Мини сообщение на тему приключение тома сойера. Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Практикум Роман «Приключения Тома Сойера»: материалы для анализа. Мир взрослых и мир детей в «Приключениях Тома Сойера»


Роман «Приключения Тома Сойера»: материалы для анализа

Книги о Томе Сойере и Геке Финне, будучи художественными вершинами творчества Твена, безусловно, относятся к мировой классике. Едва ли не каждое поколение детей читает их, воспринимая персонажей романов как своих духовных спутников. В то же время это не только «детское» чтение. Рассматривая «Тома Сойера», полезно иметь в виду одно существенное для писателя обстоятельство: Твен постоянно находился в творческом поиске, никогда не повторялся, варьировал манеру и тематику. За книгой документально-очерковой (а он постоянно путешествовал и фиксировал свои путевые впечатления) обычно следовала художественная проза. Написанию «Тома Сойера» предшествовала публикация небольшой очерковой книги «Старые времена на Миссисипи» (1875), где он не без ностальгической грусти вспоминал о своей лоцманской профессии, о молодости и великой реке, столь им любимой. Это был своеобразный пролог к «Тому Сойеру». Роман же, как стало очевидно позднее, сделался первой частью автобиографической трилогии, написание которой растянулось почти на 10 лет. В нее также вошли очерково-документальная книга «Жизнь на Миссисипи» и роман «Приключения Гекльберри Финна».

Трилогию иногда называют «эпосом детства». Это была «главная книга» Твена, наиболее органичная для его художественной методологии и жизненной философии. Всего оригинальнее Твен оставался в воспроизведении эмоциональных ощущений, чувств, поступков, впечатлений и живых образов памяти, в свободных ассоциациях. Это давалось ему лучше, чем строгая композиция, последовательно прочерченная идея или философская концепция.

Данную особенность следует иметь в виду, характеризуя поэтику романа.

Особенности мировидения Твена заключались, в частности, в том, что писатель постоянно с теплым, ностальгическим чувством, а с годами все чаще обращался к ранней поре своей жизни. Критическое восприятие окружающей действительности, наблюдения над человеческим эгоизмом, корыстолюбием, преклонением перед властью доллара делали особо притягательными свлые картины детства, воспринимаемого как «естественное состояние» с его наивностью, чистотой и непосредственностью. Твен сумел написать об этом так, что его даже называли «человеком детства». Образы, многие эпизоды и картины его трилогии питались яркими воспоминаниями. В творчестве Твена автобиографическое начало вообще выражено с большой решительностью. Конечно, автобиографизм не предполагает воспроизведения пережитого, фотографий каких-то реальных лиц, но предполагает творческую переработку материала. Это положение общеметодологического характера применимо к творчеству Твена.

Обратим внимание на документальную основу романа. В городе Санкт-Питерсберге, описанном в «Томе Сойере», угадывается город Ганнибал 1840-х годов, где протекали детские годы писателя. Дотошные твеноведы выявили «твеновские места», запечатленные в тексте романа. Например, сохранен дом, в котором жила Бекки Тэтчер. В тете Полли обнаруживаются черты матери Твена, горячо любимой писателем, некоторые особенности которой (роскошную шевелюру, взрывной темперамент) он унаследовал. Что касается самого Тома, то, по свидетельству самого романиста, он соединил в нем черты трех его знакомых в пору детства. Есть в нем что-то и от самого Твена.

1. Какой смысл вложен в заголовок романа? Являются ли незначительные события в жизни Тома Сойера и его друзей действительными приключениями или они просто видятся детям таковыми? Вспомните хрестоматийный «зачин» романа. Как Твен сразу же погружает читателя в атмосферу романа, в мир детской игры?

Можно ли говорить о наличии в романе привычной композиции с экспозицией, завязкой и развязкой, а также настойчиво прочерченным сюжетом? Или перед нами свободно выстроенная цепь сцен и эпизодов? Охарактеризуйте три главных сюжетных узла романа: детская наивная любовь Тома и Бекки; убийство на кладбище; поиски клада.

2. Какой предстает провинциальная Америка под пером Твена? Есть ли в ее описании черты идилличности и с чем это связано?

Каков мир взрослых, увиденный глазами детей? Почему он представляется детям скучным, пресным, состоящим из запретов, исполненным унылой морали, ассоциирующейся с воскресной школой?

3. В чем новаторство Твена в изображении детей, прежде всего Тома Сойера? Случайно ли писатель дал ему «массовидное» имя Том? Насколько проникновенен и достоверен Твен в изображении психологии и мировидения ребенка? Приведите примеры.

Можно ли сказать, что Твен — детский писатель, ориентированный «на детей», имитирующий их тип мышления? Или как большой художник и психолог он проникает в душу ребенка, передает его восприятие мира, воспроизводит как бы детскую точку зрения? Можно ли сказать, что рисуемая в романе картина мира по-своему отражает особенности сознания ребенка, еще не привыкшего к логическому мышлению и имеющего свои ценности? Насколько точен и правдив Твен в изображении игр, забав, шалостей, детских примет и мифологии, играющих столь важную роль в жизни его героев? Приведите примеры. Покажите искусство Твена в воспроизведении живых детских диалогов, языка детей, что заметно отличало его произведения от тех образцов литературы, в которых дети изъясняются «по-взрослому», неестественно, в несвойственной им языковой манере.

4. Характеризуя новаторство Твена, надо иметь в виду, что его роман появился на фоне бесчисленных книг о детях, сентиментально-назидательных, фальшивых, насыщенных штампами и плоским морализаторством. В подобных образцах «детской беллетристики» действовали ходульные персонажи, иллюстрирующие тезисы о «хороших» и «плохих» мальчиках и девочках. Последние, по словам одного из критиков, были так же похожи на реальных малышей, как выпотрошенные цыплята на витрине магазина на желтые комочки, бегающие по зеленой лужайке. Еще раньше Твен посмеивался над подобной литературной традицией в «Рассказе о дурном мальчике» (1865) и «Рассказе о хорошем мальчике» (1875).

В своем романе Твен пародирует подобную расхожую «продукцию», ориентированную на запросы «воскресных школ». Постарайтесь обнаружить характерные для стилистики Твена элементы пародии в тексте романа. Рассмотрите в этом плане образ Сида как образец «хорошего мальчика».

5. Проиллюстрируйте искусство Твена-пейзажиста. Как соотносятся мир детей и мир природы? Как они взаимосвязаны?

6. Каковы особенности поэтики романа? Почему методологию Твена называют иногда «инстинктивным реализмом»? С чем связана общая светлая тональность романа? В чем его общечеловеческий пафос? Почему книга о Томе Сойере относится к числу «вечных книг»?

Том Сойер - один из самых ярких детских образов, когда-либо созданных Марком Твеном. В Томе Сойере Марк Твен воплотил типический образ. В мальчике имеется всё характерное для его возраста, среды, времени, страны. Это живой образ мальчугана. Отчаянный озорник, изобретательный, неугомонный, постоянный предводитель мальчишеских игр, Том Сойер отнюдь не вундеркинд, не гений, поражающий своей исключительной талантливостью и одарённостью. Даже имя своему герою Твен стремился дать такое, которое звучало бы, как всякое иное мальчишеское имя. Но именно обобщающая полнота, с которой здесь сведены воедино все типические особенности нормального, здорового детства, и придаёт герою романа черты ярко выраженного индивидуального своеобразия. Он не только "тип", но и "характер", весь сотканный из противоречий и всё-таки внутренне целостный.

Мы ясно видим Тома и радуемся каждой встрече с ним. Он понятен нам и тогда, когда проказничает, и тогда, когда, обливаясь слезами, глядит на молящуюся за него тётю Полли. В его сердце живут радость и обида, горечь и веселье, недовольство школой, запретами, нравоучениями и вместе с тем озорство здорового ребёнка, наделённого буйной фантазией. У Твена нет однолинейного определения героя. В повести происходят парадоксальные вещи: тётя Полли знает, что Том не "хороший", но у неё не поднимается рука наказать мальчика, "плохой" Том не может поступить подло с Бекки, а "хороший" Альфред намеренно подстраивает подлость.

Герои "Приключений Тома Сойера" - мальчики-подростки, ещё не вступившие в жизнь. Без особой охоты они ходят в школу, много шалят и тайно мечтают, сбежав от опеки взрослых, отдаться своим - отдельным и независимым от взрослых людей - интересам. Таков Том Сойер. Самое существенное в облике Тома - это страстная, неукротимая жажда жить вольно, чтобы все знакомые мальчики изнывали от зависти, а взрослые остолбенели бы от удивления, - жить так, чтобы "мёртвая рука обычая" не могла сковать своим леденящим холодом и не сделала бы из него "хорошего мальчика", то есть ходячего манекена. Бессознательно и сознательно - дети упорно и настойчиво борются с мертвящей скукой пуританства в быту, в семье, в школе. Они инстинктивно восстают против косной силы буржуазной морали. Социальный быт отходит здесь на второй план. Он связан в повести с образами взрослых людей - родители, учителя, священник - и в глазах мальчиков представляет собой скопище досадных ограничений в их вольной мальчишеской деятельности, которых следует избегать. Том ускользает от нотаций тёти Полли, томится в церкви на долгой воскресной службе, получает трёпку от учителя в школе и старается скорее забыть обо всём и отдаться собственным радостям и печалям. Конфликт между естественными началами жизни и убогой мещанской моралью в "Томе Сойере" приобретает конкретное психологическое содержание. Он оборачивается конфликтом между живым, здоровым мальчиком-сорванцом и противостоящим ему миром взрослых, скучных людей. Повествование строится на всепроникающей антитезе "взрослого" и "детского", представляющей психологическую модификацию характерной антитезы "естественного" и "искусственного".

Природа в повести не есть нечто внешнее, привнесённое писателем в жизнь героев. Это органический фон их мальчишеской жизни. Широким фоном для всех событий в книге является могучая река с её свободными просторами, пещера с её красотой и страхами, лес с его романтикой "разбойничьей" жизни. Том и его друзья, решив "стать пиратами", похищают соседский плот и проводят несколько дней на Джексоновом острове: "Было прохладное серое утро. В глубоком безмолвии леса таилось восхитительное чувство покоя и мира. Ни один листок не шевелился; ни один звук не нарушал раздумий великой природы". Здесь мы видим гармонию природы и непорочной детской души. Том Сойер с "разбитым сердцем" уходит в лес и, разыграв там сцену из Робин Гуда, возвращается исцелённый.

То, что ценится в Сент-Питерсберге взрослыми, вызывает пренебрежение у детей, ибо мир взрослых наполнен условностями, их мнения определяются расчётом, тщеславием, страхом перед общественным мнением, детское же сознание свободно от них.

Самым радикальным средством убеждения и воспитания с точки зрения взрослых является палка. Оплеухи, затрещины, колотушки сыплются на Тома Сойера на протяжении всей повести. Дома его щёлкает напёрстком тётушка Полли, а в школе по его спине гуляет учительская розга. Ежедневная порка составляет обязательный элемент его существования, и он так привык к этой педагогической процедуре, что почти перестал её замечать. Однако система насилия над ребёнком осуществляется и в других формах. Наряду с физическими методами принуждения существуют и духовные. Одна из величайших условностей жизни взрослых людей - религия. Как по-мальчишески беспощадно с ней разделывается Том Сойер! Его детский ум свободен от трепетного уважения обрядности, религиозных атрибутов, общепризнанных канонов. Церковная служба наводит на него лишь одуряющую скуку. Проделка с пуделем, который поднял невообразимую возню в церкви во время воскресной службы, - превосходный контраст к чопорной церковной обрядности. В церковь во время проповеди забежал пудель. А у Тома был жук. Пудель "начал клевать носом; мало-помалу голова его поникла на грудь, и нижняя челюсть коснулась врага, который и вцепился в неё. Пудель отчаянно взвизгнул, мотнул головой, жук отлетел в сторону на два шага и опять упал на спину. Те, что сидели поблизости, тряслись от беззвучного смеха, многие лица скрылись за веерами и носовыми платками; а Том был безмерно счастлив" . Потом пудель "позабыл о жуке и преспокойно уселся на него! Раздался безумный визг, пудель помчался по проходу и, не переставая визжать, заметался по церкви; чем больше он метался, тем сильнее росла его боль; наконец собака превратилась в какую-то обросшую шерстью комету… К этому времени все в церкви сидели с пунцовыми лицами, задыхаясь от подавленного смеха. Даже проповедь немного застопорилась" . Ребяческая проделка даёт Твену возможность показать, что хождение в церковь лишь дань "общепринятому" , а проповеди - убийственная скука. В церкви нет подлинного благочестия, певчие вечно хихикают, и никто не в состоянии слушать скучную проповедь. Вдова Дуглас всё время "молится - чтоб ей пусто было!" и вызывает у Гека раздражение. Мальчики обменивают билетики, полученные за зазубривание стихов из библии, на рыболовные крючки. В результате Тома, который не может назвать ни одного из 12 апостолов, но сумел выменять нужное количество билетиков, награждают библией за примерные познания по части евангелия. Так, для Тома "церковь - дрянь по сравнению с цирком" . Эта фраза естественна в устах двенадцатилетнего мальчугана. Но она же характеризует и отношение к церкви рядового американца XIX века.

Твен подвергает критике и мертвящую систему школьного обучения: зубрёжку, отупляющую рутину, розги, побои. Школа не калечит душу Тома только потому, что мальчик живёт другими захватывающими интересами. Школа для Тома - "тюрьма и кандалы" , а время от воскресенья до воскресенья - "неделя мучений" . В остроиронических сценах, изображающих различные столкновения взрослых и детей, Твен показывает, что насилие над личностью ребёнка является ведущим принципом официальной педагогики. Именно против этого насилия и бунтует детвора. "Задёрганные и замученные мальчики из приличных семей" втайне завидуют бесприютному бродяге Геку Финну, который один во всём городе волен делать всё, что он хочет, не считаясь ни с какими запретами и ограничениями. Озорник и бунтарь, Том Сойер пользуется расположением Твена именно потому, что, инстинктивно отметая от себя всё, способное заглушить свойственное ему живое чувство жизни, остаётся внутренне свободным. Проповеди священника, назидания учителей воскресной школы, розги педагогов, и напёрсток тётушки Полли не затрагивает его внутреннего мира, и он сохраняет всю живую естественность своих чувств.

Том ненавидит школьные и всякие другие условности: его всегда заставляют делать то, чего он не хочет, потому что "так надо". Недаром на первой странице романа тётя Полли высматривает озорного Тома "между грядками томатов и высокой сорной травы" . Буйная трава, растущая вопреки садовым условиям, - это символ натуры Тома Сойера, образ непокорного мальчугана-сорванца, инстинктивно восставшего против уродств застойной мещанской жизни.

Но, отвергая одни - бытовые - условности окружающей жизни, Том подчиняется другим - книжным. Для него, как для Дон-Кихота, незыблемым законом является всё, что он вычитал из книг. Чтобы быть отшельником, нужно "спать на жёстком камне, носить грубую власяницу, посыпать голову пеплом, стоять под дождём" . Простодушный Гек удивляется: к чему всё это? "- Не знаю. Только все отшельники так делают; должно быть, так надо. Вот и ты, Гек, стал бы делать то же самое, если бы ты был отшельником" . "- Ну, уж нет, ошибаешься, ни за что!" "- А как же иначе? Без этого нельзя" .

Сознание Тома и Гека полно суеверий и предрассудков. Для автора это неисчерпаемый источник комического; всем этим он характеризует среду, взрастившую Тома и Гека, низкий культурный уровень американского простого люда. Грамотный Том Сойер и безграмотный Гек Финн стоят почти на одном и том же уровне развития. Но их природная сметливость, наблюдательность и ум помогают им собственными силами выкарабкиваться из вязкой тины косности.

Примет, поверий, суеверий в повести множество; в детском быту они играют ещё большую роль, чем в мире взрослых: они делают игру таинственно-"жуткой". Но, оказывается, самым увлекательным и заманчивым является преодоление того "страшного", чем полна суеверная фантазия Тома и Гека. Что может больше пленить сердца отважных мальчиков, как не ночное приключение, когда, преодолевая страх, нужно в полночь идти к заброшенному месту, отыскать тень от ветки старого сгнившего дерева и открыть спрятанный там клад, который охраняют мертвецы и приведения. Или: немало отваги нужно, чтобы отправиться ночью на кладбище с дохлой кошкой на верёвке и знать, что мертвецы слушают разговоры живых. В самой дохлой кошке, конечно, нет ничего таинственного и загадочного, но зато она может служить средством лечения бородавок. Разговор Тома с Геком на кладбище не оставляет сомнений, что у мальчиков собственный взгляд на то, каковы отношения живых людей с теми, что умерли и лежат под землёй. "Тихий ветер стонал в ветвях, и Том опасался, что это души покойников жалуются, что их потревожили…

Как ты думаешь, Гекки, понравится мёртвым, что мы к ним пришли?

Кто их знает, не знаю! А жутко здесь… Правда?

Наступило продолжительное молчание: оба задумались над тем, как отнесутся покойники к их посещению. Затем Том шепнул:

Слушай-ка, Гекки, как тебе кажется, старикашка Уильямс слышит, что мы говорим?

Конечно, слышит.

Снова молчание.

Лучше мне было сказать "мистер Уильямс". Но ведь я его не хотел оскорбить. Так все звали его - старикашкой.

Надо быть осмотрительнее, когда говоришь о покойнике, Том…"

Мастерское построение сцены на кладбище хорошо раскрывает цель писателя: показать, что реальная жизнь бывает порою страшнее любых суеверных выдумок. Мальчики упорно сопоставляют свой небольшой житейский опыт с "узаконенными" поверьями и приметами. Бродячая собака выла в полночь около дома Джонни Миллера, и даже козодой сел на перила у крыльца их дома и запел, - а никто в доме Миллеров не умер. Ещё один эпизод: "Маленькая зелёная гусеница поползла по мокрому от росы листу. Время от времени она приподнимала две трети своего тела, как будто оглядываясь, а затем ползла дальше. - Снимает мерку, совсем как портной,- сказал Том… И когда, простояв несколько времени в мучительном раздумье, с туловищем, поднятым кверху, гусеница решила поползти по ноге и пустилась путешествовать по всему его телу, его сердце наполнилось радостью, ибо это значило, что у него будет новый костюм…" . В душах детей рождается желание всё понять, проверить и осознать. Любознательность сильнее страха и религиозных предрассудков.

В борьбе с суеверными страхами и реальными житейскими злоключениями формируется решительный характер Тома Сойера. Он встаёт на защиту невиновного в убийстве Меффа Поттера. Однако сделать это его заставляет не только чувство справедливости, но и тщеславие. Необузданная фантазия, энергия, жажда приключений толкают его ко всему, что кажется опасным, требует смелости, отваги, дерзости.

В повести Твен-юморист прекрасно использовал способность детского сознания копировать окружающее. История любви Тома и Бекки - лёгкая лирическая пародия на взаимоотношения двух взрослых влюблённых: Том старается покорить сердце незнакомки; он тоскует под её окном, и служанка выливает на него ушат помоев; Том добивается поцелуя и "обручения", но нечаянно возбуждает ревность Беки; Том - мужчина и рыцарь - охраняет Бекки в пещере и избавляет её от возможной мучительной смерти. Он всё время ждёт её возле школы. Вот, наконец, "у ворот мелькнуло ещё одно платье, и у Тома ёкнуло сердце. Миг - и он уже был во дворе, неистовствуя, как индеец: он кричал, хохотал, гонялся за мальчишками - словом, совершал всевозможные геройские подвиги, всё время при этом поглядывая в сторону Бекки. Он носился вокруг неё с боевыми криками, сорвал с кого-то кепку и забросил её на крышу, врезался в толпу мальчишек, расшвырял их в разные стороны, растянулся на земле перед самым носом у Бекки и чуть не сбил её с ног. Она отвернулась, вздёрнула нос и сказала: - Пф! Некоторые воображают, что они интереснее всех… щёки у Тома вспыхнули. Он поднялся с земли, понурый, раздавленный и медленно побрёл прочь" . Смешное и трогательное переплетаются в образе этого мальчика. Юмор помогает Твену глубоко проникнуть в сердце ребёнка, увидеть и показать то здоровое, свежее, прекрасное, что есть в его герое. Любовь Тома не только поэтична, но в высшей степени интересна. Его роман с Бекки - это увлекательная игра в любовь. Играть в любовь весело, и не случайно именно это слово приходит в голову Тому, когда он знакомит Бекки с правилами новой для неё увлекательной игры. Некоторые сцены повести носят откровенно пародийный характер. Так, эпизод, в котором Беки впервые представ перед Томом, бросает к его негам цветок, представляет пародию на одну из самых шаблонных ситуаций заурядного любовного романа. В книге Твена эта сцена кажется живой и очаровательной благодаря множеству юмористических деталей. Например, сообщая читателю о том, что Том берёт драгоценный дар любви не рукой, а пальцами ноги и вследствие плохого знания анатомии хранит его не около сердца, а около желудка. Эти юмористические подробности необычайно оживляют изображаемую Твеном картину и сообщают ей иронический смысл.

С Томом связана одна из чарующих особенностей романа - атмосфера игры. Безудержная фантазия Тома Сойера - это поэтическая сила, которая сохраняет целостным его собственный душевный мир, защищая его от тлетворного влияния косного быта, та сила, которая влечёт Гека к Тому и делает их закадычными друзьями. Изображая поведение играющих детей, Твен стирает грани между воображаемым и реальным. Играющий ребёнок в воображаемом мире живёт полноценной жизнью. Фантазия о кладе приводит их к сокровищам индейца Джо, жажда необыкновенного приключения - к романтическому и трагическому пребыванию Тома и Бекки в пещере; игра в разбойники - к реальным бандитам и убийцам. Том убеждён, что рядом с неинтересной, тусклой жизнью существует замечательный и яркий мир, попасть в который легко и просто. Он играет даже тогда, когда просто живёт.

Воспроизводя "диалектику" детской души, Твен показывает, что каждый предмет поворачивается к ребёнку своей игровой, занимательной стороной. Ни одному взрослому человеку не придёт в голову, что с удалением зуба могут быть связаны какие-либо переживания, кроме самых неприятных. Между тем в вырванном зубе Тома таятся неисчерпаемые возможности интереснейшего времяпрепровождения. "Когда Том после завтрака отправился в школу, все товарищи, с которыми он встречался на улице, завидовали ему, так как пустота, образовавшаяся в верхнем ряду его зубов, позволяла ему плевать совершенно новым, замечательным образом" .

Сливаясь со своим героем, Марк Твен смотрит на мир его глазами, что открывает путь для проникновения в душу ребёнка. Чередование событий в повести даётся как последовательная смена жизненных впечатлений Тома. Нередко они предстают перед глазами читателя не в своём непосредственном, а в отражённом виде - такими, какими их видит герой. В построении своего произведения Твен как бы воспроизводит логику "раскованного" детского сознания, в котором одно впечатление вытесняет другое. Том, как истинный ребёнок, не может думать одновременно о разных вещах.

Как видно из выше сказанного, Том во всём и всегда искренен и непосредственен. Это и делает его образ обаятельным. Но в то же время образ Тома Сойера довольно сложен: в нём сочетаются противоречивые черты - детское себялюбие и порывы великодушия; романтическая мечтательность и трезвый практицизм; отвага и способность поддаваться непреодолимому страху; высокоразвитое чувство товарищества и яростное детское честолюбие - нигде и никому он не смог бы уступить место вожака, "героя", первого выдумщика. Твен понимал, что судьба его героя будет зависеть от того, сможет ли он впоследствии вполне подчиниться "моральным принципам" общества, в котором живёт. Писатель полагал, что историю Тома Сойера можно продолжить в двух вариантах: в одном из них Том достигает высоких почестей, а в другом - попадает на виселицу.

Весь анализ, как мы пытались показать, указывает на то, что внимание художника сосредоточено на защите права ребёнка иметь детство, на специфике детской психологии. Утверждая поэзию и красоту чистого, свежего, неразвращённого сознания, Твен в своей повести показывает мир таким, каким его видит ребёнок, - чистым, бесхитростным, наивным, с ослепительными красками и прозрачностью колорита. Юмор помогает Твену глубоко проникнуть в сердце ребёнка, увидеть и показать то здоровое, свежее, прекрасное, что есть в его герое. Повесть полна разоблачительных наблюдений и суждений автора. Они явились результатом реалистического метода Твена. Только неистребимый оптимизм детства в состоянии был победить духовную скудость обывательского существования. В повести ясно ощутимы элементы нового в творческом методе Твена-реалиста. Становятся богаче, сложнее и разнообразнее приёмы индивидуализации характеристик героев, вместо сухой описательности даются художественные картины, убеждающие читателя своей образностью и живостью, появляется уменье показать жизненные конфликты не только во внешних столкновениях, но и в передаче духовного состояния героев. Также в повесть органически вплетаются картины природы. В "Приключениях Тома Сойера" реализм и романтизм представлены в сложном сплаве, что во многом и определяет художественное своеобразие книги.

Легко вообразить чувство двух мальчиков, которые оказались ночью на кладбище. Их всегда привлекало все тайное, неведомое, связанное с опасностью. Том и Гек любили быть открывателями таинственного. Ночное кладбище именно и было тем местом, которое сполна удовлетворило их тягу к приключениям. То, свидетелями чего они стали, было ужасно. Сидя за тремя большими осокорями возле свежей могилы, Том и Гек стали невольными свидетелями ссоры индейца Джо и врача Робинсона. Во время этой ссоры присутствовал и Маф Поттер. Джо, подступая к врачу, начал требовать от него дополнительное жалованье за разрытую могилу. Врач ответил, что он уже достаточно заплатил, но индеец настаивал на дополнительном вознаграждении. Неуступчивость врача разожгла Джо, он начал его обижать. Слово по слову — и началась потасовка. Врач одним ударом избил негодяя. Поттер, стараясь прекратить ссору, решил утихомирить врача. Но не рассчитал свои силы и оказался на земле. Когда Поттер пришел к понятливости, врач был мертвый, а в своей руке он увидел собственный нож.

Убивство совершил индеец Джо, но все перевел на Поттера, который, конечно, не мог знать, как было на самом деле. Правду знали Том и Гек, которые все видели, сидя в укрытии. Ребята опасались мести со стороны индейца, если тот узнает о существовании свидетелей кровавой расправы. Они поклялись никому не говорить правду о том, что видели. Началось судебное расследование. Индеец Джо свидетельствовал против невиновного Поттера, которого считали убийцей врача Робинсона. В городе распространялись слуха, который беднягу Поттера казнят — на него ждет виселица. Ребята страдали все более сильнее, ощущая укоры совести. Ведь они могли спасти невинный человека, который никогда никому ничего не причинила. «Душа у него добрая, — говорил Гек Финн. — Когда-то он дал мне рыбу, хотя ему и самому мало было. Да и заступался за меня не раз, помогал, когда было трудно». «А мне, Геку, он чинил змеев и крючки к удочкам привязывал», — прибавил Том. Итак, вышло, что на одной чаше был страх мальчиков перед индейцем и Джо, а на второй — мучения совести. Укоры совести все-таки побеждают страх. Том поднимает клятву молчания. На суде он рассказывает все, что видел на кладбище. Теперь уже грозный индеец Джо испугался наказание и спасается бегством из зала суда.

Я задумался: смог ли бы Том молчать и дальше? Наконец эта история пришла в забвение б. Это и что из того, что пострадал бы Поттер? Зато у не пришлось бы опасаться за свою жизнь и избегать встречи с индейцем Джо. Но тогда это был бы не Том Сойер. Так как Том Сойер был добрым, чутким мальчиком, он не мог мириться с несправедливостью. Чистая душа Тома спасла жизнь Поттеру, незаслуженно обвиненному. Следует отметить дух справедливости, который скреплял дружбу Тома и Гека. Они по-братски поделили сокровище. Гек к тому времени жил у вдовы Дуглас. Зажил Гек как человек, все было по расписанию, но он, как от невыносимой боли, мучился от этого. Он уже решил покивать пятами. Но здесь пришел на помощь Том. Он объяснил другу, который пройдет время и Гек привыкнет, а потом они вместе соберут ватагу, составят присягу и станут настоящими разбойниками. И тогда о них заговорят, а вдова Дуглас даже будет гордиться Геком.

Когда любовь к ближнему побеждает собственный страх. Сочинение по повести «Приключения Тома Сойера»

Другие сочинения по теме:

  1. Поздравляю! Я — Том Сойер. Мое имя вам кажется чудным? Возможно, так оно и есть. Я англичанин. Живу с теткой...
  2. С того времени, как они познакомились, жить один без одного уже не могли. Фин — сын известного в городке пропойцы,...
  3. Много всяческих приключений было в жизни героев Марка Твена — Тома Сойера и Гекльберри Финна. И в каждом эпизоде оказывается...
  4. Это же бессмыслица — работать в субботу. Том, получив от тетушки Полли задачу белить забор, задумался: тридцать ярдов деревянного забора...
  5. Американская действительность в сатире М. Твена (В произведениях «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна») Американская действительность в сатире М. Твена...
  6. Марк Твен провел детство в городке Ганнибал на Миссисипи. После смерти отца вынужден был оставить школу. Работая учеником наборщика в...
  7. Повесть «Принц и нищий» (1882). Англия 16 века, два очень похожих мальчика — один принц, другой нищий — поменялись одеждой...
  8. Коли Жаль До Ближнього Перемагає Власний Страх. Твір За Повістю «Пригоди Тома Сойєра» Легко уявити почуття двох хлопчиків, що опинилися...
  9. В образе Тома Сойера Марк Твен изобразил самого себя «Я рассказывал в «Томе Сойере» о собственных проделках,- сообщил писатель своему...
  10. Одним из средств создания комического эффекта служит писателю диалог, которым он владеет с поразительным совершенством. В сознании юных героев все...
  11. Глава I Тетя Полли ищет своего проказливого племянника Тома Сойера по всему дому и излавливает его, когда мальчишка пытается прошмыгнуть...
  12. Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них — роман...
  13. В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведении вена — «Приключения Тома Сойера». «Приключения Тома Сойера»...
  14. Секрет здесь в том, что и сказка насыщена такими подробностями, которым мы верим сразу же, потому что они жизненны. О...
  15. Именно эта мысль составляет пафос одного из вершинных произведений нашей литературы, романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». «Фашизм и человек,...
  16. В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена — «Приключения Тома Сойера «Приключения Тома Сойера»...
  17. Носов — писатель, работавший в разных прозаических жанрах. Большим успехом у ребят пользуются его сказки:, «Приключения Незнайки и его друзей»,...

Тема дружбы и мечты в повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
В повести «Прикпючения Тома Сой ера» главный герой — мальчик Том. Он очень непоседлив и постоянно попадает в какие-то истории. У Тома есть сводный брат Сид. Но Сид не похож на Тома. Сида считали хорошим мальчиком, а Тома — плохим. Но Том все равно любил своего брата, хотя Сид рассказывал о проделках Тома тете Полли, у которой жили мальчики. Том — хороший друг. Он дружит с Геком, хотя эта дружба не нравилтся тете Полли. Том был обеспеченным мальчиком из хорошей семьи. А у Гека отец был пьяницей.

Том учился в школе, а Гек нет. Том и Гек тайно встречались друг с другом. Дружба Тома и Гека прошла испытание. Когда Том решил, что его не любят, мальчики убежали из дома. Они много путешествовали. Но скоро Том захотел вернуться домой, а Гек не хотел у него дома был лишь отец, которого Гек не очень любил. Мальчики много пережили в этом путешествии, но затем вернулись домой. У Тома и Гека была мечта. Они хотели найти клад. Мальчики придумали для себя игру. Они искали спрятанные в пещере сокровища. Когда они их нашли, то Гек получил много денег и стал равным Тому. Но потом Геку разонравилось быть богатым.

Его взяла к себе одна вдова и заставила ходить в школу. Добрая женщина умыла и при чесала Гека, дала чистую одежду. Том понимал Гека, но ничего не хотел менять, его все устраивало. Мальчики ценили свою дружбу, хотя могли и поссориться. Это случилось, когда Том влюбился в одну девочку. Ее звали Бетти. Геку Бетти не понравилась, потому что она была хорошо воспитана и всегда ходила в чистой одежде. Но я думаю, что Гек просто не хотел терять такого друга, как Том. Том и Гек были настоящими друзьями. Они смогли исполнить свою мечту. Они нашли клад и помогли поймать преступников.

Я думаю, что дружба мальчиков не исчезнет, когда они станут взрослыми. Я бы тоже хотел иметь такого друга, как Гек или Том. Такие друзья всегда тебе скажут правду и смогут поддержать в трудную минуту.

«Приключения Тома Сойера» - одно из самых популярных произведений американского писателя Марка Твена. Впервые повесть была опубликована в 1876 году. Уже в 1877-м ее издали в Российской Империи. Известны как минимум девять переводов на русский, наиболее удачным часто называют вариант Корнея Чуковского.

Изначально Твен полагал, что создает «Приключения Тома Сойера» для взрослых людей. Друзья писателя, услышавшие первые главы, сразу стали его убеждать в том, что книга – для детей. Сейчас подобные разговоры вообще кажутся бессмысленными, ведь повесть Твена одинаково нравится и взрослым, и юным читателям. Она не устаревает, потому что в ней нет ничего фальшивого, лживого, неестественного, зато есть великолепный юмор и обаятельные главные герои. В предисловии к повести Твен отметил, что большая часть описанных в книге приключений взяты из жизни, причем одно-два он пережил сам. Гекльберри Финн «списан с натуры». То же самое касается и Тома Сойера. Правда, в этом образе нашли воплощение черты не одного мальчика, а сразу трех, с которыми был знаком Марк Твен.

Основные персонажи повести

Главный герой повести – мальчишка по имени Томас Сойер. Он живет в небольшом американском городке под названием Санкт-Петербург, расположенном в штате Миссури. После смерти матери Тома его взяла на воспитание ее сестра Полли. Том Сойер – озорной, но при этом смелый и смышленый ребенок. Лучшие его черты – готовность пожертвовать собой ради друзей, чувство справедливости. Да, он ворует сахар у тети Полли, хитростью заставляет мальчишек красить за него забор, прогуливает школу и не совсем честным путем получает красивую Библию в подарок. Зато Том бесстрашно терпит порку вместо Бекки, в которую он влюблен, и защищает в суде невиновного Меффа Поттера.

На первый взгляд кажется, что Том – обычный мальчик. В действительности он сильно отличается от других мальчишек Санкт-Петербурга. Том – лидер по натуре. В начале повести рассказывается, что когда ребятишки играли в войнушку, разделившись на две армии, то Том выступал в роли полководца одной из них. Сам он не сражался, раздавая приказы через адъютантов. Более того – армия под предводительством Сойера выиграла битву. Но главное – никто кроме Тома не способен превращать скучнейшие минуты в истинные праздники. Вспомнить хотя бы сцену в церкви, когда все прихожане заскучали от проповеди священника. Развеселить их сумел Том Сойер, выпустив жука-кусаку из коробки. Сражение насекомого с забежавшим в церковь пуделем привнесло в церковную службу, по выражению самого Тома, «немножечко разнообразия».

Гекльберри Финн – сын пьяницы и друг Тома Сойера. Гек одевается «в обноски с плеча взрослых людей», не признает «никаких обязательных правил», ночует на ступеньках чужого крыльца или в пустых бочках, курит трубку и умеет изобретательно ругаться. Все матери в Санкт-Петербурге ненавидят его и запрещают своим детям с ним общаться. При этом ребятишки души в нем не чают и хотят ему подражать. Несмотря на то, что Гек фактически вырос на улице, он смог не пасть на самое дно, не ожесточиться, остаться хорошим человеком. Мальчику недостает образования. Зато у Гекльберри есть практическая смекалка. Кроме того, ребенок от природы сообразителен.

Бекки Тэтчер – дочка судьи, в которую влюблен Том Сойер. В начале книги она описывается как «прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетенными в две длинные косички, в белом летнем платьице и вышитых панталончиках». Характер Бекки прописан не так хорошо, как характеры Тома и Гека, но кое-что о ней сказать можно: она не отличается храбростью, дальновидностью, умением правильно вести себя в экстремальных ситуациях. Показательно поведение Бекки в пещере. Пока Том пытается найти выход из сложившейся ситуации, Бекки по большей части плачет и говорит о близкой смерти. Она сразу же съедает свою долю пирога. Ей даже в голову не приходит, что надо оставить хотя бы немного на будущее, ведь неизвестно, когда в следующий раз удастся поесть. Получается, Бекки оказалась абсолютно не готова к экстремальной ситуации. Вероятно, если бы она заблудилась в пещерах одна, то не сумела бы оттуда выбраться. Впрочем, виновата в этом скорее не сама Бекки, а данное ей воспитание.

Тетя Полли – сестра умершей матери Тома Сойера, которая взяла мальчишку на воспитание. Несмотря на то, что он много озорничает и часто ее не слушает, тетя все равно очень сильно любит его. Том, чувствуя это, отвечает ей взаимностью. Тетя Полли наивна в некоторых вопросах – она искренне верит Тому, когда тот рассказывает якобы вещий сон. Кроме того, тетя страстно увлекается «всякими патентованными снадобьями и новоизобретенными лечебными методами», собирая «все шарлатанские журналы и все шарлатанские снадобья». Причем тестирует это на других людях, так как сама не болеет. Тетя Полли – добрая и мягкосердечная женщина. Часто она дает Тому увильнуть от побоев, потому что жалеет озорника. При этом тетя признается: когда ей все-таки удается выпороть Тома, потом ее «старое сердце прямо разрывается на части». Иногда и она проявляет необыкновенную твердость. В частности, тетя Полли находит в себе силы заставить Тома Сойера в выходные заняться покраской забора.

Индеец Джо – главный враг Тома Сойера, опасный преступник, убивший молодого доктора Робинсона и сваливший вину на Меффа Поттера. Он злопамятен, жесток, готов подставить невиновного человека, чтобы самому выйти сухим из воды, умеет убедительно врать.

Мир взрослых и мир детей в «Приключениях Тома Сойера»

В книге мир детей противопоставлен миру взрослых. Мир детей – это свобода, веселье, приключения. Что касается мира взрослых, то он в произведении показан скучным, тоскливым, с множеством правил поведения. Именно к нему относятся кажущиеся бесконечными школьные уроки, на которых учитель мистер Доббинс особо не пытается заинтересовать учеников; однообразные проповеди священника.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...