Додонов эмоциональная направленность. Общей эмоциональной направленности личности. Процесс формирования эмоциональной сферы


Параметров 10: Альтруистическая, Коммуникативная. Глорическая. Праксическая. Пугническая. Романтическая. Гностическая. Эстетическая. Гедонистическая. Акизитивная Вопросов 50

Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов)

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:

Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции.

Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения потребности возникают положительные эмоции. Если имеющаяся потребность не удовлетворяется или не может быть удовлетворена, человек переживает отрицательные эмоции. В норме люди любят положительные эмоции, поэтому стремятся удовлетворить свои потребности. Стремление к определенным типам переживаний, к удовлетворению определенных потребностей Б.И. Додонов назвал общей эмоциональной направленностью и разработал методику для изучения этой особенности личности.

Инструкция:

Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности.

Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

· «Безусловно, да» +2б;

· «Пожалуй, да» +1;

· «Пожалуй, нет» - 1;

· «Безусловно, нет» - 2.

Тестовое задание:

1. Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.

2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

3. Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.

4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

5. Я люблю острые ощущения.

6. Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.

7. Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.

8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.

9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

10. Люблю заниматься коллекционированием.

11. Хочу приносить людям радость и счастье.

12. Для меня важно одобрение окружающих.

13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником.

14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

15. Охотно иду на риск.

16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий.

18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.

19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.



21. Я всегда жалею неудачников.

22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.

23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.

24. Приятно чувствовать, что день прошел недаром.

25. Я человек решительный.

26. Люблю все таинственное и необычное.

27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.

28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.

29. Люблю приятное, бездумное времяпровождение, например, вечеринки.

30. Люблю делать покупки.

31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

32. Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.

33. Я самолюбив(а).

34. Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.

35. Я люблю преодолевать опасности.

36. Иногда меня тянет странствовать.

38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

39. Я склонен (склонна) к лени.

40. Люблю рассматривать свои коллекции.

41. Я стараюсь помогать людям.

42. Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне добро.

43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.

44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.

45. Азарт, спортивная злость, обычно улучшает результаты моей деятельности.

46. Я люблю помечтать.

47. Самое приятное для меня переживание - радость открытия истины, чувство близости решения.

48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.

50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка данных:

Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а-2, в=1, с(-1), d=(-2) баллам.

Сумма баллов по ответам:

1. 1, 11, 21, 31, 41.

2. 2, 12, 22, 32, 42.

3. 3, 13, 23, 33, 43.

4. 4, 14, 24, 34, 44.

5. 5, 15, 26, 35, 45.

6. 6, 16, 26, 36, 46.

7. 7, 17, 27, 37, 47.

8. 8, 18, 28, 38. 48.

9. 9, 19, 29, 39, 49.

10. 10, 20, 30, 40, 50.

Направленность:



1. Альтруистическая.

2. Коммуникативная.

3. Глорическая.

4. Праксическая.

5. Пугническая.

6. Романтическая.

7. Гностическая.

8. Эстетическая.

9. Гедонистическая.

10. Акизитивная.

Интерпретация полученных результатов:

Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности - Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.

10 ______0 ______ +10

1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать, (Высокие результаты - больше 5, низкие - меньше -5). Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности. И та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки.

2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.

3. Глорические эмоции (от лат, gloria - слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.

4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда - в ярко выраженной потребности в расслаблении.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких - ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.

6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких - наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.

7. Гностические эмоции (от грен, gnosis - знание) - эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.

8. Эстетические эмоции. При высоких баллах - потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах - эта потребность не развита.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) - это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.

Пензина Валерия Ориентировочная анкета Басса

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - направленность чувств и переживаний человека. Рассматривается альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета); пугническая (потребность в преодолении опасности, на базе которой позднее возникает к борьбе); романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т.д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ" в других словарях:

    направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в к рых выражается …

    Телевизионная коммуникация: самовыражение личности - Телевидение как обществ. институт рекрутирует в кач. коммуникаторов особый тип людей, удовлетворяющих строгим требованиям, предъявляемым ведущим передач как телевизионной корпорацией, так и спецификой опосредствованной коммуникации.… …

    Коммуникативное ядро личности - это единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими либо техническими средствами контактах индивида с разл. людьми и общностями. К. я. л. проявляется, во первых, во всех формах знания (образы восприятия … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя - негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    стандартизованный метод исследования личности - (СМИЛ стандартизованный метод исследования личности) создан на базе опросника личностного многофазного миннесотского с учетом ориентации на исследование психической нормы. Включает как полный, так и сокращенный варианты; в сравнении с… … Большая психологическая энциклопедия

    ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ - – психическое состояние, характеризующееся таким психопатологическим расстройством, которое включает в себя широкий спектр шизоидных, нарциссических, перверсных и иных проявлений, занимающих промежуточное положение между неврозом и психозом.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - отрасль социологии, изучающая С. (Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия

    ЕВРАЗИЙСТВО - первоначально идейно мировоззренческое, затем также общественно политическое движение, в основании к рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» (Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией… … Православная энциклопедия

    Конституция человека - (лат. constitutio – построение, организация). Совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившаяся на основе наследственности и вследствие длительного влияния среды. Типологические варианты К. разрабатываются на… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Эмоции - (франц. émotion, от лат. emoveo потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Купить за 691 грн (только Украина)
  • Общая психология. Личность и мотивация. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата , Диянова З.В.. Настоящее учебное пособие посвящено исследованию личности и мотивации. В нем представлены индивидуальные свойства человека, рассмотрена эмоциональная направленность личности, изучены системы…

Почти все выделенные нами типы ОЭН в социальном отношении более или менее рав­ноценны. Некоторое исключение в худшую сторону, возможно, представляют только глорический, гедонистический и акизитивный типы, хотя и это утверждение не может быть абсолютизировано.

Тем не менее различия в эмоциональной направленности накладывают глубокий от­печаток на весь строй духовной жизни ин­дивидов. Правомерность отнесения подобно­го рода различий в духовном облике людей к фактору эмоциональной направленности проверялась нами, как было указано в пре­дыдущем параграфе, в целой серии массо­вых эмпирических исследований.

Самое первое из таких исследований бы­ло посвящено вопросу о влиянии типа ОЭН людей на общие особенности их эмоциональ­ного самочувствия. В данном случае нас ин­тересовали не только те эмоции, которые “запроектированы” в различных склоннос­тях человека, но и вся его эмоциональная жизнь в целом.

Ради выяснения этого наши исследуемые наряду с определением своего типа до тест-анкете работали со специальным опросником, ответы на который раскрывали содер­жание их наиболее частых переживаний - приятных и неприятных, вызванных внешними ситуациями и оценкой собственного поведения.

Результаты исследования доказали, что принадлежность человека к тому или иному типу ОЭН действительно заметно сказыва­ется на общей “архитектонике” его эмоцио­нальной жизни. Главная тенденция состоит в том, что каждый тип имеет присущую ему основную “плоскость” колебания самочувст­вия от счастливого до несчастного. Для “альтруистов” она лежит в координатах пе­реживаний единения с людьми - отчужде­ния от них; для “романтиков” в координа­тах необычайности -- обыденности и т. п. В полярности этих координат есть один принципиально важный момент: она не вполне равнозначна той полярности, с кото­рой мы сталкиваемся в обычном подразде­лении эмоций на положительные и отрица­тельные. Так, для “альтруистов” реализуе­мые в альтруистических действиях жалость и сострадание часто ближе лежат к положи­тельному полюсу координат, чем к отрица­тельному 1 .

“Эмоции несчастья” для каждого типа - это не просто “страдание” это - обобщен-

1 Такой характер “альтруистического счастья” смущал многих, ибо казалось, что в этом кроется вечто безнравственное. Дж. Ст. Милль так описы­вает свое самочувствие, когда он осознал, что не сможет быть счастлив, если исчезнут люди, нуж­дающиеся в его помощи: “Я обмер, рушилось все, что поддерживало меня в жизни” (цит. по: И. И, Мечников. Этюды оптимизма. М., 1964, стр. 227). На самом деле подобная постановка вопроса искусственна и равнозначна тому, как если бы врач, любящий свое дело, стал терзаться от мысли, что ему для счастья нужны болезни, а судья - что ему нужны преступления.

ная оценка ситуации как “выталкивающей” субъекта за пределы дорогой для него сферы эмоциональных и действенных отношений к жизни.

Интересно отметить, что при этом у одних “маятник” колебания их эмоционального самочувствия приближается как бы к полю­су “эмоций счастья”, а у других к полю­су “эмоций несчастья”.

Такое различие встречается и у лиц, объективно находящихся в одних и тех же жизненных условиях. Оно, следовательно, не ситуативно, а личностно, выявляя, одна­ко, дифференциацию людей уже не по их направленности, а по их характеру, образуя, так сказать, “мажорный” и “минорный” ти­пы последнего.

Другие тенденции типологического структурирования эмоциональной жизни людей представлены нами в таблицах. В таблице 2 помещены сведения об эмо­циях, вызываемых объективными ситуация­ми, в таблице 3 - оценкой собственного поведения.

Подчеркнуты те коэффициенты частоты переживания каждой эмоции 1 , по которым

1 Эти коэффициенты получепы путем деления числа исследуемых данного типа, отметивших у себя такое переживание, на общую численность репрезентативной “типовой” группы. Нули и запя­тые опущены.

Таблица 2

Переживания Типовые группы
альтруи­стиче­ская пракси-ческая гности­ческая эстети­ческая гедони­стиче­ская
Радость успешного труда (р<0,01) Типовая эмоция 200
Обида на неблагодарность (р < 0,01)
Возмущение недостойным поведением (р<0,05)
Сострадание (р<0,01)
Раздражение неполадками в работе (p< 0,001)
Неудовлетворяемая жажда познания (р<0,05)
Раздражение препятствием к занятию любимым делом (p<0,05)
Тоска по красоте (р<0,01)
Беспричинная тоска или апатия (р<0,01)
Чувство вины (статистически недостоверно)

Таблица 3

Переживания Типовые группы
альтруи­стиче­ская пракси-ческая гности­ческая эстети­ческая гедони­стиче­ская
Удовлетворение проявленной целеустремленностью (p<0,05)
Вера в свои силы (p<0,01)
Удовлетворение эстетическими способностями (статистически недостоверно)
Удовлетворение продвижением вперед (p<0,001)
Неудовлетворение способностями (p<0,001)
Неудовлетворение знаниями (p<0,005)
Недовольство своей апатией (статистически недостоверно)

данный тип резко отличается от других, - двумя чертами, если в большую сторону, од­ной - если в меньшую. Именно эти показа­тели намечают основные контуры эмоцио­нальных характеристик типов.

Еще более интересные результаты при­несло исследование связи между типами ОЭН и корреспондирующими с ними свойст­вами личности. В этом исследовании данные о принадлежности определенных юношей и девушек к альтруистическому, праксическому и гностическому типам были сопоставле­ны с усредненными оценками их отзывчиво­сти, трудолюбия и общего интеллектуаль­ного развития, которые выставили им това­рищи по курсу.

Результаты этого исследования на пер­вых порах привели нас в недоумение, ибо неожиданно показали, что при любом типе ОЭН развитие любого качества личности бывает и высоким, и средним, и низким. Даже средние показатели по группам не отличались статистически значимо друг от друга. Однако вскоре было обнаружено, что связь между типом ОЭН и уровнем развития корреспондентного свойства все же несом­ненно существует, но представлена в более скрытой и интересной форме, чем нами предполагалось априори. Такая связь обна­руживается не при межличностном, а, так сказать, при “внутриличностном” сопостав­лении различных параметров индивида. Для этого следует определить, какое из оценен­ных свойств человека развито у него лучше других, и приписать ему высший (первый) ранг вне зависимости от его абсолютной ве­личины. Затем так же ранжировать другие качества. При таком подходе выявляется, что процент высоких рангов по корреспондентному типовой репрезентативной группе свойству в этой группе, наибольший, а процент низких - наименьший по сравнению с остальными группами.

Данные по высоким рангам представле­ны в таблице 4 1 .

Таблица 4.

Таким образом, тип ОЭН создает тенден­цию к тому, чтобы корреспондирующее с ним свойство заняло у его представителей доминирующее положение среди всех дру­гих их качеств . Статистическая достовер­ность этого вывода высока.

Выяснилось также, что для каждого типа вообще существует своя, наиболее характерная иерархия качеств. У “альтру-

1 При оценке данных таблицы не следует удивляться, что в случае сложения процентных показателей по строкам будут получаться суммы, большие 100%. Это объясняется наличием поде­ленных высоких рангов, когда такой ранг (1,5) приписывается сразу двум качествам.

истов”: отзывчивость–трудолюбие–интеллектуальное развитие; у “праксиков”: трудо­любие–интеллектуальное развитие–отзывчивость; у “гностиков”: интеллектуальное развитие–трудолюбие–отзывчивость.

Что же касается удивившего нас сначала факта, что отдельные “альтруисты” могут оказаться малоотзывчивыми, а “праксики” не очень трудолюбивыми и т. д., то секрет его, как выяснилось, прост. Дело в том, что любить определенные переживания и быть готовым платить за них дорогой ценой - вещи далеко не тождественные. Существуют разные пути удовлетворения потребности в “ценных” эмоциях, и разные люди по-разно­му эти пути выбирают, поскольку сам по себе тип ОЭН еще не определяет личности однозначно. Можно жить в мире “трога­тельных чувств”, самоотверженно помогая людям, можно - предаваясь мечтам или чи­тая подходящую литературу. Праксические эмоции можно испытывать, ставя перед со­бой неодинаковые по трудности цели и т. д.

Факторное воздействие типа ОЭН на иерархию свойств личности и ее эмоцио­нальную жизнь - показательное явление. Но только им дело не ограничивается. Эмо­циональная направленность также значи­тельно влияет на систему предпочтений и оценок людей в разных видах деятельности. Мы это видели уже при анализе интересов, мечтаний и воспоминаний. Заметно выявля­ется роль эмоциональной направленности и при исследовании психологической совме­стимости индивидов. Хотя общее отношение людей друг к другу определяется прежде всего оценкой моральных качеств партнеров по труду и общению, однако легкость взаимопонимания, теснота “интимного контакта” в большой ме­ре зависит и от сходства типа или общей структуры ОЭН. Это было установлено нами в ряде опытов, наиболее простой из которых состоял в следующем. Мы просили наших студентов назвать фамилии тех сокурсни­ков, с кем они легче всего добиваются взаи­мопонимания, и тех, с кем их контакт за­труднен. После этого высчитывались коэф­фициенты ранговой корреляции по ранжировке эмоций, перечисленных в тест-анкете, между “близкими” и “далёкими”. Чаще все­го коэффициент корреляции между “близки­ми” оказывался значительно выше, чем между “далекими”, что свидетельствует о важной роли сходства структуры эмоцио­нальной направленности для хорошего по­нимания молодыми людьми друг друга 1 .

Та же закономерность проявилась при исследовании вопроса о влиянии эмоцио­нальной направленности на выбор “спутни-

1 Этот опыт проводился после тех, что описа­ны ниже, и в нем одном вместо типологического подхода к сопоставлению эмоциональных направленностей людей применен подход, близкий к так называемому “димензиональному” (“измерительному”). Обладая своими недостатками, последний, однако, был удобен в данном случае тем, что позволял определять степень эмоциональной близо­сти ОЭН и у лиц с разными ее типами. Сравнительный анализ обоих подходов дается в следующем параграфе.

ка жизни”. Это исследование было проведе­но в двух вариантах: путем анализа реально заключенных браков между студентами, чья эмоциональная направленность была установлена еще задолго до этого, и изучения предпочтений в любви и дружбе на описательных моделях “идеального друга”. Для иллюстрации сказанного приведем следую-

щий “фрагмент” из проведенного сопостав­ления двух рядов данных.

Среди 5 предложенных студенткам мо­делей юноши, девушки пугнического типа в 78% случаев выбрали следующую: “Волевой и решительный, любящий борьбу во всех ее формах. Отчаянная голова. Порой бесшабашный, азартный, но целеустремленный”. Модель же юноши: “Сдержанный, серьезный, иногда не чуждый иронии. Очень начитан и интеллектуально развит. Любит размышлять над сложными явлениями жизни. Ум его более философского, чем практического склада” - не выбрала ни од­на из 18 студенток этого типа.

Совсем иначе распределили свои симпа­тии по отношению к этим двум “моделям” юношей 33 девушки гностического типа ОЭН. Первая модель (“отчаянная голова”) была выбрана только одной из них (3% го­лосов). Второй (“философ”) отдало предпоч­тение абсолютное большинство - 67%.

При исследовании реальных браков эта закономерность - при прочих равных усло­виях предпочитать всем другим молодым людям юношу того же типа, что и у са­мой, - была, естественно, сильно “затушевана” многими дополнительными обстоя­тельствами, отнюдь не создававшими равных условий для выбора. Но и здесь она все же явственно “просвечивала” сквозь “туман” сложного взаимодействия множества разных факторов, определяющих выбор “спутника жизни” в реальной действительности.

Весьма показателен и такой факт: при подсчете частоты ранних браков (до 22-х лет) среди студентов оказалось, что де­вушки и юноши альтруистического и комму­никативного типов ОЭН вступают в такие браки вдвое чаще остальных своих сокурс­ников.

Хотя личность человека так или иначе дает себя знать в любой его активности, но лишь одна художественная деятельность (в первую очередь литературная) способна достаточно полно и содержательно запечат­леть личность деятеля, его мироощущение и мировосприятие в самих своих “продуктах”. В связи с этим интересен факт существенного влияния типа ОЭН на литературное творчество . Этот факт был подтвержден в массовых экспериментах со студентами, причем никакого отбора исследуемых по склонностям и способностям нарочно не производилось. Не останавливаясь подробно на деталях экспериментов, отметим лишь некоторые полученные результаты.

Тип ОЭН не влиял на уровень “литера­турной продукции” молодых людей, если брать ее в целом. Однако оказалось, что од­ни сюжеты лучше удаются лицам альтруис­тического и коммуникативного типов, другие - “эстетикам” и “романтикам” и т. д. Сочиняя рассказ на заданную тему: “Росла яблонька, радовала людей, но однажды ее кто-то погубил”, лица первых двух назван­ных типов ОЭН гораздо чаще других драма­тизировали свое повествование, связывая судьбу дерева с судьбой человека. В 50% случаев в их сочинениях встречался мотив яблоньки-памятника, например:

“В деревне Осипово жил старик, Семен Потапович, бывший колхозник, а теперь пенсионер... Был у него сын, да убили его во время войны и жену Потапыча убили... И решил старик посадить яблоню... Пусть цветет и шумит своими молодыми ветвями, а он будет сидеть под ней и вспоминать своих близких...”

Концовка рассказа у этих же лиц нередко повествовала о гибели вместе с яблонькой и того человека, который ее посадил: “Мать встала перед яблонькой и сказа­ла, что не даст рубить, что, рубя дерево, они рубят жизнь человеческую. Но что фашис­там до человеческой жизни? Засмеялся фа­шист и выстрелил в женщину”.

У всех остальных исследуемых подобные мотивы встречались в 10 раз реже. Сюжет строился совсем иначе и в общем был бед­нее событиями и переживаниями людей. Лица эстетического типа, в частности, смы­словым центром своего рассказа делали по­гибшую красоту дерева: “За деревенькой, на треугольнике, обра­зованном речкой и большаком, по которому шли войска, раскинулся колхозный сад. Израненные стальным ливнем, стояли деревья, воздев к небу обгорелые ветви свои. А у самой дороги, тихо шелестя листвой, задумчи­во стояла яблонька. Казалось, как видение стояла она на пути проходящих солдат... Залитая лучами солнца, встречала она победителей. И подравнивались ряды проходя­щих рот, подтягивались солдаты, загорались усталые глаза, и запекшиеся губы шептали как клятву: “Вся земля зацветет и станет такой, как ты, гордой и непреклонной”.

А утром, поднявшись с привала, бойцы увидели только кучу веток и разлапистые следы прошедшей ночью танковой колонны. Янтарными слезами горели в лучах утрен­него солнца капельки росы и скатывались на сырую землю”.

Как мы видим, автор пытался ввести в рассказ “идейный мотив”, но художествен­ное чутье ему изменило, и он обрек яблоньку на гибель под колесами наших же танков, будучи слишком захвачен стремлением передать трагичность обреченной красоты.

Совсем иначе справились те же лица с описанием конкретного пейзажа, открывав­шегося из окна аудитории, где проводился эксперимент. Лучшие результаты здесь да­ли юноши и девушки эстетического типа. Но главное различие между испытуемыми опять-таки было не в уровне, а в духе ра­бот, в их стиле. Особенностью описаний студентов коммуникативного и альтруистиче­ского типов ОЭН было своеобразное распро­странение коммуникативного отношения на неживую природу. В более слабых работах это выражалось в наличии ненужных олицетворений, в частом употреблении сенти­ментальных метафор и прямых обращений к природе, в оценке ее явлений в терминах “добра и зла”. В работах посильнее та же тенденция была выражена гораздо тоньше, давая о себе знать в особо теплом и мягком тоне повествования, в особых “коммуника­тивных” его интонациях.

Для работ “праксиков” было характерно вкрапление в описание пейзажа прозаично-деловых оценок, частое употребление ввод­ных слов, указывающих на степень досто­верности событий или на связь между ними, выражение своих намерений в связи с по­годными условиями и т, д. У более художе­ственно развитых авторов праксический тип ОЭН давал о себе знать в большой динамич­ности и точности пейзажного изображения.

Описания студентов эстетического типа в целом характеризовались наличием двух рядов признаков - таких, которые легко поддаются выделению и счету, и таких, ко­торые сводятся лишь к определенному об­щему впечатлению. К первым можно было отнести лаконичность описаний (среднее количество слов у “альтруистов” = 105, у “праксиков” = 90, у представителей эстети­ческого типа = 70) и преобладание безлич­ной формы над личной. Ко вторым - стрем­ление к экспрессии, к передаче цельного об­щего впечатления о пейзаже, статичность и минорность. Восприятие у студентов эстети­ческого типа было, так сказать, резонирую­щим, окрашивающимся в эмоциональные тона, соответствующие объективному харак­теру пейзажа, в то время как у других рас­смотренных типов ОЭН восприятие казалось скорее проецирующим, более зависящим от чувств, которые владели молодыми людьми еще до акта восприятия.

Чтобы конкретизировать сказанное, при­ведем две лучшие пейзажные зарисовки, встретившиеся у студентов коммуникатив­ного и эстетического типов.

Екатерина О. (коммуникативный тип ОЭН).

“Еще утром, только, только проснувшись, почувствовала что-то очень, очень хорошее. Оказывается, выпал снег! В марте - снег! Почему-то сразу поднялось настроение.

Сейчас из окна видна небольшая рощица и пруд. Деревья припорошены снегом. Чуть ветер колыхнет ветки, и снег падает. И хотя день неприветливый, небо хмурое, но все равно хорошо. Чувствуется, что воздух све­жий и чистый. Это очень красиво, когда все-все в снегу. И деревья, и кусты, и земля. За­видуешь мальчишкам, которых замечаешь у пруда. И даже воробьям, которые примости­лись на ветках. Сидят нахохлившись. Они недовольны крымской весной. Им, наверное, холодно. Хотя мороза совсем нет... Немного трудно передать свои чувства. Чувствуешь все: и радость, и удивление, и грусть”.

Лариса К. (эстетический тип ОЭН).

“Белый день. Даль в дымке. Деревья буд­то нарисованы белым и коричневым. Снег с деревьев падает медленно на мокрую землю. За деревьями серый пруд. Вокруг него черные кусты. Холодно. Дальние силуэты домов, белые пятна крыш, черточки столбов. На го­ризонте горы. Белое, коричневое и серое”.

Кстати, девушка - автор последнего опи­сания, по мнению наших экспертов (писате­ля, журналиста, учителей), абсолютно луч­шего среди всех сданных нам, в школе за все годы обучения ни разу, по ее словам, не име­ла оценки за сочинение выше “посредствен­но”. Такую же оценку она получила и на вступительных экзаменах на математический факультет Крымского педагогического инсти­тута. Когда мы, заинтересовавшись этим фак­том, дали девушке еще несколько специаль­ных тем, то оказалось, что с некоторыми из них она действительно справилась не очень хорошо, другие же были выполнены на уров­не явно выше того, с каким мы встречались у других студентов. Мы считаем это очень показательным явлением, которое вместе с ранее приведенными нами данными свиде­тельствует о том, что учащийся по-настоящему может проявить свои литературные

способности только на корреспондентном его эмоциональной направленности материале.

Очевидно, это обстоятельство надо учитывать и на вступительных экзаменах в вуз, и при обучении в школе.

Связь “типологических” особенностей ли­тературной продукции с особенностями са­мого видения мира была подтверждена в ис­следовании с выбором готовых “моделей” восприятия некоторых ситуаций представите­лями разных типов ОЭН. Выяснилось, на­пример, что и здесь у представителей альтруистического и коммуникативного типов “про­скальзывает” тенденция “морального вос­приятия” природы, как дружественной или враждебной человеку, в то время как у лиц романтического типа - тенденция восприни­мать природу в “координатах” своего “слияния” - “разлада” с нею.

Интересно отметить, что такие же тен­денции можно проследить и у больших пи­сателей и поэтов, скажем у Н. А. Некрасова и И. С. Никитина, с одной стороны, и у М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева - с дру­гой (например, у Н. А. Некрасова: “...мне лепетал любимый лес: верь - нет милей род­ных небес...”, “...лес с какой-то неприязнью в меня бросал холодные листы”. У Ф. И. Тют­чева: “...все во мне, и я во всем...”, “...и от­чего же в общем хоре душа не то поет, что море...”).

Принадлежность первой группы поэтов к коммуникативному или альтруистическому типу, а вторых - к романтическому можно предположить на основе ряда их высказыва­ний о себе (например, у М. Ю. Лермонтова: “Мой ум не по пустякам к чему-то тайному стремился”, и т. п.).

Возвращаясь вновь к нашим исследова­ниям студентов и старших школьников, от­метим результаты еще одной, последней се­рии экспериментов, в которой было установ­лено, что эмоциональная направленность со­здает многочисленные тенденции предпочте­ний и в отношении к самым разным предме­там, явлениям, ситуациям - от определения любимых песен, стихотворений и книг до желания жить в больших, шумных или малень­ких, уютных городах и населенных пунктах.

Юноши и девушки с разной эмоциональ­ной направленностью по-разному ассимили­руют многие внешние воздействия, по-разно­му представляют свое личное счастье. Так, девушки альтруистического и коммуникатив­ного типов, выполняя задание - описать, как бы они изобразили счастье, если бы бы­ли художниками, - в 64% случаев предложи­ли явно “семейные” ситуации: “Мать и отец склонились над ребенком в кроватке”; “Сол­нце, мать с ребенком” и т. д. Среди осталь­ных студенток подобные ситуации решили изобразить только 17% испытуемых. Эти данные, между прочим, говорят и о том, что более частые ранние браки у девушек с ком­муникативной и альтруистической направ­ленностью отнюдь не случайное явление.

Таковы основные результаты исследова­ния вопроса об эмоциональной направленно­сти человека как причинном факторе самого широкого спектра проявлений его личности.

В заключение посмотрим, как определен­ная эмоциональная направленность, “спле­таясь” с другими особенностями человека в неповторимое единство, дает себя знать на протяжении всей его жизни. Это можно сде­лать путем анализа автобиографий и днев­ников многих замечательных людей.

Возьмем в качестве примера дневники и письма Ф. Э. Дзержинского 1 . “Железный Фе-

1 Ф. Дзержинский. Дневник заключенного. Письма. М., 1966.

ликс”, как назвал Дзержинского народ, был грозой для врагов революции. Но главной притягательной ценностью в жизни этого че­ловека была любовь к людям: “Я хотел бы

обнять своей любовью все человечество...” (стр. 27). “...Я остался таким же, каким и был, хотя для многих нет имени страшнее моего. Любовь сегодня, как и раньше, она все для меня...” (стр. 260). Любовь для Ф. Дзержинского непременно активна и самоотверженна: “Любовь зовет к действию, к борьбе...” (стр. 178).

Но в то же время для него, как для лич­ности с ярко выраженной альтруистической эмоциональной направленностью, огромное значение имело само по себе переживание любви, положительный эмоциональный кон­такт с окружающими: “...самое великое сча­стье в жизни человека - это те чувства, которые ты можешь дать людям и люди

тебе ...” (стр. 219). “Настоящий праздник души - слияние человеческих чувств ” (стр. 222).

Утверждая, что “счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье- это состояние души”, Дзержинский подтверждает свою мысль следующим примером: “Взгляни... на ту бедную мать, которая полюбила всем серд­цем свое дитя: как она бывает счастлива... когда ребенок прижмется к ней, улыбнется и прощебечет: “Ма-ма”; один этот миг возна­градит ее за миллион печалей, ибо ради таких минут живет человек” (стр. 34; курсив наш.-- Б. Д. ).

Этот пример с матерью для Дзержинского отнюдь не случаен. Он близок его собст­венной натуре, как близки ему “трогательные чувства” (стр. 70, 245), которые вызывают дети: “...я люблю детей так, как никого дру­гого... Я никогда не сумел бы так полюбить женщину, как их люблю...

В особенно тяжкие минуты я мечтаю о том, что я взял какого-либо ребенка, подки­дыша, и ношусь с ним, и нам хорошо. Я жи­ву для него, ощущаю его около себя, он лю­бит меня той детской любовью, в которой нет фальши, я ощущаю тепло этой любви, и мне страшно хочется иметь его около се­бя... Часто-часто мне кажется, что даже мать не любит детей так горячо, как я...” (стр.. 55-56).

Он “хотел бы быть отцом и в душу ма­ленького существа влить все хорошее, что есть на свете, видеть, как под лучами... (его) любви к нему развился бы пышный цветок человеческой души” (стр. 73).

“Без любящих сердец, без мечтаний я не мог бы жить”, - признается Дзержинский (стр. 73).

Таков лейтмотив “личного счастья” для альтруистически направленной личности. Это не делает ее односторонней, но этим как бы определяется все остальное. Поэтому для Дзержинского “работа - слияние своей жиз­ни со всем миром” (стр. 180). Поэтому даже его восприятие красоты природы как бы обу­словлено его любовью к людям: “...в сердце моем столько любви, что мне вечно слышно музыка полей, и леса, и неба голубого...” (стр. 224).Интересно отметить, что содержащиеся в письмах и дневниках Дзержинского описания природы следуют тем же стилистическим и иным тенденциям, которые мы признали ха­рактерными для альтруистического и комму­никативного типов ОЭН. Это и переход от восприятия природы к мыслям о людях: “Так прекрасен мир! И тем более сжимается мое сердце, когда подумаешь об ужасах че­ловеческой жизни!” . И этический, гумани­стический “окрас” этого восприятия: “...ве­чером заглянет ко мне за решетку звездочка и как будто что-то говорит тихонько...” (стр. 237). “...Стройные, но печальные бере­зы кланяются мне” (стр. 70). Луна “глядит равнодушно” (стр. 89). Листья “улыбаются солнцу”. Мягкий воздух “ласкает”. Небо “улыбается им (людям), суля успех” (стр. 50). Весенний дождик “радостен” (стр. 85).

И употребление уменьшительно-ласка­тельных слов для обозначения явлений при­роды: “солнышко”, “травка”, “звездочка”.

В то же время автобиографические запис­ки Ф. Э. Дзержинского хорошо, показывают и пределы влияния эмоциональной направ­ленности на поведение человека. Как ни хо­чется молодому Феликсу Эдмундовичу по­святить себя воспитанию детей, он говорит: “Я не могу себе этого позволить, я должен странствовать все время, ас ребенком не мог бы” (стр. 56).

Мировоззренческая направленность рево­люционера, чувство долга и сострадания к уг­нетенным побуждают его отказаться от более легкого пути удовлетворения своей по­требности в альтруистических переживаниях в узкой сфере общения с несколькими близ­кими людьми и встать на трудный путь слу­жения трудовому народу. Так у реального индивида та или иная его общая эмоциональ­ная направленность конкретизируется через его убеждения, ч:ерез вполне определенные объекты его привязанностей.

Тем не менее, как мы видели на материа­ле всего этого раздела, выявленная даже в самой абстрактной форме ОЭН личности уже дает нам очень многое для понимания того, что данному человеку непременно должно быть предоставлено в жизни, чтобы он полу­чил свою долю удовлетворения и счастья. Ибо, как глубоко заметил Ф. Э. Дзержин­ский, “нужно иметь минуты счастья, чтобы жить и быть светлым лучом в жизни, вызы­вающим кругом радость, и чтобы уметь стра­дать и не быть сломленным ничем, ничем...” (стр. 240-241).

Методика исследования эмоциональной направленности личности. (Б.И.Додонов).

Цель методики : выявить тип эмоциональной направленности личности.

Необходимый материал : анкета Б.И.Додонова в модификации Е.Р.Гореловой, позволяющий выявить 10 типов эмоциональной направленности:

    Альтруистическая направленность (переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям).

    Коммуникативная (переживания на основе потребности в общении).

    Глорическая (связана с потребностью в самоутверждении, славе).

    Праксическая (положительные эмоции возникают в процессе деятельности).

    Пугническая (переживания на основе потребности в преодолении опасности, в борьбе).

    Романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному).

    Гностическая (радость от получения новой информации плюс потребность в «когнитивной гармонии»).

    Эстетическая (отражение потребности в гармонии с окружающим, представленной в «чувстве красоты»).

    Гедонистическая (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте).

    Акизитивная (положительные эмоции при накоплении, коллекционировании вещей, «выходящих за пределы практической нужды в них»).

Правила проведения: испытуемый читает каждый пункт анкеты и, в зависимости от того, насколько он согласен с содержанием данного пункта, ставит 2 балла, 1 балл или 0 баллов.

АНКЕТА

    Я часто беспокоюсь за близких, друзей.

    Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

    Мне понятно, когда на меня все обращают внимание.

    Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

    Я люблю острые ощущения.

    Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом для меня, неизвестном месте.

    Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.

    Люблю приятное и красивое чувство, возникающее при восприятии музыки, стихов, картин и т.п.

    Предпочитаю «простые радости» (вкусно поесть, поспать вволю и т.п.)

    Люблю собирать коллекции.

    Мне нравится приносить людям радость и счастье.

    Для меня важно одобрение окружающих.

    Приятно испытывать чувство превосходства над соперниками.

    Я увлекаюсь любой работой, когда её выполняю.

    Охотно иду на риск.

    Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

    Люблю разбираться в причинах событий, явлений.

    Я могу прийти в состояние восторга от красоты природы.

    Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

    Радуюсь, когда удаётся пополнить свою коллекцию.

    Я всегда жалею неудачников.

    Я не смог бы обойтись без друзей.

    Я готов пойти на многое, чтобы завоевать почёт и уважение окружающих.

    Приятно чувствовать, что день прошёл недаром.

    Я человек решительный.

    Люблю всё таинственное и необычное.

    Испытываю потребность в приведении своих знаний в систему.

    Произведение искусства может тронуть меня до слёз.

    Люблю приятное бездумное времяпровождение (например, вечеринки).

    Люблю делать покупки, очень им радуюсь.

    Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

    Среди моих родных, знакомых есть люди, которых я обожаю.

    Я самолюбив.

    Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъём, когда работа идёт хорошо.

    Я люблю преодолевать трудности и опасности.

    Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

    Я склонен к лени.

    Люблю рассматривать свою коллекцию и часто это делаю.

    Очень рад, когда мне удаётся кому-нибудь помочь.

    Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне приятное.

    Мне всегда хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.

    Моё настроение поднимается от сознания того, что работа сделана добросовестно.

    Азарт, спортивная злость обычно ухудшают результаты моей деятельности.

    Я люблю помечтать.

    Самое приятное переживание – чувство близости решения задачи, радость открытия истины.

    Люблю возвышенное и отрешённое чувство, возникающее у меня при соприкосновении с прекрасным.

    Мне бы понравилось жить беззаботно и безмятежно.

    Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка полученных данных: подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 групп вопросов в соответствии с ключами.

Ключи:

    Альтруистическая ЭНЛ – высказывания № 1,11,21, 31, 41.

    Коммуникативная ЭНЛ – 2, 12, 22, 32, 42.

    Глорическая ЭНЛ - 3, 13, 23, 33, 43.

    Праксическая ЭНЛ – 4, 14, 24, 34, 44.

    Пугническая ЭНЛ – 5, 15, 25, 35, 45.

    Романтическая ЭНЛ – 6, 16, 26, 36, 46.

    Гностическая ЭНЛ – 7, 17, 27, 37, 47.

    Эстетическая ЭНЛ – 8, 18, 28, 38, 48.

    Гедонистическая ЭНЛ – 9, 19, 29, 39, 49.

    Акизитивная ЭНЛ – 10, 20, 30, 40, 50.

Бланк ответов:

Подсчитав полученные результаты, можно сказать, что у данной личности наиболее развита глорическая эмоциональная направленность.

Под общей эмоциональной направленностью Борис Игнатьевич Додонов понимал такую эмоциональную характеристику личности, которая проявляется в ценностном отношении к определенным видам эмоциональных переживаний, стремлении личности к этим переживаниям. Б.И. Додонов различал десять видов эмоций.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем:

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.).

3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация -когда человек является предметом всеобщего внимания и восхищения.

4. Праксические эмоции. Термин “праксические чувства” введен в употребление П. М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения.

В состав праксических чувств у П. М. Якобсон, включил и такие эмоции, как эстетические, интеллектуальные и другие, только окрашенные в “праксические тона”. Б.И. Додонов выделяет праксические эмоции в их чистом виде.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба) – это эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции – это эмоции, вызываемые чем-то необычайным, необыкновенным, таинственным. Под романтизмом понимается стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

Типичной романтической эмоцией является чувство таинственности. Оно появляется в связи не с любой тайной, а только там, где человек ощущает действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я “болею”). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности.

7. Гностические эмоции (от греч, gnosis - знание) – эмоции, связанные с потребностью в “когнитивной гармонии”, которая состоит в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, информацию к одному “общему знаменателю”. Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, - это проблемная ситуация.


8. Эстетические эмоции – эмоции, вызываемые восприятием произведений видами искусства и природы.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение) - эмоции возникающие в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию” вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

В соответствии с приведенной классификацией эмоций Б.И. Додонов различал десять видов общей эмоциональной направленности личности: 1) альтруистическую, 2) коммуникативную, 3) глорическую, 4) праксическую, 5) пугническую, 6) романтическую, 7) гностическую, 8) эстетическую, 9) гедонистическую, 10) акизитивную направленность.

Эмпатия - эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Человек может испытывать переживание того же качества, или, если эмпатия носит искаженный характер, противоположного. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как его устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...