Возникновение и развитие государства в древнем египте. Древний Египет. Год образования единого государства в Египте Государственный строй Древнего Египта


Египет – это узкая полоска земли от 3 до 20 километров в ширину, идущая по течению Нила. Побережье Средиземноморья в древности было очень заболоченно, поэтому первые поселения появились в центре дельты. Египет с всех сторон бы в пустынях: Ливийская н западе, Аравийская на востоке. Хотя на западе от Нил было много оазисов, прежде всего Фаюмский (там были найдены знаменитые фаюмские портреты, заменившие в Римском Египте традиционнее посмертные маски фараонов). Геродот называл Египет «даром Нила». Климат там засушливый и жаркий, дождей почти нет, но с июля на ноябрь ли разливы реки. Выращивали лен, ячмень, пшеницу, финики. Занимались скотоводством. Из-за песков многое сохранилось. Древнейшие поселения находились в отдаление от воды – боялись разливов. Древнейшее название этой земли – Кемет (Черная земля), в отличие от Джешерет (Красной). Вообще они любили двойственную природу: инер и джебе, верхний и нижний Египет, джет и ненех. Друними названиями были Тауи (Обе Земли), Страна Возлюбленная (Та мери), «Египет» от Хет-ка-Пта.

Земледелие и скотоводство появляются в Египте в 10-9 тыс. до н.э. Тогда климат был влажнее, водились крупные животные. Земледелие на хорошей почве обеспечивало то, что в политэкономии называется прибавочным продуктом. Поэтому население хорошо так росло. В 6-5 тыс. климат становится суше, Сахара становится пустыней и саваны, где обитали народы афразийской общности. Ее распад привел к появлению в долине Нила предков египтян в 5 тыс, первые неолитические поселения в фаюмском оазисе, их соседями становится афразийцы нубийцы на юге и ливийцы на западе. Пересыхание притоков Нила заставило создать оросительную систему, окончательно сложившуюся к т.н. первому додинастическому периоду , время археолог.культуры Нагада I.. первая половина 4 тыс. В это время египтяне жили сельскими общинами. Выделялись ремесленники, освоили медь, но имущественная дифференциация все еще медлила.

Началом второго додинастического периода (36-31 века до н.э. Нагада II и Ш) начинается мощный скачок в развитии. Начинается имущественное расслоения, общины перерастают в города, зарождается письменность. Возникает множество государств, обозначаемых греческим словом ном . Верхний Египет делился на 22 , Нижний – на 20 государств. Каждый из них имел свою религию и правителя-номарха, часто наследственного. Номы – это первые государства, ставшее потом областями единого Египта. Долгое время считалось, что в результате войн сформировалось 2 государства: верхний (Иераконполь) и нижний (Буто), а в концу 4 тысячелетия верхние цари захватили нижних. В действительности, вероятно, Нижний состоял из множества государств (у одного из ни столица могла быть и Буто), а Верхний состоял из 2 царств с центрами в Иераконполе (юг) и Тинисе (северо-восток). Около 1 века царь Тиниса Нармер захватил Иеракополь, а потом и дельту.



Первый фараон – Мина (Менес) , сын Нармера, начал первую династию египетских фараонов, и поэтому считается основателем египетского государства. Он построил новую столицу египетского государства – город Мемфис на границе Нижнего и Верхнего Египта. Он активно воевал и за пределами Египта, особенно в Нубии.

Историю Древнего Египта начиная с Менеса принято делить на крупные периоды («царства»), на протяжении каждого их которых политическое единство страны не подрывалось тяжелыми кризисами. Эпоха 1-2династий , происходивших из Тиниса, называется Ранним царством (середина 31 – конец 29 вв. до н.э.)

В эпоху Раннего царства сложился единый и многочисленный государственный аппарат и кормящее этот аппарат государственное землевладение (крупные хозяйства, где трудились зависимые от государства подневольные работники). Существовали и сельские общины, обязанные государству податями и повинностями. В новых, резко возросших масштабах проводились ирригационные работы. Хоть медь уже была широко известна, каменные орудия труда были распространены ничуть не меньше медных.

При царях 1-2 династий каждые 2 года повторялся церемониал «следования Хора» - возможно, регулярный объезд царем всей страны (типа полюдья). В идеологии все больше ощущается осознание ее единства, отказ от рассмотрения Нижнего Египта как завоеванной территории. Также в этот период активные контакты поддерживались с внешним миром (войны, торговля). Титул царя звучал как несу-бити, составленный из титулов правителей объединенных царств. Фараон – евр, от ег. Пер-аа, великий дом.

К середине правления 2 династии , ок. сер. 29 в. до н.э., Египет постигли потрясения. Распад страны был вызван и борьбой внутри царского дома, и нижнеегипетским сепаратизмом. Царя Сехемиб (от хора), сменил имя на Периибсен (от Сета), перенес столицу из Мемфиса в Абидос. Единство Египта было восстановлено последним царем 2 династии Хасехемуи (Воссиявший обоими жезлами, т.е. и Хор и Сет). Его территориальной базой был Верхний Египет; Нижний Египет он завоевал, подвергнув сокрушительному разгрому. Тем самым единство Египта было восстановлено, и он вступил в новый период Древнего царства (конец 26 – 25 вв. до н.э).

Крупнейшим правителем 3 династии и основоположником государственности Древнего царства – самой блестящей, по мнению египтян, эпохи их истории – был Джосер , начало 28 века. Он окончательно вернул столицу в Мемфис (Хи-ку-Пта по-египетски, откуда и произошло название страны) и усилил царскую власть, введя, в частности, новый титул, означавший, что тело царя, подобно плоти богов, сотворено из золота. До него фараонов хоронили плоских сооружениях их кирпича, мастаба («скамья»). Он возвел первую пирамиду. Гробница Джосера была возведена из известняка и представляла собой первую в истории Египта пирамиду общей высотой в 60 м, она непривычной формы, ступенчатая, каждый этаж напоминает плоские гробницы вельмож, что у пирамиды. Ее построил Имхотеп , ученый и государственный деятель, врховный жрец Ра, позднее почитался как бог врачей. При приемниках Джосера завершилось формирование отлаженного и жестко контролируемого царем аппарата централизованного государства. Вслед за Джосером его преемники воздвигают к западу от Мемфиса свои пирамиды. Прекращаются церемонии «следования Хора», ни о каких пережитках независимости номов уже не идет речи.

Основатель 4 династии , Снофру (ок.2600 г.), запомнившийся египтянам как мудрый и добрый правитель, воевал на Синае и в Нубии. Синай- район богатых месторождений меди, был прочно покорен. На восточной границе дельты им была создана система укреплений – дом Снофру. При преемниках Снофру главным делом египетского государства становится строительство великих пирамид. Первый из них, Хуфу (греч. Хеопс), возвел самую грандиозную из них, высотой около 147 м. Пирамида его сына Хафра (Хефрена) 143, последняя из великих сына Хафра Менкаура , достигает 66 м. Правление 4 династии было временем максимальной централизации на протяжении Древнего царства. Они закрыли се храмы, ввели общегосударственный культ солнца, отождествленного с фараоном.

Новая, 5 династия , состоявшая в родстве с 4, отказалась от столь масштабного строительства и всячески содействовала возвышению культа Ра. Почти каждый из царей этой династии возводит, помимо небольшой пирамиды, святилище Солнца. Последний царь династии, Унас , впервые поместил внутрь своей пирамиды Тексты пирамид – запись обширного свода ритуальных формул, связанных с посмертным бытием царя.

При 5 династии египтяне сохраняли свое присутствие на Сенае и в Нубии, воевали в Ливии, торговали с Восточным Средиземноморьем; в конце ее правления, при царе Исеси, некий Баурджед совершил плавание в дальнюю страну Пунт (в районе совр. Сомали). К еще более масштабной внешней политике переходит 6 династия. Ее цари посылают войска не только в Ливию и на Синай, но и в Палестину.

Для общества Египта в период расцвета Древнего царства характерно огромное могущество царской власти, стоявшей на недосягаемой высоте не только для рядовых египтян, но и для ближайшего окружения царя. Это было связано не только с сакрализацией царской власти и особой ролью царя в осуществлении религиозных ритуалов, но и со структурой экономики, где к 4 династии общинный сектор был полностью поглощен государственным. Сформировалась своеобразная этика чиновника: похвала фараона как критерий самооценки, сдержанность чувств, повиновение старшим, готовность помогать просителям. Чиновники среднего и низшего ровня получали жалование натурой, но высшие получали земли. Они передавались по наследству вместе с должностью.

Уже в эпоху 5 и 6 династий могущество царской власти в Египте стало уменьшаться. Растут богатства и влияние знати, при 5 династии очень пышными становятся погребения столичных вельмож. Цари раздают ряду храмов иммунитетных грамот освобождающих их от необходимости предоставлять государству работников в порядке повинности. Полномочия номархов теперь часто передаются по наследству. Растет самостоятельность номов. Начинается процесс аридизации. Снижение уровня разливов Нила привело к уменьшению урожаев, голоду, социальным потрясениям и в конце концов распаду страны: одновременно с 8 династией начинает править 9. На этом Древнее царство завершилось.

Начинается кризис 3 тыс. до н.э. – 1 переходный период (22-21 вв.). Распад единого государства, голод, прекращение внешней политики, на востоке дельты появляются кочевники-азиаты. Распространилась коррупция. В «Пророчестве Неферти», другое описание бед, говориться: «на любое речение уст (т.е. критику) отвечают ударами палок». Мемфисские династии уже 22 веке правили тольк на Юге, а на севере, в Гераклеополе, возникла параллельная 9 династия, которая при переносе ее столицы в Мемфис стал называться 10-ой. К концу 22 века они подчинили весь Египет, но не ликвидировали независимость номов - Сиута, Гермополя, Фив. В конце века в Фивах появляется параллельная 11 династия, подчинившая юг страны. Около 2020 года царь Ментухотеп II завоевал север, объединив страну. Начался период Среднего царства (2020- начало 17 века).

Царь Хети III для своего сын Мерикара пишет «Получения», являющиеся первым политическим трактатом, содержащие доктрину «доброго пастыря» и сдержат рекомендацию оказывать почет вельможам, но приближать к себе народ, т. к. тот будет материально зависеть от фараона, опасаться Фив.

Страна, население. Египет расположен в долине нижнего течения реки Нил, в северо-восточной Африке. Благодаря своим естественным границам Египет представлял собой замкнутую область, отгороженную пустынями от соседних стран.

Египет представляет собой типичную ирригационную область, орошаемую одной рекой - Нилом (по-древнеегипетски «Хапи»), которая берёт своё начало в Центральной Африке.

Долина Нила была богата полезными ископаемыми, строительными материалами, вследствие чего страна долгое время не испытывала особой потребности в развитии обмена и натуральная форма хозяйства в ней сохранялась дольше, чем в Южном Междуречье.

Население Египта образовалось из смешения африкано-хамитских ливийцев, древних нубийцев и азиатских семитов.

Необходимость регулирования орошение долины Нила потребовала создания крупных ирригационных сооружений. Для этого понадобилось большое количество рабочей силы и централизованное руководство работами. Это обстоятельство объясняет раннее появление рабства и образование мощного, относительно централизованного государства.

Образование Египетского государства. Возникновение государства в Египте происходит приблизительно в пятом тысячелетии до н. э., в результате разложения родового общества, выделения родовой знати (старейшин и вождей) и появления рабства.

В пятом тысячелетии до н. э. в Египте создаётся несколько десятков примитивных образований - номов, которые после долгих войн в середине четвёртого тысячелетия, объединились сначала в два царства - нижний Египет и Нижний Египет (Южное и Северное). А затем, после кровопролитной войны, образовали к исходу четвёртого тысячелетия до н. э. одно централизованное государство.

Образование номов, группировка их в два царства и последующее объединение в одно государство, были вызваны растущим классовым расслоением и необходимостью централизованного руководства системой ирригации

Мнение о создании единого централизованного государства в Египте при фараоне Менесе (около 3000 г. до н. э.) подверглось критике в современной научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным актом этого фараона. Оно явилось результатом действий ряда властителей на протяжении многих лет, причём это был процесс мучительный, кровавый, насильственный.

Аналогичные процессы, происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока. А также в Древней Греции и в Риме.

Египет, стал вторым по хронологии, после Шумера центром, где сформировались древние цивилизация, культура и государственность, оказавшие мощное влияние на средиземноморские цивилизации последующего периода и на всю мировую историю. В отличие от Месопотамии, древнеегипетская государственность практически не прерывалась, заложив единую традицию организации, мало изменившейся на протяжении более чем двух тысячелетий.

Система государственной администрации. Основы древнеегипетской государственной организации сложились уже в Древнем царстве и в дальнейшем остались почти неизменными. Центральными институтами этой организации была царская власть и особая система взаимоотношений центра с отдельными областями страны.

Правителю Египта (инсибайа - древней эпохи, фараон - Нового царства) принадлежала царская власть, священная по своему происхождению и почти не ограниченная в своих полномочиях; фараоны были наиболее выраженными носителями принципов древневосточной монархии, как типа государства. Согласно египетской доктрине, власть фараона создана и укреплена богами, правитель - носитель их воли в стране. Он ведёт религиозные церемонии, регулирует управление, вмешиваясь в конфликты между администрацией и обычаями (сам не управляет!), реставрирует храмы, посылает экспедиции, организует работы, назначает главных администраторов. В управлении фараон проявляет волю бога Тота, издавая указы, но в идее всё должно соответствовать древним обычаям и канонам. Поэтому одна из опор власти - архивы храмов. Правитель считался гарантом единства страны, в области внешней политики он поддерживал «космический порядок». Традиционно, власть считалась наследственной, однако египетская династия - это было более широкое понятие. Допускалось наследование престола женщинами (причём их последующий муж воспринимал от них звание правителя), другими родственниками. Естественным считалось наследование родственниками-мужчинами (братьями); чтобы передать престол сыну, нужно было обосновать это политически - как правило, ещё царствующий фараон проводил коронацию своего наследника.

Главной фигурой администрации был, чати - великий управитель, должность которого возникла в Древнем царстве; примерно с XXII века её доверяли только родственникам царя. Он считался казначеем богов, «тайным советником для варварских стран», начальником всех работ и поручений - т. е. практически вся полнота управления принадлежала ему, а не царю. Чати был также верховный судьёй - начальником т. н. «6 великих палат». В египетских правилах, чати должен быть в курсе всех дел в стране: «Управителю, должно быть доложено и о закрытии мест в такой-то час, и об открытии их. Ему докладывают о крепостях юга и севера, и обо всём выходящем из царского дома, и о входящем туда, ибо всё входит и выходит через его посланца; ему докладывают о себе наместники, затем они идут к царю на совет…»

Дворцовая администрация была мало специализированной. Выделялись главный раздатчик хлебов, виночерпий, интенданты, верховный маг, хранитель печати; одной из важных должностей было звание начальник книжной палаты и архива царя, контролирующий все государственные акты. Но должности эти были скорее почётными званиями и обязанностями, доверяемым вельможам.

Египет административно делился на области - номы, номы - на округа-топы, затем на общинные округа. Правитель нома обладал административными и финансовыми полномочиями, он же был великим жрецом одного из культов. Номархи жили в столице, а делами ведали их официальные заместители. Помощниками были писцы и царские судьи. Рядом с номархами были и руководители военных отрядов.

Основной фигурой древнеегипетской администрации был писец. Писцы вели всё делопроизводство, выполняли административные поручения, раздавали продукты, собирали налоги, руководили общественными работами. Они были целым сословием, попасть в которое было сложно, а должность эта давалась, вместе с государственным статусом, и право на ренту, земельные владения, даже рабов. Египетская знать была порождена государственной службой, и вельможу нельзя было себе представить без служебного поста, функций, полномочий должности.

Военная организация. Ещё одной особенностью древнеегипетской государственной системы было раннее обособление и сильное развитие военной организации. Номинально, верховным руководителем войска был фараон, но уже с самой древности рядом с ним была должность высшего воинского начальника, ответственного за комплектование, снаряжение, обучение войск. Постоянное войско появилось уже в период Раннего царства, хотя вооружено было только медными топориками и щитами. При фараонах 12 династии (XIX-XVIII вв. до н. э.) обособилась своего рода гвардия, охранявшая царя и столицу; появилась и должность градоначальника столицы. Армия делилась на две части: пешее войско и колесничное (конницы не было, хотя верховую езду египтяне освоили около 1500 г. до н. э.). Половина армии постоянно размещалась на юге страны, половина - на севере. Тактической единицей был отряд в 50-200 воинов со своим стягом; каждые 5 воинов подчинялись своему старшему. Оружие было государственным и выдавалось только для похода (в пехоте были стрелки из лука и копейщики). На особом положении были колесничные войска. Корпус колесничих был своего рода военно-дипломатической академией, его было необходимо пройти, чтобы получить высокие должности в армии. В XII в. до н. э. появился профессиональный флот.

Древний Египет дал истории права, пожалуй, первый пример специального военного законодательства, приписываемого фараону Сесострису. Поступившие в военную службу становились сословием воинов, они были обязаны жить сообща, постоянно упражняться во владении оружием и в воинском мастерстве. Воины не имели права заниматься другими делами, не должны были отлучаться из мест расположения. Неподчинение начальникам, умышленное дезертирство считалось тяжким уголовным преступлением.

Суд и законы. Египетский суд был значительно обособлен в своей организации, и это было также важной чертой всего государственного строя. Юстиция в целом основывалась на двух принципах: 1) незыблемое хранение привилегий царской власти; 2) традиционные привилегии жречества. Судебная деятельность тесно связывалась не с администрацией (хотя высшим судьёй был главный управитель), а с традициями жреческой власти, носящей, характерные черты рабовладельческого общества этого этапа развития.

В настоящее время, наука не располагает точными данными, касательно древнеегипетского законодательства. Но как мне кажется, прототипом, будущего законодательства, может выступать 125 глава «Книги мёртвых». Этот сборник религиозных догм, регулирующих отношения и быт между древними египтянами на основе местных религиозных традиций. В более поздний период содержание 125 главы, преобразовалось в законы морали, ставшие позже, основой обычного права.

Суд был бесплатным для поданных. Основной категорией дел номовых судов, были финансовые и налоговые дела. Так как ежегодно, все египтяне были обязаны объявить в области о своём имени, местожительстве, имуществе и доходах - с этого исчислялись продуктовые или натуральные повинности (до 1 тыс., до н. э., египтяне не знали денег в собственном смысле этого слова). Уголовные дела рассматривали специальные или более высокие суды: «6 великих палат». Во главе всей высшей системы был Высший суд из 30 судей (в период Позднего царства). Председатели носили особые знаки - золотые цепи. Египетский суд решал дела без мотивации: только «да» или «нет» в ответ на обвинение. Дача показаний обуславливалась принесением присяги. Известны случаи судебных пыток (битьё палками) для понуждения к «говорению истины». В применении права судьи должны были, руководствоваться обычаями и традициями. Идеи о соответствии судебного решения точному предписанию закона ещё, по-видимому, не было. Хотя кодифицированные (т. е. объединённые в кодекс и систематизированные) законы в Египте были. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту (Гермесу Тримегисту греческой традиции): ещё при основании государства древности он якобы вручил жрецам 42 священные книги, из которых книги 2-13 посвящались прерогативам царя и законам правления. К IIX в. до н. э. относится издание фараоном Бокхорисом особого кодекса, где большое место отводилось регулированию сделок, торгового оборота, разного рода договорам (весьма своеобразным в египетском праве). Кодексы «свитки» содержались как величайшая святыня в архивах «6 палат»: в одном из древнеегипетских литературных произведений, описавших перипетии 1-го переходного периода, как о величайшей трагедии говорилось, о гибели этих свитков.

Административный строй Древнеегипетского государства отличался большей и самостоятельной ролью храмовой администрации, замкнутой на области-номы; именно она, главным образом, выполняла, через писцов, хозяйственно-распределительные и финансовые функции.

Древнее царство (XXVIII - XXIII вв. до н. э.)

Первый длительный период стабильной и эффективной центральной власти в Египте приходится на годы третьей - шестой династий, это период так называемого Древнего царства (по периодизации Манефона). Именно в это время окончательно сложилось и упрочилось древнеегипетское государство, как единый и до предела жестокий хозяйственный организм. В рамках которого, садоводческий и скотоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом, а также повсеместно поддерживался заданный регулярными разливами Нила водный режим, с ежегодным и щедрым удобрением почвы илом, Столицей страны был основанный на стыке Верхнего и Нижнего Египта Мемфис.

Фараоны, начиная с правителей третьей династии, были уже не просто обожествлёнными царями - они считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им. Именно эти соображения и легли в основу строительства тех гигантских пирамид, которые вплоть до наших дней являются величественными символами древнего Египта - гения мастеров, труда строителей, всевластия и божественного статуса правителей. Пирамиды фараонов третьей и четвёртой династий Джосера (Джесера), Снофру (Снефру), Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и ряда других поражают своими размерами: крупнейшая из них пирамида Хеопса имеет километр в периметре у основания и достигает в высоту 147м., строили эту пирамиду, по зафиксированным греческим историкам преданиям, около 100тыс. человек на протяжении 20лет.

Начиная с пятой династии строительство крупных пирамид резко пошло на убыль - видимо, централизованная администрация стала ослабевать и уже не могла с легкостью мобилизовывать десятки тысяч людей и тратить огромные средства на престижные и дорогостоящие сооружения. Пирамиды фараонов пятой и шестой династий были невелики и строились плохо, зато гробницы вельмож стали блистать богатством, что косвенно свидетельствует об укреплении позиций местной знати.

Высокая степень централизации управления, возникшая на очень раннем этапе развития общества и государства, сместила многие привычные акценты и сыграла немалую роль в формировании специфических черт древнеегипетской структуры, которая известна науке отнюдь не во всех её важных деталях. Здесь стоит упомянуть, о характере источников - намного более скудных, нежели то имело место в Двуречье с его сотнями тысяч начертанных на глиняных табличках документах хозяйственной отчётности, - не позволяет делать далеко идущие выводы. Напротив, заставляет строить предположения и оговариваться даже тогда, когда речь заходит о самом основном, например, о формах хозяйства. Об организации производства и даже об образе жизни населения.

Можно предполагать, что некогда, на весьма раннем этапе существования государственности, формой организации и образа жизни населения была - как это всегда и везде бывало - земледельческая община, т. е. коллектив земледельцев, обрабатывавших общую поделённую на семейные наделы землю, связанных взаимопомощью, системой реципрокных обязательств и выплачивавших налоги властям. Но в древнеегипетских документах нет свидетельств о существовании подобного рода социально-хозяйственных структур даже применительно к прошлому. Скорее всего, это было связано с тем, что в те времена, которые описаны в текстах, общины уже не было, не существовало и независимых от власти и неподконтрольных ей полноправных общинников типа тех, что всегда численно преобладали в Двуречье.

Похоже на то, что древнеегипетская община, в силу каких-то весомых причин, одной из них следует считать сам характер хозяйства в узкой полосе вдоль Нила с постоянной зависимостью от его разливов и необходимостью коллективного, и руководимого из центра труда по преодолению последствий этих разливов, оказались практически целиком поглощённой властью. Которая была инкорпорирована в систему царско-храмовых и вельможных хозяйств.

Что же касается структурной характеристики всех упомянутых крупных хозяйств, то они, судя по имеющимся сведениям, были в принципе однотипны и схожи по типу с храмовыми и государственными хозяйствами Двуречья той поры, когда уровень централизации администрации и регламентации работ был там максимальным. Так, есть основание считать, что в древнеегипетских хозяйствах были обрабатывавшиеся отрядами работников, «слуг царя», большие поля, урожай с которых шёл в казённые амбары. Сами же «слуги царя» получали либо выдачи из казённых амбаров, либо наделы, за пользование которыми они, возможно, тоже платили налоги. Встречаются упоминания о том, что «слуги царя» получали орудия труда из складов хозяйства, пользовались казённым рабочим скотом, посевным зерном и т. п. По правоспособности, «слуги царя» явно не принадлежали к числу полноправных. Среди них были не только земледельцы, но и ремесленники различных специальностей. В изображениях много сцен, красочно рисующих работу в различных мастерских, от ювелирных и ткацких до булочных и пивоварен, причём все они подчинены начальникам, нередко изображавшимся с плётками, палками и иными не двусмысленными символами их власти. Эти картины заставляют поставить вопрос о том, были ли вообще в египетском обществе Древнего царства полноправные? Похоже, что ответить на него так же нелегко, как и на тесно связанный с ним вопрос об общине.

Египетское государство периода Древнего царства было мощным и хорошо организованным аппаратом власти, опиравшимся на генеральный принцип власти-собственности. Государственное хозяйство господствовало беспредельно: все причастные к власти именно в силу служебного положения владели своим имуществом, включая не только должностные, но и личные владения. Данные о купле-продаже и о частных приобретениях рыночного характера применительно к Древнему царству буквально единицы, причём часть их, по меньшей мере, спорна. Но всё-таки к концу периода, описанная выше структура, под влиянием процесса приватизации стала деформироваться. Начинался новый период.

Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.)

Внутренняя политика фараонов Среднего царства вначале осуществлялась под знаком ожесточённой борьбы власти центра с сепаратистскими тенденциями на местах.

В годы правления двенадцатой династии и особенно Сенусерта III на передний план заметно выдвинулось служилое чиновничество, заместившее собой наследственную вельможную знать и даже несколько оттеснившее собой влиятельное жречество. Большую силу при дворе стала играть и армия. Солдаты и их начальники за свою службу получали должностные наделы и щедрые награды. Всё это способствовало укреплению власти центра, созданию эффективной администрации, что с наибольшей силой проявилось на примере строительства гигантского водохранилища в районе Фаюма. В период правления Аменемхета III, огромная естественная котловина в районе Фаюмского оазиса была с помощью серии дамб, плотин, каналов и шлюзов превращена в Меридово озеро - крупный искусственный резервуар. Позволявший накапливать избыток вод Нила в период разливов и тем регулировать уровень его вод, орошать многочисленные новые плодородные земли в округе. Этот грандиозный проект, равно как и выстроенный здесь же, рядом с гробницей фараона, огромный лабиринт, впоследствии рассматривались греками как шедевры строительного искусства египтян.

Новое царство (XVI - XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта.

Преемники Яхмоса, особенно, Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике и завоеваниям Египта, как на севере, так и на юге. По всей стране, развернулось грандиозное строительство, прежде всего храмовое. На смену разрушенным гиксосами и пришедшим в упадок храмовым строениям пришли новые и величественные каменные громады, среди которых выделялся великолепием и размерами столичный храмовый комплекс бога солнца Амона в Фивах. Правивший после смерти мачехи Тутмос III, сын Тутмоса II, закрепил достижения предшественников, покорив Сирию и Палестину, расширив южные пределы страны до четвёртого нильского порога. Его большое и хорошо организованное войско, основную силу которого составляли запряженные лошадьми боевые колесницы, практически не знало поражений. Колоссальная военная добыча, включая и пленников, мощным потоком текла в Египет, где она оседала в кладовых храмов, в хозяйствах царя и его сановников. Преемники Тутмоса III, активно продолжали его политику, успехи которой вызвали к жизни необходимость в некоторых реформах.

Реформы коснулись, прежде всего, системы управления. Страна была разделена на две части, север и юг, во главе которых были поставлены подчинённые фараону наместники, облечённые широкими полномочиями. Бывшие ещё недавно независимые номархи, превратились в чиновников, каждый из которых имел свою канцелярию с писцами и служащими и отвечал за управление номом. Особые начальники управляли городами и крепостями, а также завоёванными районами (в качестве наместников). Деятельность всех администраторов строго определялись специальными нормами и инструкциями, содержание которых известно по сохранившимся в гробницах текстам. Есть в текстах и упоминания о 40 кожаных свитках, бивших, возможно, чем-то вроде свода законов и предписаний, коими должностные лицами обязаны были руководствоваться (сам этот свод до нас не дошёл).

Став сильной военной державой, империей, в которую были включены завоёванные народы, и границы, которых дошли на север до Евфрата, Египет вступил в активные внешнеполитические связи с другими государствами Ближнего Востока. С Митаннийским и Хеттским царствами, с касситскими правителями Вавилонии, причём именно от этой эпохи в египетских архивах сохранилось немало ценных дипломатических документов (архивы Телль-Амарны), позволяющих представить картину международных отношений того времени.

Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей.

Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них, в качестве солдат-наемников, привело на рубеже II -- I тысячелетий до н.э., к выдвижению на авансцену политической жизни страны, амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивавшихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников, Шешонк, в середине Х в. до н.э., захватил власть и положил начало 22 ливийской династии -- первой из серии правивших Египтом чужеземных династий.

Важной новой особенностью социальной структуры Египта Позднего царства становится усиление корпоративности. Суть этого явления, знакомого уже и Новому царству, сводилась ко все большей обособленности состоятельных слоев, будь то жрецы, воины или ремесленники различных специальностей. Наследственность занятий, способствовала замкнутости соответствующих корпораций, внутренние связи и взаимопомощь в среде которых, были особенно важны, в условиях развиваюшихся товарно-денежных отношений, при явном ослаблении централизованной администрации. По-прежнему существовали и имели немалую силу храмовые хозяйства, но теперь они все явственнее становились хозяйствами жреческо-культовых учреждений и тем самым исключались из сферы государственного хозяйства и соответственно большой политической ценности не имели.

Для государственного аппарата эллинистического Египта было характерно сочетание традиций фараоновской администрации с греко-македонскими принципами. За исключением нескольких полисов, типа Александрии, вся остальная страна традиционно делилась на номы, управлявшиеся чиновниками-стратегами. Номы подразделялись на топархии, а те -- на поселения, комы. Во главе администрации стоял министр-диойкет, ведавший хозяйством и казной. Именно ему подчинялись упомянутые провинциальные администраторы.

Судебная система была реорганизована в соответствии с нормами греческого права.

Подводя итог, всему вышесказанному, следует отметить, что египетский вариант развития, отличается от других примеров, своей тотальной вовлечённостью производителя в систему государственного хозяйства, и крайне замедленными в силу этого темпами приватизации.

«Даром Нила» называли Египет в древности

Географическое положение

Древний Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали . Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» - Черная Земля - по цвету местной почвы.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, которую античные авторы именовали Эфиопией.

Образование единого государства

Более подробно про первые века Древнего Египта и становление государства читаем в статье — .

В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства - и . После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, что около 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство.

Цари вели постоянные войны. Известно, например, что во время похода в Нубию основателя IV династии (XXVIII в. до н.э.) было уведено 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, а во время похода на ливийцев - 1100 человек. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем района медных рудников на Синайском п-ове. В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем, слоновой костью, акацией и эбеновым деревом (оно доставлялось в Нубию из глубинных районов Африки), за драгоценными каменьями, ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из везли благовонные смолы и «светлое золото». Из финикийского в Египет шел строевой лес - кедровое дерево.

В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которого являлись обширный земельный фонд. большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Госудаpcтвo приобретало черты , опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат. Первым лицом на иерархической лестнице после фараона был верховный сановник, он же - главный судья, совмещавший целый ряд государственных должностей и управлявший многими отраслями хозяйства. При наличии , и частного хозяйств определяющую роль в экономике страны, особенно при V-VI династиях, играло , где была занята, видимо, подавляющая часть трудового населения.

В эпоху Древнего царства дальнейшее развитие, особенно в Нижнем Египте, получили садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит честь открытия пчеловодства. Пастбища Дельты давали широкие возможности для развития животноводства. Его характерная черта - содержание в стаде вместе с домашним скотом полностью или полуприрученных животных пустынь: антилоп, козерогов и газелей. Главным богатством Верхнего Египта было зерно, прежде всего ячмень и пшеница двузернянка (эммер). Часть его по Нилу доставлялась на север. Таким образом, Южный и Северный Египет дополняли друг друга.

Периоду Древнего царства свойствен стремительный рост каменного строительства, кульминационным моментом которого явилось возведение царских усыпальниц - огромных пирамид с поминальными храмами и «городами» вельможеских гробниц. Со строительством пирамиды царя (III династия), осуществлявшимся в основном с помощью медных орудий, Египет окончательно вступил в медный век. Но каменными орудиями продолжали пользоваться и впоследствии.

В конце V династии власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позиции . Истощенный строительством пирамид, раздираемый социальными противоречиями, к концу правления VI династии Египет стал распадаться на полузависимые . 70 мемфисских царей следующей, VII династии, по преданию, сохранившемуся у , правили всего 70 дней. С середины XXIII в. до н.э. начался период упадка Египта, его внутренней раздробленности.

К исходу III тыс. до н.э. хозяйственное положение Египта требовало объединения страны; во время смут оросительная сеть пришла в запустение, население часто страдало от жестокого голода. В это время на египетский престол претендовали два объединительных центра. Одним из них был , расположенный на севере страны, в плодородной низменности недалеко от , на западном берегу Нила. Номарх Гераклеополя (Ахтой) подчинил своей власти правителей близлежащих областей, ведя одновременно борьбу с азиатскими кочевниками. Правителями всего Египта стремились также стать номархи . Победителями вышли фиванские правители, и при страна была объединена. На одном из дошедших до наших дней рельефов этот правитель изображен покорителем египтян, нубийцев, азиатов и ливийцев. Но достигнутое единство еще не было прочным.

Среднее царство

После правления его наследника престол захватила Хатшепсут, сохранившая первоначально номинальным правителем малолетнего царя, своего пасынка, Тутмoca III, но впоследствии открыто объявившая себя фараоном. Придя к власти, Тутмос III стремился вытравить всякое напоминание о Хатшепсут, уничтожая ее изображения и даже имя. Он совершил много походов в Сирию и Палестину, и его империя стала простираться от четвертого порога Нила до северной окраины Сирии.

На первую половину XIV в. до н. э. приходится царствование (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. При двух преемниках Аменхотепа IV начался отход от его политики. Семнех-кере восстановил культ Амона, при следующем фараоне - Тутанхамоне - утвержденный царем-реформатором культ Атона лишился государственной поддержки.

При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла под стенами сирийского города Кадеша, в которой с каждой стороны участвовало до 20 тыс. человек. В своем описании этой битвы Рамсес утверждает, что именно он одержал победу. Но известно, что египтяне не сумели взять Кадеш и хетты под предводительством царя преследовали их при отступлении. Длительная война завершилась на 21-м году правления Рамсеса II мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Оригинал договора был записан на серебряных табличках, но сохранились лишь его копии на египетском и хеттском языках. Несмотря на силу египетского оружия, Рамсесу II не удалось восстановить границы империи фараонов XVIII династии.

При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне , и при Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей - «народов моря» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясении, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиций номовой знати (особенно в Фиваиде, на юге Египта), тесно связанной со жреческими кругами, а в сфере внешней политики - в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений.

Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных.

С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже в конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н.э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.

В эпоху Нового царства стали широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживающее египетское войско с его боевыми . От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъемного сооружения - шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др.) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство . Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царском и храмовом хозяйствах (хотя рабы обслуживали и частные владения). Так, в течение своего 30-летнего правления Рамсес III подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии, Палестины и более 1 млн сечат (греч. «арур»; 1 арура - 0,28 га) пахотной земли. Но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей.

К началу XI в. до н.э. в Египте образовались два царства: Нижне-египетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхне-египетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950-920 гг. до н.э.), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX-VIII вв. до н.э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей.

В конце VIII в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис.

Однако они в трех битвах разгромили войско Тефнахта и, продвигаясь на север, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Тефнахт вынужден был сдаться на милость победителей. Следующий нубийский царь, властвовавший над Египтом, был Шабака. По преданию, сохранившемуся у Манефона, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон разгромил войско нубийского фараона Тахарки и захватил Мемфис.

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI (саисской) династии Псамметих I. Следующий фараон, Нехо II, стремился установить свое господство в Сирии. В 608 г. до н.э. иудейский царь Иосия преградил египетскому войску дорогу у Мегиддо (город на севере Палестины), но был смертельно ранен. После этого Иудея стала платить большую дань золотом и серебром египетскому царю. Власть египтян над Сирией и Палестиной длилась три года, и в 605 г. до н.э. египетское войско было оттеснено к своей границе вавилонянами. При Априи (589-570 гг. до н.э.), одном из преемников Псамметиха I, Египет поддерживал Иудею в борьбе с Вавилонией. Априй одержал победу над флотом Сидона - одного из крупнейших финикийских городов. В 586 г. до н.э. египетское войско появилось под стенами Иерусалима, но вскоре потерпело поражение от вавилонян.

К тому времени к западу от Египта, на ливийском берегу Средиземного моря, эллины создали свое государство - Кирену. Априй решил подчинить его себе и послал против него значительные военные силы, но они были разгромлены греками. В египетском войске вспыхнул мятеж против Априя, и на престол был возведен Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Персидское правление

В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Затем Камбиз был провозглашен царем Египта (XXVII династия). Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью фараона Априя.

Захват Египта Александром Македонским

Египет несколько раз добивался независимости от персидских владык (XXVIII-XXX династии), пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время Египта фараонов истекло. Началась эпоха .

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нил. В первой половине IV тысячелетия до н. э.

в египетском обществе начинают происходить дифференцированные процессы.

Постепенно в связи с интенсивным развитием ирригационного земледелия происходит социальное расслоение, из общей массы выделяется управленческая верхушка во главе с первосвященниками-жрецами.

Ко второй половине IV тысячелетия до н. э. происходит постепенное складывание первых государственных образований, получивших название «номы». Такие протогосударственные объединения возникали в процессе сосредоточения вокруг храмов сельских общин с целью совместного ведения ирригационных работ. География расположения номов, растянувшихся вдоль единой водной магистрали, способствовала их объединению под эгидой наиболее сильного нома во главе с номархом. Так, в Верхнем (Южном) Египте появляется новый политический институт единовластного монарха - царя со всеми атрибутами деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н. э. завоевывают весь Египет.

Такая ранняя централизация Древнеегипетского государства была предопределена материальными предпосылками общества, а именно - характером ведения хозяйства. Хозяйственная ЖИЗНЬ была связана с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила, а необходимость преодоления их последствий требовала жесткой централизованной системы управления. В исторической науке историю Древнего Египта принято разделять на четыре основных периода. 1.

Период Раннего царства (с 31.00 по800 г. до н. э.)- Иначе этот период называют эпохой царствования

первых трех династий египетских фараонов, 2.

Период Древнего, или Старого, царства, который качался около 2800 г. до н. э. и закончился в 2250 г. до н. э. Этот период включает в себя время царствования III и IV династий. 3.

Период Среднего царства (около 2250-1 700 гг. до н. э.)> эпоха царствования XI-XH династий египетских фараонов. 4.

Период Нового царства (около 1575-1087 гг. до н. э.). время царствования XVIII-XX династий фараонов.

Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были отмечены постепенным спадом в хозяйственной и политической жизни Египта.

Египет Нового царства явился прообразом первой в мировой истории империи. Это было огромное разноплеменное государство, которое было создано путем завоеваний соседних территорий. В per зультате военных походов египетских фараонов Нового царства в состав Египетского государства вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые природными ресурсами области.

Но к концу эпохи Нового царства Египет приходит в упадок из-за оскудения политического и экономического могущества правящей династии. Со временем некогда столь сильный в экономическом и военном плане конгломерат номов сам становится добычей завоевателей. Первыми его территорию начали завоевывать персы, затем - римские войска. В результате военных предприятий последних Египет в 30 г. до н. э. был включен в состав Римской империи, т. е. Египет развился от протогосу- дарства до империи с Африкой и частью Азии.

Как в теории, так и в практике историко-право- вой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств.

Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования.

Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д.

Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно ко торому все события должны рассматриваться в стрс гой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-лравовых и хронологических исследований.

Особенная область методов - это специальные научные методы исследования.

Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ. .

При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно- правовых явлений в истории.

Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались.

Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.

способа восприятия таких институтов, как право и государство, ознакомление их с основными системами, способами и методами регулирования публично-правовой и частноправовой сфер жизнедеятельности. Дисциплина изучает исторические формы государства в сочетании с соответствующими системами и институтами права.

Исследовательской областью историко-правовых наук являются конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в четкой хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Изучение науки истории государства и права зарубежных стран помогает учащимся создавать свои собственные суждения и прогнозы о тех процессах и явлениях, которые происходят в современном мире как в собственном государстве, так и в зарубежных странах.

Одной из главных задач предмета историй государства и права зарубежных стран является создание необходимых условий и предпосылок для лучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, и других юридических дисциплин (цивилистики, уголовного права и процесса).

Задачей курса также является более широкая подготовка студентов в вопросах истории государства и права, выработка у них юридического взгляда на исторические явления.

Особое место в кругу задач преподавания дисциплины занимает рассмотрение исторических форм и типов государства, их особенностей применительно к отдельным странам Европы, изучение основных правовых памятников, повлиявших на становление современной государственно-правовой культуры.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...