Как сократить количество речевой патологии. Внезапная потеря речи. Причины. Симптомы. Диагностика. Нарушение средств общения


Нарушение речи в любых проявлениях вызывает у обладающего им определенный дискомфорт: тяжело выражать свои мысли, не всегда окружающие адекватно реагируют на явные дефекты, затруднена социальная адаптация. Первые проявления данного заболевания возникают уже в раннем детстве, с годами они могут развиться в серьезные психологические проблемы. В эту группу специалисты включают несколько подвидов патологий, с разными причинами и проявлениями. Объединяет их одно: люди с такими отклонениями испытывают сложности с коммуникацией.

Специалисты разделяют детские и взрослые проблемы произношения. Чаще всего в первом случае речь идет о легких стадиях заболевания, в то время, как в более зрелом возрасте нарушения нормального функционирования систем человеческого организма обусловлено иными причинами, протекает в более тяжелой форме. Обобщенно нарушения классифицируют по 2 типам:

  • органические – вследствие полученных травм головы, ушибов, повреждения органов артикуляции (языка, неба, губ, зубов), расстройства центральной нервной системы, слухового аппарата;
  • функциональные – чаще всего возникают под воздействием внешних факторов (стресса).

К проявлениям 1 типа приводят перенесенные инфицирования, опухоли мозга, кровоизлияния (инсульты), закупорки сосудов, родовые травмы. Нарушения в преклонном возрасте развиваются на почве болезни Альцгеймера, Паркинсона, параллельно возникают проблемы с памятью, психоэмоциональные расстройства. Некоторые лекарства могут вызвать индивидуальную реакцию (снижение слухового порога восприятия), что также сказывается на нарушениях речи.

К факторам, влияющим на развитие дисфункции речевого аппарата, относят эпилепсию и алкоголизм, а также перенесенные ДЦП или инфекции (менингиты, энцефалиты, болезнь Лайма). Нередкими являются случаи нарушений речи при локальных поражениях мозга.

Чаще всего являются прямыми следствиями сильного потрясения, умственной отсталости, невылеченных детских патологий, психических состояний (испугов, истерий), воздействия медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов), наследственной предрасположенности.

Важно. Специалисты отмечают случаи наслоения причин функционального и иного характера, провоцирующих развитие нарушений темпа, характера речи. Часто после детального обследования у таких пациентов диагностируется органическое повреждение.

Виды нарушений речи

Нарушения речи у взрослых, их причины и виды разделяют в зависимости от симптомов, а также характерных проявлений. К ним относятся: афазия, алалия, брадилалия, дизартрия, дизорфография, дисграфия, дислексия, дислалия, а также заикание и задержка речевого развития.

Афазия – это нарушение речи, связанное с повреждениями отделов мозга или нервных связей между ними. При акустико-гностической разновидности корковый центр анализа/синтеза информации (область Вернике) не может адекватно обрабатывать поступающие данные, а также создавать на их основе импульсы в речевом аппарате. Практически всегда выражается в проблемах со счетом, письменными навыками, речью. Определяется при диагностировании мозга и сосудов методами МРТ, в результате комплексного обследования у логопеда, невролога, ЛОРа.

При пациент страдает нарушениями слухоречевой памяти – плохо говорит, тщательно подбирая слова, путается и останавливается. Методы диагностики такие же, как и в предыдущем случае. При развитии заболевания на фоне возрастных изменений или перенесенных травм возникает расстройство ранее сформированных речевых навыков: больной, нормально разговаривавший до этого, начинает испытывать трудности с поддержкой диалога, составлением простых предложений.

Проявляется в падении речевой функции, смещениях фонем (твердых-мягких, звонких-глухих), нарушении правильной артикуляции. Определяется при МРТ мозга, логопедическом обследовании.

Алалия выражается в серьезных проблемах с вербальным общением: от небольших проявлений до полного отсутствия речи. Связана она с повреждениями речевого центра коры мозга, случившимися в период внутриутробного развития, либо же в возрасте до 3 лет. Для данного заболевания характерны: задержка нормальных речевых реакций, скудный запас слов, трудности с пониманием структуры слова (разделение на слоги), ошибки в произношении фонем. Обследование проводят логопед и невролог, они же рекомендуют методы коррекции.

Смещение темпа, или , можно узнать по замедлению разговора, задержке при письме и чтении. Еще один явный пример болезни – монотонное, слабомодулированное произношение, нечеткая артикуляция. Обследование проводится комплексно, с привлечением логопеда и психолога.

При дизартрии поражены речедвигательные функции в анализаторе мозга, а также система управления мышцами артикуляционной группы. Одновременно страдают моторика, дыхание, тембр и сила голоса. Диагноз ставится на основе электрограмм и магнитно-резонансной томографии мозга, логопедического тестирования, упражнений на устную и письменную речь.

Расстройство орфографических навыков при письме, не связанное с осознанием правил написания (произношения) называется дизорфографией. Больной делает специфические ошибки, которые выявляются при диктанте и устном общении. Частичными нарушениями письма страдают и пациенты с дисграфией, у которых недоформированы (нарушены) психические связи, отвечающие за процессы контроля/реализации письменной речи. Дислектические проявления характеризуются сбоями навыков чтения, замещениями фонем, замедленным (побуквенным) прочтением, трудностью восприятия прочитанного материала.

При пациенты сохраняют нормальную работу органов слуха, но не могут четко, с сохранением правильной артикуляции, произносить звуки. Иногда повреждения затрагивают челюстной отдел (неправильный прикус, строение зубов), что может быть обнаружено при стоматологическом осмотре.

Задержки развития речи впервые начинают проявляться на ранних этапах развития человека (до 3 лет включительно). Проявляются в бедном словарном запасе (меньшем, чем положено по возрасту), монотонной, безэмоциональной речи.

– это нарушение темпо ритмической организации речи со спазмическими, внезапными мышечными конвульсиями артикулярного аппарата, гортани, при которых больной прерывается на цикличном повторении определенного звука (иногда группы).

Важно. Большинство нарушений могут быть выявлены в результате комплексного обследования у различных специалистов, с проведением томограммы мозга (других способов диагностики). Применение отдельных методов не позволяет со всей уверенностью судить о заболевании, а также назначить эффективное лечение.

Симптоматика

Понятие нарушения речи включает в себя любые отклонения от нормального звукопроизношения, в том числе изменение темпа, нечеткую артикуляцию, перемещение фонем в слове, бедный словарный запас и другие. Каждое заболевание характерно определенными, знакомыми каждому специалисту симптомами. Выделить из них универсальные, подходящие для всех разновидностей, сложно, а иногда практически нереально.

Поэтому пациенты с прогнозируемыми проблемами речи проходят комплексное медицинское обследование, на основании которого складывается максимально полная картина недуга (и определяются возможные способы коррекции). Очень важно понимать разницу между нарушением экспрессивной речи у детей и такими же проявлениями у взрослых: в их основе могут лежать абсолютно разные причины.

У ребенка дефекты произношения развиваются на фоне перенесенных инфекций или родовых травм, у взрослого – после кровоизлияний, неправильного медикаментозного лечения или регрессивных процессов в головном мозге. При жалобах пациента на проблемы с речью, памятью терапевт направляет его на обследование.

Невролог изучает реакции нервной системы, оценивает их адекватность, отоларинголог определяет состояние органов слуха, гортани, выявляет вероятные патологии. Дополнительное тестирование у ортодонта помогает локализовать проблемы с развитием прикуса (у детей), формированием челюстей и зубов.

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно, могут быть следствиями различных заболеваний. Необходимо как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, отоларингологу) для полного обследования. В случае органических повреждений мозга внешние симптомы могут быть слабо выражены, только детальное изучение томограмм, электроэнцефалограмм, МРТ, а также анализов крови позволит поставить точный диагноз.

Методы лечения

Выбор терапии во многом зависит от конкретной ситуации, а также возраста пациента. Для детей своевременно проведенная коррекция оказывается более эффективной, чем для взрослых (особенно после , на фоне возрастных процессов в организме). В любом случае большинство пациентов, после прохождения курса лечения, будут чувствовать себя гораздо лучше, смогут вернуться к нормальному общению.

Всестороннее обследование и консультация у специалистов по поводу лечения поможет определить основные направления терапии: занятия с логопедом, пластику челюстного отдела, физиотерапию или специальную гимнастику.

В последнее время для стабилизации результатов и повышения эффекта лечения применяют сочетание нескольких методик: медикаментозной, лечебной физкультуры, психотерапевтических сеансов. Для ликвидации тяжелых дефектов проводят хирургическое вмешательство, а уже после этого приступают к активной терапии.


Способы лечения нарушений речи в домашних условиях

Терапию допустимо проводить и в домашней обстановке – нет ничего сложного в логопедической гимнастике, приемы которой покажет врач. Как для детей, так и для взрослых с нарушением речи характерно стремление к замкнутости, изоляции. Первый шаг на пути к победе – полноценное общение, создание у пациента (особенно маленького) ощущения, что он не является изгоем, повышение его самооценки. Меньше газет, телевизора и мультимедийных развлечений, больше – обычных человеческих разговоров.

Психологически важно при нарушениях в построении предложения с косвенной речью не одергивать говорящего, не делать ему замечания, а пытаться понять, терпеливо выслушивать то, что он пытается сказать.

Профилактика

Для взрослых универсальных профилактических мер не существует, специфика нарушений речи, зачастую связанных с поражением сосудов (отделов) головного мозга, не позволяет каким-либо образом прогнозировать развитие нарушений речи. У детей прогнозы более благоприятные, поскольку всегда существует вероятность с помощью грамотной коррекции свести влияние дефектов к минимуму (иногда на 100 % избавиться от них). Большую роль при этом играет социальная среда: с кем ребенок общается, на каком языке говорят в семье, достаточно ли внимания ему уделяют взрослые, не испытывает ли он стресс или потрясения.

Важно. Своевременное обращение к специалистам поможет избежать проблем с запоздалым лечением дефектов артикуляции, повысит шансы на благоприятный исход.

К биологическим факторам относят состояние матери в период беременности – питание, прием медикаментов, интоксикации, наследственность – все то, что может повлиять на проявление нарушений речи.

Современный человек чаще проводит время в интерактивной среде, заменяя нормальное общение суррогатным. Это негативно сказывается на его речевых навыках, манере поведения, мозговой деятельности, культурном уровне и на формировании личности в целом. Особенно опасны такие тенденции у детей: малыши с детства привыкают к многочасовому сидению у компьютера или телевизора, что ухудшает зрение и осанку, приводит к гиподинамии, набору лишнего веса.

Другие причины, например, нарушение акцентологических норм в речи близких не должны оказывать существенного влияния, если ребенок много читает, постоянно пополняет свой словарный запас и полноценно общается со сверстниками.

Нарушение речевого развития означает наличие различных видов отклонений в развитии речи. Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же условия окружающей среды. К причинам нарушения речевого развития можно отнести: внутренние патологии в развитии плода, родовые травмы и недостаточное снабжение мозга кислородом, заболевания в первые годы жизни ребенка, травмы черепа, наследственность и вредные привычки матери во время беременности. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Нарушение речевого развития

Дислалия это дефектное произношение некоторых звуков. Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Заикание это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»).

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Разновидности алалии:

  • Моторная алалия (ребенок понимает речь, но не умеет ее воспроизводить);
  • сенсорная алалия (ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос)

Мутизм этопрекращение речевого развития из-за психической травмы. Разновидности мутизма могут быть следующими:

    общий мутизм (ребенок не говорит вообще);

    избирательный мутизм (своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей).

Детский аутизм это состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. Особенности заболевания в общем недоразвитии речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Афазия это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

При брадилалии происходит нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция становится нечеткой. Требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие, а именно:

    медикаментозную терапию;

    психотерапию;

  • логопедические занятия;

    логоритмику.

Дизартрия

Дизартрия это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает:

    лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ);

    логопедические занятия;

    артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дислексия

Дислексия - парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов....

Задержка речевого развития - более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости - проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь....

Заикание у детей

Заикание характеризируется судорогоподобными движениями артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению....

Заикание у детей это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Причины нарушения речи

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают:

    гипоксия плода;

    внутриутробные инфекции;

    родовые травмы.

Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы,опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Лечение нарушений речи

Профессиональный врач-логопед поможет ребенку справиться с заболеванием. Нарушения речи чаще всегоносят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо-ванной логопедической помощи. Они проявляются в раннем возрасте и отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь детям, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования и в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент-рах). В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару-шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются:

Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости - хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента рождения новой жизни и продолжается на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Степень овладения речевыми навыками - это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.

Кстати, нарушение развития речи не может не сказаться в дальнейшем на общем развитии ребенка. Речь человека относится к высшим психическим функциям - ее обеспечивает головной мозг. Любые расстройства в его деятельности могут повлечь за собой проблемы в осваивании речевых навыков. Как именно это происходит, мы рассмотрим далее в статье.

Нарушение речи: причины возникновения патологии

Сразу стоит отметить, что, говоря о нарушениях речи, мы подразумеваем детей с сохраненным интеллектом и нормальным слухом.

А причины, вызывающие нарушение речи у детей, специалисты делят на две основные группы: органические и функциональные.

К числу первых относят повреждения тех участков мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи, а также расстройство структур, управляющих артикуляцией.

Функциональные нарушения - это проблемы с работой речевого аппарата (недостаточная подвижность губ и языка, неправильный прикус, короткая уздечка, расщелина верхнего неба и т. п.).

Как формируются вызывающие нарушение речи причины

Для того чтобы разобраться, как именно разные патологии влияют на способность человека к общению, в данном случае к речи, стоит рассмотреть этот процесс подробнее.

Процесс оформления мысли в произносимые слова проходит несколько этапов. На первом - фраза формируется в головном мозге, в его доминантном полушарии (а именно - в височной доле). Затем к этому процессу подключаются центры, которые отвечают за произвольные движения, и возбуждение передается по нервным волокнам на мышцы гортани, глотки, языка, губ и т. д. Эти мышцы, а также поток воздуха из верхних дыхательных путей и формируют произносимую речь.

В результате разных патологий на каждом из перечисленных этапов может возникнуть так называемая «поломка», соответственно, в зависимости от нее, и нарушение устной речи будет проявляться по-разному.

Что приводит к проблемам с развитием речи у детей

Возникновению патологий, вызывающих нарушения речи, предшествуют различные проблемы. Это могут быть родовые травмы или асфиксия у новорожденного, которая вызывает кислородное голодание и, как следствие, осложнения со стороны ЦНС. Немаловажную роль играют и наследственные факторы, так как детям могут передаваться от родителей расстройства функционирования речевых зон мозга.

На нарушение развития речи у детей могут повлиять и патологические процессы во время беременности у матери: токсикоз, гестоз, анемия, неправильное предлежание плода, инфекционные заболевания беременной и т. п. Не меньшее влияние могут оказать и болезни, которые малыш перенес в первый год жизни.

Но не только недуги могут оказать влияние на речь ребенка. Неподходящие для нормального развития условия жизни также оказывают свое негативное воздействие. Если ребенок не получает должного внимания со стороны родителей, живет в неблагополучной семье, то, скорее всего, формирование речевых навыков у него будет проходить с большими трудностями.

Некоторые виды нарушения речи: мутизм и алалия

Как уже упоминалось выше, нарушения речи могут возникать по разным причинам. Так, полное отсутствие речи, определяемое в медицине как мутизм, как правило, вызывается поражениями некоторых структур мозга, психическими заболеваниями или эпилепсией.

При недоразвитии коры головного мозга или тяжелой эпилепсии у ребенка могут возникнуть проблемы формирования речевой функции. Данное нарушение речи в медицине называется алалией и подразделяется, в свою очередь, на сенсорную и моторную формы.

В первом случае у ребенка возникают проблемы с пониманием чужой речи, для него сказанное звучит так, как если бы вокруг говорили на иностранном языке. А моторная алалия характеризуется тем, что дети не в состоянии усвоить звуки и слова родного языка или грамматические конструкции.

Как проявляется дизартрия

Еще один вид нарушения речи - дизартрия. Она возникает в результате определенных патологий в ЦНС, а именно - при расстройстве процесса иннервации речевого аппарата.

Дети с данным диагнозом нечетко произносят звуки, их речь звучит смазанно, слова произносятся или очень тихим, или неестественно резким голосом. Кроме того, в процессе произношения у таких деток заметно нарушение ритма дыхания, от чего речь теряет плавность. Кстати, медики обратили внимание на то, что дети с дизартрией, как правило, неловки и имеют нарушения мелкой моторики.

Существует также и стертая форма дизартрии - нарушение речи, которое довольно трудно диагностировать, так как чаще всего ребенок, страдающий им, ничем не отличается от сверстников, а его тихую и слишком медленную манеру говорить взрослые относят к особенностям характера, например, к застенчивости. Но опытный специалист заметит, что такие детки не только тихо и неразборчиво говорят, но и плохо едят, особенно продукты, требующие усилий при жевании. Дело в том, что у больных с дизартрией расстроен и этот процесс.

Особенности проявления дислалии

Самое частое нарушение речи у детей - это дислалия - проблемы с воспроизведением звуков. В просторечье данную патологию называют косноязычием. Как правило, дети с названной проблемой не могут произносить некоторые согласные звуки. Иногда это касается лишь одного какого-то звука, а иногда и практически всех.

В современной медицине такие нарушения разделяют в зависимости от того, какой именно звук не поддается правильному произношению. Например, трудности со звуком «р» - это ротацизм, а проблемы с произношением «с» и других шипящих и свистящих - сигмаизм. Термином же «тетизм» называют нарушения произношения всех согласных звуков или их сочетаний, кроме «т».

Что такое заикание

Сбои в темпе и ритме речи, вызванные судорогами или спазмами в разных отделах речевого аппарата, в медицине определяются как заикание. Ребенок с данной патологией с трудом может произносить слова, он делает вынужденные паузы в процессе речи и повторяет один и тот же звук или слог.

Чаще всего заикание возникает в период от двух до пяти лет. В это время нужно быть особенно внимательными к детям. Если нормально говоривший малыш вдруг замолкает и несколько дней упорно избегает речевого общения, то его обязательно следует показать врачу, так как данное состояние может оказаться первым признаком заикания.

К причинам, вызывающим данное нарушение речи, чаще всего относят разовый испуг или же длительное нахождение ребенка в обстановке, травмирующей психику.

Некоторые виды заикания относятся к тяжелым речевым нарушениям, особенно в случае если данный дефект не позволяет ребенку обучаться в общеобразовательной школе. Как правило, речь идет о сочетании заикания с общим недоразвитием речи.

Что делать, если у ребенка обнаруживается отставание в развитии речи

К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже умеет строить предложения. Если же этого не происходит, а также в случае, когда шестилетний малыш не произносит всех звуков, следует обратиться к специалисту. Ждать и надеяться, что нарушение речи само придет в норму, не стоит.

Заметив какие-либо из упомянутых проблем у ребенка, понаблюдайте за ним. Как он играет с другими детьми, стремится ли к общению? Хорошо ли понимает речь, обращенную к нему, если она не поддерживается жестами? Хороший ли слух у ребенка?

Результаты своих наблюдений обязательно изложите специалисту, так как устранение речевых проблем потребует комплексного подхода и взаимодействия педиатра, логопеда, психолога и педагога.

Если же нарушение речи у дошкольников вовремя не откорректировать, то в период обучения в школе проблемы будут лишь множиться. На фоне указанной патологии у младших школьников может развиться дислексия (трудности с овладением процессом чтения) или же так называемое «письменное косноязычие» - дисграфия.

Как развивается неспособность к письму

Под дисграфией подразумевается замена, пропуск или искажение букв, которые не связаны с усвоением орфографических правил. Для осваивания навыков письма требуется совместное слаженное функционирование определенных структур головного мозга, и возникновение проблем хоть в какой-то из них сказывается на результате.

Нарушение письменной речи проявляется, в основном, на фоне проблем с восприятием произносимых звуков. А такие расстройства фонематического слуха, как правило, часто встречаются у детей с речевыми трудностями.

В некоторых случаях в основе развития дисграфии лежит неправильное произношение звуков, которое и отображается на письме (ребенок, проговаривая слово при написании, пишет так, как говорит).

Профилактика нарушений речи

Для того чтобы предохранить ребенка от возникновения проблем с основным коммуникативным навыком, а также предупредить в дальнейшем нарушение письменной речи и навыков чтения, родителям следует обеспечить ему здоровую речевую среду с самого рождения.

С малышом не стоит говорить, коверкая слова, подделываясь по детский лепет. Этим вы лишаете ребенка образца правильной речи. Мешает формированию правильного звукопроизношения и продолжительное сосание пустышки или пальца.

Читайте ребенку, рассказывайте сказки, стихи, беседуйте с ним - всем этим вы помогаете сформировать его речевые навыки. Внимательно выслушивая ребенка, вы научите его связно высказываться, правильно оформлять смысловые конструкции, расширите его словарный запас.

Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, не тормозите его познавательную активность, станьте ему другом и помощником в овладении таким сложным процессом - устной речью.

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.

Причины речевых нарушений у детей

Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).

К группе органических факторов относятся:

1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:

  • Гипоксия;
  • Вирусные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания;
  • Травмы, падения и ушибы беременной;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель);
  • Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;
  • Использование лекарственных препаратов, запрещенных в период беременности;
  • Неудачное прерывание настоящей беременности;
  • Профессиональные вредности;
  • Стрессы, эмоциональные перегрузки.

2. Наследственность, генетические аномалии.

3. Вредности родового периода:

  • Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;
  • Асфиксия;
  • Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий;
  • Низкая оценка по шкале Апгар.

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
  2. Соматическую ослабленность;
  3. Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
  4. Подражание речи окружающих людей.

Виды речевых нарушений у детей и их симптомы

К основным видам речевых нарушений у детей относятся:

  • Алалия – состояние, при котором у малыша не наблюдается проблем со слухом, но полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию. Различают сенсорную и моторную алалию. В первом случае ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;
  • Дизартрия – одно из относительно легких проявлений анартрии (полного отсутствия речи). Возникает вследствие расстройств иннервации речевого аппарата. У малышей с таким диагнозом отмечаются общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;
  • Дислалия – в просторечье получила название «косноязычие», считается наиболее распространенным речевым нарушением у детей. Отличительная особенность – проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков. В медицинской литературе разновидности дислалии именуют согласно названиям звуков на греческом языке: ротацизм (проблемы с произношением «р»), ламбдацизм (искажение звука «л»), тетизм (нечеткое произношений всех согласных и их сочетаний, за исключением «т»), сигмаизм (неправильное воспроизведение свистящих и шипящих звуков);
  • Заикание – известное еще с древних времен нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей. Если ребенок внезапно прекращает говорить и упорно молчит в течение нескольких дней, стоит проконсультироваться у врача, поскольку это может оказаться первым признаком патологии.

Коррекция речевых нарушений у детей

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание. 4.7 из 5 (31 голосов)

Патология речи возникает еще во время внутриутробного развития малыша. Среди причин речевых нарушений, которые влияют на плод в период беременности, выделяют токсикозы, интоксикации, патологии обмена веществ матери, влияние отдельных химических элементов, спиртного, никотина, наркотических средств, радиоактивное излучение.

Причины

Причины речевых нарушений можно разделить по группам.

Внутриутробные патологии:

  1. Гипоксия плода.
  2. Вирусные заболевания, которые перенесла будущая мать в период ожидания малыша.
  3. Травмы, ушибы и падения беременной женщины.
  4. Резус-конфликт.
  5. Недоношенность и переношенность.
  6. Вредные привычки мамы.
  7. Воздействие сильнодействующих лекарственных препаратов, которые принимала беременная.
  8. Стрессовые состояния мамы.

Родовой период:

  1. Родовые травмы.
  2. Низкий балл по шкале Апгара.
  3. Асфиксия.
  4. Маленький вес.

Помимо этого, выделяют наследственные причины речевых нарушений, болезни, которые были перенесены в первые недели жизни малыша, влияние социальных факторов.

Что еще нужно знать? Характеристика речевых нарушений напрямую зависит от вида патологии.

Виды

Выделяют следующие виды речевых нарушений:

  1. Афазия.
  2. Алалия.
  3. Дислалия.
  4. Ринолалия.
  5. Дислексия.
  6. Заикание.
  7. Тахилалия - ускоренная речь.
  8. Дисфония, афония.
  9. Дизартрия.
  10. Брадилалия - замедленная речь.

Что такое афазия? Особенность речевых нарушений - утрата способности разговаривать вторичного характера, связанная с травмами или заболеваниями головного мозга. Первичные речевые возможности нарушены полностью или частично. Имеются проблемы с письмом и чтением.

ФФН - фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Наблюдается деформация произносительной речевой области, вследствие неполноценного восприятия звуков и их неправильного произношения. Отсутствуют нарушения слуха, а интеллектуальное развитие находится на должном уровне. Построение фраз и связность повествования - в норме.

ОНР характеризуется серьезными проблемами с построением предложений. Происходит замена слов детским лепетом. Слуховые функции и интеллект в норме. Нарушены звуковые и смысловые линии. Диагноз часто ставят детям с алалией, дизартрией, ринолалией, афазией. ОНР имеет 4 стадии, которые отличаются степенью существующих нарушений. Наиболее тяжелое расстройство речевых функций свойственно первой стадии заболевания. При этом ребенок заменяет полноценные, стандартные слова на одно- или двусложные сокращения, свойственные малышам до 1,5 лет. Пример: машина - би-би, девочка - ля-ля, собака - ав-ав.

Алалия - отсутствие речевой функции у детей старше 3-4 лет. Присутствует поражение речевых зон головного мозга. Не происходит формирование грамматических, лексических и фонематических навыков. Имеются тяжелые семантические дефекты. Не наблюдаются мотивационно-побудительные речевые элементы.

Дислалия - это нарушение функции звукопроизношения. Может быть следующих видов:

  • Простая или мономорфная. Проблемы с произношением одного звука или нескольких звуков, относящимися к единой категории. Пример: Ж - Ш.
  • Сложная или полиморфная — отсутствуют или искажены звуки из разных звуковых категорий.
  • Возрастная или физиологическая — проблемы с произношением звуков у детей до 5 лет. Не требует работы с логопедом.
  • Функциональная дислалия - это нарушение звукопроизношения, связанное с заболеваниями ЦНС.
  • Механическая или врожденная - присуща детям, имеющим проблемы с речевым аппаратом.

При ринолалия речь имеет оттенок гнусавости. Могут наблюдаться физиологические особенности - «заячья губа» или «волчья пасть». Причинами заболевания являются анатомические дефекты речевого аппарата. Произношение слов и предложений неразборчивое и монотонное.

В диагностике необходимо обратить внимание на причины речевых нарушений:

  1. Перенесенные во время вынашивания плода заболевания.
  2. Наличие травм во время родовой деятельности.
  3. Генетическая предрасположенность к определенным расстройствам речи.
  4. Наличие родовых травм и гипоксии.
  5. Совместимость резус-факторов матери и ребенка.
  6. Перенесенные ребенком болезни в первые двенадцать месяцев после рождения.
  7. Социальные и бытовые условия воспитания.

Для более подробного изучения особенностей речевого развития ребенка логопедом проводится обследование всех сторон речи ребенка для постановки точного диагноза. Выясняются все анамнестические данные для определения особенностей личности.

План исследования

Обязательно проводится исследование словаря ребенка по следующему плану:

  1. Показ и называние изображения и выполняемого действия по серии картинок.
  2. Составление рассказа с опорой на заданное изображение.
  3. Исследование грамматического строя речи.
  4. Умения образовывать слово при помощи ласкательных суффиксов.
  5. Обследование фонематического восприятия.
  6. Исследование особенностей произношения звуков.
  7. Определения уровня понимания значения отдельных слов.

Игры для диагностики

Благодаря современному развитию компьютерных логопедических игр, такие приложения активно используются при диагностике речевых нарушений у ребенка. Все блоки заданий даются ребенку в игровой форме. Для обследования рекомендуются следующие приложения:

  • «Баба Яга обучается читать»;
  • «Тигрес»;
  • «Учимся правильно говорить».

Также перечисленные игровые издания могут использовать родители для самостоятельной диагностики речи своего малыша.

Лечение и коррекция

Лечение является кардинальным способом преодоления расстройств речи. В основном подобный метод применяется при тяжелых формах речевого недоразвития или же при поражении органов речи. Медикаментозное лечение заключается в приеме ребенком или взрослым следующих групп препаратов:

  1. Употребление гопантеновой кислоты.
  2. Применение седативных веществ для уменьшения спазмов.
  3. Антидепрессанты.
  4. Витаминные добавки.
  5. Ноотропные препараты.

Применение веществ ноотропной группы рекомендуется детям с психическими и речевыми нарушениями. Курс лечения не должен превышать шести месяцев. Также детям с тяжелыми видами расстройств речи в обязательном порядке назначаются успокоительные препараты.

Детям с ринолалией обязательно проводиться хирургическое вмешательство с целью восстановления целостности неба и верхней губы. Также обязательное комплексное лечение проходят малыши с алалией. Так как вышеупомянутое нарушение, является наиболее сложным. Наряду с приемом необходимых медикаментов, проводятся занятия направленные на восстановление всех сторон речи.

Коррекция

К сожалению, в настоящее время все чаще возникает необходимость осмотра ребенка логопедом. Основную роль в преодолении речевых нарушений занимают специальные занятия по диагностике и преодолению речевых расстройств. С детьми дошкольного возраста все занятия проводятся с применением игровых методик. Каждое занятие включает в себя такие составляющие:

Логопедические игры

Также в занятия включаются разнообразные скороговорки и сочинение по иллюстрации своих стихотворений. Примеры логопедических игр:

  • «Слови звук»;
  • «Скажи как, я»;
  • «Кто больше сочинит слов на заданный звук»;
  • «Собери букву из полочек»;
  • «Шнуровки».

Перед проведением каждого занятия проводится артикуляционная гимнастика, целью которой является подготовка органов речи к работе. Затем ведется работа по постановке нарушенного звука. В блок коррекционных упражнений обязательно вводятся задания по расширению словарного запаса ребенка.

Необходимо также отметить, что достижение позитивной динамики в преодолении дефектов речи возможно только при двухстороннем сотрудничестве между логопедом и родителями, а именно контроль над выполнением закрепляющего материала ребенком. Также широко применяются нестандартные методы в проведении логопедических занятий:

  • песочная терапия;
  • арт-терапия;
  • логопедическая ритмика;
  • пальчиковый театр;
  • лечебная физкультура;
  • вокализация.

Следует отметить, что некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, другие же требуют коррекции.

Профилактическая работа

Но также каждый из родителей может провести профилактическую работу по преодолению развития у своего малыша нарушений речи. Ее следует провести, включая в игры следующие задания:

  1. Занятия с песком.
  2. Игра «Золушка» - предложите своему ребенку среди множества круп найти какие-либо мелкие детали.
  3. Рассказывайте ребенку обо всех бытовых действиях, которые вы выполняете.
  4. Пойте с ребенком детские песенки.
  5. Вместе стройте конструкторы и мозаики из мелких деталей.

Все перечисленные упражнения помогут вашему ребенку развиваться в разносторонних направлениях.

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях

Чтобы стремительнее возобновить речь после пережитого инсульта - необходимо вовлечь процедуры не только медицинских работников, но и самого больного с его родственниками. Непосредственно от этого и будет зависеть дальнейшее выздоровление.

Занятия с пациентами в домашних условиях

Проводить обучения с больным в бытовой обстановке можно только после того, как было дано согласие лечащего врача. Немаловажно не нанести вред: не предоставлять чрезмерную речевую нагрузку либо трудные занятия. Ведь таким образом можно уничтожить оптимистичность больного. Бывают случаи, когда родным недостаточно упорства, они хотят в недалеком будущем услышать вразумительную и ясную речь. Провал больного порождает у них разочарование, что мгновенно проявляется в их мимике. Индивид, вынесший кровоизлияние в мозг, утрачивает положительное настроение и способен в дальнейшем совсем отказаться от занятий.

Используют специализированные упражнения при нарушении речи после микроинсульта. Они кажутся элементарными. Однако необходимо осознавать, что больному после инфаркта сложно делать что-либо, в том числе и шевелить губами.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...