Образ правосудия в архитектуре римские базилики. Словарь храмовой архитектуры. Базилика как тип сооружения


Содержание статьи

БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство.

В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.

В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах . В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений.Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.

Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином «базилика». В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном – иконостасом. В католическом храме название алтарь перешло и на воздвигавшуюся на нем или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой. В глубине апсиды стоял трон епископа, а по полукружью кресла других священнослужителей. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившее позднее место сводчатым перекрытиям. Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами– трансептами (лат. transeptum от лат. trans – за, septum – букв., ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы. Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах – в православный крест).

С развитием христианства базилики становятся основным типом храма и получают дальнейшее развитие в византийской, романской, готической архитектуре, а также используются, как тип здания, в эпоху Возрождения и барокко. Форму базилик могут иметь различные здания общественного назначения.

Самыми древними базиликами считаются базилика Порция (184 до н.э.), базилика Эмилия (179 до н.э.), базилика Юлия (12), базилика Ульпия (113), базилика Максенция-Константина (306–312). Среди известных базилик базилика Сант-Нуово в Равенне (нач. 6 в.), Собор в Пизе (1063–1118), Собор Нотр-Дам де Пари в Париже (1163–1114 в.), Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (1296–1461), Собор Св. Петра в Риме (1506–1612).

Базилика Максенция – Константина

Базилика Максенция – Константина на Римском форуме (306–312) – трехнефное сводчатое здание площадью 6 тыс. кв. м. Колоссальный по ширине средний неф (80–25 м), завершаемый полукруглой апсидой, перекрыт тремя крестовидными сводами, которые опирались на восемь столбов и поддерживались снаружи контрфорсами. Наружные стены прорезаны ярусами арочных пролетов. Первоначально вход располагался на восточной стороне здания, где находился нартекс. Позже вход перенесли на южную сторону здания. Это один из величественнейших образцов античной архитектуры, положивших начало строительству многочисленных христианских храмов последующих столетий.

Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта

Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта (1063–1118). Храм был построен в ознаменование морской победы г.Пизы над г.Палермо. В начале 12 в. его расширили и завершили декорировку фасада. Пятинефный собор, план которого представляет собой форму латинского креста, прорезан трансептом. Апсида украшена двухъярусной колоннадой, а также бронзовыми рельефными вратами Сан Раньери, которые ведут в капеллу.

Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) – величайшее сооружение ранней готики. Построен на месте древнеримского храма Юпитера, позже замененного христианской базиликой. Строительство велось с 1163 до 1345, однако из-за разрушений, войн собор сильно обветшал и уже в 1793 был под угрозой сноса. В 1802 собор вновь освящен, а с 1844 по 1864 архитектором Виолле-ле-Дюком производилась его реставрация. Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора (длина – 130 м, ширина – 50 м, высота – 35 м) разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея.

Собор Санта-Мария дель Фьоре

Собор Санта-Мария дель Фьоре (Св. Мария с цветком) во Флоренции построен на месте церкви Санта Репарата. Работы начались в 1296 архитектором Арнольфо ди Камбио (1265–1302) и продолжались зодчими Джотто (1267–1337), Андреа Пизано (1295–1348/49), Франческо Таленти (1300–1369) до 1375. Для возведения купола был объявлен конкурс, победителем которого стал Брунеллески (1377–1446). Строительство восьмигранного купола велось с 1420 по 1434, а завершено в 1461 установкой на нем фонаря в виде небольшого храма с позолоченным шаром наверху. Пустотелый купол высотой 91 м опирается на барабан диаметром 45,52 м. Вместе с фонарем высота купола 107 м. По размерам собор занимает четвертое место в мире (длина – 153 м, ширина – 38 м, ширина в месте трансепта – 90 м).

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра в Ватикане. На месте мученической смерти и захоронения Святого Петра, апостола Иисуса Христа, была возведена его усыпальница, позже перестроенная в небольшую базилику (324–349). Начавшаяся при папе Николае V (1447–1455) реконструкция старой базилики была приостановлена, но вновь возобновлена в 1506 при папе Юлии II (1503–1513). По плану Донато Браманте (1444–1514) новый храм должен был иметь в плане греческий крест, поэтому большая часть старой базилики была разрушена. Среди знаменитейших архитекторов и художников, работавших над возведением собора, был Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Однако позже, при папе Павле V (1605–1621), было принято решение вновь перепланировать базилику и вернуться к идее латинского креста. С этой целью с каждой стороны здания были добавлены по три капеллы и увеличен неф до размеров современного фасада, над которым работали с 1607 по 1612. Это один из величайших соборов мира, построенный в форме базилики.

Нина Байор


Базилика (ბაზილიკა) - архитектурное сооружение, которое в античные времена использовалось для светских целей, а в христианскую эпоху - для религиозных. Применительно к Грузии это вид христианского храма простой прямоугольной формы с двумя рядами колонн внутри. Их очень много построили в V веке , затем пришла мода на купольные храмы, но время от времени базилики строили и впоследствии.

Классическая схема базилики на примере храма Долочопи

Этимология

Слово происходит от греческого "басилевс" (царь). Правила русского языка допускают ударение и на первом "И" и на втором. Иногда это слово используется как своего рода почётное звание. Существует еще одно почётное звание - "малая базилика", которое вобще не имеет отношения к архитектуре. Пусть вас это не запутает.

Что это такое

Базилика - простое прямоугольное в плане здание, которое разделено на три продольные части (нефа). Если её разделяют колонны или столбы, то это трёхнефная базилика . Если стены, то трёхцерковная базилика . Если разделения нет, а имеется один большой зал, то это вообще не базилика, а зальная церковь . Зальную церковь очень легко спутать с базиликой. Настолько легко, что даже на этом сайте они иногда путаются. Что поделаешь.

В Европе базилики обычно делятся на нефы круглыми колоннами. Когда-то Собор Парижской Богоматери был классической базиликой, и именно с тех давних времен сохранились его колонны. В Грузии колонны не прижились. Здесь предпочитали квадратные или крестообразные столбы. Круглые колонны в Анчисхати - позднее дополнение. Возможно, влияние Европы.

Кроме того, базилика обязана иметь окна на втором ярусе. Без них она превращается в псевдобазилику .

Как они появились

Считается, что первую базилику построил Марк Порций Катон Старший на римском форуме в 184 году до нашей эры. Потом их строили много и разных, и использовали для официальных мероприятий. Никто и никогда не использовал их как храм - это принципиально важный момент.

Судьба базилик круто изменилась, когда их решили сделать храмами. Этот момент истории сам по себе очень важен. Дело в том что до своей легализации в 313 году христианские общины существовали подпольно, собирались в частных домах и пещерах и храмов не строили. Тогда вообще было не очевидно, что общинам нужен храм: например, еврейские общины жили без храмов, обходясь синагогами. Почти ничего в христианской догматике не вынуждает христиан строить специальные сооружения для богослужений.

И вот наступил 313 год, христиане вышли из подполья, и было решено, что им всё же нужен какой-то храм. Но какой именно? Надо ли строить "как язычники" или же следует строить как угодно, но "не как они". Интересно, что оба вопроса уже решились в Армении (если она действительно была крещена в 301, а не в 314): армяне раньше римлян решили, что храм таки нужен и построили его, тот самый Эчмиадзин - к сожаланию, в неизвестном нам виде.

В IV веке христианские общины следовали принципу, который впоследствии сформулирует Александр Мень: "Христианство - не религия, а кризис всех религий". То есть, христианство не просто ещё один культ, а нечто совсем другое. Поэтому христианский храм должен быть ничем не похож на языческие храмы. И было решено строить храмы в виде базилик.

Это было революционное решение и оно наверняка оскорбляло эстетические чувства язычников того времени. Это примерно то же самое, что сейчас проводить службы в конференц-залах. Это вроде как очень бездуховно и несакрально. Таков был замысел: вероятно, в базилике новообращённым было сложнее впадать в медитации, ощущать "святые вибрации" и вообще тащить а собой из язычества всю его эзотерику.

Первым храмом такого рода стала Латеранская базилика при резиденции папы римского (Латеранском дворце). Её возвели к 324 году. В 326 достроили базилику над могилой Святого Петра - знаменитый сейчас собор Святого Петра в Ватикане. В 330 году была построена базилика 12-ти апостолов в Константинополе.

Интересно, что заброшенные языческие храмы можно было бы использовать как христианские, ничего не меняя, но этого почти не происходило. Их перестраивали в базилики. Например, в Сиракузах стоял обычный греческий "периптер". Его внешние колонны заложили кладкой, а в стенах пробили арки. Где-то в Малой Азии был храм Афродиты в виде периптера. Там разобрали стены и сложили их снова так, чтобы колонны оказались внутри здания.Это говорит о том, насколько тогдабыло важно, чтобы христианский храм не был похож на языческий.

Купольных храмов сначала не строили вообще - они слишком явно ассоциировались с язычеством. Римский Пантеон остался языческим храмом еще несколько столетий, пока язычники не вымерли как явление. Однако, уже в самом конце IV века в Милане построили храм Сан-Лоренцо в виде купольного тетраконха . Уже сложно сказать, чем руководствовались авторы.

Вскоре после 459 года (смерти Симеона Столпника) случилось ещё одно важное событие: около сирийского Алеппо был построен храм Симеона Столпника. Над его каменным "столпом" возвели круглое здание с куполом, а с 4-х сторон пристроили 4 базилики. Так появилось сооружение, которое считается прообразом будущих крестово-купольных храмов. С начала VI века эти храмы начинают стремительно размножаться, вытесняя базилики. В этом веке языческая культура почти вымерла и купольный храм утратил все аллюзии на язычество.

Купольные храмы - восточное изобретение. В Европе (даже в Болгарии) базилики доминируют до сих пор, хотя и немного изменились внешне. В Грузии сейчас их примерно четверть от всех храмов. В России базилики не прижились вообще. То есть никак. На всю страну существует одна единственная базилика в Волгограде, которая вроде бы ещё в стадии строительства. По публикациям видно, что строительство базилики - это такой смелый эксперимент, который вполне может вызвать непонимание.

Базилики в Грузии

Грузия была крещена в 323 году. Первый храм (Светицховели) начали строить почти сразу, хотя существуют различные датировки этого события. Вероятно, это происходило почти одновременно со строительством Латеранского собора и Собора Святого Петра в Риме. Был ли храм базиликой? Отвеа на этот вопрос нет, зато есть .

Множество базилик было построено при царе Вахтанге Горгасале во второй половине V века . Сохранилась только одна: Болнисский Сион 477 года. Около 2012 года в Кварельском районе раскопали фундамент базилики Долочопи, которая датирована первой половиной V века. В том же веке, в неизвестные точно годы была построена маленькая базилика в монастыре Старая Шуамта . Так же Вахтанг перестроил храм Светицховели, превратив его в базилику - вероятно, очень похожую на Болнисский Сион. Впоследствии её перестроили в купольный храм, но кое-какие признаки базилики можно наблюдать по сей день.

РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусстве
средневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,
но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв.
Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.

Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.

Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.

План и разрез раннехристианской базилики.
Перед входом - квадратный двор - атрий. В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.

Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в Пизе, XI в.


В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.

Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в Византии.


1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ; 3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 - АПСИДА

Средокрестие часто венчает башня или купол.

Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.


Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,
(с типами сводов можно познакомиться в верхнем посте сообщества)
соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.


Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.
Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна трифория.

Над боковыми нефами может находиться галерея - эмпоры.

Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.

Романские храмы строят чаще из камня. Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.

Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.

Мотив арки - один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.


Декоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.


Кафедральный собор в Пизе.
Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением.

Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.

Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.
Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк - монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.
В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.

Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.


Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе

1 - тимпан портала, 2 - архивольты портала


Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция.
"Страшный суд" - самая популярная тема тимпана главного западного портала.

Декор портала собора в Линкольне, Англия

Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.


Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.


Но библейские сцены тоже не редкость.


Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.

В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения. Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла - колокольня.

БАЗИ́ЛИКА [греч. βασίλειον; лат. basilica - царская палата], в эллинистическо-рим. источниках общественная постройка, предназначенная для собраний; в раннехрист. лит-ре храм, церковь; тип прямоугольного, протяженного в плане здания, разделенного рядами опор на 3 или 5 продольных нефов, освещаемых через окна в стене повышенного центрального нефа. Проблема происхождения и развития христ. Б. как архитектурного типа широко обсуждалась в кон. ХIХ - сер. ХХ в. специалистами по христ. археологии и истории церковной архитектуры.

Античность

Происхождение дохрист. Б. связывают с историей греч. стои (колоннадной галереи): Страбон (V. III. 8) называл рим. Б. «царскими стоями». Аналоги Б. видят в ипостильных залах (ок. 210 г. до Р. Х. на о-ве Делос) и колонных тронных залах эллинистического Египта эпохи Птолемеев. Как и стои, они размещались за центром (греч. агора, рим. форум) полиса, но в отличие от стои рим. Б. были рассчитаны на собрания внутри, а не вне здания.

Древнейшие Б. появились в Риме во II в. до Р. Х.: согласно Титу Ливию (XXXIX.XLIV.7), первая была построена Катоном к западу от курии и комиция (Б. Порция, 184 г. до Р. Х.), за ней Б. Эмилия (179 г. до Р. Х.) и Б. Семпрония (169 г. до Р. Х.). Позже Б. распространились в Италии, зап. провинциях Европы и Сев. Африки.

Б. рим. эпохи различны по формам и функциям, в основном это здания делового назначения, залы для торговых, судебных и иных собраний. Гражданские Б. строили вблизи форума как крытое продолжение (ранние известны в Косе, Юж. Этрурия, сер. II в.; в Помпеях, ок. 120 г.; Ардее и Альбе Фуценс, I в. до Р. Х.). В военных поселениях римлян строились Б. principiorum (как центр лагеря, канцелярия и зал собраний; открыты во мн. укреплениях по окраинам провинций в Европе, Африке и Азии, в т. ч. в Дура-Европос, кон. II в.) и Б. для военных упражнений (exercitatoria). Во дворцах императоров Б. служили залами для приемов, и они сооружались по всей империи от Палатина (дворец имп. Домициана, упом. Плутархом, в Popl. XV) и Тиволи (вилла Адриана) до Сплита (зал приемов дворца имп. Диоклетиана, 300-306) и Трира (зал приемов и Новый зал имп. Константина Великого).

Б. постепенно приобрели нек-рые религ. функции: в Б. principiorum хранились священные штандарты войск; Б. форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествленного императора и его семьи; во мн. итал., европ. и африкан. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна); Зап. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия); Сев. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия)); Б. иногда использовали как культовые здания вост. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в.); подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Из старых, дохрист. архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами.

Термин «Б.» в позднеимперский период прилагали к любому большому крытому прямоугольному залу, независимо от его функции, однако архитектура типичной Б. основана на устойчивых принципах: протяженность, простота конструкции, освещенность через проемы стен центрального нефа, поднятые над аркадами, отделяющими его от боковых нефов. В качестве Б. постепенно стали использовать и тип зала, характерного прежде для комплексов терм: в этих постройках свод среднего нефа поддерживается поперечно направленными пристенными пилонами, а трехнефность постройки сохранялась в нек-рых из них благодаря проемам посреди этих пилонов (Б. имп. Максенция и Константина в Риме, нач. IV в.). Перекрытия Б. были деревянными, плоскими, балочно-стропильными, иногда с подшивным потолком с кессонами (исключение - Б. нач. IV в., напр., имп. Максенция и Константина с перекрытыми сводами), кровля часто черепичная. Стены и арки строили из камня или бетона (с кирпичной облицовкой), колонны - из мрамора и гранита.

Витрувий (Кн. 5. Гл. 1) описал 2 типа двухэтажных Б.: с 2 рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (Б., построенная Витрувием в Фане, не ранее 27 г. до Р. Х.). Впосл. с форума в Б., куда обычно вел один вход, были перенесены слушания судебных дел (Помпеи, Альба Фуценс; при имп. Траяне (98-117)). В Б. имп. Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу стороне, в особой полуциркульной апсиде. Однако Б. имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннады по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием).

Раннехристианский период

Б. как церковное сооружение появляется в доконстантиновскую эпоху: древнейшее из специально построенных церковных зданий, храм в Айле (см. Элат), ок. 300 г., имел базиликальный план, ориентацию оси на восток (размер 26´ 16 м), прямоугольную апсиду. Массовое возведение Б. началось после Миланского эдикта 313 г. Христиане внесли в архитектуру Б. новые черты, обусловленные потребностями богослужения и христ. символики. Важнейшие из них - устойчивая осевая композиция, т. е. продольная вытянутость здания, подчеркнутая параллельными рядами колонн, акцентированность концов оси, на к-рых располагались противолежащие друг другу вход и апсида. Протяженность обычно подчеркивалась помещавшимися на той же оси двором-атрием и нартексом (композиция, издревле известная в дохрист. архитектуре Ближ. Востока, в т. ч. в близких по времени сооружениях, напр. в большом храме Баальбека). Такой тип постройки отвечал представлениям христиан об устройстве храма: протяженность символизировала корабль спасения; путь от входа к алтарной апсиде прообразовывал собой путь спасения; четырехугольная конструкция и возможность ориентации по сторонам света соответствовали понятиям о порядке мироустройства и т. д. К отличительным архитектурным элементам христ. Б. относится также широкое распространение арок, опирающихся на колонны (в рим. имперском строительстве колонны обычно сочетали с балкой-архитравом, под арки строили кирпичные столбы-пилоны, хотя есть исключения - дворец имп. Диоклетиана в Сплите).

Строя по заказу имп. Константина и его семьи первые крупные христ. храмы в Риме и в Св. земле, зодчие нач. IV в. предпочли базиликальный тип постройки традиц., т. е. языческому, храму, поскольку Б. была религиозно нейтральна и могла вместить большие группы молящихся, ее планировка соответствовала сложившимся формам богослужений христиан. Ранними образцами Б. для Италии стали Сан-Джованни ин Латерано (ок. 313-318) - пятинефное, одноапсидное, сильно вытянутое в длину сооружение, и первый собор ап. Петра в Риме (Сан-Пьетро) (ок. 320-330), также пятинефный, с поперечным членением (трансептом) между нефом и апсидой, в середине к-рого помещалась гробница апостола - композиционный центр храма. В IV-V вв. Б. зачастую превосходили по размерам крупнейшие языческие святилища (длина Б. в Лехеоне (Греция) 186 м). Внутреннее убранство отличалось великолепием: мраморные колонны и капители сложной резьбы, полированная облицовка стен, роскошные ковры мозаичных полов и золотофонные стенные мозаики. Ранние Б. имели свободную ориентацию, их апсиды нередко были направлены не на восток, а на запад (храм св. Гроба Господня в Иерусалиме, ок. 326; собор ап. Петра, Сан-Джованни ин Латерано и Санта-Мария Маджоре в Риме). Стандартный план Б. мог варьироваться: так, к базиликальной ц. Рождества в Вифлееме (до 333) вместо апсиды была пристроена октагональная в плане постройка, Б. в Аквилее (IV в.) не имела апсиды.

Быстрому распространению Б. в христ. мире способствовали стремление подражать образцам, предложенным императором-заказчиком; относительная простота и быстрота возведения; традиционность конструкции, позволявшей перекрывать и освещать огромные пространства; соответствие основным требованиям раннехрист. богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места). В конце главного нефа выделялась алтарная часть, или пресвитерий (см. Алтарь , Хор), отделенный балюстрадой солеи. Устойчивыми элементами при входе в Б. стали нартекс, экзонартекс и атрий.

В зачаточном виде раннехрист. Б. содержали мн. элементы, впосл. развившиеся и ставшие традиц. для церковных построек. В большинстве ранних Б. алтарная апсида открывалась непосредственно в неф и отделялась только невысоким барьером, в первых же Б., имевших характер мартириев, появился трансепт. В V в., когда потребовалось дополнительное пространство для духовенства, трансепты умножились и позволили лучше организовать доступ к почитаемым мощам: процессии следовали, не нарушая хода службы в главном нефе, по боковым проходам, к-рые огибали алтарную часть снаружи, образуя амбулаторий (известен в ранних рим. Б., Сан-Себастьяно (312 или 313?) и Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 350)).

Б. развивалась, отражая служебно-литургический строй и общие изменения архитектурных форм. Прежде небольшая алтарная часть постепенно расширилась, в ней сформировались синтрон, киворий над св. престолом, стоящим на платформе-крипиде, и др. устройства для совершения литургии. Изначально равномерно-протяженное пространство получило смысловой и конструктивный центр в пересечении трансепта с главным нефом. Над боковыми нефами стали возводить галереи-хоры (имелась уже в Б. св. Гроба Господня). Постепенно для Б. вырабатывали все более сложные по плану и конструкции варианты (выделяют до 12 основных композиций, среди к-рых крестообразные, дополненные нартексом, обстроенные портиками и внешними атриумами, с поперечным трансептом и др.). Для раннехрист. Б. был характерен экстенсивный путь развития - за счет повторения одних и тех же ячеек или пристройки самостоятельных объемов снаружи.

Б. господствовала как архитектурный тип в церковном строительстве приходских и кафедральных храмов с IV по VI в. Прекращение возведения больших, роскошно отделанных раннехрист. Б. на Западе пришлось на период после распада империи. Отказ от Б. как архитектурного типа затронул и Восток: в К-поле он произошел уже к сер.VI в., однако первые купольные храмы столицы не уступали размерами и убранством Б. V - нач. VI в. В кон. VI-VII в. появились центрально-купольные храмы и Б. практически забываются, в т. ч. и на периферии Византии (напр., в Армении и Грузии). Замена продольных сводчатых композиций на центрально-купольные не была здесь связана ни с политико-экономическими условиями, ни с изменениями церковного ритуала и, вероятно, диктовалась новым литургическим осмыслением храмового пространства.

Тем не менее развитие Б. на Западе и Востоке имело много сходных черт, поскольку определялось общими для раннесредневек. архитектуры творческими принципами: следованием иконографическим образцам (иногда одному и тому же на Востоке и Западе, как, напр., ц. св. Апостолов в К-поле), а также решением одних и тех же задач, напр. соединения в одном здании литургических и символико-мемориальных функций, т. е. задачи соединения Б. с мартирием. Но различия в литургической и культурной традициях и условиях строительства привели к тому, что пути и методы решения сходных задач с V в. стали реализовываться по-разному, что привело к сложению 2 самостоятельных типов христ. архитектуры.

Византия и Восток (VI-XV вв.)

В IV-VI вв. на визант. территориях в Греции, на островах Вост. Средиземноморья, в М. Азии и на Ближ. Востоке, прежде всего в Св. земле, было возведено огромное количество трехнефных (реже пятинефных) Б. стандартной композиции с нартексом, экзонартексом и атрием по продольной оси. Однако уже они обладали рядом особых свойств: в вост. части Византии Б., как правило, были менее вытянутыми, их чаще строили без клерестория и перекрывали сводом (сохраняя, однако, главный неф повышенным по отношению к боковым); чаще окружали галереями с 3 сторон (ц. св. Феодора Студита в К-поле), дополняли нартексом и атрием (ц. Ахиропиитос в Фессалонике, 450-470). Среди сохранившихся ярких примеров вост. Б.- пятинефная ц. св. Димитрия в Фессалонике, сер. V - нач. VI в.

С кон. IV в. заметно проникновение элементов Б. вост. типа на Запад, прежде всего в подверженную визант. влиянию Италию. Одним из важнейших образцов для европ. Б. раннего средневековья стала крестообразная ц. св. Апостолов в Милане (Сан-Надзаро), ок. 382 г., с длинным «коридорчатым» нефом, пересеченным протяженным трансептом и заканчивающимся полукруглой апсидой. Этот восходивший к ц. св. Апостолов в К-поле план был повторен в увеличенном виде в Сан-Симпличиано (Милан), кон. IV в., и в Санта-Кроче (Равенна), 1-я пол. V в., а также в дальнейшем неоднократно использовался зап. архитекторами. В трехнефной Б. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, имеющей стандартное композиционное решение, вост. влияние сказывается в многоугольной в плане апсиде, в пропорциях нефа и организации проемов.

Дальнейшее развитие Б. на Востоке определилось основным движением архитектурной композиции к созданию органически цельного церковного здания, соединявшего свойства 2 пространственных структур, характерных для Б. и мартирия, в едином купольном сооружении (см. Мартирий , Храм, Св. Софии храм в К-поле). В Византии был выработан тип Б. с куполом над пересечением нефа и трансепта, т. н. купольная Б., ранним примером ее является ц. св. Ирины (св. Мира, τῆς Εἰρήνης) в К-поле (после 532; после 740 переоформлена в первую в столичной школе зодчества крестово-купольную структуру благодаря добавке поперечных рукавов). Типологически близкие к ней Б., чьи коробовые своды поддерживают купол с востока и запада, обследованы в Дере-Аши, Мыре, Анкаре, Визе. На Востоке в целом ранние варианты соединения базилики с купольным храмом при преобладании крестово-купольного ядра характерны для Закавказья, не знавшего визант. купольной базилики: он появляется уже с 30-х гг. VII в. в Армении (храмы в Багаване , Мрене, Одзуне, и др., а в зачаточном состоянии - в крестово-купольном храме Текора 80-х гг. V в.) и в Грузии (Цроми, Самшвилде).

После эпохи иконоборчества, по мере ослабления традиций городской жизни, роста влияния монашества, развития архитектуры приходских и частных храмов происходит постепенное оттеснение больших Б. более компактными зданиями с центрическим планом. Уже с VIII в. Б. в Византии не была преобладающим типом, а с выработкой храма крестово-купольного типа окончательно уступила ему первенство. в XI в. на Востоке Б., прежде всего купольные, строят в основном на визант. периферии (исключение - ц. св. Софии в Никее, ок. 1065), в принимавших Крещение странах (трехнефная базилика св. Софии в Охриде, столице новообразованного Болгарского царства, XI в.); на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархал в Тайке (Тао), базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, ок. 1000).

В средне-, поздне- и поствизант. эпохи тип раннехрист. Б. встречается редко. В XIII в. вырабатываются варианты, сочетающие элементы крестово-купольные и базиликальные. На севере Греции распространение получила трехнефная Б. с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте Като-Панагия, 1231-1267/68 гг., и Панагия Влахернитисса, кон. XII - нач. XIII в. (во 2-й пол. XIII в. возведены 3 дополнительных купола); Порта-Панагия вблизи Трикалы, 1238 г. В Мистре в ц. Одигитрии мон-ря Бронтохион, ок. 1310-1322 гг., и мон-ря Пантанассы, ок. 1430 г., были созданы комбинации трехнефной базилики с крестово-купольной галереей. После падения К-поля (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывш. империи продолжали строить повсеместно. Из районов, наиболее тесно связанных с Приднепровской Русью, базиликальных построек много в Херсонесе, в средневек. и позднесредневек. (греч. и арм.) строительстве Крыма. Однако среди древнерус. храмов пока не обнаружено ни одного, к-рый можно было бы уверенно считать Б.

Зап. Европа (VI-XII вв.)

Доминирование раннехрист. Б. прекратилось к кон. VI в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестгот. Испания, англо-саксонская Англия и др.). Для возведения огромных Б. не было ни средств, ни строительных артелей, тем более что исчезала и потребность в строительстве Б., т. к. в жизни Церкви все большую роль играло монашество. План западнохрист. Б. приобрел функциональное деление: в главном нефе собиралась община, боковые оставлялись для процессий, направлявшихся к алтарной апсиде, отделенной от нефа не только особым поперечным компартиментом, вимой, но и развитым трансептом.

Место Б. с их обширным и единым пространством заняли храмы меньшего размера, рассчитанные на небольшие группы молящихся, с фрагментарным, поделенным на отдельные ячейки интерьером. Так, в Испании вестготы модифицировали Б. в центричные миниатюрные здания с планом типа «греческого креста» и боковыми помещениями в коротком трансепте (ц. в Баньос-де-Серрато, 661); в перекрытиях начали использовать коробовые своды, центр здания мог быть отмечен их пересечением (ц. Сан-Педро де ла Наве). Строительство таких храмов было вызвано не только собственно западноевроп. процессами, но и усилившимся к тому времени визант. влиянием в Испании. Своеобразные базиликальные храмы строили и в Англии (кентская группа, построенная до обращения англосаксов, напр. церкви в Рекалвере, 699, и еп. Уилфреда в Хексеме, 672-678, и др.).

Тем не менее в VI-VII вв. возведение Б. было редким явлением и возникла опасность их полного исчезновения как архитектурного типа. Однако во 2-й пол. VIII в. одним из важнейших элементов каролингского Ренессанса стало возрождение «большой формы» в архитектуре. Грандиозное по массовости строительство соборов в городах и мон-рях было ориентировано на рим. традицию и на раннехрист. святыни, особенно связанные с именем имп. Константина Великого. В этих условиях Б. была вновь востребована, и создание нового типа базиликального храма (прежде всего монастырского) стало главным достижением каролингской архитектуры. Отчасти вернулись к ранним решениям, но усложнение богослужения, потребность в дополнительных алтарях и организация поклонения мощам стали основными стимулами формирования Б. нового типа. Б. мон-ря в Фульде (90-е гг. VIII в.- 819) имела в качестве образца рим. собор Сан-Пьетро: как и там, в этой церкви огромный трансепт отделял зап. апсиду, где хранились мощи св. Бонифация, в результате чего появились 2 алтарных полукружия, на востоке и западе, и клуатр-атрий к западу. В Сен-Дени под влиянием папы Стефана II (753, 755) и смены галликанского обряда рим. была построена большая Б. с криптой под алтарем. Б. возводили не только в главных, но и в малых городах и мон-рях (напр., в мон-ре Сан-Винченцо аль Вольтурно, около Беневенто, 808).

Важнейшими нововведениями в каролингской Б. стали опоры с прямоугольным сечением под арки, введение контрапсид, превращение трансепта в обязательный элемент композиции храма, появление башни над средокрестием. Замена колонн на столбы-пилоны зрительно объединила поверхность стены клерестория с плоскостью нижнего яруса - арки стали напоминать проемы, к-рые позже оформили пилястрами и колонками. Композиция, включавшая 2 апсиды, расположенные по оси храма напротив друг друга, была известна в раннехрист. время и распространена на отдельных территориях (Сев. Африка); в эпоху Каролингов она вновь обрела популярность (план аббатства Санкт-Галлен, ок. 830, собор в Кёльне, освящен в 873) и сохраняла ее вплоть до кон. XI в. (ц. Марии Лаах, ок. 1093). Востребованность данной композиции была обусловлена особенностями рим. литургической практики, отраженными в Ordines Romani . Однако традиц. план, предполагавший размещение основного входа в храм с запада, в дальнейшем возобладал. Стандартным компонентом Б. стал трансепт в неск. его разновидностях: Т-образный, восходящий к ранним рим. образцам (в Фульде и Херсфельде); пониженный (церкви-мартирии для мощей св. Петра и Марцеллина в Штайнбахе, ок. 827, и Зелигенштадте, 831); имеющий в средокрестии четырехарочную композицию и разделяющийся на 2 рукава (ранний образец - ц. св. Михаила в Хильдесхайме, 1010-1033). Распространение трансепта имело как литургический, так и символический характер, он позволял организовать поклонение мощам, а позже - встроить в вост. стену дополнительные капеллы (ц. в Риполе, Каталония, 1020-1032), придать храму форму креста, а также наглядно подчеркнуть связь с раннехрист. образцами - собором Сан-Пьетро в Риме, крестообразными Б. типа ц. св. Апостолов в Милане (382). Башня над средокрестием (перестроенный собор Сен-Дени, 755-775; ц. Сен-Жермен-де-Пре) позволяла выделить внутри и в пространстве Б. центр литургического действа. Установка башен при контрапсиде над 2-м трансептом (напр., аббатство Сен-Рикье, т. н. Центула, Сев. Франция) привела к возникновению вестверка - башни на квадратном основании с противоположного алтарю конца, куда доступ обеспечивали 2 боковые башни с винтовыми лестницами (аббатство Корвей в Вестфалии, 873-885), что открыло путь к созданию романского зап. фасада с башнеобразным порталом, галереей или капеллой над ним и 2 фланкирующими башнями. Сумма вертикальных элементов, а также звонницы, деревянные щипцы кровель и малые формы придали средневек. Б. вертикальность, ранее не свойственную ей. В оттоновский период в интерьере западнохрист. Б. утверждаются такие важные элементы, как чередование в опорах аркад колонн и пилонов (ц. в Гернроде, XI в.) и галереи над боковыми нефами, появление к-рых диктовалось в основном архитектурными требованиями (галереи использовались также для размещения дополнительных алтарей, для певчих и проч.).

К XI в. сложился новый тип плана, где протяженное пространство Б. делилось на множество компартиментов-травей. Литургический центр здания, хор, где совершалась месса, занял особое место: отделенная трансептом вост. часть активно развивалась, занимая 2 и более компартиментов; становясь все протяженнее, она могла достигать невероятной длины (хор собора Кентербери, Англия, к 1100 имел 12 травей). Возрастание роли алтарной части определялось развитием под ней и трансептами крипты с мощами, а над ней, вокруг главного (высокого) алтаря,- обходной галереи с 3, 5 или редко 7 капеллами (собор Клермон-Ферран, ок. 960). Радиальный амбулаторий с полукруглыми капеллами, а также капеллы в вост. части трансептов стали важнейшей чертой западнохрист. Б., особенно паломнической и монастырской. Они позволяли разместить дополнительные алтари и множество реликвий, прежде всего раки с мощами. Амбулаторий был непосредственно связан с базиликальной частью здания, т. к. являлся как бы продолжением боковых нефов, по к-рым могли двигаться процессии к алтарям вост. части храма. Боковые нефы использовали также для создания дополнительных капелл.В католич. традиции Б. также называют храмы, наиболее значительные или важные в истории Церкви, с XVI в. это было закреплено особым решением папы Римского; право на получение названия Б. было оговорено в 1917 г. в Кодексе канонического права Римско-католической Церкви: «Никакая церковь не может быть почтена титулом базилики, разве что по апостольскому дозволению или по древнему обычаю» (Кан. 180). Существуют титулы великих и малых Б. Первые (basilicae majores), Патриаршие,- это храмы под прямой юрисдикцией папы (в Риме: Латеранская, Сан-Пьетро, Сан-Паоло фуори ле Мура, Санта-Мария Маджоре, св. Лаврентия; в Ассизи: св. Франциска). В них имеются особый папский алтарь, трон и святые врата; они обладают правом на особые индульгенции и иные преимущества. Звание малой Б. (basilicae minor) присваивается папой с XVIII в. тем церквам, к-рые Ватикан стремится выделить среди др.; они также располагают рядом привилегий в области символики и раздачи индульгенций, с особой торжественностью отмечают ряд праздников (Кафедры св. Петра (22 февр.), торжество апостолов Петра и Павла (29 июня), годовщины инаугурации папы). Статус малых Б. ниже кафедральных соборов епархий, но выше, чем у рядовых церквей.

Лит.: Minoprio A . A Restoration of the Basilica of Constantine // Papers of the British School in Rome. 1932. Vol. 12. P. 1-25; Витрувий . Об архитектуре: 10 кн. Л., 1936. Кн. 5. С. 122-130; Krautheimer R . Corpus basilicarum Christianarum Romae. Vat.; N. Y., 1937-1977. Vol. 1-5; idem . Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965, 19864; idem . The Constantinian Basilica // DOP. 1967. Vol. 21. P. 115-140; idem . Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. L., 1971; idem . Rome: Profile of a City, 312-1308. Princeton, 1980; Conant K . J . A Brief Commentary on Early Medieval Church Architecture. Baltimore, 1942; idem . Carolingian and Romanesque Architecture, 800-1200. Harmondsworth, 1959, 19784; Grabar A . Martirium. P., 1946. Vol. 1-2; Lassus J . Sanctuaires chrétiens de Syrie. P., 1947; Deichmann F . W . Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; idem . Studien zur Architektur Konstantinopels, im 5. und 6. Jh. nach Christus. Baden-Baden, 1956; idem . Ravenna. Wiesbaden, 1976. Vol. 4; idem . Einführung in die christliche Archäologie. Darmstadt, 1983; Davis J .The Origin and Development of Early Christian Church Architecture. L., 1952; Ward-Perkins J . B . Constantine and the Origins of the Christian Basilica // Papers of the British School in Rome. 1954. Vol. 22. P. 69-90; idem . Roman Imperial Architecture. Harmondsworth, 1981; Ward-Perkins J . B ., Balance M . H . The Caesareum at Cyrene and the Basilica at Cremna // Papers of the British School in Rome. 1958. Vol. 26. P. 137-194; Mathews T . F . An Early Roman Chancel Arrangement and Its Liturgical Functions // Rivista di archeologia cristiana. 1962. Vol. 38. P. 73-95; idem . Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. Univ. Park; Chicago; L., 1971; Gall E . Cathedrals and Abbey Churches of the Rhine. N. Y., 1963; Davis-Weyer C . Early Medieval Art, 300-1150. Englewood Cliffs, 1971; Kubach H . E . Romanesque Architecture. N. Y., 1972, 1988; Mango C . Byzantine Architecture. N. Y., 1974; Brandenburg H . Roms frühchristliche Basiliken des 4. Jh. Münch., 1979; Focillon H . The Art of the West in the Middle Ages. Oxf., 19803. Pt. 1: Romanesque Art; Gandolfo F . Le basiliche armene IV-VII secolo. R., 1982; Якобсон А . Л . Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л., 1983; Комеч А . И . Архитектура // Культура Византии, IV - 1-я пол. VII в. М., 1984; Kleinbauer E . Early Christian and Byzantine Architecture: an Annot. Bibliogr. and Historiography. Boston, 1992; Davies M . Romanesque Architecture: a Bibliogr. N. Y., 1993; Calkins R . Medieval Architecture in Western Europe from A. D. 300 to 1500. N. Y.; Oxf., 1998; Stalley R . Early Medieval Architecture. Oxf., 1999.

Л. А. Беляев

Страница 1 из 2

БАЗИЛИКА христианская (от греч. – царский дом, «царский портик») – ранний тип христианского храма, который представляет собой здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы), образующими архитектурное пространство. Средний, или центральный (главный), неф при этом был выше боковых и оканчивался алтарным выступом (апсидой). Вход в храм располагался строго на западе, а на востоке, в апсиде, находился алтарь. Около алтарной части здание пересекалось поперечным нефом-трансептом (или несколькими), что придавало базилике форму креста. Первоначально базилика в Древнем Риме и Римской империи представляла собой здание гражданского общественного назначения (место торговых сделок, судебных заседаний и политических собраний). Базиликами называют не только наиболее важные храмы в Риме, но и другие значительные для истории христианства храмовые постройки. В дальнейшем базилика – широко распространенный тип композиции христианских храмов. После легализации христианства в базилике стали устраивать собрания христиане. Самые распространенные базилики – трехнефные. В боковых нефах иногда располагались хоры (трибуны, эмпоры). В крупных базиликах основному помещению предшествовал атриум (открытый двор с колоннадой по периметру или без нее), в котором иногда размещался фонтан (фиал) для омовения. Пресвитерий, предназначенный для духовенства, занимал апсиду с прилегающим к ней пространством. Во многих базиликах, преимущественно в Западном Средиземноморье, перед апсидой находился поперечный неф (трансепт), образуя крестовидный план восточной части, которая служила для проведения Евхаристической литургии. Интерьеру базилики уделялось первостепенное значение: он украшался мрамором, фресками, настенными и напольными мозаиками; особо подчеркивалась при этом наиболее священная часть храма – алтарь. На наружных фасадах декор практически отсутствует. Массовое строительство базилик началось после подписания Миланского эдикта (313 г.) и официального признания христианства. В V–VII вв. базилика была наиболее распространенной формой церковных построек. В западных областях Византийской империи перекрытие базилик было деревянным. Восточные, в частности сирийские базилики, строились из камня, каменными бывали и перекрытия (для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича или смешанной кладки). Нефы в восточных базиликах разделялись столбами, между которыми перекидывались более широкие арки. Постепенно всё большее значение стили приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Позже, особенно на Востоке – в Сирии (например, в Эзре и Босре, VI в.), в Малой Азии, в Закавказье строятся церкви квадратного плана, увенчанные куполом. Переход от квадратного основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых тромпов, или парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики и здания с центрическим планом (например, церковь Ирины в Константинополе, VI в.). Венцом византийского зодчества времени императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.) является константинопольская София. В основу здания зодчими был положен план базилики. Центральный неф был перекрыт куполом, который лежал на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, опирающихся на столбы по углам центрального квадрата. Распор гигантского купола опирается с восточной и западной сторон на два полукупола, а с боков его сдерживают мощные контрфорсы, пристроенные к центральным столбам и скрытые от взора продольными аркадами между столбами и боковыми арками. Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...