Почему у гусар ментик на одном плече. Как шили гусарские доломаны и ментики. Что носили гусары в поле


Хочешь быть красивым - поступай в гусары... Лекция о гусарском мундире.

«Хочешь быть красивым -
поступай в гусары».
Козьма Прутков.

Как сказал Козьма Прутков:

Поступай в гусары, милый,
Будешь ты тогда таков».
Как красив гусар мундир:
Доломан расшит шнурами,
Ментик с крылья-рукавами
И витой узор чакчир*.
Вот спасибо за науку:
Понял я совета толк,
Поступил в гусарский полк,
И совсем забыл про скуку.
Закрутил свой черный ус,
Саблю с ташкою** повесил,
И теперь хожу я весел:
Бравым молодцом держусь.
Когда полк гусар идет -
Сердца женщин так и тают,
И глаза их так сияют,
Что внутри душа поет.
Хорошо гусаром быть!
Для нас это - аксиома.
Дамы! Бросьте все дела вы дома:
Щи варить, посуду мыть.
Полюбуйтесь на орлов,
Что ни парень, то красавец.
И для каждой из красавиц
Подвиг совершить готов.
И не думайте, о боже!
Что мы ветрены всегда.
Это ж только иногда,
Честь для нас всего дороже.
Истину сказал Козьма:
«Если хочешь быть красивым -
Поступай в гусары, милый,
Будешь счастлив ты весьма».


Отношение современников к гусарской униформе выражено в коротком афоризме Козьмы Пруткова: "Если хочешь быть красивым, поступи в гусары". Ни кирасиры, ни уланы, ни драгуны, ни тем более пехотинцы и артиллеристы такого внимания общества не удостаивались. Их форменная одежда была слишком простой. Красоту же гусарского мундира, имеющего прямые аналогии с национальным венгерским костюмом, составляли декоративные детали: пуговицы, шнуры, галуны, меховая выпушка, кисти.

Вековая традиция требовала, чтобы все гусарские полки по обмундированию отличались один от другого. Так как этих полков в России в 1812 году было 12, а к 1824-му - 14, то военной администрации приходилось решать довольно трудную задачу по созданию для каждой легко-кавалерийской части своего комплекта предметов униформы, имеющих одинаковый покрой, но разные цветовые сочетания. Варьировали обычно цвет ментика, доломана, чакчир, воротников и обшлагов на доломане, а также отделку мундира (шнуры, галуны, пуговицы).

Главным дизайнером выступал сам Александр I. Комиссариатский департамент представлял самодержцу на утверждение проект обмундирования, смету по нему и три готовых мундира: солдатский, унтер-офицерский и офицерский. Александр Павлович придавал большое значение форменной одежде своей армии. Он справедливо полагал, что по внешнему виду войск в первую очередь будут судить о силе и мощи государства Российского, и потому трудился неустанно.

"Его двор, - вспоминал в 1805 году генерал С. А. Тучков, - сделался почти совсем похож на солдатскую казарму. Ординарцы, посыльные, одетые для образца разных войск солдаты, с которыми он проводил по нескольку часов, делая заметки мелом собственною рукою на их мундирах и исподних платьях (панталонах, чакчирах, рейтузах. -А. Б.), наполняли его кабинет вместе с образцовыми щетками для усов и сапог, дощечками для чищения пуговиц и другими подобными мелочами..."1.

Таким образом комплекты предметов обмундирования всех гусарских полков можно считать плодом совместного творчества безвестных, к сожалению, художников и государя императора. Это он думал о том, насколько сочетаются между собой, скажем, голубой цвет на воротнике и темно-синий доломан, на котором этот воротник должен находиться. Он решал, какой должна быть длина рукава и ширина обшлага на нем. Он устанавливал количество завитков, выложенных шнуром около меховой опушки ментика, и определял число пуговиц, пришитых на груди обеих гусарских курток.

В это время Александр Павлович был еще очень молод. Он взошел на престол в возрасте 24 лет после дворцового переворота, когда группа офицеров расправилась с его отцом, сумевшим вызвать к себе ненависть почти всех слоев русского общества. Униформу, введенную Павлом I, в армии не любили так же, как и его самого. Чтобы доказать, что при нем все будет иначе, молодой император был вынужден сразу же вместе с реформами организационной структуры вооруженных сил империи взяться и за создание их нового облика, то есть за форменную одежду. Он приступил к этой работе с радостью и удовольствием. Еще в юные годы Александр удивлял своих друзей развитым эстетическим чувством. Адам Чарторыйский вспоминал: "...Великий Князь всегда восторгался красотами природы; нередко цветок, зелень растения, либо ландшафт какого-либо места глубоко восхищали его". Впоследствии, составляя портрет императора по огромной литературе, посвященной ему и его царствованию, психологи XX века (профессор Сикорский, книга "Вопросы нервно-психической медицины". СПб., 1909) пришли к выводу, что доминантой характера Александра I были слабая воля и средний ум при тонком художественном развитии ("слабость воли и преобладание чувства"). Возможно, эти оценки, данные не живому человеку, а только отражению его в воспоминаниях современников, весьма условны. Но кое-что подмечено верно: художественный вкус государя был безупречным.

К Отечественной войне 1812 года русские гусары подошли, имея униформу следующего вида:
короткую (до талии) суконную куртку со стоячим воротником, происходящую из венгерской национальной одежды - доломан, поверх которого надевалась еще одна куртка - ментия или ментик, узкие рейтузы - чикчиры и короткие сапожки - ботики, украшенные черной шерстяной кисточкой. Вокруг пояса гусар носил кушак, представлявший собой сетку из шнуров с перехватами - гомбами. Черный, обшитый кожей кивер, такой же, как в пехоте, украшался белым султаном, шнурами (этишкетами) и репейком. Кокарда делалась в виде круглой розетки из черной ленты с оранжевыми каймами и с металлической петлицей по цвету пуговиц. В лейб-гусарском полку на кивере был герб в виде двуглавого орла из красной меди. Подбородный ремень кивера покрывался плоской металлической чешуей.
Доломан, ментик и чикчиры были расшиты шнурами и тесьмой. На груди доломана и ментика нашивались 15 поперечных рядов двойных шнуров с тремя рядами выпуклых пуговиц, из которых центральный находился на правом борте, а два другие - при углах шнуров, уложенных завитками. Ментик обшивался белым (в гвардейском полку черным) бараньим мехом. Но это правило соблюдалось не всегда.
В походе гусары носили навыпуск серые суконные рейтузы, которые были с внутренней стороны обшиты черной кожей и по наружным швам имели по 18 пуговиц, обтянутых серым сукном. Для укрытия от непогоды гусары имели широкие серые плащи со стоячим воротником, застегивавшимся на одну пуговицу (у гвардейцев плащи имели воротники в виде шали) .

Историк лейб-гвардии гусарского полка Константин Манзей сообщает:

"Нельзя не упомянуть, что в конце 1814 года Государь Император Александр Павлович во время поездки своей с Императором Австрийским и Королем Прусским из Вены в Венгрию, принимал в Офене венгерское духовенство, военных, дворян, чиновников и дам, и явился тут в первый раз в парадном мундире лейб-гвардии Гусарского полка, что возбудило живейший восторг в присутствовавших при этом венгерцах..."10.

Александр I был рослым, стройным, красивым блондином с голубыми глазами, и его красоту больше подчеркивали не яркие костюмы вроде лейб-гусарского (красное с золотом), а темные. Он это знал и потому обычно носил темно-зеленый мундир либо лейб-гвардии Преображенского, либо лейб-гвардии Семеновского полка. При историческом вступлении союзных войск в Париж 19 марта 1814 года русский император ехал за лейб-гвардии Казачьим полком в виц-мундире Кавалергардского полка - темно-зеленом, с черным бархатным воротником, отделанным серебром (серебряные пуговицы, эполеты). Впоследствии, когда в 1818 году государь стал шефом лейб-гвардии Гусарского полка, полковой мундир ему приходилось надевать гораздо чаще, чем прежде.



Вековая традиция требовала, чтобы все гусарские полки по обмундированию отличались один от другого. Так как этих полков в России в 1812 году было 12, а к 1824-му - 14, то военной администрации приходилось решать довольно трудную задачу по созданию для каждой легко-кавалерийской части своего комплекта предметов униформы, имеющих одинаковый покрой, но разные цветовые сочетания. Варьировали обычно цвет ментика, доломана, чакчир, воротников и обшлагов на доломане, а также отделку мундира (шнуры, галуны, пуговицы). Цвета мундиров гусарский полков Отечественной войны 1812 года...

Фабрики выпускали сукно трех сортов: армейское, гвардейское, офицерское, а также каразею. Армейское сукно было толстым, рыхлым и ворсистым, его изготавливали из простой (российской) шерсти. (Оно было очень похоже на шинельное сукно для рядовых Советской Армии.) Цены на него в зависимости от качества обработки колебались от 65 до 84 копеек за аршин. Сукно по 65 копеек шло на шинели, плащи для гусар и походные рейтузы, сукно по 72 копейки - на чакчиры, сукно по 84 копейки - на ментики, доломаны для строевых чинов и на сюртуки для нестроевых14.

Гвардейское сукно изготавливали из шпанской и полушпанской шерсти. Оно было более тонким и не таким ворсистым. В соответствии с этим изменялись и цены: от 2 до 3 рублей за аршин. Из двухрублевого сукна в лейб-гвардии Гусарском полку шили ментики, из трехрублевого - доломаны и чакчиры15.

Офицерское сукно делали из привозной шленской (польской) шерсти. Оно было тонким, плотным и неворсистым, приближаясь по своим качествам к английскому сукну, но стоило дешевле: аршин английского сукна - 9-10 рублей, аршин офицерского сукна - 4-6 рублей.

На полковых швальнях (сейчас мы назвали бы их "ателье" или "мастерскими по пошиву одежды") работали не профессиональные закройщики и портные, а сами солдаты. Для лучшего вида военного строя униформу и амуницию иногда уравнивали по шнурку: "поставя эскадрон на ровном месте или на досках об одну шеренгу так, чтоб от головного до хвостового человека протянутым шнурком, натертым мелом или углем, отбить вышину лифа, потом длину фалд, высоту сапогов, расстояние пуговиц и вышину портупей..." Выкройки начала XIX века никаких вытачек или дополнительных швов на мундирах не предусматривали. Зато сукно, слегка увлажнив, можно было в "сажать" на солдата, скалывая детали булавками прямо по фигуре. Один из современников оставил интересное описание этой портновской работы: "Когда я вдел ноги в рейтузы, то портные, ставши по обеим сторонам меня, взялись за бока рейтуз и начали потряхивать меня вверх. Когда они натянули рейтузы, то на сукне не осталось ни малейшей морщинки. Закройщик стал затягивать ремень в кольцо на талии и тянул сколь было сил. Я до того был стянут, что едва мог дышать. Начали примерять мундир. Один портной стал спереди и начал оттягивать его вниз, а другой, став сзади, начал застегивать мне ворот на три крючка. Задний портной принялся обтягивать мундир и потом, что было сил, начал сдавливать его вперед, к пуговицам... Я чувствовал себя закупоренным в тиски, у меня не оставалось ни одного мускула, чтобы он был свободен. Я чувствовал онемение во всем теле..."

Конечно, к солдатскому мундиру из армейского сукна по 84 копейки за аршин было нелегко привыкнуть. Скроенный точно по фигуре, имевший подкладку из жесткого и плотного холста, он напоминал скафандр, сковывавший все тело. Образцы, сохранившиеся в музеях (Государственном историческом музее в Москве, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, музее А. В. Суворова в Санкт-Петербурге), позволяют раскрыть маленькие тайны военных портных и подробно описать изготовление гусарского обмундирования в царствование Александра I.

Изготовить доломан было труднее всего, и потому пошив форменной одежды для гусара начинали с него. Доломан должен был "сидеть" на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной.
Крой доломана и ментика состоял из следующих частей (см. рис.):

А) две одинаковые детали "перёд-боковина";
б) спинка;
в) два рукава, каждый из двух равных по ширине деталей;
г) воротник;
д) два обшлага.

Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение.

Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около 12 см и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.

Воротники на мундирах c l802 по 1812 год делали очень высокими (сзади - до 11 см, спереди - до 9 см) и незастегивающимися. Такой воротник из сукна и холста, проклеенных рыбьим клеем, был негнущимся и жестким, держа голову гусара словно в ящике. В начале 1812 года в русской армии перешли на другие воротники: более низкие, застегивающиеся спереди на три крючка и плотно облегающие шею. Чтобы правильно вшить этот воротник, требовалось немалое портновское искусство. Когда доломан был подогнан по фигуре, его начинали отделывать шнуром и пуговицами.

Гусарский шнур на музейных образцах этого времени имеется двух видов: плоский, сплетенный "косичкой" (доломан и ментик Павлоградского полка в Государственном историческом музее) и круглый, скрученный (доломан Сумского полка в Музее Суворова). Двумя рядами шнура с узорами ("гусарский узел" из трех колечек) у рядовых обшивали воротник, всю куртку по периметру, обшлага и края рукавов. Тремя рядами шнура с узорами обкладывали спинные швы и "крылышки". Расшивка на груди у армейских гусар состояла из 15 рядов двойного шнура (иногда рядов было и меньше; это зависело от роста человека). На полную расшивку доломана уходило 30 аршин шерстяного шнура по 1 копейке за аршин и 23 аршина гарусного шнура по той же цене для ментика.

Гусарские пуговицы являлись одним из главных украшений мундира и были весьма своеобразными. Сферические пустотелые пуговицы-шарики у армейских гусар "дутые", то есть спаянные из двух штампованных половинок (диаметр пуговицы около 20 мм), шли на центральный ряд и служили для застегивания ментика и доломана. Пуговицы полусферические (одна штампованная половина с припаянной "ножкой" - петелькой, диаметр около 15 мм18) шли на боковые ряды. Сферических пуговиц на один комплект "доломан-ментик" требовалось 30 штук, полусферических - 60 штук.

Изготовление пуговиц стоило дорого. Цена сферической пуговицы достигала 8 копеек, полусферической - 4 копеек. Гусарам надо было их беречь, так как один комплект пуговиц им выдавался на... 20 лет. Это означало, что, получая каждые два года доломан и ментик, нижние чины спарывали со старых мундиров пуговицы и переставляли их на новые вещи. В случае потери пуговиц гусары должны были покупать их на свои деньги, казна эти траты не компенсировала.

Настоящим произведением декоративного искусства был офицерский доломан. Для его отделки применяли разные декоративные материалы: шнур толщиной 4-5 мм крученый или плетеный (всего на мундир уходило до 20 аршин), галун шириной 22 мм (до 9 аршин), шейтаж (плоский тонкий шнур, сплетенный "елочкой", всего до 7 аршин), бахрому шириной в 22 мм (до полутора аршин). На мундиры офицеров вместо двух рядов шнура нашивали один ряд галуна и два ряда шнура. Шейтажом выкладывали узоры на поле воротника и обшлагов, возле пуговиц и шнуров на груди по бокам расшивки. Бахрома обрамляла эту шнуровую расшивку на груди. У обер-офицеров она была из скрученных нитей, у штаб-офицеров - нити с добавлением блесток. За исключением некоторых деталей эти же украшения имел и офицерский ментик.

И нижние чины, и офицеры должны были носить мундир с галстуком. Армейские галстуки начала XIX века совсем не похожи на одноименный предмет современной мужской одежды. Галстук тогда состоял из черной суконной ленты с подкладкой из холста и небольшой черной манишкой, пришитой к ленте спереди. Он плотно облегал шею и сзади завязывался на тесемочки. Офицеры могли вместо суконных галстуков использовать черные шелковые или атласные платки. Появляться на людях в мундире, но без галстука, с голой шеей, было так же неприлично, как без сапог.

Гусарские сапоги для чакчир имели короткие голенища из твердой кожи, вырезанные спереди "сердечком" и украшенные черными шерстяными кисточками. Более подробно эти вещи описаны в штатном Положении для чинов лейб-гвардии Гусарского полка: "Сапогов парадных (лакированных. - А. Б.) строевым чинам... каждому по одной паре; на каждую пару сапожного товару на 1 руб. 50 коп.; тесьмы узкой гарусной 1 аршин 13 вершков, за аршин по 8 коп.; снурка гусарского 1 аршин 12 вершков за аршин по 1 коп.; да за работу на пару 20 коп.; итого за одну пару 1 руб. 86 и 1/4 коп... К ним шпор железных, которые должны быть прикреплены к каблукам, каждая пара по 25 коп..."23 Сапоги данного вида представлены в экспозиции Музея формы одежды русской, советской и иностранных армий, существующего при Опытно-конструкторской базе Центрального вещевого управления Вооруженных сил Министерства обороны Российской Федерации.

Кивер - головной убор для строя, пришедший в Россию из Франции делали из кожи. Образец данного вида имеется в фондах ГИМа. Его высота - 17,8 см. Он изготовлен из кожи толщиной до 3 мм, по коже оклеен холстом, а по холсту - черным сукном. Диаметр донышка - 25,5 см. Донышко имеет бортик высотой до 10 мм. Черная кожаная прошивка идет по всему нижнему краю и имеет ширину около 20 мм. На боках кивера также расположена черная кожаная прошивка в виде буквы "V". Спереди наверху расположен кожаный карман - для вставления репейка - овальной деревяшки, оклеенной сукном установленного цвета, с проволочными "усами" внизу. Но в начале царствования репейки имели вид кисти. Кивер украшает козырек из черной лакированной кожи с бортиком, выдавленным по краю. Его максимальная ширина - 54 мм, длина - около 260 мм.

Этишкет, одна из главных декоративных деталей, есть и на этом образце. Он изготовлен из белого хлопчатобумажного крученого шнура (две "косички", передняя и задняя) и нитей (четыре кисти и два плоских плетеных "кордончика" ромбовидной формы). Этишкеты у гусар, согласно установлению 1820 года, были трех цветов: красного (полки Павлоградский и Елисаветградский), желтого (полки Иркутский, Ахтырский и Мариупольский) и белого (полки Сумский, Ольвиопольский, Гродненский, Лубенский, Изюмский, Александрийский и принца Оранского, то есть бывший Белорусский).

Для различия чинов на киверах служили репейки и этишкеты. Репейки у рядовых полагались либо красные, либо желтые, либо белые, смотря по цвету этишкета. У унтер-офицеров они были другими: разделены на четыре сектора по диагонали, верхний и нижний - черно-оранжевые (позже - серые), боковые секторы - белые. Этишкеты унтер-офицеров плели с примесью черных и оранжевых нитей, сначала таковыми были и "косички", и кисти, и "кордончики". С 1811 года с черно-оранжевыми нитями делали только кисти и "кордончики". Этишкет для офицерских киверов изготовлялся из серебряных нитей с примесью черного и оранжевого шелка и стоил значительно дороже, чем сам головной убор. За кивер надо было заплатить 2 рубля 50 копеек, за офицерский этишкет - 13 рублей 50 копеек. Офицерские репейки отличались между собой: у штаб-офицеров они были обшиты серебряными блестками, у обер-офицеров - серебряным тонким шнуром. Поле репейков делали вышитым. На поле из черно-оранжевых зубчатых горизонтальных полос вышивали вензель Александра I (с короной или без нее). До 1812 года репейки были круглыми, после - овальными. На киверах они смотрелись внушительно из-за своих размеров: диаметр круга - до 60 мм, максимальная длина овала - до 75 мм.

Завершая этот краткий обзор основных предметов гусарского обмундирования в эпоху Александра I, необходимо отметить, что вещи, цены на них и сроки их службы имели большое значение для повседневной жизни рядового гусара. Дело в том, что за доломан и ментик, за плащ и чакчиры, за сапоги и галстуки солдаты должны были... платить из собственного кармана. Казна выдавала им предметы обмундирования как бы в кредит, а потом каждый год делала вычеты из жалованья. Правда, после означенного срока носки вещи становились собственностью гусара. Он мог их продать, поменять, перешить.


У хороших солдат, как правило, было два мундира. Один - "первого срока", то есть новый, полученный в этом году или в прошлом. Другой - "второго срока", то есть ношенный два предыдущих года. Из совсем уж старых вещей шили фуражные шапки, рукавицы, набрюшники.


Поступив на службу в гусарский полк, рекруты получали красивое строевое обмундирование далеко не сразу. Оно выдавалось им только тогда, когда командование воинской части признавало их начальную военную подготовку законченной. Одежда рекрутов в этот период была совершенно другой: сшитые из серого крестьянского сукна (то есть сермяги) кафтан с обтяжными пуговицами, панталоны и фуражная шапка, галстук.


Для солдат кавалерии, особенно для тех, кто был взят в армию из русской крепостной деревни, время пребывания в запасном эскадроне могло растянуться до двух лет из-за трудностей в обучении верховой езде. Солдатская наука была трудна для крестьянина. За довольно короткий срок рекрутства он должен был навсегда забыть прежнюю жизнь в деревне и стать новым человеком: "...чтобы крестьянская подлая привычка, уклонка, ужимка, чесание при разговоре совсем были у него истреблены" (Инструкция полковничья конного полку, СПб., 1766 год, переиздана в 1826 году); "...чтобы люди гнушались походить на мужиков, ...чтобы каждый человек умел говорить порядочно, толково и без крику, отвечал бы своему начальнику, не робея и не нахальничая перед ним, имел бы всегда вид солдата с достодолжною осанкою, ибо зная свое дело, не имеет он чего опасаться..." (приказ цесаревича Константина Павловича от 29 октября 1808 года).

Если рекрут делал успехи в обучении, то его поощряли разными способами, в том числе и приближением его серого сермяжного одеяния к строевому мундиру. Например, разрешали нашивать на кафтан суконный воротник полкового цвета, заменять деревянные обтяжные пуговицы металлическими.


Интересно, что в начале XIX века в числе солдатских наказаний было и лишение права носить мундир. Вместо суконной куртки с цветными полковыми отличиями провинившимся снова выдавали серый сермяжный кафтан, и это был весьма ощутимый удар по самолюбию нижних чинов, особенно - старослужащих, уже успевших позабыть о крестьянском житье-бытье и родной деревне.

Среди множества непонятных старинных слов, относящихся к армии в прошлые времена, многие относятся к самому знаменитому роду войск легкой кавалерии – гусарам. Неоднократно воспетые в книгах и кино, эти лихие воины являют собой одно из олицетворений Отечественной войны 1812 года. Между тем история, как гусар, так и гусарского мундира лежит значительно глубже.

Если бы можно было поставить воинов этой категории в ряд, вряд ли кто-то мог бы сказать это представители одного рода войск. Со времен появления гусар до начала ХХ века, времени угасания кавалерии, произошло очень много изменений в этой среде.

Рождение гусарии

В 1458 году венгерский король Матвей приказал сформировать особый отряд из дворян для защиты от агрессии турок. Этот отряд должен был быть собран из дворян, каждый из которых должен был привести с собой 20 вооруженных слуг с верховыми лошадьми. Само собой, выполнить такой приказ могли лишь состоятельные люди, да и собираться только в случае непосредственной угрозы.

Однако идея пустила корни в соседнем королевстве. Поляки, большие любители подраться, да еще с пафосом, собрали подобное ополчение, организовав одну из лучших тяжелых кавалерийских подразделений в истории. Польская шляхта организовывала хоругви тяжелых гусар, снаряженных и вооруженных по последнему слову техники того времени.

Богатые доспехи из лучшего металла, отборные лошади со всего Польского королевства, множество видов оружия, в том числе огнестрельного, делали гусарию силой на поле боя.

Страх на врагов нагоняли крепившиеся на седло или на панцирь большие крылья, покрытые белыми или черными перьями.

Собственно, за эти крылья они и получили свое название, крылатые гусары. Помимо блестящей стали использовались леопардовые или тигровые шкуры, а сам по себе мундир условно можно назвать красным.

Впечатленные столкновениями со шляхетскими хоругвями на поле боя, русские военачальники решили завести у себя нечто подобное. Царским указом царя Алексея Михайловича в Москве были созданы первые гусарские хоругви, по примеру польских. Однако решительного вклада в войны они не внесли, тем более что армию ждали реформы Петра Алексеевича.

Русские гусары XVIII века

Петр Великий, занятый преобразование России, гусар в армии не вводил. Может просто не дошли руки, может в Европе они еще не набрали моду, может ему вполне хватало казаков в качестве легкой кавалерии. В 1723 году были призваны «охочие сербские люди» для поселения в России, из которых формировались и регулярные легкие кавалерийские части, подходящие под описание гусар по своей сути. Нельзя сказать, что они занимались разработкой того, что можно было бы назвать гусарским мундиром.


В эпоху правления «дщери Петровой», императрицы Елизаветы, досадная ошибка отсутствия регулярных гусарских частей была исправлена. Ивану Самойловичу Хорвату, сербу по национальности, приехавшему из Австрии, было поручено сформировать несколько гусарских подразделений. Дворяне, любившие яркость и богатство, быстро поняли преимущества новых полков в плане формы.

Венгерский костюм как нельзя лучше подходил для безумства украшательства формы.

Тогда же формируется основы гусарской формы, сохранившиеся вплоть до начала ХХ века.

Что входило в форму первых российский гусар Елизаветы Петровны:

  • доломан, короткая куртка однобортного типа, со шнурами, имевшая воротник стойку;
  • ментик, так же короткая куртка, отороченная мехом, носившаяся поверх доломана, в теплое время накидывавшаяся на плечо с застежкой на верхний шнур, от чего создавалось впечатление «волочения»;
  • чикчиры, обтягивающие ноги кавалерийские рейтузы, часто из кожи лося;
  • кушакc гомбами, то есть перехватами;
  • ташка, небольшая сумка, свисающая в районе колен, с левой стороны, первоначально для патронов, но затем,скорее, для декора, обязательно на нее был нанесен вензель государя или государыни;
  • шапка, фетровая или меховая, замененная на кивер и фуражку в более позднее время;
  • перевязь патронташная и ремень карабина, как правило, из простой кожи черного цвета, носились крест-накрест.

Была у ранних гусар привилегия, которой завидовала вся остальная армия. Им не нужно было утомлять себя устроительством причесок их муки, буклей и прочего. Правда, Петр III и Павел решили иначе, но кавалеристам все равно было больше поблажек.

Интересно, что по армейским уставам офицеры и рядовые гусары почти не отличались по форме. Офицеры лишь должны были носить золотые и серебряные пуговицы и шитье, а так же желтые сафьяновые сапоги с позолоченными шпорами, не возбранялись и драгоценности.

Да, служить в гусарах было недешево.

Формировались новые гусарские полки, у них все время менялась расцветка формы, иногда кардинально. Формируется расцветка мундиров, красная, синяя, зеленая и черная в разных полках.

26 февраля 1784 года стал трагедией для тысяч гусар, так как указом императрицы Екатерины II все гусарские полки были переформированы в легко-конные. Несколько оставшихся подразделений были сбиты в один сводный полк и отправлены для опытов наследнику престола Павлу Петровичу. Правда, в 1788 году два полка вновь получили наименование гусарских, да и в армии их никто легко-конными особо не называл. Рубеж веков и Наполеоновские войны русская армия вновь встречала с бравыми гусарами.

Гусары в войне 1812 года

Настоящим звездным часом для русской легкой кавалерии стало вторжение армии Наполеона в 1812 году. Эту войну Россия встретила, имея среди прочих войск, 13 гусарских полков.

Различались они, как это было заведено, по расцветкам:

Полк Доломан Ментик Чикчиры Манжеты воротник Цвет шнуров
Лейб-Гвардии Гусарский Красный Красный Синие Синие Жёлтые
Александрийский Черный Черный Черный Красные Белые
Ахтырский Коричневый Коричневый Тёмно-синие Желтые Желтые
Белорусский Синий Красный Тёмно-синие Красные Белые
Гродненский Синий Синий Синие Небесно-голубые Белые
Eлисаветградский Серый Серый Зеленые Зеленые Красные
Изюмcкий Красный Синий Синие Синие Белые
Иркутский Черный Черный Красные Красные Красные
Лубенский Синий Синий Синие Жёлтые Белые
Мариупольский Темно-синий Темно-синий Темно-синие Жёлтые Красные
Oливопольский Зеленый Зеленый Красные Красные Белые
Павлоградский Зеленый Heбеcнo-гoлyбой Зеленый Heбеcнo-гoлyбые Красные
Сумский Серый Серый Красные Красные Белые

Опушка у всех, кроме Лейб-Гвардейцев была белого цвета. Гвардия носила этот элемент в черном исполнении. Вместо шапок вводятся кивера. Однако их носили лишь в бою и на парадах. С учетом стоимости этого головного убора, в повседневной жизни его заменяли простыми фуражками.

Кстати, само по себе слово фуражка несет кавалерийский оттенок, в нее собирали фураж и могли накормить лошадь.

Вопрос стоимости касался и самой формы. Часто вне строя гусары носили простые пехотные сюртуки, так как их вышитые мундиры плохо переносили ежедневный уход за лошадьми, чем, кстати, любой гусар должен был заниматься сам.

Поэтому внешне отличить лихого рубаку от, к примеру, эскулапа по мундиру было сложно.

Гусары в XIX веке

Воцарение на престоле Николая I обернулось для гусар реформированием формы. Вновь меняются цвета полков, ментики теперь полагается носить на спине, а не на плечах, меняется цвет выпушки. В общем, происходят многие, весьма важные и серьезные изменения в жизни гусар.


Крымская война, вскрывшая многочисленные проблемы в армии, коснулась так же и гусарской формы. В очередной раз меняется расцветка полков (видимо, это было любимое развлечение штабного начальства), а так же введение новых типов стрелкового вооружения и формы. Отменяются ментики и ташки, а сами полки постепенно получают номера вместо «городового» наименования.

Александр III пошел еще дальше. Он преобразовал все уланские и гусарские полки в драгунские, окончив тем самым историю одного из самых известных родов кавалерии до… 1910 года. Именно тогда огорченный поражением в войне с Японией Hиколай II решает поднять боевой дух, возродив, по сути,никому уже не нужные гусарские полки и вновь порадовав себя составлением расцветки для мундиров.

Гусары в ХХ веке

Первую Мировую войну гусары встречают как обычная кавалерия, используемая наравне с драгунскими полками. Кроме шитья и обозначения на погонах они себя практически ничем не выделяют из общей массы, в общем-то, бесполезной в позиционных боях конницы.

Гражданская война окончательно добивает гусар как цельнолитой род войск.

Поделившись на красных и белых, бывшие братья по оружию сражаются между собой на разных фронтах. Те, кто посвятил себя Белому делу, проиграв, навсегда уходит из истории, унося с собой лишь воинскую славу.

Те, кто встал на сторону Красной армии, через короткое время переформировывается в красную кавалерию. Большого притока именно в гусарские полки не было, а держать у себя анахронизм большевики не захотели.


Кликабельно

Неожиданное развитие получает в эти годы парадная гусарская форма. Захваченные большевиками склады, на которых пылилась в ожидании парад в Берлине новая форма, расходится по войскам. Нередко в те годы можно было увидеть расхаживающего в кивере красного кавалериста или выряженного в синий с шитьем доломан советского пехотинца.

Собственно, легендарные «красные революционные шаровары», полученные в подарок за стрельбы комвзвода Трофимовым, скорей всего имеют именно гусарское происхождение.

Заключение

Гусары, пройдя долгий путь эволюций, стали в итоге историей. Память о них живет на страницах тысяч книг и кадрах фильмов. Без них невообразимо представить себе ни русско-турецкие ни наполеоновские войны. При этом гусары, это то, что роднит русскую легкую кавалерию с аналогичными войсками других стран.


Казаков не было ни у кого, зато гусары были практически у всех. Яркая форма и яркая служба позволила сделать из гусар настоящих героев, чему немало способствовала громкая литературная слава.

Одного Давыдова и Лермонтова хватило бы для воспевания гусар, но в разные годы о них писали и Пушкин, и Гумилев, и многие другие.

Видео: правда и мифы о гусарах

Как появилась гусарская накидка? Что она собой представляет? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Известно, что гусарская форменная одежда в 1812 году отличалась своим видом от обмундирования иных родов кавалерии. Это несоответствие объясняется происхождением данного вида войска. В русской армии гусары появились в середине XVIII века. В то время в неё шли служить выходцы из Венгрии, Сербии. Именно они принесли принадлежащий им вид обмундирования. Нарядность и необычность гусарской униформы понравилась, поэтому она прижилась и в России.

Комплектация

Вы не знаете, что такое гусарская накидка? Обычно её называют ментиком. Униформа гусар в течение века немного видоизменилась, однако сохранила свои особенности. Она состояла из таких вещей: чакчиры, доломан, кивер, ментик, ботики, гусарский кушак, ташка. Сюда также относится вальтрап - один из компонентов конского убора. Кстати, у каждого полка имелись свои расцветки гусарского обмундирования.

Куртка

Что собой представляет гусарская накидка, мы выясним далее, а сейчас рассмотрим доломан. Это однобортная короткая (до пояса) куртка с невысоким стоячим воротником. На груди она расшивалась шнуровыми петлями в пятнадцать рядов, которые у офицеров имели золотистый или серебристый цвет (в соответствии с цветом приборного металла, приписанного полку).

Солдатам полагались шёлковые шнуры серовато-белого или жёлтого цвета. У офицеров концы верёвочных рядов украшались золочёными пуговицами, а у рядовых - медными. Вокруг жгутов грудь офицерского доломана оторочивалась узким серебряным (золотым) галуном. Генеральские куртки точно так же украшались бахромой. Кроме всего прочего, галуном разной ширины обшивались воротники генеральских, офицерских и унтер-офицерских доломанов. Спинка этого изделия также расшивалась шнурами. Однако не всегда на куртке присутствовало 15 рядов шнуров. В зависимости от размера на ней их могло присутствовать от 11 до 18.

Цвет доломана, воротников и обшлагов в каждом полку были разные.

Ментик

Итак, вы уже знаете, что гусарская накидка называется «ментик». идентичная доломану, но её воротник, низ рукавов и изделия, края бортов оторочены мехом. Военнослужащие каждого полка носили ментики своего цвета, причём он не всегда совпадал с окрасом доломана.

Так, офицеры лейб-гвардии носили бобровый мех чёрного цвета, а солдаты и унтер-офицеры - чёрный недорогой. В армейских гусарских полках офицеры носили серый мех, рядовые - белый, а унтер-офицеры - черный.

Летом ментики носили наброшенными на левое плечо, а зимой - поверх доломанов, надетыми в рукава. Чтобы это изделие не сваливалось, его подвязывали шнурком, который проходил под мышкой правой руки. Летом ментик не носили лишь гусары, вооружённые пиками. В военной обстановке перед атакой эта накидка снималась совсем или надевалась в рукава.

Гусарские музыканты (литаврщики, трубачи) имели на ментиках и доломанах добавочные украшения в виде так называемых «крыльцев» на плечах, жёлтой и белой тесьмы на рукавах.

Картины

Как накидка гусарская воспроизводилась на картинах? На многих полотнах, в том числе и написанных в XIX веке, изображены гусары, скачущие в атаку в ментиках, развевающихся с плеча. Эти сцены действительности не соответствуют. Внешне они выглядят красиво, однако колыхающийся на ветру ментик может с гусаром сыграть злую шутку в бою. Он мешает управлять конём, действовать оружием, может нарушить равновесие воина в седле и сбросить его на землю.

Хроника

Накидка гусарская имеет удивительную историю. Вообще короткая куртка, разукрашенная на груди шнурами, называется «венгерка». Эта вещь незаметно проникла в Россию. До того как русские гусары надели униформу, в которой победили Наполеона в 1812 году, её начали узнавать славяне, начиная с XV-XVI вв.

Народная одежда венгров сформировалась на базе кооперации турецкого костюма с древним венгерским. Пару веков на землях Венгрии происходили беспрестанные военные столкновения Востока и Запада. Османский гнёт, многочисленные войны разоряли и опустошали государство.

Одновременно с венгерской старинной одеждой существовали и иные варианты - восточный и средневековый европейский костюмы. В дальнейшем именно элементы Востока были применены венграми и вошли элементами в национальную одежду.

Гусарская накидка с меховой опушкой очень красива. Головные уборы с султанами, детали кроя, меховая отделка, застёжки на груди, выполненные в виде рядов живописного шнура с кисточками и воздушными петлями - все эти дополнения превратились в обязательную часть народных нарядов венгров. Уже в XV веке они стали атрибутом мундира офицера лёгкой венгерской кавалерии. Именно они были гусарами, отражавшими атаки османской конницы.

Далее характерные черты костюма венгров начали циркулировать в Европе. Большая часть молодых венгерских воинов искала средства к существованию в иных странах. Принимая их на военную службу, начальство обращало внимание не только на воинскую славу этого народа, но и красочное национальное одеяние.

Венгерки

Как ещё называлась короткая гусарская накидка? Если вы будете знать, как появилась гусарская форма, вы поймёте, почему куртки - ментики и доломаны - часто именуют "венгерками". Но в то же время существовала и другая венгерка - штатская. Очень часто она представляла собой кафтан синего цвета, расшитый шнурами на груди. Это одеяние напоминало одежду допетровского периода. Русские помещики очень любили ее носить.

Гусарская форма и одновременно штатская венгерка были популярны почти до конца XIX века. Когда завершался XIX век, в моду вошла женская модификация венгерки или гусарской куртки - шерстяной короткий жакет, отделанный шнуром или тесьмой.

На подиумах сегодня можно часто увидеть занятные модели женского облачения в стиле милитари. Именно поэтому можно полюбоваться элементами русской военной формы и венгерки. Нынешних дизайнеров окрыляют народные костюмы, ведь красота бессмертна.

Расцветки обмундирования по полкам

Многим нравится гусарская накидка. Название её теперь вы знаете. Приведём примеры расцветок обмундирования следующих полков:

  • Александрийский полк. Его бойцы носили ментик и доломан чёрного цвета, обшлага и воротник доломана были красными. У офицеров мех ментика был серый мерлушковый, у солдат - белый, а у унтер-офицеров - чёрный. Пояс-кушак и чакчиры чёрные. В комплект униформы входили: чёрная ташка с красной отделкой, чёрный вальтрап с красным украшением. Приборным металлом являлось серебро. Этих бойцов называли чёрными гусарами.
  • Ахтырский полк. Личный состав этого соединения носил коричневые доломаны и ментики, причём у доломана были жёлтыми обшлага и воротник. У офицеров мех был серый мерлушковый, у солдат - белый, у унтер-офицеров - чёрный. Эти военные также носили коричневые поясы-кушаки и синие чакчиры. Ташка у них была коричневая с жёлтой отделкой, а вальтрап - синий с жёлтым украшением. Приборным металлом являлось золото. В этом полку служил известный партизан войны 1812 года
  • Гусары Белорусского полка носили синий доломан, чёрный ментик, причём воротник и обшлага доломана были красными. Мех ментика у солдат был белый, у офицеров - серый мерлушковый, у унтер-офицеров - чёрный. Каждый военный имел красный пояс-кушак, синие чакчиры, красную ташку с белой отделкой и синий вальтрап с белой отделкой. Приборным металлом являлось серебро.

Доломан и ментик

Изготовить доломан было труднее всего, и потому пошив форменной одежды для гусара начинали с него. Доломан должен был «сидеть» на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной. Потому на доломан казна отпускала 1 аршин 9 вершков сукна по 84 копейки, а на ментик такого же сукна - 1 аршин и 10 вершков {17} .

Детали кроя гусарского доломана в 1802–1811 годах: а)?«перёд-боковина» (две); б) спинка; в) рукав (два); г) воротник из приборного сукна; д) обшлаг (два) из приборного сукна.

Крой доломана и ментика состоял из следующих частей (см. рис.):

а) две одинаковые детали «перёд-боковина»;

б) спинка;

в) два рукава, каждый из двух равных по ширине деталей;

г) воротник;

д) два обшлага.

Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение и утюжку. Кроме того, особую роль играли два спинных шва. Только правильно определив их соотношение и кривизну, можно было «посадить» мундир на человека. На полковых швальнях начала XIX века это делали просто: солдат надевал вчерне сметанную куртку на себя, а его товарищи, скалывая детали булавками, прибавляли или убирали ткань.

Впоследствии для построения выкройки гусарского доломана стали применять сложные вычисления объемов (требовалось снять 12 мерок с верхней части фигуры) и методы пропорциональной кройки. Так шили эти мундиры уже в начале XX века, когда в русской армии (в 1907 году) вновь были введены гусарские полки. Тогда в воинские части поступила книга «Полный академический курс кройки мужского платья Первого Вспомогательного Общества Санкт-Петербургских закройщиков» (СПб., 1906–1908), где в разделе «Доломан для офицеров гусарских армейских полков» (часть III, с. 24–25, рис. 9) этот процесс был описан со всеми возможными подробностями и дана сама выкройка (см. схему на с. 148).

Доломан же эпохи Александра I имел несколько особенностей.

Во-первых, его длина определялась по росту человека. Гусар приставлял ладонь к пупку снизу, и эта линия и являлась нижней границей кроя. Во-вторых, на спине куртка имела два выступа, похожих на крылышки. Их высота достигала 2 вершков (около 9 см), а ширина - 5–6 см, смотря по толщине фигуры. «Крылышки» служили для поддержания кушака. В-третьих, проймы рукавов делали довольно высоко, и сами рукава как бы заходили на плечи. Из-за этого подмышками набегали одна-две небольшие складки, но зато когда гусар поднимал руки вверх, полы доломана (в отличие от современных курток) не сдвигались, он оставался на своем месте.

Построение выкройки доломана для офицеров армейских гусарских полков, 1907–1917 годы.

Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около 12 см и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.

Воротники на мундирах с 1802 по 1812 год делали очень высокими (сзади - до 11 см, спереди - до 9 см) и незастегивающимися. Такой воротник из сукна и холста, проклеенных рыбьим клеем, был негнущимся и жестким, держа голову гусара словно в ящике. В начале 1812 года в русской армии перешли на другие воротники: более низкие, застегивающиеся спереди на три крючка и плотно облегающие шею. Чтобы правильно вшить этот воротник, требовалось немалое портновское искусство.

Когда доломан был подогнан по фигуре, его начинали отделывать шнуром и пуговицами.

Гусарский шнур на музейных образцах этого времени имеется двух видов: плоский, сплетенный «косичкой» (доломан и ментик Павлоградского полка в Государственном историческом музее) и круглый, скрученный (доломан Сумского полка в Музее Суворова). Двумя рядами шнура с узорами («гусарский узел» из трех колечек) у рядовых обшивали воротник, всю куртку по периметру, обшлага и края рукавов. Тремя рядами шнура с узорами обкладывали спинные швы и «крылышки». Расшивка на груди у армейских гусар состояла из 15 рядов двойного шнура (иногда рядов было и меньше; это зависело от роста человека). На полную расшивку доломана уходило 30 аршин шерстяного шнура по 1 копейке за аршин и 23 аршина гарусного шнура по той же цене для ментика.

Гусарские пуговицы являлись одним из главных украшений мундира и были весьма своеобразными. Сферические пустотелые пуговицы-шарики у армейских гусар «дутые», то есть спаянные из двух штампованных половинок (диаметр пуговицы около 20 мм), шли на центральный ряд и служили для застегивания ментика и доломана. Пуговицы полусферические (одна штампованная половина с припаянной «ножкой» - петелькой, диаметр около 15 мм {18}) шли на боковые ряды. Сферических пуговиц на один комплект «доломан-ментик» требовалось 30 штук, полусферических - 60 штук

Изготовление пуговиц стоило дорого. Цена сферической пуговицы достигала 8 копеек, полусферической - 4 копеек, гусарам надо было их беречь, так как один комплект пуговиц им выдавался на… 20 лет. Это означало, что, получая каждые два года доломан и ментик, нижние чины спарывали со старых мундиров пуговицы и переставляли их на новые вещи. В случае потери пуговиц гусары должны были покупать их на свои деньги, казна эти траты не компенсировала.

Расшитый шнурами и пуговицами доломан и ментик ставили на подкладку. Ментик имел подкладку из некрашенной каразеи (2 аршина по 24 копейки каждый). В его рукава вшивали холст (2 аршина по 6 копеек каждый), на грудь и спину - клеенку (1 аршин по 7 копеек). Для меховой отделки ментика использовали овчинные смушки (75 копеек за весь кусок). У доломана подкладка была более простой, холстинной (4 аршина по 6 копеек каждый). На шитье одного предмета униформы, нитки и воск для ниток казна отпускала солдату 12 копеек.

Доломан и ментик рядового Павлоградского гусарского полка в 1809–1812 годах.

Для различия чинов и ментик, и доломан украшали особыми деталями. Трубачи имели «раковины» на плечах, отделанные так называемым басоном (шерстяной тесьмой белого или желтого цвета шириной 13–14 мм). С 1809 года этот же басон выкладывали у них по всем швам мундира, на что уходило 15 аршин такой тесьмы ценой по 8 копеек за аршин. Унтер-офицерам полагалось нашивать на мундир золотой или серебряный галун шириной в полвершка (22 мм) и ценой 90 копеек за аршин. Требовалось 2 аршина (142 см) галуна на обшлага и воротник доломана (до 1809 года галун нашивали по нижнему краю воротника, после - по верхнему краю). На ментике галун помещали над меховой обшивкой рукавов.

Цвет меха также использовали для различия чинов. По установлению 1802 года рядовые имели отделку из белой овчины, унтер-офицеры - из черной, офицеры - из серых крымских мерлушек (похоже на современный каракуль). Но к 1816 году эта стройная система претерпела изменения. В Сумском, Белорусском, Мариупольском, Елисаветградском и Иркутском полках у рядовых появился черный мех, что, конечно, было более практичным, потому что белая овчина пачкалась быстрее и теряла свой вид. Кстати говоря, в ноябре 1826 года белый мех на ментиках рядовых был повсеместно заменен черной смушкой.

Само изготовление доломана для рядового составляло 2 рубля и 2 копейки, доломана для трубача - 3 рубля 22 копейки, доломана для унтер-офицера - 3 рубля 82 копейки.

Рядовому лейб-гвардии Гусарского полка этот предмет обмундирования, имевший более богатую расшивку шнурами и тесьмой, обходился гораздо дороже:

«Доломанов строевым чинам по числу ментий; на каждый сукна повеленного цвета по 1 аршину 9 вершков, за аршин 3 руб.; на подкладку холста 4 аршина 8 вершков, аршин по 6 коп.; клеенки 1 аршин по 7 коп.; тесьмы гусарской широкой 2 аршина 8 вершков по 12 коп.; узкой 9 аршин 9 вершков по 8 коп.; снурка гусарского 32 аршина по 1 коп. аршин; на шитье и нитки по 5 коп.; итого за один 6 рублей 45 и 3/4 коп.; на локти у доломанов и на обшивку около петель и крючков, по образцу кожи красной к каждому на 20 коп… К тому доломану пуговиц медных литых: больших 17, каждая по 8 коп.; меньших по 34, каждая по 4 коп.; а всего на один доломан 2 рубля 72 коп… К тому же доломану крючков железных с петлями, к воротнику одна пара да к рукавам 10 пар, за портище (в портище - 12 пар. - А.Б. ) по 3 коп…» {19}

Доломан и ментик рядового Павлоградского гусарского полка в 1820–1824 годах.

Настоящим произведением декоративного искусства был офицерский доломан. Для его отделки применяли разные декоративные материалы: шнур толщиной 4–5 мм крученый или плетеный (всего на мундир уходило до 20 аршин), галун шириной 22 мм (до 9 аршин), шейтаж (плоский тонкий шнур, сплетенный «елочкой», всего до 7 аршин), бахрому шириной в 22 мм (до полутора аршин). На мундиры офицеров вместо двух рядов шнура нашивали один ряд галуна и два ряда шнура. Шейтажом выкладывали узоры на поле воротника и обшлагов, возле пуговиц и шнуров на груди по бокам расшивки. Бахрома обрамляла эту шнуровую расшивку на груди. У обер-офицеров она была из скрученных нитей, у штаб-офицеров - нити с добавлением блесток. За исключением некоторых деталей эти же украшения имел и офицерский ментик.

Расшивка спереди (цифровка) на чакчирах строевых чинов лейб-гвардии Гусарского полка: вверху: для рядовых и унтер-офицеров, установлена в 1809 и в 1816 годах; внизу: для офицеров, установлена в 1809 и 1816 годах.

В начале царствования Александра I было установлено, что гусарские офицеры должны нашивать на мундиры шнур, галуны, шейтаж и бахрому, изготовленные из золотых или серебряных нитей (смотря по цвету металлического прибора, желтого или белого, присвоенного полку). Соответственно и пуговицы - золотые или серебряные. Из-за того, что Устав предписывал офицерам обновлять обмундирование каждый год, экипировка становилась весьма существенной статьей офицерских расходов.

Поэтому уже в июне 1803 года среднему и старшему командному составу гусарских полков разрешили заменять золото и серебро на мундирах шелковыми шнурами, галунами и бахромой. В 1809 году, «для облегчения гусарских офицеров в издержках», император Александр I распорядился мундиры с золотом и серебром надевать только в большие праздники и смотры, а для повседневной службы иметь их с гарусным (то есть сделанным из мягкой крученой шерстяной пряжи) прибором. Гарусные вещи стоили дешевле шелковых. Но и это не стало пределом в требованиях к офицерской униформе. В ноябре 1812 года, когда русская армия, преследовавшая отступающих французов, не меньше последних страдала от холода и голода, Военное министерство известило гусарских офицеров о том, что золото и серебро на мундирах можно теперь заменять белью (ткань с хлопчатобумажной основой) и таким образом удешевить обмундирование еще больше.

Однако министерские чиновники находились очень далеко от действующей армии и ее славных гусарских полков. Неизвестно, сколько офицеров воспользовалось этим разрешением. Существовали полковые традиции и правила, которых придерживались иногда гораздо строже, чем бюрократических циркуляров. Все зависело от самого полкового общества, от того, кто там задавал тон: люди скромного достатка, как в Мариупольском гусарском полку, или первые богачи России, как в лейб-гвардии Гусарском. Впрочем, бывали и шутники, вроде гродненских гусар. Как указывает автор полковой истории, «один из наших офицеров однажды явился на бал в городе Торопце с целою картиною охоты, вышитою снуром на груди доломана, и серебряною улыбающейся луной на его спине…» {20} .

Доломан (венгр. dolmany) – в Венгрии национальная верхняя мужская одежда, известная с XV века. Доломан плотно облегал фигуру и носился поверх рубашки, кроился обычно с баской, подпоясывался кушаком или кожаным поясом. Воротник-стойка доломана прикрывал шею; застежкой был ряд металлических пуговиц на прорезных или воздушных петлях.

Художник Орест Адамович Кипренский.
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова в доломане.

В XVII столетии венгерские гусары распространили этот род одежды в войсках Западной Европы. В России доломан появился в 1741 году в качестве официального военного мундира. Гусарский мундир доломан расшивался по груди, рукавам и спине золотыми или серебряными шнурами у офицеров, и желтыми или белыми гарусными шнурами у нижних чинов, в том числе и рядовых.

Собственно, доломан отделывался шнурами контрастного по отношению к сукну куртки цвета. Количество шнуров могло достигать пятнадцати, хотя довольно часто в произведениях живописи можно увидеть изображение гусарских мундиров с меньшим их числом, поскольку при подгонке доломана по фигуре они не всегда размещались. Цвет сукна доломана – желтый, синий или красный – зависел от чина и полка.



Обер-офицер и унтер-офицер гусарского полка эрцгерцога Фердинанда, 1826-1828 годы.

Пошив форменной одежды для гусара начинали с доломана, так как изготовить его было наиболее трудным делом портного. Доломан должен был «сидеть» на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной. Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение и утюжку.


Доломан как форма российской императорской армии.
Штаб-офицер и рядовой Клястицкого гусарского полка, 1838-1843 годы.

Кроме того при изготовлении доломана, особую роль играли два спинных шва. Только правильно определив их соотношение и кривизну, можно было «посадить» мундир на человека. На полковых швальнях начала XIX века это делали просто: солдат надевал вчерне сметанную куртку на себя, а его товарищи, скалывая детали булавками, прибавляли или убирали ткань. Когда доломан был подогнан по фигуре, его начинали отделывать шнуром и пуговицами.



Унтер-офицеры Ингерманландского и Нарвского гусарских полков, 1826-1828 годы.

Доломан эпохи Александра I имел несколько особенностей. Во-первых, его длина определялась по росту человека. Гусар приставлял ладонь к пупку снизу, и эта линия и являлась нижней границей кроя. Во-вторых, на спине куртка имела два выступа, похожих на крылышки. Их высота достигала около девяти сантиметров, а ширина до шести сантиметров, смотря по толщине фигуры. «Крылышки» служили для поддержания кушака.

В-третьих, проймы рукавов делали довольно высоко, и сами рукава как бы заходили на плечи. Из-за этого подмышками набегали одна-две небольшие складки, но зато когда гусар поднимал руки вверх, полы доломана не сдвигались, он оставался на своем месте. Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около двенадцати сантиметров и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.


Доломан как форма обмундирования российской императорской армии.
Рядовые Ахтырского, Александрийского и графа Витгенштейна гусарских полков.

Во второй половине XIX столетия доломан вошел в моду как женская одежда, будучи своего рода проявлением патриотизма во время Крымской войны, так как за основу была взята форма гусар 1812 года, однако модный женский доломан отделывался шнурами в тон с сукном, а не по контрасту и часто мехом, как ментик.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...