Дыхательная гимнастика воздушный шарик для детей. Лечебная гимнастика. Дыхательные упражнения при бронхиальной астме. Костальное, или торакальное, дыхание


Дыхательная гимнастика является одним из наиболее эффективных способов привести наше физиологическое и физическое состояние в порядок. Дыхание объединяет разум и тело. Упражнения могут нам помочь расслабиться, победить бессонницу, научиться контролировать чувство тревожности… Они хороши для улучшения внимания, а также позволяют отогнать негативные мысли. Мы рассмотрим в этой статье разнообразные методы дыхательной гимнастики, выясним, почему и как они работают, рассмотрим их достоинства и недостатки.

Виды

Применение разных способов контроля дыхания и дыхательных техник для успокоения тела и души чем-то новым не является. В буддийской культуре и на Востоке это практикуется веками. Нужно знать, что в основе этих упражнений лежат также техники контроля дыхания. При этом практика глубокого дыхания активизирует парасимпатическую нервную систему, которая отвечает за непроизвольную работу организма, если мы находимся в покое. Практика поверхностного или неглубокого дыхания стимулирует также симпатическую систему, которая отвечает за активацию всевозможных органов.

Симпатическая система активируется, если мы пребываем в состоянии стресса, а также вызывает то, что в основном известно, как «бегство или борьба». Наша сегодняшняя задача - научиться подобные состояния «снимать», применяя разные дыхательные техники. Нужно понимать, что из всех реакций человека дыхание (и моргание) является одной из тех, которые мы осознанно можем контролировать. Это определенный путь в автономную систему организма человека, через который мы передаем нашему мозгу сообщения. Мы рассмотрим несколько видов дыхательных техник, применять которые можно повседневно, а также в конкретных, определенных ситуациях.

Ключичное, или клавикулярное, дыхание

Такой называют также верхнегрудным. Так как данная разновидность принадлежит к грудному типу, являясь поверхностной, грудная клетка легким не позволяет расширяться таким образом, как это случается при глубоком дыхании.

Давайте рассмотрим занятие по дыхательной гимнастике. Положите руку на грудь, а вторую на живот, после чего дышите как обычно. Смотрите, какая из рук у вас поднимается выше. В случае если расположенная наверху, то у вас клавикулярное дыхание, если та, которая снизу, - брюшное (диафрагматическое, абдоминальное). У части людей поднимаются две руки. Если у вас так - дыхание является правильным и достаточно глубоким.

При этом ключичное дыхание совершенно неэффективно, так как наиболее мощное кровообращение, которое наш организм обеспечивает кислородом, происходит чуть ниже легких. А значит, если человек применяет лишь клавикулярное дыхание, в данные области поступает мало кислорода. Так как это поверхностное и быстрое дыхание, кровь обогащается небольшим количеством кислорода, а это, в свою очередь, ведет к нехватке в тканях питательных веществ.

Достоинства ключичного, или клавикулярного, дыхания: такие упражнения дыхательной гимнастики позволяют нам очень быстро получить кислород, а значит, они могут быть полезны, когда мы куда-то торопимся.

Недостатки ключичного, или клавикулярного, дыхания: этот вид дыхания не особо эффективен, а при долгом использовании может привести к некорректной работе организма в целом, мозга, а также к стрессу.

Абдоминальное, или диафрагматическое, дыхание

Этот вид дыхания известен также как глубокое, или брюшное, дыхание. В этом случае активируются при этом воздух поступает в верхнюю и нижнюю область легких. Вы при этом видите, что поднимается ваш живот. Название и произошло отсюда. Такие упражнения дыхательной гимнастики многим кажутся неестественными и странными. Вероятно, из-за того, что в моде сейчас совершенно плоский живот, и многие люди, в особенности девушки, сдерживают мышцы пресса, таким образом препятствуя глубокому дыханию. С детства мы привыкли слышать от бабушек и мам фразу «Втяни живот». Помимо этого, причиной сокращения мышц пресса (нервный тик, возникающий в животе) может быть стресс и постоянное напряжение. Следовательно, в нынешний момент все большее количество людей практикует ключичное дыхание, что еще больше увеличивает напряжение и тревожность.

Плюсы абдоминального дыхания: данная дыхательная гимнастика для живота полностью обеспечивает организм человека кислородом, при этом позволяя ему полноценно работать. Частота сокращений сердца и артериальное давление снижаются.

Минусы: у данного вида дыхания никаких минусов нет, кроме одного - данной технике необходимо обучиться, так как не все ею владеют на автомате.

Костальное, или торакальное, дыхание

Известно также как реберное или грудное дыхание. При нем задействованы межреберные мышцы, при помощи которых грудная клетка расширяется. Данный вид дыхания обычно сам по себе не используется, поскольку он является частью смешанного или полного метода.

Полное дыхание

У него также большое количество названий - смешанное, грудобрюшное, реберно-диафрагматическое, косто-абдоминальное, нижнереберное. При этом дыхании (вдох полной грудью) воздух поступает в организм через ноздри, идет через носоглотку, бронхи и трахеи и заполняет полностью легкие, которые существенно увеличиваются в объеме. Нужно учитывать, что при глубоком дыхании немного поднимается грудная клетка, живот, активируется зона диафрагмы.

Достоинства полного дыхания: данная дыхательная гимнастика помогает телу расслабиться и успокоиться. Организм получает значительное количество кислорода, артериальное давление и сердечный ритм понижаются, кортизол («гормон стресса») в крови сокращается.

Недостатки полного дыхания: если технику глубокого или брюшного дыхания можно довести практически до автоматизма, с полным методом это сделать нельзя. Данную технику сложно применять, в особенности если вы ее ранее никогда не использовали. Данная техника лежит в основе различных дыхательных упражнений. Рассмотрим некоторые из них.

Гимнастика для снятия тревожности и релаксации

До того как заняться ей, подыщите удобное место. Спокойно сядьте, спину выпрямите, руки положите удобно. В комнате при этом должно быть неяркое освещение и приятная температура. Сконцентрируйтесь, а также сосредоточьтесь на вашем дыхании и мыслях. Вы сильно возбуждены или раздражены?

Техника полного дыхания

Одна из наиболее эффективных техник для устранения тревожности - полное дыхание. Но стоит учитывать, что для правильного выполнения данной дыхательной гимнастики нужно знать, какие именно виды дыхания существуют. Как нужно выполнять упражнения правильно?

Одну руку положите на грудь, вторую - на живот. Дышите таким образом, чтобы поднималась исключительно рука, лежащая на груди. Теперь задержите воздух и выдохните через рот. Несколько раз повторите.

Следом, наоборот, дышите таким образом, чтобы поднималась лишь рука, расположенная на животе. При этом не должна двигаться грудь. Повторите упражнение.

Теперь попробуйте дышать по очереди таким образом, чтобы изначально поднималась рука, расположенная на животе, а потом - лежащая на груди.

Как только вы освоите эту технику, начните дышать глубоко, одновременно используя 2 вида дыхания. Делайте между выдохом и вдохом небольшие паузы. При этом они должны длиться одинаковое количество времени.

Техника асимметричного дыхания

Следующая полезная техника для расслабления и устранения тревожности - это быстрый вдох и продолжительный выдох. Попробуйте так дышать, чтобы выдох был дольше в 5 раз вдоха. Это невероятно эффективное упражнение, так как сердечный ритм на вдохе ускоряется и на выдохе замедляется. Следовательно, задерживая выдох, эти эффекты мы усиливаем.

Дыхание с сопротивлением

Дыхательная гимнастика с сопротивлением заключена в том, чтобы на выдохе создать сопротивление. Это легко сделать разными способами: к примеру, выдыхая через зубы, сомкнутые губы, трубочку или при помощи пения воздух. На выдохе мы можем издавать звук «Ом» или просто немного вибрировать связками. Данный звук резонирует с головой и грудной клеткой, создавая таким образом приятные ощущения и позволяя нам отпустить усталость.

Динамическое дыхание

Существуют дыхательные расслабляющие техники, требующие небольшого воображения. Так, представьте на вдохе приятную волну, которая накрывает вас полностью до ног. Ощутите каждую частичку вашего тела и при этом, если где-то ощущаете напряжение, попробуйте его снять. Представьте на выдохе, как волна отступает.

Как можно понять, что вы полностью расслабились? Можно утверждать, что это произошло, если вы чувствуете тепло или легкое покалывание на кончиках пальцев рук.

Симметричное дыхание

Для улучшения сна положите на грудь одну руку, на живот - вторую. Вдохните через нос четыре раза, используя для этого четырехтактный вдох, и удостоверьтесь в том, что поднимается при вдохе именно живот. Потом - четырехтактный выдох. Если получится, на выдохе и вдохе попробуйте использовать 5-6 тактов. Потом можно сделать несколько простых выдохов и вдохов и вернуться к 4 тактам. Можно повторять такие циклы 5-6 раз.

Данная техника поможет вам в любой ситуации расслабиться, но в особенности она полезна перед отходом ко сну. Считая собственные выдохи и вдохи, вы отгоняете от себя нежелательные и беспокойные мысли, которые вам могут помешать уснуть. Если вы не любите считать, можно цифры заменить словами (вдыхаю/выдыхаю, вдох/выдох). Кроме того, можно сократить количество тактов, если для вас много 4.

Дробное дыхание

Данная техника напоминает предыдущую, правда, при этом необходимо задерживать дыхание. Для этого используйте 4-тактный вдох, потом 4 такта удерживайте воздух, после чего - 4-тактный выдох. Потом дышите нормально 2-3 раза и снова повторите.

Для улучшения внимания

Такая гимнастика способствует повышению концентрации и внимания. Следовательно, мы будем лучше работать или учиться, а также сможем лучше контролировать негативные мысли.

Техника для улучшения внимания

Такая техника очень эффективна для увеличения внимания. Обхватите для этого нос указательным и большим пальцем одной руки, чтобы пальцы находились на ноздрях. На вдохе осторожно зажмите ноздрю. Откройте на выдохе закрытую ноздрю и зажмите одновременно вторую. Чтобы вам было это легче визуализировать, можно представить, что ваша рука крепко обхватывает нос в форме буквы С и при этом вы двигаете попеременно указательным и большим пальцем то влево, то вправо, открывая и закрывая ноздри по очереди.

Существуют разные вариации данной техники. Можно чередовать ноздри, сквозь которые выдыхаете и вдыхаете, начинать слева направо и в обратном направлении. Для начала вдыхать нужно только сквозь левую ноздрю, а через правую выдыхать, а потом - только через правую вдыхать и только через левую выдыхать. Данный способ дыхания позволяет сконцентрироваться, усилить внимание и наполниться энергией. Следовательно, не рекомендуется его практиковать перед сном.

Детская дыхательная гимнастика

Научить детей контролировать дыхание и применять упражнения для расслабления и релаксации - это одна из самых лучших инвестиций в полноценное развитие вашего малыша. Вдохновите и поддержите ребенка, пускай он регулярно и сознательно практикует дыхательную гимнастику, это должно стать привычкой для него. Обучите его нескольким техникам дыхания и расскажите, каким образом они работают. Будет здорово, если будет у вас прямо в детском саду дыхательная гимнастика.

Дыхание цветов: представьте, что вы вдыхаете аромат душистого цветка, вдохните его через нос, а через рот выдохните, снимая при этом напряжение. Остановитесь на прогулке и понюхайте те цветы, которые больше всего нравятся вам.

Дыхание пчел: необходимо удобно лечь или сесть и прикрыть глаза. Закройте уши и дышите носом. При помощи звука «ммм» заставьте ваши голосовые связки вибрировать. Данный звук внутри тела человека очень успокаивает, при этом детям это упражнение очень нравится.

Дыхание кролика: нужно сделать 3 быстрых и коротких вдоха и потом медленно выдохнуть. Пусть малыш это за вами повторит. Расскажите ему о том, что вы маленькие кролики, которые должны при помощи нюха отыскать себе еду. Такая техника для детей очень полезна.

Метод Бутейко

Дыхательная гимнастика Бутейко — это своеобразная оздоровительная система, основой которой является ограничение глубокого дыхания. При этом автор ее называл «самоудушением». Бутейко считал, что многие заболевания развиваются за счет чрезмерной вентиляции легких, а также снижения концентрации углекислого газа в крови. Данные факторы ведут к нарушениям метаболизма и тканевого дыхания.

Цель дыхательной гимнастики в этом случае - полное оздоровление, которое достигается повышением в крови концентрации СО 2 , а также сокращением потребности организма в кислороде.

Традиционная техника дыхания Бутейко выполняется через нос в следующей последовательности:

  1. 2 секунды — неглубокий вдох.
  2. 4 секунды — выдох.
  3. Около 4 секунд пауза с полной задержкой дыхания с дальнейшим увеличением. Взгляд при этом направлен строго вверх.

Гимнастика по методу Корпан

Дыхательная гимнастика Корпан Марины предоставляет своим последователям два направления: бодифлекс и оксисайз. Обе методики уже на самых первых неделях занятий дают потрясающие результаты.

Суть бодифлекса заключается в том, что нужно совмещать для похудения упражнения глубокого дыхания вместе с упражнениями, направленными на развитие гибкости тела. Гимнастику при этом желательно делать ранним утром.

Более всего методика похудения бодифлекс эффективна для женщин, имеющих чрезмерный вес и не готовых по каким-то причинам к оздоровительным нагрузкам и спорту. Здесь главное - «зарядиться» желанием стать здоровой и красивой и сбросить лишний вес.

Полезная привычка

Для того чтобы овладеть такой гимнастикой и понять, что она на самом деле вам помогает, нужно заниматься регулярно. Как можно наладить свой режим тренировок?

Подыщите себе спокойное и уютное место, в котором можно удобно лежать или сидеть. Не грустите, если у вас сразу не получается правильно выполнить упражнение. Научитесь постепенно, ни у кого идеально сразу не получается.

Сначала попробуйте заниматься ежедневно по 5-10 минут. Появится желание, это время увеличите. Не следует сразу ставить себе амбициозные цели. При этом занимайтесь всегда в одно время. Таким образом вы сможете быстрее превратить в привычку дыхательную гимнастику.

Части людей такие занятия не нравятся, так как им свое дыхание контролировать некомфортно. Если вы думаете, что это и не для вас, можно попробовать практиковать прогрессивную релаксацию и йогу.

Дыхательная гимнастика: отзывы

Нужно сразу отметить, что отзывы об этих занятиях очень неоднозначны. Некоторые утверждают, что из-за занятий у них изменилось самочувствие, а вместе с ним настроение и качество жизни. Другие говорят о том, что заниматься каждый день невозможно, а без регулярности нет и эффективности. Третьи уверены, что все это не более чем модное веяние, никакого отношения к здоровью не имеющее.

Выполнение движений по тексту.

Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем.

Шарик лопнул - выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

7. Упражнения на формирование

правильного звукопроизношения.

Упражнение «В гостях у Шипящей семейки».

Логопед говорит детям о том, что сегодня они будут в гостях у Шипящей семейки. Затем повторяет с детьми артикуляционный уклад шипящих звуков, учит детей давать их фонетическую характеристику 1 .

Игра «Подбери одежду для шипящей семейки»

Логопед просит детей подобрать одежду для каждого звука Шипящей семейки:

Ш - штаны, шуба, шорты...

Ж - пиджак, жакет, жилетка...

Ч - сорочка, чулки...

Щ - плащ...

8. Динамическая пауза «Стирка».

Дети под веселую музыку имитируют процесс ручной стирки.

9. «Ежиковый массаж» (см. занятие 1).

10. Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Занятие 10. Тема: «В гостях у братьев Л, Ль»

Цели: вырабатывать правильную артикуляцию звуков Л, Ль; совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, память; активизировать словарный запас по теме «Обувь».

Оборудование: зубочистки, комплект массажа «Времена года», пособие «Домик звуков», картинки по теме «Обувь», кубики Н.А. Зайцева на буквы Л, Ль.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение на внимание

«Что ушло, что пришло».

Логопед выставляет на доску картинки по теме «Обувь», предлагает детям запомнить их. Затем просит детей закрыть глаза и заменяет одну (две) картинку. После этого логопед просит детей назвать картинки, которые «ушли» и картинки, которые «пришли».

3. Лексико-грамматическое упражнения по теме

«Одежда». Игра «Подбери действие»

Логопед: Сядет тот, кто подберет слово-действие к слову рубашка. (Шить, покупать, стирать, гладить, носить, порвать, зашивать).

4. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 7).

5. Артикуляционная гимнастика (см. занятие 7).

6. Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень» (см. занятие 5).

7. Упражнения на формирование правильного

звукопроизношения.

Логопед говорит о том, что сегодня они будут гостить у звуков Л, Ль. Затем повторяет с детьми артикуляционный уклад звуков, учит давать их фонетическую характеристику. После этого рассматривает вместе с детьми пособие «Домик звуков» и просит ответить на вопросы:

Кто показывает дорогу к домику? (Емеля.) А что у него на ножках? (Лапти.)

Какой звук стоит в начале этого слова?

Где живет этот звук?

Куда надо подняться языку? (Дети рассматривают артикуляционный уклад звуков Л, Ль и дают фонетическую характеристику этим звукам с использованием кубиков Н.А. Зайцева.)

8. Лексико-грамматическое упражнения

по теме «Обувь».

Упражнение «Назови обувь»

Логопед: Вспомните названия обуви, в которых есть звуки Л, Ль. (Туфли, сандалии, галоши, валенки.)

Игра «Закончи предложение

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы обуви. Затем просит детей послушать начало предложений и закончить их, выбрав нужную картинку: Летом мы надеваем... В дождь... Дома мы носим... Для занятий спортом нужны... Женщины носят... Мужчины носят... Из резины делают... Из кожи делают... .

9. Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Занятие 11. Тема: «В гостях у братьев Р, Рь»

Цели: уточнить артикуляцию звуков Р и Рь; учить детей находить эти звуки в словах; уточнить и расширить словарь по теме «Человек. Части тела»; дать понятие о слоге; отрабатывать артикуляционные упражнения, добиваясь легкости, точности, быстрой переключаемости; работать над мелкой моторикой пальцев рук.

Оборудование: зубочистки, картинки по теме «Человек. Части тела»; пособие «Домик звуков», кубики Н.А. Зайцева.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение на внимание.

У тебя есть пальцы, ногти,

Руки есть, запястья, локти,

Ноги, шея, плечи, грудь,

И животик не забудь.

Есть колени, лоб, спина,

Голова - она одна.

Есть два уха, две щеки,

Брови, скулы и виски.

Подбородок есть и губы,

Глазки, нос, язык и зубы.

2. Объявление темы и цели занятия.

3. Лексико-грамматические упражнения по тем

«Обувь». Игра «Какие могут быть сапоги».

Логопед: Сядет тот, кто скажет, какие могут быть сапоги (маленькие, большие, новые, меховые, старые, кожаные, войлочные и т.д.).

4. Пальчиковая гимнастика.

Читает логопед

Выполняют дети

Пальцы тянутся вперед.

Кто из них сильней нажмет?

А потом они согнулись, Головами вдруг столкнулись,

Пальцы, начиная с указательного, поочередно прижимаются подушечками, а потом ногтями к одноименным пальцам противоположной руки.

Пальцы средние у нас

Стать сильней хотят сейчас. Хоть им сила и важна

Гибкость тоже им нужна.

Безымянные ребятки

Тоже делают зарядку

То сильнее нажимают,

То головку нагибают.

Мы мизинцы выпрямляем

Очень крепко их сжимаем, - Попытаемся согнуть

И сдавить легко, чуть-чуть.

Эй, друзья, теперь опять,

Будем пальчики сплетать,

А большие мы согнем,

По другому их сожмем.

Простудились и начали кашлять? Не пускайте болезнь на самотек, ведь могут начаться серьезные осложнения бронхит или пневмония. Большинство из нас переносят простуду на ногах — мол, сама пройдет. А между тем инфекция, если ее не лечить должным образом, постепенно спускается в бронхи, вызывает их отек и нарушает нормальный процесс самоочищения. При хроническом бронхите эта ситуация еще больше осложняется, что приводит к своеобразной перестройке всей работы легочной системы и нарушению ее защитных функций. И тогда малейшее переохлаждение тут же приводит к обострению.

На больничный!

Чтобы не доводить ситуацию до критической, для начала просто измените свое отношение к простудам. Почувствовали недомогание — воспользуйтесь своим правом на больничный. Не выходите на работу, пока окончательно не справитесь с болезнью. При затяжной или тяжелой простуде не занимайтесь самолечением: принимайте те препараты, которые рекомендует врач, а не соседка по лестничной площадке или фармацевт в аптеке. Ведь многие лекарства имеют противопоказания, могут вызывать аллергическую реакцию.

При ОРВИ антибиотики назначают только в крайних случаях, когда начинаются осложнения, а против самих вирусов они бессильны. В дополнение к основному лечению можно использовать средства народной медицины, как пример «дыхательная гимнастика». При бронхите полезны растительные настои, обладающие отхаркивающим действием: мать-и-мачеха, алтей, солодка, подорожник. Они помогают очистить бронхи от слизи и мокроты, в которых скапливаются болезнетворные бактерии. Приготовить настой просто: 1 стол. ложку растительного сырья надо залить стаканом кипятка, дать настояться полчаса, процедить. Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день. Противопоказание: индивидуальная непереносимость.

Совет - Бросайте курить! Сигаретный дым выводит из строя защитные механизмы дыхательной системы, облегчая вирусам доступ в организм. В доме, где хотя бы один из членов семьи курит постоянно, некурящие домочадцы в 5 раз чаще страдают бронхитом и пневмонией.

Дыхательная гимнастика

Если простуда осложнилась бронхитом, можно делать специальную гимнастику. Она улучшает отхождение мокроты и повышает функциональные возможности дыхательной системы. Выполнять ее рекомендуется 1 раз в день. Вы можете делать весь комплекс или выбрать несколько упражнений.

Сделайте вдох, как можно сильнее втянув живот. На выдохе представьте, что в животе надувается шарик. Повторите 2 — 3 раза.

Теперь попробуйте кашлянуть, быстро сократив мышцы брюшного пресса. Такое упражнение улучшает отхождение слизи из бронхов и помогает откашляться.

Вдохните через нос. А затем сделайте 3 коротких выдоха через рот, сложив губы трубочкой (как бы задувая свечу). Повторите 2 — 3 раза.

Медленно вдохните через нос. Немного приоткройте рот и не спеша выдохните со звуком «Ф». Повторите 2-3 раза.

Медленно вдохните через нос, поднимая руки вверх. Задержите дыхание. Сделайте неполный выдох через рот. Наклонитесь вперед и выдохните воздух через рот, произнося звук «ха». Повторите 2-3 раза.

Для этого упражнения понадобится соломинка для коктейлей и стакан, на четверть заполненный водой. Сделайте глубокий вдох, затем медленный выдох через соломинку, опущенную в воду. Повторите упражнение 2-3 раза.

Полезно также надувать воздушные шарики.

Угроза для легких

Не до конца вылеченные ОРВИ могут стать причиной пневмонии. В группе риска прежде всего дети до 7 лет, пожилые люди, курильщики, а также те, кто страдает астмой, сердечными и другими хроническими заболеваниями. Впрочем, и относительно здоровые люди рискуют подхватить воспаление легких, если не будут внимательно относиться к своему здоровью, вспоминаем гимнастику.

Однако пневмония — еще не диагноз. Под этим термином подразумевается наличие в легких очага воспаления. Самой тяжелой формой пневмонии считается крупозная, которая была известна еще со времен Гиппократа. Ее возбудителями являются пневмококки. Свое название этот вид пневмонии получил от слова «круп», что означает «отек». В результате отека стенки альвеол, в которых происходит процесс газообмена, заполняются межклеточной жидкостью. В нее из крови попадают молекулы фибрина и эритроциты, за счет чего мокрота при крупозной пневмонии становится вязкой и имеет ржаво-коричневый цвет. Крупозная, или, как ее еще называют, плевропневмония, сопровождается высокой температурой, одышкой, болями в груди. В процесс обычно вовлекается вся доля легкого, а также прилежащая к ней плевра — оболочка, покрывающая легкое. К счастью, в настоящее время крупозная пневмония встречается очень редко. В большинстве случаев речь идет об очаговой пневмонии, когда в воспалительный процесс вовлекается значительно меньшая часть легочной ткани. Заподозрить недуг может врач уже во время обычного простукивания и прослушивания грудной клетки.

Совет - чтобы уточнить диагноз, лучше сделать общий анализ крови и рентген грудной клетки.

Коварные бактерии

Благодаря современным антибиотикам даже тяжелая пневмония уже не так страшна, а более легкие формы вообще лечат дома. И все-таки опасность для здоровья нельзя недооценивать: любая пневмония — серьезное заболевание, к которому нужно относиться очень ответственно!

Кстати, возбудителями очаговых пневмонии могут быть самые разные микроорганизмы: стрептококки, стафилококки, палочка инфлюэнции и т.д. Причем замечено: у людей, перенесших грипп или страдающих диабетом, чаще всего активизируются стафилококки. У тех, кто злоупотребляет алкоголем, в развитии пневмонии, как правило, виновата палочка Фридлендера. У молодых людей и заядлых курильщиков болезнетворный процесс нередко запускают хламидии, микоплазмы, легионеллы. Поэтому, чтобы правильно подобрать антибиотик, врач назначает микробиологический посев мокроты. Он помогает определить чувствительность возбудителей болезни к антибиотикам.

Совет - пневмонию лечат антибиотиками в среднем 10-14 дней, как правило, до 3-5-го дня нормальной температуры. Прерывать назначенный курс ни в коем случае нельзя, иначе болезнь вернется, и уже с новой силой.

Что поможет выздоровлению

Пока держится высокая температура, необходимо соблюдать постельный режим. Как только температура нормализуется, можно перейти к привычному домашнему распорядку. Залеживаться в постели не стоит — это может привести к застою в легких и затянуть процесс выздоровления.

Питаться при пневмонии лучше 4 — 6 раз в день небольшими порциями, отдавая предпочтение овощам и фруктам, богатым витаминами. При этом соль желательно резко ограничить. Очень важно как можно больше пить: если с сердцем все в порядке, нужно выпивать не менее 2 — 2,5 л жидкости — чай с лимоном, щелочную минеральную воду, настой шиповника, фруктовые соки. Жидкость улучшает разжижение мокроты.

Лечение можно дополнить народными средствами: например, во второй стадии болезни растирать грудную клетку жиром, добавляя в него 2-3 мл пихтового масла. Через 2-3 недели от начала заболевания можно принимать настой из корня солодки, календулы и чабреца (полстакана 4 — 5 раз в день).

Выходить на улицу при пневмонии нежелательно, при необходимости надо получить разрешение врача. Зато полезно несколько раз в день проветривать комнату, чтобы обеспечить приток свежего воздуха.

От водных процедур на время болезни отказываться не стоит. Если температура в норме, можно принять теплый душ. Если повышена, достаточно обтереться влажной салфеткой. А вот баня и сауна категорически противопоказаны до полного выздоровления.

После перенесенного воспаления легких необходимо снизить привычную физическую нагрузку. В течение 2-3 месяцев следует избегать тяжелого физического труда, занятий спортом. Зато полезны ежедневные пешие прогулки: свежий воздух — именно то, что нужно!

Занимаемся дыхательной гимнастикой

Советы родителям

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях дыхания дифрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении. Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением ее.

Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми :

  • Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
  • Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;
  • Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;
  • Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Дыхательные упражнения :

«Загнать мяч в ворота»

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота») .
  2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загнать надо одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами.
  1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком ффф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, -произносит: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу.

«Надуй шарик»

Ребенок сидит или стоит, при команде «надуй шарик» - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух ффф, при словах «шарик лопнул» - хлопает в ладоши; «из шарика выходит воздух» - малыш произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.

Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох, можно поддержать интерес ребенка стихотворной строкой: жу-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу.

«Подуем на плечо»

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой дует на плечо, голова прямо – вдох носом, голову влево – выдох, голова прямо – вдох (подуем на плечо, подуем на другое, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом, поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на живот, как трубка станет рот, ну а теперь – на облако и остановимся пока») .

«Подуй на одуванчик»

Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик,

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее».

«Косарь»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад: «зз-уу», возвращается в исходное положение – вдох, машет руками влево и слегка назад: «зз-уу»

«Косарь идет косить жнивье: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Идет со мной косить вдвоем: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Замах направо, а потом налево мы махнем,

И так мы справимся с жнивьем, зу-зу, зу-зу вдвоем».

«Игра «бульканье»

Ребенок сидит, перед ним – стакан (или бутылочка) с водой, в котором – соломинка для коктейля, научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».

Игра «мыльные пузыри»

Эта забава известна всем, научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

Кроме того, для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, перечисление чего-либо). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки? ».

Произнесения звуков и выстраивание круга).

Дети, держась за руки и встав в круг, представляют свой кружок воздушным шариком и «сдувают» его: произнося звук «с» и, медленно скользя, переставляют ноги на 2-3 см внутрь круга. Затем «надувают шарик»- при помощи звука «ф», медленно передвигаясь спиной от центра наружу. Руки не натягивать, чтобы «шарик не лопнул». Таким образом шарик сдувается и надувается почти незаметно.

«Пузырь ».

Игра для малышей.

Дети, взявшись за руки, встают в тесный круг и медленно отходят назад

под слова:

Надувайся, пузырь,

Надувайся, большой!

Оставайся, пузырь,

И не лопайся!

Русская народная потешка

На слово «Лопнул!» дети, не расцепляя рук, сходятся в середину круга,

произнося звук «ш».

«Котенок и шар »

(для выдоха ртом).

Дети встают в круг, как в игре «Пузырь», и расширяют круг под слова:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал.

Ф-ф-ф…

Тише, тише, тише,

Чуть-чуть-чуть едва:

КВА!

Игра «КУКАРЕША»

Педагог читает стихотворение. Дети кричат: «Ку-ка-ре-ку!», хлопая себя ладонями по бедрам и энергично работая диафрагмой.

Кукареше шел на реку,

Кукарекал:

«КУ-КА-РЕ-КУ!»

Шел на реку, на реку

и кричал:

«КУ-КА-РЕ-КУ!»

Произнесение на одном дыхании скороговорок. Например, дети говорят: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки» и начинают считать на одном дыхании: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка…» Чем больше Егорок ребенок сможет назвать, тем лучше, потому что тем больше у него объем легких.

Скороговорки

На пенечках пять опят

Дружно выстроились в ряд.

Раз опенок, два опенок…пять опенок.

Вот какой у нас отряд.

Крепких маленьких опят.

На дворе трава,

На траве дрова:

Раз дрова, два дрова…

Грелся Максим,

Бегая вокруг осин:

Раз осина, два осина…

Лежит ежик у елки,

Сосчитай ежа иголки:

Раз иголка, два иголка…

На пороге вытри ноги,

Вытри ноги на пороге:

Вытри- раз, вытри- два…

13. Произнесение текста активным шепотом (по Г.П. Стуловой) способствует активации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание.

    Проговаривание предложений, различных по продолжительности , помогает

увеличить объем дыхания. Дети повторяют предложение за педагогом на одном дыхании , стараясь передать интонацию речи. В середине предложения брать дыхание нельзя. Например, упражнение «Едим в гости» (модель М.Картушиной):

Едем в гости.

Едем в гости к бабушке.

Мы едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке.

Дыхательные упражнения под музыку

    Дыхание под музыку» (на развитие динамического слуха и равномерного вдоха и выдоха). Упражнение выполняется под звучание любого вальса. На усилие звучания дети делают вдох, на затихание- выдох. Ладони лежат на животе. Дети должны почувствовать, как на вдохе живот «идет вперед», а на выдохе возвращается в и.п.

    Музыкальная психорегуляция дыхания , заключается в глубоком брюшном

(диафрагмальном) дыхании, выполняемом под музыку. При таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и массирует внутренние органы полости живота.

«Засыпающий цветок» . Мысленно представляем себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон; на одну долю делаем вдох, на три- выдох. Медленный выдох и задержка дыхания на выдохе понижают артериальное давление и оказывает расслабляющее и успокаивающее действие.

«Самурай на тренировке» . Сделать полный глубокий вдох. Выдох производиться в 3 этапа: 1) первая порция выдоха с ударом руками в грудь; 2) вторая порция выдоха с ударом руками в грудь; 3) третья порция выдоха с ударом руками в живот. На выдохе желательно открыть рот и высовывать язык , на 3-й фазе выдоха- слегка наклониться вперед. Внимание: количество повторений строго по самочувствию; упражнение нельзя выполнять при повышенном давлении. Упражнение освобождает от мышечных зажимов на уровне груди и живота.

    Упражнение на укрепление дыхательных мышц с использованием пособий на

ниточках. К бабочкам, птичкам, снежинкам, звездочкам, изготовленных из легкой бумаги, прикрепляется нитка с петелькой на конце. Ребенок надевает петельку на палец и под звучание музыки дует на бумажные фигурки, наблюдая, как в воздухе танцуют, например снежинки. Для звукового сопровождения подобных упражнений рекомендуется использовать фонограммы классической или народной музыки , записанной на фоне звуков природы- пение птиц, воя ветра, шума листвы и т.д.

    Упражнение «Свеча». Педагог держит зажженную свечу так, чтобы поющий

мог, не меняя положения головы, задуть ее, т.е. огонек свечи должен находиться на небольшом расстоянии от губ поющего и на одном уровне с ними.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...