение и строительство недвижимости по КВР 406 и 407.

    Таблица 1. Изменения КВР на 2018 год для бюджетных учреждений

    Минфин выделил некоторые нюансы в применении отдельных КВР бюджетной классификации.

    Оплата труда. По элементу вида расходов 1Х1 отражайте зарплату на основе трудовых договоров или служебных контрактов, в том числе:

    • оплату труда преподавателей по организации и проведению спецкурсов для студентов по учебному плану;
    • выплату единовременного денежного поощрения, в том числе в связи с выходом на пенсию по выслуге лет;
    • оплату вынужденного прогула по решению суда.

    Порядок определения КВР и КОСГУ

    Многим специалистам уже известно, что такое КВР в бюджете (расшифровка - код видов расходов), так как данные коды следует применять в учете и планировании второй год. Но все же повторимся и дадим определение: КВР, что это в бюджете?

    Код вида расхода - это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств, а также контролю над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.

    КВР для бюджетных учреждений в 2018 году следует определять в соответствии с приложением № 5 к приказу Минфина № 65н (в ред. приказа Минфина № 87н).

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Купить ОСАГО онлайн - Электронный полис ОСАГО на почту

    Законодательством предусмотрена следующая группировка кодов.

    Расходы на оплату труда персонала казенных учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, а также органов государственной (муниципальной) власти

    Затраты на проведение закупок товаров, услуг или работ, необходимых для осуществления государственных нужд

    Социальное обеспечение населения, иные выплаты гражданам

    Капвложения в объекты государственной или муниципальной собственности

    Межбюджетные трансферты

    Субсидирование учреждений бюджетной сферы, в том числе казенных, бюджетных, автономных и некоммерческих организаций

    Обслуживание госдолга

    Иные бюджетные ассигнования

    Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы - основа планирования и исполнения бюджета. То есть от правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

    Изменения КОСГУ в 2018 году: изменения и новые коды

    Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ в учете установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Последние изменения в КОСГУ внесены приказом Минфина от 27.12.2017 № 255н, который вносит правки в Указания по применению бюджетной классификации № 65н. Приведем обзор новых КОСГУ и основных изменений в их применении с 2018 года.

    1. Уточнили названия доходных статей:

    • 140 «Суммы принудительного изъятия» поправят на «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»;
    • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» переименуют в «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат».

    КОСГУ 120 «Доходы от собственности»:

    • 121 «Доходы от операционной аренды»;
    • 122 «Доходы от финансовой аренды»;
    • 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами»;
    • 124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»;
    • 125 «Проценты по предоставленным заимствованиям»;
    • 126 «Проценты по иным финансовым инструментам»;
    • 127 «Дивиденды от объектов инвестирования»;
    • 128 «Доходы от предоставления неисключительных прав»;
    • 129 «Иные доходы от собственности».

    Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее - Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года. В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н, 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru)

    05.04.2018

    В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:

    • 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» - на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;
    • 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» - он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

    Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000

    До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:

    • 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);
    • 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);
    • 0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);
    • 0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);
    • 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);
    • 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).

    С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.

    Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)

    Доходы учреждений от собственности

    121 «Доходы учреждений от операционной аренды»

    0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»

    122 «Доходы бюджетных учреждений от финансовой аренды»

    0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»

    124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

    0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»

    129 «Иные доходы учреждений от собственности»

    0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»

    Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат

    131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

    0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг (работ)»

    135 «Доходы бюджетных учреждений по условным арендным платежам»

    0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»

    Прочие доходы

    183 «Доходы от субсидии на иные цели»

    0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»

    184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

    0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»

    189 «Иные доходы»

    0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»

    К счету 0 205 00 000 в структуре рабочего плана счетов (в 15 - 17‑м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

    Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице.

    Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания

    4 205 31 560 (000)

    4 401 10 131

    Начислены доходы будущих периодов в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

    4 205 31 560 (000)

    0 401 40 131

    Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов (основание - бухгалтерская справка (ф. 0504833))

    5 205 83 560 (000)

    5 401 10 183

    Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом

    6 205 84 560 (000)

    6 401 10 184

    Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам

    2 205 21 560 (000)

    2 401 10 121

    Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)

    2 205 31 560 (000)

    2 401 10 131

    Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг

    2 205 31 560 (000)

    2 401 40 131

    Начислены доходы от условных арендных платежей

    0 205 35 560 (000)

    0 401 10 135

    Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления

    2 205 89 560 (000)

    2 205 52 560 (000)

    2 205 53 560 (000)

    2 401 10 189

    2 401 10 152

    2 401 10 153

    Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)

    0 201 11 510 (000)

    0 201 21 510 (000)

    0 201 34 510 (000)

    0 205 00 660 (000)

    Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом

    2 302 00 000

    2 205 00 660 (000)

    Списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам)

    0 401 10 173

    Забалансовый счет 04

    0 205 00 660 (000)

    Таким образом, доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и от оказания платных услуг (работ), предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по коду 131 КОСГУ (ранее - по коду 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по коду 121 КОСГУ (ранее - по коду 120 КОСГУ). Учет остальных видов доходов теперь более детализирован. Так, доходы, относящиеся к компенсации расходов учреждения в рамках договора аренды, относятся к условным арендным платежам и учитываются отдельно.

    При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.

    Автономное учреждение спорта предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1 марта по 11 марта. В договоре аренды отдельно предусмотрены фиксированная арендная плата - 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по фактическим показаниям счетчика. По окончании данного мероприятия последние расходы составили 2 700 руб.

    В целях упрощения примера операции по внутреннему перемещению переданного в аренду имущества и начислению налога на прибыль не приводятся.

    Согласно СГС «Аренда» данный объект учета относится к операционной аренде.

    В бухгалтерском учете на основании актов оказанных услуг отражены расчеты с арендатором по арендной плате и условным арендным платежам.

    Сумма, руб.

    Отражена передача ледового катка арендатору

    Забалансовый счет 25

    Начислены предстоящие доходы от операционной аренды (в момент заключения договора аренды)

    2 205 21 000

    2 401 40 121

    Отражено признание доходов текущего финансового года (на основании акта об оказании услуг)

    2 401 40 121

    2 401 10 121

    Начислены условные арендные платежи (на основании акта о фактических расходах на электроэнергию)

    2 205 35 000

    2 401 10 135

    Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде арендного платежа

    2 201 11 000

    Забалансовый счет 17

    2 205 31 000

    Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде условного арендного платежа

    2 201 11 000

    Забалансовый счет 17

    2 205 35 000

    Отражена передача ледового катка учреждению

    Забалансовый счет 25

    * 
В условной оценке.

    Учет отдельных видов расчетов на счете 209 00 000

    Данный синтетический счет применяется для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному или автономному учреждению, иным доходам и содержит следующие группы счетов:

    • 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;
    • 0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»;
    • 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
    • 0 209 80 000 «Расчеты по иным доходам».

    До вступления в силу Приказа № 255н аналитические счета применяли только к счетам 0 209 70 000, 0 209 80 000. Теперь необходимо использовать новую аналитику и к счетам 0 209 30 000, 0 209 40 000.

    Приведем в таблице новые коды КОСГУ и соответствующие им аналитические счета, применяемые при расчетах по ущербу и иным доходам в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.

    Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)

    Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции 174н, 183н)

    Доходы от компенсации затрат

    134 «Доходы от компенсации затрат»

    0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат»

    Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба

    141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

    0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

    143 «Страховые возмещения»

    0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»

    144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

    0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

    145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

    0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

    Прочие доходы

    189 «Иные доходы»

    0 209 89 000 «Расчеты по иным доходам»*

    * Ранее для учета иных доходов применялся счет 0 209 83 000.

    В структуре рабочего плана счетов к счету 0 209 00 000 (в 15 - 17‑м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

    Операции по начислению доходов

    Отражена сумма задолженности работника по излишне выплаченной ему сумме оплаты труда (не удержанной из заработной платы) в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний

    0 209 34 560 (000)

    0 401 10 134

    Начислена сумма задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при увольнении его до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск

    0 209 34 560 (000)

    0 401 10 134

    Отражена сумма задолженности перед учреждением, подлежащая возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

    0 209 34 560 (000)

    0 401 10 134

    Начислена сумма ущерба в виде процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения

    0 209 45 560 (000)

    0 401 10 145

    Отражена сумма задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев

    0 209 43 560 (000)

    0 401 10 143

    Отражена задолженность по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по иным санкциям

    2 209 41 560 (000)

    2 401 10 141

    Начислена задолженность в сумме требований по компенсации затрат к получателям авансовых платежей (подотчетных сумм) по произведенной предварительной оплате в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда)

    0 209 34 560 (000)

    0 206 00 660 (000)

    0 208 00 660 (000)

    Отражена сумма задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

    0 209 34 560 (000)

    0 401 10 134

    Операции по поступлению, зачету и списанию доходов

    Поступили средства от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам

    0 201 11 510 (000)

    0 201 21 510 (000)

    0 201 34 510 (000)

    0 209 00 660 (000)

    Возмещен ущерб виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

    0 304 03 830 (000)

    0 209 00 660 (000)

    Списана с баланса сумма ущерба в связи с неустановлением виновных лиц (с ее уточнением решениями судов)

    0 401 10 172

    0 209 00 660 (000)

    Списана с баланса сумма ущерба в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

    0 401 10 173

    Забалансовый счет 04

    0 209 00 660 (000)

    Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):

    в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет приносящей доход деятельности

    2 302 00 830 (000)

    2 209 41 660 (000)

    в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет иных источников финансового обеспечения

    2 304 06 830 (000)

    2 209 41 660 (000)

    В бюджетном учреждении спорта работнику, впервые заключившему трудовой договор, выдан бланк трудовой книжки за плату (в размере расходов на его приобретение). Стоимость бланка трудовой книжки удержана из зарплаты работника по его заявлению. Выплата зарплаты осуществляется за счет субсидии на выполнение госзадания.

    Учетной политикой учреждения предусмотрено начислять НДС и налог на прибыль организаций по коду 131 КОСГУ.

    При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с работника плату, размер которой определяется исходя из расходов на их приобретение (п. 46 - 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

    Оплата, взимаемая работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее, подлежит учету при определении базы по налогу на прибыль организаций и НДС (Письмо ФНС РФ от 23.06.2015 № ГД-4-3/10833@).

    В бухгалтерском учете бюджетного учреждения данные операции отражаются следующим образом:

    Отражена задолженность за работником в сумме компенсации стоимости бланка трудовой книжки

    2 209 34 560

    2 401 10 134

    Начислен НДС

    2 401 10 131

    2 303 04 730

    Начислен налог на прибыль организаций

    2 401 10 131

    2 303 03 730

    Удержана из зарплаты работника сумма компенсации стоимости бланка трудовой книжки

    4 302 11 830

    4 304 03 730

    Отражен перевод суммы удержания с КВФО 4 на КВФО 2 в погашение задолженности

    4 304 03 830

    2 304 06 830

    4 304 06 730

    2 304 03 730

    Погашена задолженность работника по компенсации расходов на приобретение бланка трудовой книжки

    2 304 03 830

    2 209 34 660

    Автономное учреждение спорта заключило договор на поставку спортивного инвентаря на сумму 500 000 руб. Оплата по договору осуществляется за счет средств целевой субсидии. Поставка инвентаря произведена с нарушением срока, предусмотренного договором. В связи с этим поставщику предъявлено требование об уплате неустойки в размере 25 000 руб.

    В бухгалтерском учете операций по доходам они отражены следующим образом:

    Автомобилю бюджетного учреждения спорта в результате ДТП причинен ущерб. Потерпевшей стороной признано учреждение. В соответствии с договором обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств страховщик перечислил страховое возмещение на лицевой счет учреждения.

    Учетной политикой учреждения предусмотрено отражать начисление и уплату налога на прибыль организаций по коду 131 КОСГУ.

    Сумма страхового возмещения подлежит учету для целей исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 10.11.2017 № 03‑03‑06/3/74209).

    В бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражены следующие операции:

    * * *

    В заключение обобщим вышесказанное. С вступлением в силу Приказа № 255н доходы бюджетных и автономных учреждений детализированы новыми кодами КОСГУ. Согласно этим изменениям в рабочем плане счетов необходимо предусмотреть новые аналитические счета к счетам 0 205 00 000, 0 209 00 000. Причем данные изменения нужно применять с начала 2018 года. В статье мы привели новые коды КОСГУ по доходам, соответствующие им счета аналитического учета, применяемые в бюджетных и автономных учреждениях, а также на примерах рассмотрели порядок учета отдельных операций по доходам на основе подготовленных проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н.

    Выбор редакции
    В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

    1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

    Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

    Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
    Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
    С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
    Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
    Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
    Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...