Тест оценки личностных качеств «Психологический личностный профиль» Т.А. Ратанова, Н.Ф.Шляхта. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования


Метод дифференцирования стимул-объектов Н.И.Чуприковой и Т.А.Ратановой состоит в том, что испытуемый получает последовательно несколько колод карточек с изображенными на них объектами (фигуры, буквы, слова) и сортирует как можно быстрее каждую колоду на две группы в соответствии с критериальными признаками. Каждая колода состоит из 32 карточек. Время классификации фиксируется с помощью ручного секундомера и является показателем скорости дифференцирования соответствующих объектов. Всего было составлено четыре типа задач на классификацию.

1. Сенсорные дифференцировки линий и цветов.

2. Перцептивные дифференцировки фигур.

3. Установление тождества или различия пар, имеющихся на каждой карточке фигур или букв.

4. Семантические дифференцировки слов по их категориальным значениям.

Для каждого типа задач составлено два задания: одно - более легкое (простые дифференцировки), другое - более трудное (сложные дифференцировки). Всего используется 14 заданий (и 14 колод карточек).

Сенсорные дифференцировки.

1. Простая дифференцировка изображения горизонтальных и вертикальных линий.

2. Сложная дифференцировка: дифференцирование изображений вертикальных и наклонных линий (наклон 8°).

3. Дифференцирование изображений квадратов (со стороной 20 мм), красного и зеленого цвета (простая дифференцировка).

4. Дифференцировка таких же квадратов, но окрашенных в более близкие по колориту цвета - красный и оранжевый (сложная дифференцировка).

Перцептивные дифференцировки.

5. Простая дифференцировка изображений прямоугольного треугольника со сторонами (катетами) по 20 мм и прямоугольника (40х5 мм).

6. Сложная дифференцировка: дифференцирование изображений квадрата со стороной 20мм и прямоугольника (22х18 мм).

Установление тождества и различия объектов.

7. Установление тождества или различия по форме двух геометрических фигур, бесцветных и одинакового размера (простое задание).

8. Та же классификация в условиях фигур разного цвета и размера. Здесь фигуры одинаковые по форме, различны по одному или двум иррелевантным признакам (цвет и величина). А фигуры разные по форме, наоборот, одинаковы по одному или двум иррелевантным признакам (трудное задание).

9. Классификация карточек с написанными буквами, тождественными или разными по написанию. Все буквы - заглавные и одного размера (АА, АБ, ББ, БА).

10. Более сложная классификация карточек с парами букв, тождественными или разными по их семантическому значению. Используются заглавные и строчные буквы (Аа, 6А, ба, аБ, 6В, и т.д.); возникает конфликт тождества букв по их критериальному свойству значения и различия по иррелевантному свойству написания.

Задания 9 и 10 представляют собой методику Познера, широко применяемую западной когнитивной психологией в исследованиях природы интеллекта.

Семантические дифференцировки.

11. Дифференцирование слов, далеких друг от друга по смыслу:

12. Дифференцирование слов, близких по смыслу между собой, обозначающих "посуду", и слов, не принадлежащих к этой категории, но ситуативно близких к значению слов первой группы. Например, столовая, кофе, салфетка, ужин и т.п. (сложная дифференцировка).

13. Классификация карточек со словами, обозначающими признаки внешности (толстый, высокий и т.п.) и черты характера, т.е. внутренние психологические особенности (чуткий, мягкосердечный, ехидный и т.п.) и являющимися далекими друг от друга по семантическому значению (простая дифференцировка).

14. Более сложная классификация слов, обозначающих нравственные (скупой, порядочный, скромный и т.п.) и умственные (мудрый, эрудированный, любознательный и т.п.), свойства человека; эти слова являются близкими по семантическому значению, обозначая личностные характеристики людей (сложная, тонкая дифференцировка).

Задания 13 и 14, относящиеся к семантическим дифференцировкам составили отдельный тип под названием "личностные характеристики".

Все задания выполняются 3-4 раза. При обработке результатов выполнения задания у каждого испытуемого отдельно определяется время первой сортировки карточек и среднее время двух-трех последующих проб, а также вычисляются четыре суммарных показателя: 1) среднее время всех простых дифференцировок в первых пробах; 2) среднее время всех простых дифференцировок, исключая первую пробу; 3) среднее время всех сложных дифференцировок в первых пробах; 4) среднее время всех сложных дифференцировок, исключая первую пробу.

1. Ратанова Т.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков //Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 2. - С. 93.

2. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников //Вопросы психологии. 1995. № 3. -С. 104-114.

3. Чуприков Н.И., Ратанова ТА., Локалова Н.П. Скорость дифференцированности сигналов и расчлененность двигательных образов у школьников с разной успеваемостью //Вопросы психологии. 1991. №4.-С. 159-169.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Практическая работа по дисциплине: Тренинг-практикум профессионально- личностного роста и взаимодействия

Проверил:

канд.пед.наукБрук Ж.Ю.

доцент кафедры психологии и педагогики детства

Выполнил: студент 1 курса гр. 29 ПО 1710 з/2 Иванова Ю.С.

Тюмень, 2018г.

1.Тест-опросник самоотношения. В.В. Столин, С.Р. Пантелеев…………. 3
2.Тест «Готовность к саморазвитию» Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта……..... 5
3.Тест оценки личностных качеств «Психологический личностный профиль» Т.А. Ратанова, Н.Ф.Шляхта……………………………………..... 6
4.Эссе «Личностный рост»…………………………………………………... 8
5.Психологическое содержание феномена «рефлексивность» и «рефлексия»………………………………………………………………….... 10
6.Методика определения уровня рефлексивности. А.В. Карпов, В.В. Пономарева……………………………………………………………………. 12
7.Определение уровня сформированности профессиональной педагогической рефлексии. Е.Е. Рукавишников…………………………… 14
8.Тест «Анализ своих сильных сторон и профессиональных ограничений» (М.Вудкок и Д.Френсис)…………………………………….. 15
9. Тест «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана)………………………………………… 17
10.Список использованной литературы…………………………………….. 18

Тест-опросник самоотношения. В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Цель: выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности :

1. глобальное самоотношение;

2. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

Ход работы:

Шкала «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
Шкала S (интегральная) 13 55,33
Шкала самоуважения (I) 9 71,33
Шкала аутосимпатии (II) 4 21,67
Шкала ожидаемого отношения от других (III) 9 39,67
Шкала самоинтересов (IV) 4 29,00
Шкала самоуверенности (1) 4 49,67
Шкала отношения других (2) 6 51,33
Шкала самопринятия (3) 3 34,33
Шкала (саморуководства) самопоследовательности (4) 7 100
Шкала самообвинения (5) 7 96,67
Шкала самоинтереса (6) 4 34,33
Шкала самопонимания (7) 2 43,33
Средний балл:

График по результатам теста – опросника (сырой балл)

График по результатам теста - опросника самоотношения (накопленные частоты)

Анализ полученных результатов: Пройдя тест - опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, предназначенный для изучения трех основных характеристик самоотношения, мой результат входит в пределы среднестатистической нормы, а это значит, что я адекватно себя воспринимаю и правильно оцениваю свое поведение. Данные результаты показывают, что я умею оценивать самого себя, свои возможности и способности, тем самым это может помочь мне избавиться от своих недостатков и стать подгоняющим фактором на пути к саморазвитию. Итог можно объяснить тем что, выбирая какое- либо занятие, я ориентируюсь на свои силы и возможности; не отрицаю своих положительных качеств и работаю над отрицательными. Полученный результат был неожидаемым, поскольку изначально думала, что выявится заниженный уровень самооценки. Для себя я бы порекомендовала стать более решительной, верить в себя для достижения своих стремлений. Внутренне сказать себе «МОГУ», а не то, что касается вопроса «смогу ли я сделать это?».

Тест «Готовность к саморазвитию» Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта

Предназначение: тест способствует определению готовности к саморазвитию, готовность изменяться, познавать себя, оказывает влияние на формирование и развитие личностных качеств и личности в целом . Ход работы:

ГЗС ГМС
5 4
Г

Рефлексия: «Попадание» в квадрат Б - «хочу знать себя» и «могу измениться». По полученным результатам можно отметить наиболее благоприятное сочетание для дальнейшего личностного развития. Стремление все более глубоко познавать себя сочетается с потребностью в действительном самосовершенствовании. Я хочу знать о себе больше, но навыками совершенствованиями еще не владею. Как и в предыдущей работе, аналогично могу себе порекомендовать верить в себя и в свои способности, т.к. трудности не должны вызывать реакцию «не смогу значит, не буду делать».

Тест оценки личностных качеств «Психологический личностный профиль» Т.А. Ратанова, Н.Ф.Шляхта

Предназначение: тест, с помощью которого можно оценить степень выраженности тех или иных личностных качеств, а также получить свой личностный профиль . Ход работы:

Рефлексия: Проанализировав полученные результаты можно сказать, что такое качество как требовательность наиболее из всех выражено. Требовательность - это высокий уровень ожиданий от себя и других. Кто хочет много достигнуть, должен ставить высокие требования (Иоганн Вльфганг фон Гёте). Однако она должна быть адекватной. Сильные личности, жаждущие личностного роста, ищут требовательность и относятся к ней с благодарностью. Ведь высокая планка ожиданий побуждает интерес к росту и развитию, в то время как слабые ищут возможность увильнуть, может быть это из-за невнимательности, а может из-за страха и нерешительности сказать о своих требованиях. Рекомендации: требовательность к окружающим должна начинаться с себя; она должна быть уместной и разумной. Полученные личностные профили наглядно показали, что следует совершенствовать и развивать такие качества как непринужденность, активность и оптимистичность. Развитие оптимизма обеспечит мне жизнерадостное миросозерцание, веру в свои силы и возможности, т.к. это качество зрелой личности ориентированное на преодоление проблем. Развитие такого качества как непринужденность, обеспечит мне без всякого напряжения свободно двигаться, общаться с окружающими людьми и освободит от неуверенности.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Т.А.РАТАНОВА, И.А.ДОМАШЕНКО

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Учебник

Москва

Редакционно-издательский центр МГОПУ

ББК 88. Я 73

П 86
Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. – М., МГОПУ. АНОО НОУ, 1999. – 272 с.

ПРОЕКТ

Ученого Совета Московского государственного открытого

Педагогического университета

«Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения»
Научные руководители проекта

О.Г. Круглов, В.И. Овсянников

Проект рассчитан на студентов, обучающихся без отрыва от основной деятельности, включая дистанционную форму обучения. Учебник может использоваться также студентами всех форм обучения.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования

Российской Федерации в качестве учебника для студентов

всех специальностей педагогических вузов.

ISBN 5-8288-0274-7
© Домашенко И.А., Ратанова ТА 1999

© Московский государственный открытый

Педагогический университет, 1999

©АНОО, НОУ, 1999

Предисловие

Психология становится базой научной современности, множатся области ее практического применения.

Согласно классификации (Б.М. Кедров, 1981) психология занимает центральное место в системе наук. Ее фундаментальные знания, как и знания, полученные в биологии, в общественных и других науках, используются педагогикой для решения задач обучения и воспитания.

Психология опережает педагогику, прокладывает для нее новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обучения и воспитания. В ряду дисциплин, на которые опирается педагогика, психологическая наука занимает особое место. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что по значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук, т.к. чтобы учить и воспитывать, надо знать психику обучаемых и воспитываемых. Ни одна проблема педагогики не может быть решена без опоры на психологические знания. Цели и содержание образования, методы и средства обучения, оптимизация учебной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, воспитание творческой личности, специфика педагогического труда – везде определяющим является психологический аспект.

Особенно большое значение психология приобретает в свете реформирования системы образования, в ходе которого возникают новые технологии развивающего обучения и формирования личности. Современный целостный подход, позволяющий более эффективно осуществлять процесс преподавания различных дисциплин в школе и воспитание учащихся, усиливает роль психологии как науки в подготовке педагогических кадров нового поколения и требует повышения психологической подготовки будущих учителей в педагогических вузах.

В этих условиях возрастает значение общей психологии человека, предваряющей изучение других психологических дисциплин: возрастной, педагогической, социальной психологии, спецкурсов по психологии.

Психология человека в этой связи является своего рода введением в систему психологических наук. Она берет на себя решение конкретных задач теоретической и практической подготовки студента педвуза к его профессиональной деятельности, вооружая его необходимыми знаниями, прежде всего о психологии личности, основных компонентах ее структуры, индивидуальных особенностях (темпераменте, характере, способностях и их биологических основах), ее деятельности, общении, о методах ее исследования, о закономерностях основных психических процессов и др. Без этих знаний невозможно усвоение других психологических наук и успешное формирование педагога-профессионала, способного управлять психическим развитием, учебной и трудовой деятельностью учащихся, их воспитанием.

С этой целью в психологии введены стандарты, разработаны новые учебные планы и программы по всем психологическим дисциплинам, в том числе и по общей психологии человека, усилено значение педагогической практики.

Данный учебник ориентирован не только на более полное и углубленное рассмотрение основных теоретических положений общей психологии, но и на решение задач практической подготовки студентов к работе с детьми. Учебник составлен с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие психологические исследования. В нем сохранены наиболее устоявшиеся общепринятые темы и разделы курса, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания психологии в педагогических институтах. Вместе с тем учебник существенно отличается от других. Он включает ряд новых тем («Исторический очерк возникновения психологии», «Мозг и техника», «Психология активности», «Речь» и др.), пересмотрены и внесены изменения во все другие темы.

Внимание студентов привлекается к основным научным школам и отдельным исследованиям. Большая роль отводится освоению основного понятийного аппарата. Усилена педагогическая ориентация курса, направленная на раскрытие соответствующих научных знаний и их применение при решении практических задач.

В результате изучения настоящего курса психологии будущий педагог познает основы внутреннего духовного мира человека и его особенности у детей. Он овладеет общей культурой интеллектуальной деятельности, раскроет многообразие связей между разными сторонами психической жизни человека эмоционально-волевой сферой, интеллектом и поведением.

Настоящий курс построен с учетом органической связи проблем общей, возрастной и педагогической психологии. Он ориентирован на создание у студентов целостного представления о предмете психологии, ее основных категориях - человека, личности, деятельности, общении, состояниях, познании и особенностях их развития, индивидуальных свойствах личности.

Данный учебник по психологии человека предназначен для дистанционной (вечерней, заочной) формы обучения, а также может использоваться студентами дневной формы обучения в педуниверситетах и пединститутах. Поэтому авторы стремились отобрать по каждой теме наиболее важный материал, необходимый и достаточный для студентов педагогических учебных заведений – будущих учителей. В процессе его усвоения студенты должны освоить основные понятия и категории, факты и закономерности психологии человека. Они должны научиться применять полученные знания в практике обучения и воспитания на основе научного подхода к своей педагогической деятельности.

Предоставленная в учебнике информация поможет приобрести навыки самоконтроля усвоения знаний, самостоятельной работы с научной педагогической литературой, а также познакомиться с диагностическими методами исследования.

С этой целью в конце каждой темы учебника даны списки литературы и задания для самостоятельной работы, позволяющее провести самопроверку усвоения знаний, с помощью приведенных методик измерить индивидуальные особенности учащихся в разных сторонах их психики. Полученные экспериментальные данные могут быть, использованы при выполнении заданий в период педагогической практики, при написании контрольных, курсовых и дипломных работ. Все это поможет осуществить научную и практическую подготовку студентов к их профессиональной деятельности.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Человек. Обыденная и научная психология. История научной психологии. Структурализм и функционализм. Бихевиоризм. Психоанализ. Гештальтпсихология. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Методы психологии. Онтология и психология в жизни человека. Организм, индивид, личность, субъект. Деятельность человека. Общение. Человек как индивид. Пол и возраст. Темперамент. Характер. Способности. Человек как субъект. Желания (воля), чувства, разум. Потребности, мотивы, цели. Эмоции, настроения, аффекты, страсти. Роль, статус. Позиция.

Восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Сознание. Структура сознания. Самосознание. Духовная жизнь человека. Человек как личность и индивидуальность.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...