Дрожит голос. Вибрация и тремолирование голоса Голос не дрожал


Дрожь в голосе способна породить неловкость и подорвать веру в свои силы. Такая ситуация во время публичного выступления или разговора один на один мешает собеседникам понимать вас. Они не смогут разобрать вашу первоклассную речь или остроумные замечания! Уделите немного времени дыхательным и разговорным упражнениям, чтобы научиться контролировать дрожь и стать уверенным в себе оратором.

Шаги

Как выполнять дыхательные и разговорные упражнения

    Дышите диафрагмой, чтобы контролировать голос. Делайте глубокие вдохи и смотрите на себя в зеркало. Если плечи поднимаются, то вы задействуете грудную клетку, а не диафрагму, которая является мышцей и находится в нижней части легких. Вдыхайте и старайтесь увеличить грудную клетку в объеме, но при этом следите, чтобы плечи и грудь оставались неподвижными.

    Укрепляйте диафрагму. Теперь, когда вы узнали о диафрагме и где она находится, пришло время укрепить данную мышцу. До или после душа обмотайтесь полотенцем вокруг пояса. Вдыхайте и пытайтесь сдвинуть полотенце, но при этом не поднимайте плечи или грудную клетку. Медленно выдохните. На следующий выход произнесите “Ах”. Выполните упражнение десять раз.

    • Когда будете произносить “Ах” при дыхании с помощью диафрагмы, обратите внимание, что вам проще говорить громко и размеренно. Тренируйтесь говорить громким и тихим голосом. Можно даже делать несколько поверхностным вдохов грудной клеткой, чтобы сравнить два вида звуков.
  1. Выдыхайте с шипящим звуком, чтобы контролировать темп дыхания. Стойте ровно и вдыхайте с помощью диафрагмы, а затем выдыхайте воздух через зубы с шипящим звуком. Повторите данное упражнение десять раз. Остается надеяться, что никто не зайдет в комнату, пока вы будете шипеть как змея! Это кажется странным, но упражнение на контроль скорости выдоха позволяет укрепить диафрагму.

    Выполняйте голосовые упражнения, чтобы расширить свой вокальный диапазон. Один из лучших способов избавиться от дрожи в голосе - расширить диапазон голоса. Иногда при волнении люди с дрожащим голосом также производят высокие и трескающиеся звуки. Выполняйте упражнения для голоса хотя бы один раз в день, чтобы избавиться от подобных проблем.

    • Произносите “мм-мм” (будто хотите сказать “очень вкусно”) и “мм-хм-м”. Во время занятия важно всегда дышать с помощью диафрагмы и стараться громко произносить эти звуки. Повторите такое упражнение пять раз.
    • Произносите “ней, ней, ней, ней” более высоким и более низким голосом. Сначала постарайтесь произносить эти звуки максимально высоким голосом, а затем опуститесь до максимально низкого голоса. Забудьте о серьезности, ведь все это будет звучать очень странно. Повторите десять раз.
    • Многократно произносите “ооо-иии” и задействуйте весь диапазон голоса. Повторите десять раз.
    • Произносите “ммммм” и сосредоточьтесь на дрожащих ощущениях в нижней части лица и вокруг рта. Издавайте гудящий звук так долго, насколько хватит дыхания. Повторите пять раз.
  2. Используйте скороговорки, чтобы улучшить артикуляцию. Благодаря хорошей артикуляции люди будут четко слышать каждый звук, который вы произносите. Это очень важно, так как в противном случае они могут ослышаться или вовсе не понять ваших слов. Выполняйте данное упражнение один раз в день.

    • Используйте предложенные здесь скороговорки или найдите более подходящие варианты. Темп должен быть максимально высоким, но при условии, что вы четко произносите каждый слог.
    • Примеры: “Интервьюер интервента интервьюировал”, “Пакет под попкорн”, “Около колодца кольцо не найдется”, “Осип охрип, Архип осип” и “По семеро в сани уселись сами”.
  3. Читайте стихи, статьи или книги вслух. Лучший способ избавиться от дрожи в голосе - как можно чаще говорить. Читайте разные тексты вслух, чтобы потренироваться в спокойной обстановке. При этом можно представлять, что вы читаете перед аудиторией. Говорите громко и тихо, высоким и низким голосом, а также выражайте эмоции. Когда будете готовы, почитайте близкому другу или родственникам.

    • Вам нужно подготовить конкретную речь? Просто отлично! Читайте речь вслух каждый день.
    • Также можно записывать себя на диктофон или на видеокамеру. Смотрите или слушайте запись, чтобы найти аспекты, которые необходимо улучшить.
  4. Твердо упирайтесь ногами в пол, чтобы занять правильную позу. Это важно, не только когда вы стоите, но и когда сидите. Расположите ноги на ширине плеч. Ступни должны полостью упираться в пол всей площадью. Не раскачивайтесь и не перемещайте вес с ноги на ногу. Это ваша сильная поза, которую нужно принять.

    Распрямите плечи для правильной и открытой осанки. Сгорбленные плечи и плохая осанка тоже мешают глубоко дышать. Так вам будет трудно говорить четко даже без дрожи в голосе. Не нужно сутулиться во время публичных выступлений, иначе вы будете выглядеть взволнованно.

    Полагайтесь на дыхательные упражнения. Если вы волнуетесь, то сосредоточьтесь на дыхании. Представьте, что вы обмотаны полотенцем и попробуйте его мысленно сдвинуть. Так, кислород придаст вам сил, а концентрация на упражнении поможет взять себя в руки.

    Сделайте глоток воды перед речью. На всякий случай возьмите с собой бутылку воды. Жидкость сделает голос более четким, в отличие от сухого и грубого звучания. Также не следует допускать обезвоживания во время презентации, иначе у вас может закружиться голова.

Данную статью можно рассматривать как продолжение статьи «Откуда берется «безголосость», а можно и как совершенно самостоятельный материал. Она призвана ответить на вопрос, что делать, если вы считаете свой голос недостаточно хорошим для пения, как его улучшить на самом начальном этапе?

В случае недостаточного потенциала (силы) голоса работа ведется в двух направлениях: техническом - специальные упражнения, помогающие запустить данный природой механизм естественного дыхания и психологическом (избавление от зажимов и комплексов).

Такие упражнения широко практикуются в любой западной методике вокала, немало информации можно найти и на сайте.

Хочу добавить лишь важный практический совет: никогда не напевайте песни, пойте их в полный голос. Мурлыканье себе под нос, напевание закрепляет вредные вокальные привычки, особенно, если речь идет не о профессионале, а о начинающем вокалисте.

Тембр также несколько зависит от вокального стиля, ведь один и тот же человек, обучаясь академическому пению и современному, поет совершенно по-разному; а также немного и от языка, на котором поет исполнитель, так как разное произношение часто окрашивает голос по-разному. Так, при пении итальянского и англоязычного репертуара обязательно возникает разная окраска звука, в противном случае песня слушается довольно смешно.

Кроме того, многие дефекты тембра, такие как слишком носовой звук, воздушность, неплотность, неглубокость исправляются целевыми упражнениями. Я абсолютно согласна с вокальными педагогами, утверждающими, что тембр - это не диагноз, но при этом решительно против существующих школ по «клонированию» конкретного типа тембра.

Так, например, кому-то нравится Агилера, и вот «с конвейера» сходит с десяток Агилер, которые потом не могут определить свой вокальный путь и найти свое место под солнцем, так и работая всю свою карьеру двойником.

Можно воспользоваться примером звездного исполнителя для того, чтобы нагляднее понять, какие качественные характеристики присутствуют в его голосе и отсутствуют в вашем, и далее научиться их воспроизводить в собственном голосе. Но учиться петь «под копирку» нравящегося исполнителя не советуют все маститые вокальные тренеры.

Кроме того, не всегда даже в звездном голосе, а тем более в голосе вокального педагога присутствуют только хорошие характеристики, и потому нередко вокальные педагоги вместе с техникой передают своим ученикам и имеющиеся у них тембровые дефекты.

Как придать прочность и глубину голосу

У всех тембры разные, и каждый по-своему красив. Но есть одна тембровая характеристика, которая очень не нравится слушателю, говорим мы или поем. Это верещащий, писклявый голос, высокий и поверхностный. Такие голоса очень тяжело слушать, и они раздражают нас не только в пении, но и при разговоре.

Обычно причиной является ошибка размещения голоса в резонансной системе (головной, грудной). Обладатели таких голосов говорят, как правило, именно головным голосом, используя теменное резонирование. Они все время как бы смещают голос вверх. На самом деле это не только тяжело для слушателя, но и создает напряжение для самого говорящего, приводя к быстрой утомляемости голоса, частой охриплости, а иной раз и к серьезным проблемам с голосом.

Первое что надо сделать - это сместить голос в разговорный режим, на уровень рта, гортани и вокальной «маски». Поначалу этого можно добиться, подражая обладателям низких и глубоких голосов. Имитация постепенно сместит звук в нужный резонатор, и тогда надо прочувствовать его и закрепить ощущение.

Вторая причина - неправильное, очень поверхностное дыхание. Плохой контроль воздушного потока и, соответственно, голоса.

Для этого используются дыхательные упражнения: например, набрать воздух, выдыхать, считая мысленно до 10, затем продолжать выдох, произнося (пропевая) английский согласный ng , заканчивая счет на 11, 12. Если делать данное упражнение по 10 минут в день, то вы заметите, как существенно укрепится ваше дыхание и его контроль.

Хорошие результаты дают упражнения на резонирование: мычание и мычание с «жеванием» (на звуке М делать жевательные движения, прислушиваясь как звук смещается и «гуляет» по разным резонаторам). А также знаменитый vocal fry , который также помогает сделать голос более низким и глубоким, более «сочным». Vocal fry вообще универсален и используется во многих качествах и для достижения многих целей, без преувеличения можно сказать, что это настоящее сокровище.

Если вы не знаете, что такое vocal fry , послушайте этот фрагмент. Вот «скрипение», «трещание», «дребезжание» на низких и средних нотах и есть этот прием. В этой статье я не буду подробно на нем останавливаться, этому посвящена .

В качестве еще одного упражнения рекомендуется просто читать слова, хорошо скандируя слоги и пытаясь удержать голос именно в центральной части лица, «маске». Именно чтение и декламирование, а не пение, дает очень хорошие результаты в дальнейшем и в вокале. Можно взять четверостишие из любимого произведения (литературного или песенного) и скандировать его.

Как сделать дрожащий голос стабильным

Первой и основной причиной дрожащего голоса являются эмоции (волнение, стресс, стеснение, боязнь ошибиться). То есть причина в том, что нет контроля над голосом, отсюда возникает и боязнь сфальшивить, дать «петуха», потому голос и дрожит. Для улучшения контроля надо работать над дыханием.

Упражнения таковы:

1) Набрать воздух и, используя небольшое его количество, пропевать на удобной ноте короткие «а», с некоторым интервалом: «а»-пауза-«а»-пауза и т.д. (Прием стаккато)

2) Упражнение то же, но уже с более длинным «а», но все также с небольшим количеством воздуха. Не забываем, что голосообразование в вокале основано на экономном расходе воздуха и не сильном подсвязочном давлении. То есть для того, чтобы спеть хорошую, мощную ноту совершенно не надо набирать полные легкие воздуха и, тем более, толкать его. Здесь же следует и постепенно увеличить интенсивность (громкость) звука.

Ну и когда первые 2 упражнения начнут получаться, то, набирая воздух, петь длинную «а» пока он не закончится, естественно, не доводя себя до удушья. Об этом упражнении подробнее написано в статье «Вокал для взрослых. С чего начать?»

Интонация

Каждый может петь чисто кроме тех, у кого серьезные физические дефекты: глухота, проблема с голосовыми связками и т д.

Возникающие проблемы с чистым интонированием, встречаются 2-х типов:

1) ошибки слухового восприятия, то есть ошибочный сигнал, который посылают рецепторы уха мозгу и мозг - голосу.

2) механическая фальшь: легкое недотягивание или занижение звука или, напротив, легкое завышение (речь идет о минимальном интервале, лежащем между полутоном и тоном), которое зависит от ошибок в постановке, в дыхании.

Что касается дыхательной техники, то об этом написано немало и, опять же, повторяться я не буду.

В качестве других рекомендаций советую всегда работать над репертуаром, записывая себя на диктофон, а потом каждый раз прослушивать запись. Также важно и прослушивать отдельно базу: аккомпанемент, гармонию, что также тренирует ухо, поскольку наш слух тренируется не только активно, но и пассивно, то есть и без воспроизведения звука голосом.

Также рекомендую купить простенькие клавиши, синтезатор (четырех октав вполне достаточно), в качестве стандарта, своего рода эталона для сравнения. Нажимать клавиши и повторять ноты. Визуальный ряд очень помогает, так как, смотря на инструмент и повторяя звук, вы формируете и зрительное представление, где что находится по высоте.

Очень хорошие результаты дают упражнения по методике Кирюшина (найдите, в Интернете информация об этом есть). Делать их надо регулярно, занимаясь дома самостоятельно.

Вот такие действия помогут подготовить голос к вокальным задачам. Однако, повторяю, возможно и не стоит тратить на них время, если ваш голос достаточно хорош, просто часто мы не можем объективно оценить свои умения и возможности, свои качества самостоятельно. Так что лучше, все же, обратиться к специалисту хотя бы один раз, чтобы он (она) прослушав вас, подсказали бы, какие качества голоса требуют исправления, а какие – нет.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

В этом выпуске хочу порекомендовать Вам фильм «Король Говорит»! Я считаю, этот фильм обязателен к просмотру для всех, кто хочет развивать свой голос. А особенно остро этот фильм необходим тем, кто испытывает проблемы с голосом (заикание, усталость, тихо невнятно звучит, ломается).

В фильме показан уникальный специалист по голосу – Лайонел Лог, методика которого во многом схожа с методикой Школы Природного Голоса. И самое интересное, что этот фильм основан на реальных событиях!

Герцог много раз пытался заниматься постановкой голоса у дипломированных специалистов, но все безрезультатно. Пока не встретил уникального человека – Лайонелла Лога, с принципиально другим подходом к развитию голоса!

В чем заключалось основное отличие подход Лайонела Лога к работе над голосом от всех остальных, дипломированных специалистов?

Почему подход Лайонела давал быстрые результаты, а долгие годы занятий Герцога у дипломированных специалистов были потрачены впустую?

Потому что Лайонел знал основную причину голосовых проблем. И он работал именно над устранением этой причины, а не занимался «накачкой», «постановкой» или «тренировкой» голоса. 🙂

Главная причина – это СТРАХ! Страх Выразить Себя (Своё Я) или совершить ошибку.

У кого этого страха меньше – тот становится более успешным во взрослой жизни, и обладает более свободным и полнозвучным голосом. У кого страха больше – тот менее успешен, и имеет более сдавленный и зажатый голос.

Чтобы избавиться от этого страха – следует выражать себя через звук. Выражать себя через свой голос.

Как только Вы избавитесь от этого страха – у Вас сразу пойдут в гору дела, где требуется самовыражение! А именно – бизнес, переговоры, карьерный рост, взаимоотношения с противоположным полом, творчество. Ведь все основные проблемы и в бизнесе, и в отношениях – из-за СТРАХА выразить себя, проявить себя.

Но, согласитесь, что объективно это более долгие пути. Через звучание, через голос – убрать этот страх можно за несколько дней! 40 дней на Интернет-курсе дается с запасом! 🙂

А когда Вы уже свободно выражаете себя, то и бизнес, и отношения и все остальное у Вас получается легко и с удовольствием! 🙂

Кстати! Обратили внимание, как Лайонел в фильме «Король говорит» быстро и легко снимает этот страх у Герцога на несколько секунд? 🙂

Он просто одевает ему наушники с громкой музыкой. Герцог не слышит сам себя, и как следствие – не боится совершить ошибку и выразить себя, не занимается самоконтролем и самооценкой.

Кстати, мы еще задолго до этого фильма проводили подобный опыт с певцами, у которых были проблемы с голосом или интонацией. Включали громко в наушники фонограмму (без голоса певца) и ставили перед певцом микрофон. Человек пел, абсолютно не слыша свой голос! В наушниках была ТОЛЬКО фонограмма. Певец знал об этом заранее – поэтому полностью расслаблялся и пел «как получится».

И что Вы думаете? В этом случае – голос певца звучал гораздо свободнее и интонационно ЧИЩЕ, чем когда певец слышал сам себя и старался спеть чисто. Просто громкая музыка в ушах – отключали его СТРАХ совершить ошибку, сфальшивить или не спеть какую-то ноту. И в результате – у него все получалось гораздо лучше.

Поэтому, когда будете выполнять любые упражнения для голоса или петь песни – не бойтесь сделать ошибку, спеть что-то не то! Делайте все упражнения и пойте все песни свободно, с ЖЕЛАНИЕМ, задорно и по-настоящему! Не оценивайте себя при этом.

И именно поэтому, на первом этапе на пути к «Возрождению Природного Голоса» мы даем максимально простые упражнения, которые просто невозможно сделать неправильно!

Просто звучите и всё! И пойте простые песни.

Когда Вы почувствуете, что Вы свободны, звучание идет легко и приятно – можно переходить к более сложным упражнениям, песням и заданиям.


Звучание человеческого голоса при пении обычно сопровождается своеобразными периодически пульсирующими толчками, в результате чего непрерывное течение звука представляется распадающимся на отдельные, с той или иной быстротой следующие друг за другом, звуковые отрезки. Это - так называемая вибрация голоса.

Термин вибрация, в применении к рассматриваемому явлению, акустически не точно выражает его сущность. Под вибрацией в акустическом смысле понимается правильное периодическое колебательное движение в определенных границах частоты, обусловливающее образование сплошного, беспрерывного течения звука, имеющего определенную высоту. Нарушение этих условий в части периодичности и количественного минимума превращает музыкальное звуковое явление в шумовое. То же явление, которое в голосе именуется вибрацией, представляет собою нарушение акустической вибрации со стороны ее сплошного непрерывного течения при неизмененном почти сохранении прочих характерных для музыкального звука условий - высоты, силы и тембра. Если, таким образом, понятие вибрация с точки зрения правильности акустической терминологии охватывает необходимые условия для возникновения и непрерывного течения звука, то термин вибрация, примененный к человеческому голосу, определяет частный случай вибрационного периодическое звукового движения. Являясь органическим элементом певческого звука, вибрация придает голосу особую красоту, выразительность и способность большого эмоционального воздействия.

Характер вибрации индивидуален у каждого голоса и в некоторой мере определяет его качество. Таким образом, вибрация может быть в известной степени рассматриваема даже как некий элемент тембра голоса.

Характер вибрации определяется с детства и в неизмененном виде остается на всю жизнь. Только в преклонном возрасте у многих певцов вибрация меняется в своем характере и часто переходит в так называемое тремолирование голоса (качание звука).

Голоса, имеющие некрасивую вибрацию (слишком крупную или, наоборот, слишком мелкую - так называемый козлиный голос), или такие, у которых вибрация отсутствует или слабо выражена, считаются не имеющими художественной ценности. И, наоборот, голоса, которым вибрация придает особую красоту, являются полноценными.

Лица, обладающие некрасивой вибрацией голоса, прибегают иногда к искусственным приемам, дающим возможность изменить ее характер. Достигается это при помощи периодических дрожательных движений руки или пальца, приложенных к гортани. Путем систематических упражнений некоторым удается создать искусственную вибрацию голоса настолько удовлетворительную, что ее трудно отличить от естественной. Полную иллюзию естественной вибрации голоса, вызванной вышеописанным способом, мне приходилось наблюдать у служителей культа (канторов) у евреев: благодаря употреблявшемуся при богослужении покрывалу (талес), облекающему все тело, они искусно скрывали дрожательные движения руки, вызывающие вибрацию звука. Вибрация представляет собою настолько ценный элемент человеческого голоса, что, надо полагать, именно в подражание ему вибрация стала применяться при игре на разных музыкальных инструментах (например, на скрипке, виолончели, некоторых духовых инструментах).

Но, в то время как для искусственных музыкальных инструментов вибрация является все же лишь некоторой механической примесью к первичной звукооснове, в человеческом голосе вибрация неразрывно связана со звуком и отделена от него быть не может.

Освободить звук от вибрации или изменить ее характер применением волевого импульса не удается без значительного насилия над голосом, но и это возможно лишь на некоторые короткие моменты.

Если естественная (физиологическая) вибрация голоса является чрезвычайно ценным его украшением, то нередко встречается и другой вид вибрации, но уже патологической (неестественной, ненормальной). Это - так называемое тремолирование (качание) голоса, производящее крайне тягостное впечатление на слух.

Тремолирование звука встречается обычно у певцов, вступивших в преклонный возраст, но нередко наблюдается и у субъектов, находящихся в расцвете сил, а иногда даже и у молодежи, только начинающей петь или обучаться пению.

Тремолирование голоса тоже представляет собою периодически следующие друг за другом толчки звука, но толчки эти являются более резкими, грубыми, без постепенности перехода один в другой; они обычно совершаются с более длинным, нежели при естественной вибрации, периодом следования друг за другом.

Если в общем виде графически вибрация может быть изображена в виде кривой с постепенно и плавно убывающей и возрастающей амплитудой (рис. 10.1), то тремолирование характеризуется внезапными толчками, которые могут быть изображены в виде, например, кривой, показанной на рис. 10.2.

Рис. 10.2

Рис. 10.1

Таким образом, вибрация и тремолирование голоса, хотя в известной степени и сходны между собою по своему внешнему акустическому характеру, - в смысле физиологического воздействия на слух являются диаметрально противоположными.

Вопрос об акустической и физиологической сущности вибрации голоса мало изучен. Как ни странно, но вопрос этот до последних лет находится как бы совершенно вне поля зрения исследователей.

В настоящее время уже имеются кое-какие данные о вибрации в певческом звуке. Ржевкин и Казанский установили в кривой записи голоса певцов наличие пульсаций, характеризуемых постепенным нарастанием и падением амплитуды в группах вибраций, следующих друг за другом. Без этих пульсаций голос приобретает безжизненный характер.

О происхождении вибрации и причин, ее вызывающих, эти авторы ничего не говорят.

Бартоломью 1 выяснил, что наличие вибраций в темпе 6-7 раз в секунду придает голосу особую звучность, которую слушатель обычно оценивает скорее как тембральную характеристику, а не как вибрацию. За период вибрации спектр гласной сильно меняется, максимум энергии перемещается, например, для тона 2600 кол/с из области 10-й гармоники в область 4-й и обратно.

  • Bartolomew. Journ. Acoust. Soc., 6, p. 15. 1934.
  • Wolf, Stanley, Sette. Journ. Acoust. Soc., 1934.
  • Левидов И. И. К вопросу о механо-акустической природе вибрации и тремолирования голоса. Доклад в Ленинградском отоларингологическом обществе в 1931 г.

Звуки человеческого голоса при пении обычно не тянутся ровно, а разлагаются на ряд отдельных частей, каждой из которых сопутствует пульсирующее усиление. Следуя быстро друг за другом, они вызывают то явление в звучании, которое называется вибрацией голоса. В меру имеющиеся вибрации в певческом голосе придают ему красоту, смягчая порой имеющиеся недостатки. Благодаря этому и той положительной роли, какую играет вибрация в полноценном звукообразовании, ее можно считать необходимым и важным условием певческого звука. Но у ряда певцов вибрация подменяется отрицательным явлением в подаче певческого звука, которое носит название «тремолирование» голоса. Те же голоса, где вибрация имеется либо с очень большой или мелкой амплитудой колебания, считаются не заслуживающими в исполнительском отношении внимания.

В то время, как физиологически законная вибрация голоса является, в зависимости от качества вибрации, тем явлением, которое в значительной степени украшает голос, тремолирование голоса является чрезвычайным и крайне тягостным для певца недостатком. Чаще наблюдается тремолирование при пении у вокалистов, приближающихся к концу своей певческой работы; но нередко можно встретиться с этим явлением у молодежи, только вступающей на путь вокальной деятельности. С акустической точки зрения тремолирование голоса является теми же пульсаторными толчками звука, которые следуют один за другим, но эти взрывные толчки получаются грубыми, без плавного перехода один в другой.

Вибрация и тремолирование голоса — это явления одного и того же порядка, но с совершенно противоположным образом воздействия и восприятия ухом другого человека. Насколько, как уже было выше сказано, вибрация украшает качество певческого голоса, который при отсутствии вибрации является вялым и скучным, настолько любое тремолирование певческого голоса резко его ухудшает. Чем более равномерно совершается вибрация голоса, тем это лучше отражается на его качестве. Самым лучшим для звучания считают не менее шести вибраций в секунду. Частота вибраций менее четырех в секунду делает голос уже неприятным.

Было высказано много догадок об истинных причинах тремолирования голоса. Говорили о том, что сущность тремолирования заключается в колебаниях поднятия и опускания звука с одновременным усилением и ослаблением его. Вибрации от тремолирования отличаются меньшими колебаниями в высоте и силе звука. Полагали, что тремолирование зависит от неравномерности работы голосовых связок.

Можно констатировать тот факт, что тремолирование голоса является пороком довольно распространенным среди вокалистов, а если тремолирование голоса велико, то оно может явиться роковым для данного лица, так как бесцельно заниматься при таких условиях пением, которое у слушателя будет вызывать отрицательную реакцию. Представляет ли собой тремолирование голоса болезнь или просто дефект вокальной школы, до сих пор не вынесено окончательного решения. Надо сказать, что в тех редких случаях, когда врачу или педагогу удается добиться уменьшения или исчезновения тремолирования, результат большей частью не бывает длительным вследствие постоянных возвратов к такой манере звукоизвлечения. Явление, носящее название «интерференция звука», можно считать применимым для объяснения того, что собой представляет вибрация и тремолирование голоса. В пояснение и доказательство приводятся следующие данные.

Для того, чтобы одновременное звучание двух колеблющихся тел дало непрерывное течение звука, необходимо, чтобы эти два тела были абсолютно точно в унисон настроены. Тем самым они должны в определенное время давать абсолютно точно совпадающее по числу количество колебательных движений. При самом незначительном отклонении от этого требования в ту или иную сторону обязательно должна появиться интерференция, а в конечном результате — дрожание.

Наблюдение над величиной и строением голосовых связок, как над другими парными органами человеческого тела, очень часто обнаруживает их неодинаковую величину и расположение. Небольшие отступления встречаются более часто, чем полное их совпадение. Этого свойства не избегли и голосовые связки, которые зачастую бывают различны как по своей длине, так и по толщине. Все органы наших чувств не вполне одинаковы справа и слева. При внимательном обследовании можно всегда выявить некоторую разницу в точности, силе восприятия и функционировании органов обеих сторон. Это явление полностью относится и к функциям голосовых связок и несомненной разности в одновременной работе их обеих.

Совершенно одинаковыми обе голосовые связки бывают далеко не всегда. В большинстве случаев мы встречаемся, хотя и с мало заметным, но все же с неполным совпадением по величине и толщине голосовых связок. В результате получается отставание одной из них и неполное звучание в унисон.

Закон акустики гласит, что при совместном звучании двух тел отставание одного из них на одно колебание в секунду дает одно дрожание в секунду, на два колебания — два дрожания. Вот почему совместное звучание двух не полностью симметричных голосовых связок должно давать дрожание звука. Эти заслуживающие полного внимания предположения доктора Ле- видова были подтверждены стробоскопическими наблюдениями. В том случае, если подвергнуть стробоскопическому исследованию во время их вибрации два тела, которые отличаются друг от друга очень незначительным числом колебаний, то, когда одно из них будет представляться совершенно неподвижным, другое будет казаться медленно двигающимся. Далее, если одно тело будет казаться медленно колеблющимся, другое может в это время казаться находящимся в полной неподвижности.

Особенно доказательным объяснение тремолирования голоса оказалось тогда, когда при естественной вибрации стробоскопически не удалось установить неравномерную работу голосовых связок. Определенно закономерные результаты получились при обследовании лиц, обладавших тремолирующими голосами. В этих случаях ясно обнаруживалось значительное расхождение между колебаниями обеих голосовых ■связок.

Еще более рельефно проявлялась эта картина у тех певцов, где, кроме явлений тремолирования, имелись на одной или на обеих голосовых связках узелки.

Доктор Левидов доказал свое предположение тем, что во время пения он производил фарадизацию гортани. Тогда при издавании певческих звуков изменялся характер тремолирования голоса и он начинал походить на вибрацию. Тогда становилось ясным, что при явлениях тремолирования связки колеблются не в одинаковом периоде. Тремолирование может явиться результатом, неодинакового натяжения голосовых связок.

Все эти исследования и наблюдения над истинной причиной тремолирования голоса дают довольно веское основание полагать, что тремолирование голоса можно рассматривать как настоящее функциональное заболевание, требующее специального лечения. Так что взгляд на то, что тремолирование голоса есть один из видов неправильной постановки, является не совсем обоснованным.

Известно, что бывают случаи, когда опытным преподавателям пения удается после длительных и тщательных занятий голосом добиться некоторых удовлетворительных результатов в вопросе уменьшения или ослабления этого порока. Очень редко удается достичь полного прекращения тремолирования. Такие явления бывают лишь тогда, когда форма тремолирования очень мала и легка. Тогда она может поддаваться воздействиям педагогического характера.

Всем известно, что некоторые расстройства деятельности голосового аппарата могут проходить после того, как начинаются методические занятия по правильной постановке голоса.

Также известно, что многие расстройства функций голосового аппарата являются следствием нарушения элементарных установок, требующихся при занятиях пением. Это, с одной стороны, а с другой,—они могут появляться при неумелом преподавании и неправильном подходе к тем или иным склонностям и голосовому материалу данного ученика. Если удается EJ некоторых случаях путем усердных и правильных вокальных занятий уменьшить «ли совсем уничтожить тремолирование голоса, то никоим образом не удается изменить характер физиологической вибрации голоса. Все попытки в этом направлении, как правило, получаются отрицательные, и даже занятия этим являются ненужным насилием над голосом. Они могут принести большой, а иногда непоправимый вред тому, над кем будут проделываться эти бесцельные эксперименты.

Небезинтересным представляется следующий факт. По- существу вибрация и тремолирование голоса являются различными проявлениями одного и того же акустического явления. Почему же они производят на слух диаметрально противоположное впечатление? Приятное воздействие вибрации на слух основывается на положительном восприятии прерывистого раздражения. Наоборот, непрерывное раздражение утомляет орган слуха и этим притупляет его восприимчивость. Когда частота дрожаний становится очень значительной, то ухо не успевает следить за каждым из них в отдельности. Звук становится неприятным, приобретая пронзительную и резкую грубость.

При сравнении вибрации и тремолирования оказалось, что последнее происходит в более медленном темпе. Возможно, что в этом свойстве вибрации лежит главная причина неприятного воздейстия такого тремолирующего голоса на слушателя.

Как говорилось раньше, вибрация от тремолирования отличается не только количественно, но и качественно. При тремолировании переход от одной пульсации к другой происходит без постепенности и мягкости, которая имеется при вибрации. Переход этот совершается резко, толчками. Звук не вибрирует, а качается.

Если бросить холя бы поверхностный взгляд на историю развития сольного пения в Европе, то мы увидим, что истоки его берут начало в Италии.

Каждая эпоха выдвигает новые требования, по-новому ставит вопросы методики преподавания пения, — выдающиеся деятели вокального искусства различных стран Европы каждый по-своему разрешают эти вопросы.

Не останавливаясь на различных этапах развития сольного пения, мы перейдем к практическим вопросам, связанным о вокальной педагогикой.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...