Введение в гендерные исследования. Хрестоматия. Введение в гендерные исследования (учебное пособие и хрестоматия) Гендерная проблематика в антропологии


1. Абибунова Н.И. Что такое гендер?// Общественные науки и современность. - 1996. № 6. - С. 123-125

2. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком.//Вопросы психологии. - 1985. № 3. - С. 135-140

3. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989. - № 5.

4. Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002. - С. 9-26.

5. Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.

6. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие // под ред. И. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 708 с.

7. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 991 с.

8. Введение в гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; 2001. - 412 с.

9. Волович А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы. Дисс. канд. психол.наук. М., 1990. - С. 127-130.

10. Воронина О.А. Философия пола. - М.: Русское слово, 1998. - 407 с.

11. Воронцов Д. В. Что такое гендер // Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 9-20.

12. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.

13. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О.А. Ворониной. - М.: РОО МЦГИ - ООО «Солтэкс», 2005. - С. 19.

14. Жалимбетова Р. Б. Гендерные исследования: история и современность // http://giacgender.narod.ru/n4tl.htm.

15. Иванова Н.Л., Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности // Вопросы психологии. - 2011. №1. - С. 106 - 116.

16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.

17. Ильиных С.А. Специфика гендерных исследований: важные детали: Монография / С.А.Ильиных. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 234с.

18. Клецина И. С. Гендерные исследования в отечественной психологии: история развития и теоретические подходы // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 3-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции (8-9 декабря 2000 года). Минск, 2001. - С. 168-177.

19. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. № 3. - С. 27.

20. Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. - 2003. - №1.

21. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004. - 408 с.

22. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: соотношение биологического и социального в человеке. - М.: Медицина, 1975. - 776 с.

23. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис.... канд. психол. наук. - М.: 2008. - 178 с.

24. О.В. Митина, В.Ф. Петренко. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии. - 2000. - №1.

25. Орехова А.В. К вопросу о постпрофессиональной адаптации женщин-спортсменок после окончания спортивной карьеры в СССР и Российской Федерации // http://ms-solutions.ru/index.

26. Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен, этот «гендер»? // Социальная история 1998/1999. М., 1999. - С. 155.

27. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 6-11; 23-31.

28. Степанова Л.Г. Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений // Семья в России. - 2007. - № 4.

29. Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной терминологии. // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.

30. Хасан Б.И., Тюменева ЮЛ. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - № 3.

31. Ю.Е. Алешина и А.С. Волович Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии - 1991. - № 4. - С. 74-82.

  • Дюби Ж., Перро М. (общ. ред.). История женщин на Западе. В 5 томах. Том II. Молчание средних веков (Документ)
  • Максимова О.Б., Гафизова Н.Б., Королева Т.В. и др. Подборка статей - Гендерные стереотипы (Документ)
  • Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты (Документ)
  • Хомская Е.Д. Нейропсихологическая диагностика (Документ)
  • Козырева И.А.(ред.) Актуальные вопросы теории социальной работы (Документ)
  • Курсовая работа - Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций старшеклассников (Курсовая)
  • Тартаковская И.Н. Гендер и национальность (Документ)
  • Курсовой проект - Технология производства сгущенного молока с сахаром (Курсовая)
  • n1.doc

    ББК С550.53 УДК 301.19 В 24

    В 24 Введение в гендерные исследования. Ч. I : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. - 708 с. ISBN 5-89329-397-5

    Издание осуществлено при финансовой поддержке

    Фонда Дж. Д. и К. Т. Макартуров

    в рамках проекта ХЦГИ «Университетская сеть

    по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР»

    Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина

    Рецензенты:

    д-р философских наук Черникова В. Е.

    Данное учебное пособие представляет новую академическую дисциплину - гендерные исследования, которые рассматривают различные аспекты социальных проблем пола. гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых - таких как политология, антропология, культурные исследования, мужские исследования, феминистская теория, экология и другие.

    Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой.

    OCR: Ихтик (г.Уфа)

    ihtik.lib.ru

    © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2001 г.

    Предисловие 14

    Возникновение и развитие гендерных исследований
    в США и Западной Европе
    17

    Елена Ярская-Смирнова

    1. Возникновение и развитие женских исследований - Связь женских исследований с новыми социальными движениями - Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960х-1970-е годы) - Вторая стадия развития женских исследований: институциализация - Третья стадия развития женских исследований: принцип мультикультурализма - Четвертая стадия развития женских исследований: перспективы глобализации - Женские исследования в Западной Европе - Ген- дерное образование: от «скрытого учебного плана» к «феминист ской педагогике» - 2. Возникновение и развитие гендерных исследований - Причины возникновения и основные отличия университетских программ гендерных исследований - Феминистские и гендерные исследования: методологические проблемы определения - Перспективы развития женских и гендерных исследований в структуре академического образования

    Феминистская теория 90-х годов:

    проблематизация женской субъективности 49

    Ирина Жеребкина

    1. Постановка проблемы и методологические предпосылки -


    1. Значение современной феминистской теории для гендерных исследований: проблематизация женской субъективности -

    2. Два подхода к проблеме женской субъективности в феминист ской теории: постановка проблемы - 2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности - 1) Структура истерии как «я»-эксцесс в философской концепции женской субъек тивности Люси Иригарэ - 2) Структура «оная» в философской концепции женской субъективности Рози Брайдотти -

    3. Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер - 4) Концепции квир-идентичнос-
    6

    ти (Тереза де Лауретис, Элизабет Гросс и Ив Кософски Сэджвик) - 3. Женская сексуальность в феминистской теории - 1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ - 2) Сексуальное различие в философской концепции Рози Брайдотти - 3) Джудит Батлер: сексуаль ность как «цитатность» и понятие «принудительной гетеросексуальности» - 4) Теории квир-сексуальности и их значение для современной феминистской теории - 4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма

    Гендерная проблематика в политических науках

    1. Гендерная проблематика в политической

    Теории 80

    Ирина Чикалова

    1. Новое женское движение - 2. Женщины в традиционной поли тической теории - 3. Феминистская методология в политической теории - 4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории - 1) Публичное и приватное пространство - 2) «Личное есть политическое» - 3) Концептуализация понятий «различие» и «сексуальное различие» - 5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма - 1) Феминизм и демократическая концепция гражданства - 2) Концепция обретения/осознания силы - 3) Те ория представительства - 4) Концепция интеграции - 5) Концепция маргинальности - 6. Политические требования феминизма - 7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы

    2. Политическая теория феминизма:

    Современные дебаты 107

    Сергей Ушакин

    1. Пол и политика: постановка проблемы - 2. Капилляры власти: методологические предпосылки возникновения современной политической теории феминизма - 3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер - 4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер - 5. Значение и про блематичность аргументации «конкретной морали» в феминист ской политической теории Шейлы Бенхабиб - 6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе

    Социология гендера

    1. Социальное конструирование гендера:

    Феминистская теория 147

    1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика - 2. Теоретические основания - 1) Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана - 2) Этнометодо-логия Г. Гарфинкеля: случай Агнес как категоризация и осуществление гендера в повседневности - 3) Драматургический интеракционизм И. Гофмана: гендерный дисплей - 3. Основные положения - 1) Гендер и власть - 2) Задачи конструктивистского анализа - 4. Заключение

    2. Феминистская критика эпистемологических
    оснований социологии:

    Перспективы социологии гендерных отношений... 174 Елена Здравомыслова, Анна Темкина

    1 . Феминистская критика социологической эпистемологии - 1) Понятие феминистской эпистемологии - 2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания -

    3) Субъект познания: феминистские интерпретации -

    4) Объект познания: феминистские интерпретации - 5) Отно
    шения между субъектом и объектом: феминистские интерпре
    тации - 2. Альтернативные эпистемологии - 1) Женский опыт
    как основание феминистской эпистемологии - 2) Феминистс
    кий эмпиризм
    - «включение женщин» - 3) Феминистский по
    зиционный подход
    - 4) Социально-конструктивистская эпис
    темология
    - 5) Постмодернистская феминистская эпистемо
    логия
    - 3. Методы феминистского исследования - 4. Заключе
    ние: значение феминистской эпистемологии для социологии ген
    дерных отношений

    3. Феминистский подход к интерпретации
    качественных данных: методы анализа текста,
    интеракции и изображения 197

    Елена Мещеркина

    1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования - 2. Проблема выбора метода - 1) Партийность, анга жированность и «частичная идентификация» как методологи-

    ческие стратегии: проблемы и противоречия - 2) «Взгляд снизу» - 3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости» - 4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей - 3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы - 4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях - 1) Биографическое исследование - 2) Анализ дискурса - 3) Содержательный анализ - 4) Анализ и интерпретация изображений - 5) Анализ фото- и фильмома-териалов - 6) Психоаналитическая интерпретация текста - 7) Объективная герменевтика - 8) Конверсационный анализ - 9) Анализ языка тела - 5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии

    гендерная проблематика

    в экономической теории

    Елена Мезенцева

    1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли - 2. Частная сфера как объект изучения ген-дерной экономики - 3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики - 4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики - 5. Заключение. Возмож ности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины

    гендерная проблематика

    в исторических науках ,

    Наталья Пушкарева

    1. Введение: гендерная методология в истории - 2. «Ее история»: рождение исторической феминологии - 3. Что такое историческая феминология? - 4. Чего достигла историческая фемикология? - 5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории - 6. От «истории женщин» к «гендерной истории» - 7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-» - 8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма» - 9. Гендерная методология в науках о про шлом: перспективы 90-х годов

    9 Гендерная проблематика в психологии

    1. Г ендерные исследования в психологии 312

    Елена Иванова


    1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии -

    2. Пол (гендер) и мозг человека - 3. Гендерные различия в когни тивной сфере - 4. Гендер и эмоции - 5. Гендерные роли - 6. Ген дерная идентификация - 7. Гендерные стереотипы, предрассуд ки, установки - 8. Феминистская психология - 9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
    2. Феминизм и психоанализ 346

    Ирина Жеребкина


    1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения -

    2. Фрейдовская теория гендера - 3. Феминистская критика Фрей да - 4. «Жак Лакан: феминистское введение» - 1) Теориясубъективности: символическое в формировании гендерной идентично сти - 2) Женская субъективность как сексуальность - 5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления - 1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа - 2) Основные концепции феминистского психоанализа
    Тендерная проблематика в антропологии 370

    Елена Гапова

    1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии - 2. Значение и ограниче ния женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид - 3. Тезис «знание-власть» в антропологии - 4. Основные положения феминистского проекта в антропологии - 1) Жен щина как субъект в антропологии - 2) Концепция «обмена женщинами» Гейл Рубин - 3) Природа и культура как женское и мужское в антропологической концепции Шерри Ортнер - 5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стра тификации Джоан Хубер - 6. Феминистская критика антропологии - 1) Критика эволюционных теорий в антропологии - 2) Антиструктуралистская тенденция в антропологии и критика проблемы власти - 3) Феминистская антропология на современном этапе: гендерное неравенство в условиях глобализации

    10

    гендерная проблематика в философии 390

    Сергей Жеребкин

    1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии - 2. гендерная проблематика в античной фило софии: формирование мизогинистского мышления в философии Платона и Аристотеля - 3. Мизогиния и обоснование патриар-хатных отношений в философии средневековья - 4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации - I ) Руссо: женская чувственность в терминах разума - 2) Кант о различии мужского и женского разума - 3) Мери Уоллстонкрафт в защиту женских прав и женской эмансипации - 5. «Эпоха чувственности». Метафизи ческое оборачивание: новая концепция женского в философии ро мантизма - 6. Женское/телесное в философии Ницше - 7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы кон цептуализации женского - 8. Заключение. Особенности и значе ние философии феминизма для современного философского дискурса

    Гендерная проблематика в теории культуры

    1. Гендерная проблематика в парадигме
    культурных исследований 427

    Альмира Усманова

    1. Введение: пол и гендер в контексте дихотомии «природа-куль тура» - 2. Гендер и культура: антиэссенциализм как кулъту-рализм - 3. Культурология и/или «культурные исследования»


    • 4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»

    • 5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендер ных и культурных исследованиях - 6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций - 1) Ген-дерные стереотипы культуры - 2) Гендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре - 3) Женщина как субъект визуальной культуры - 7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
    2. Женщины и искусство:

    Политики репрезентации 465

    Альмира Усманова

    1 . Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства - 2. Основные положения феминистской крити-

    ки: от понятия «женских образов» к проблеме репрезентации пола в искусстве - 3. Flashback : взгляд в недавнее прошлое феминистской критики - 4. Основные темы феминистской критики искусства - 5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»? - 6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации - 7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства

    Гендерная проблематика в экологии 493

    Екатерина Карпенко


    1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма -

    2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма - 3. Основные концепции и направления экофеминизма - 4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
    Гендерная проблематика в языкознании 508

    Елена Горошко

    1. Возникновение и основные направления лингвистической ген-дерологии - 2. Возникновение феминистской лингвистики -

    3. Теоретические основы феминистской лингвистики - 4. Ос
    новные течения в феминистской лингвистике
    - 5. Граммати
    ческая категория рода и проблема референции
    - 6. «Дискурсив
    ное направление» феминистской лингвистики
    - 7. Р. Лакофф,
    Язык и место женщины - 8. Теория двух культур Д. Таннен -
    9. Феминистское планирование и реформирование языка. Новые
    гендерные политики
    - 10. Значение феминистской лингвисти
    ки для языкознания

    Феминистская литературная критика 543

    Ирина Жеребкина


    1. Введение: понятие феминистской литературной критики -

    2. Понятие женской литературы - 1) Теоретические подходы: понятие «гинокритики» - 2) Женско-центрированная литература: «время невинности» - 3) «Женский опыт» и «женская литература»: экстра-литературные критерии в литературе - 4) Проблемы и поиски новых теоретических оснований: критика концепций «женского авторства» и «женского опыта» в литературе - 3. Понятие «женского чтения» - 1) Основные по-
    12

    ложения теории «женского чтения» - 2) Критика теорий «женского чтения» - 4. Понятие «женского письма» - 1) Основные положения теории «женского письма» - 2) Критика концепций «женского письма» - 5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта» - 6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы

    Мужские исследования: меняющиеся мужчины

    в изменяющемся мире 562

    Игорь Кон

    1. «Кризис маскулинности» и мужские движения - 2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности - 1) Биолого-эволюционный подход - 2) Психоаналитический подход - 3) Маскулинность и мужские роли - 4) От мужских ролей к гендерным идентичностям - 3. Маскулинность как история - 4. Заклю-

    Гендерная проблематика в праве:

    права женщин 606

    Светлана Поленина

    1. Права женщин в контексте прав человека - 2. Право женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность - 3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути - 4. Права женщин в экономической и социальной сферах - 5. Политические права женщин - 6. Заключение

    Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма

    1. Теория и практика современного феминизма:

    Женское движение в США 635

    Людмила Попкова

    1. Введение. Новое женское движение в США и его разновидности - 2. Влияние книги Бетти Фридан Загадка женственности на развитие женского движения в Америке - 3. Либеральная концепция феминизма в женском движении США - 4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в США - 5. Концепция радикального феминизма в женском

    движении США - 6. Проблема сексуальности и репродуктивных прав в теории и практике женского движения США - 1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика - 2) Суламифь Фай-ерстоун. Диалектика пола: доводы для феминистской революции - 3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения - 7. Значение темы насилия для теории и практики женского движения США. Сьюзан Браунмиллер, Против нашей воли и Кэтрин МакКиннон, Сексуальные домогательства к работающим женщинам - 1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в США - 2) Роль лесбийской политики внутри женского движения - 8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму» - 9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении США - 10. Заключение: значение женского движения США для развития демократии

    2. Женское движение второй волны:

    Истоки, концептуализация и результаты 664

    Анна Темкина

    1. Женское движение как общественное движение: исследовательские подходы - 2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей - 3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии - 4. Влияние движения на политику

    Алфавитный указатель

    Предисловие

    Главная цель данного учебного пособия - способствовать внедрению новой академической дисциплины гендерных исследований в систему высшего постсоветского образования в тех формах, которые были апробированы в североамериканских университетах в период создания в них программ и кафедр по women " s studies (женским исследованиям) - либо в качестве основных учебных курсов, либо гендерных тем внутри отдельных социальных дисциплин.

    Необходимость учебного пособия по гендерным исследованиям для постсоветской академии вызвана интенсивной динамикой их развития за последнее десятилетие в странах бывшего СССР и реальной практикой университетского преподавания: в постсоветской высшей школе в настоящее время более 350 ученых работают в области гендерных исследований и читают гендерные курсы, охватывающие большинство социальных дисциплин. 1

    Структурным принципом учебника - при всем понимании междисциплинарного характера гендерных исследований в целом - выбран тем не менее принцип дисциплинарности, соответствующий реальному опыту преподавания социальных дисциплин в постсоветской высшей школе в рамках обязательных учебных планов факультетов и кафедр (в первую очередь в государственных региональных вузах). В результате гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили и в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых, появившихся в качестве учебных дисциплин только в постсоветских университетах - таких как политология (разделы И. Р. Чикало-вой и С. А. Ушакина), антропология (раздел Е. И. Гаповой), культурология, или культурные исследования (раздел А. Р. Ус-мановой), экология (раздел Е. И. Карпенко). Кроме того, пред-

    См. базу данных на сайте ХЦГИ http :// www . gender . univer . kharkov . ua и электронную версию составленного Зоей Хоткиной справочника «гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть кто» по адресу http :// www . owI . ru / win / books / dbras _ who _ is _ who /
    15

    Ставлены дисциплины, которые не преподаются в постсоветских университетах, но с необходимостью являются частью североамериканских программ и курсов по гендерным исследованиям - например, мужские исследования (раздел И. С. Кона), феминистская теория, феминистская литературная критика, феминизм и психоанализ (разделы И. А. Жеребкиной), права женщин (раздел С. В. Полениной). Данный структурный баланс, учитывающий практики преподавания гендерных исследований как в североамериканских, так и в постсоветских университетах, на наш взгляд, способен обеспечить более мобильную и вариативную систему преподавания их в постсоветской высшей школе в целом. Вместе с тем данное учебное пособие демонстрирует следующую закономерность - выбранный в качестве основного принцип дисциплинарности на самом деле радикальным образом модифицирует академическую дисциплинарность традиционных/классических социальных наук, основанных на принципах классического универсализма, из-за междисциплинарной методологии гендерных исследований. Являясь междисциплинарными, гендерн ые исследования - как, возможно, ни одна другая постсоветская академическая методология - трансформируют и постсоветские социальные дисциплины, и сам принцип постсоветского высшего образования критикой классических/традиционных методологий и утверждением новых/неклассических моделей развития социального знания (см., например, разделы Е. А. Здра-вомысловой и А. А. Темкиной, А. Р. Усмановой, Н. Л. Пушкаре-вой, специально рассматривающие смену научных парадигм внутри отдельных дисциплин социального знания).

    Второй принцип, но уже не структуры, а методологии - это особая роль феминистской теории для гендерных исследований во всех разделах данного учебного пособия. В данном случае мы исходим из двух гносеологических тезисов: во-первых, на Западе гендерные исследования связаны с феминистской теорией и обязаны ей своим происхождением; во-вторых, хотя феминистская теория и идеология - сегодня лишь часть более широкой предметной области гендерных исследований (и учебник в целом исходит из замены феминистской теории гендерной, что специально подчеркивается в разделах Е. Р. Ярской-Смир-новой, И. С. Кона и Н. Л. Пушкаревой), однако для патриархат-ных культур, каковы бы ни были их разновидности, тема феминизма является до сих пор чрезвычайно актуальной - до тех

    Пор, пока и у нас феминистская теория и политики не дадут сколько-нибудь ощутимых результатов в изменении гендерного порядка в обществе и социального положения женщин.

    Именно поэтому последним разделом учебника является раздел о связи феминистской теории с женским движением (разделы Л. Н. Попковой и А. А. Темкиной) - с целью демонстрации определенных политических результатов как женского движения, так и гендерных исследований, являющихся для него теоретическим источником.

    Вместе с тем учебник заканчивается на результатах второй волны женского движения на Западе, оставляя ситуацию дальнейшего развития феминистской и гендерной теории и гендерных исследований открытой - как в западной культуре перехода к новому тысячелетию, так и в постсоветской транзитивной культуре, пытающейся сегодня выработать свои собственные темы и модели, а также, возможно, и методологию гендерных исследований. Потому что сегодня, на наш взгляд, это действительно открытые ситуации, обнаруживающие новые социальные проблемы в жизни женщин и мужчин. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что новые социальные изменения не будут происходить в худшую для женщин сторону.

    Возникновение и развитие гендерных

    исследований в США

    и Западной Европе

    Елена Ярская-Смирнова

    В этой главе мы рассмотрим эволюцию женских, гендерных и феминистских исследований на Западе, обсудим их задачи и особенности развития в североамериканских университетах, а также привлечем некоторые примеры академических программ Западной Европы и Великобритании.

    1. Возникновение и развитие женских исследований

    Связь женских исследований с новыми социальными движениями. Термин «гендерные исследования» (gender studies ) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women " s studies ) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies ).

    Женские исследования как академическая дисциплина уходят корнями в феминизм первой волны, в феминистскую критику традиционной науки и высшего образования, которая стала особенно влиятельной после опубликования в 1949 году книги Симоны де Бовуар Второй пол. Ряд курсов по вопросам роли женщин в истории и литературе существовал и ранее, правда, они были разрозненными и единичными; таким образом, вплоть

    До начала 1970-х годов женские исследования не фигурировали под таким именем в университетах и колледжах США.

    Несмотря на продолжающиеся теоретические споры о том, считать ли женские исследования прямым или косвенным следствием женского движения, а также непрекращающуюся теоретическую дискуссию о характере связи академического феминизма и практики женского движения, факт остается фактом: первые курсы женских исследований в высшей школе США были организованы непосредственно под влиянием женских движений 1960-1970-х годов. Теоретический анализ в то время считался важнейшим условием социальных изменений (что, кстати, было характерно для эмпирической американской социологии в целом), а исследование угнетения женщин ассоциировалось с поиском политических и социальных возможностей преодоления неравенства в патриархальных и капиталистических обществах. Тесная связь теории и практики была главным принципом развития данной академической дисциплины в США, а политический характер знания, в том числе - и особенно - феминистского, казался не только совершенно очевидным, но и необходимым.

    Женские исследования в США возникли, во-первых, одновременно с этническими (ethnic studies ) и черными (black studies ) исследованиями в ответ на растущую критику в адрес консерватизма и дискриминационных политик в академии, и, во-вторых, как необходимый шаг с целью пересмотра роли женщин и других маргинализованных групп в обществе. В эти годы женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за свои гражданские и экономические права. Утверждая, что «личное есть политическое», феминистки начали открыто обсуждать то, о чем раньше говорилось лишь шепотом - например, сексуальность, изнасилование, сексуальное насилие в форме инцеста и домашнее насилие. Для феминисток было ясно, что все эти проблемы неразрывно связаны между собой, и чтобы достичь свободы для женщин, необходима борьба по каждому отдельному вопросу.

    Академические, социальные и политические цели феминистского освободительного движения развивались бок о бок с освободительными движениями чернокожих, американских индейцев и сексуальных меньшинств, движениями за гражданские, студенческие права и антивоенными выступлениями. Все эти

    Социальные группы, имеющие представителей в академическом сообществе и вне его, убедительно доказывали, что их культурные практики, жизненный опыт и представления о социальном мире очень важны для понимания, развития и трансформации современного общества. Эти движения, получившие название политик идентичности, способствовали институциализации программ женских и гендерных исследований, а также программ изучения расы и сексуальности в американских университетах. Кроме того, деятельность этих движений привела к увеличению числа женщин и представителей меньшинств в различных академических сферах.

    Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960-х-1970-е годы) - создание новой академической дисциплины женских исследований (women " s studies ). Первая программа женских исследований была открыта в 1969/70 учебном году в университете Сан-Диего. В тот год в университетах США в целом насчитывалось лишь 17 лекционных курсов о женщинах. Однако к 1980 году число таких курсов выросло до 20 тысяч, а количество программ, или специальностей, существующих в рамках традиционных или новых самостоятельных кафедр и факультетов, уже равнялось 350.

    Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических социальных и гуманитарных дисциплин - в основном, в литературе, истории, философии, социологии и психологии. Преподавание многочисленных и разнообразных курсов было начато официальным и неофициальным образом, в различных условиях, часто по настоянию студентов. Первые феминистские требования, предъявляемые к университетам, были связаны с «внесением» женщин в учебные планы, учебники, издательские каталоги. Также были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе несправедливо забытые труды женщин, а ученые стали связывать темы своих исследований с проблемами женщин

    Представляет собой вторую часть учебного издания «Введение в генедрные исследования», и является основным учебным материалом для первой части – «Учебного пособия». По своей структуре «Хрестоматия» соответствует структуре «Учебного пособия», основанной на принципе дисциплинарности социальных наук. Принципиальный критерий отбора текстов для «Хрестоматии» был обоснован авторами соответствующих разделов «Учебного пособия». «Хрестоматия» предназначена для использования в качестве базового учебного материала для создания новых учебных курсов по гендерным дисциплинам в постсоветских университетах на основе опыта западной генедрной и феминистской теории. Большинство текстов хрестоматии - работы ведущих западных гендерных и феминистских теоретиков (Джудит Батлер, Рози Брайдотти, Тереза де Лауретис, Люси Иригарэ, Гейл Рубин, и т.д.), сыгравших важную роль в создании новой академической социальной дисциплины "гендерные исследования" в системе западного социального знания. Тексты, входящие в «Хрестоматию», являются общеметодологическими для западной гендерной и феминистской теории, их учебно-методологическое применение выходит за рамки отдельных дисциплин социального знания и соответствующих им разделов «Учебного пособия». Хрестоматия может быть использована в качестве базового учебного материала при подготовке учебных курсов по гендерным исследованиям.

    Ред.: С.В. Жеребкин
    Харьков: Харьковский центр гендерных исследований, 2001, 2, 991 с.

    Предисловие

    Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе
    Рози Брайдотти. Женские исследования и политики различия
    Тереза де Лауретис. Американский Фрейд
    Бел Хукс. Наука трансгрессировать. Образование как практика свободы
    Лора Аусландер. Женские + феминистские + лесбийские-гей + квир исследования = гендерные исследования

    Феминистская теория: проблематизация женской субъективности
    Патриция Эллиот, Нэнси Менделл. Теории феминизма
    Люси Иригарэ. Пол, который не единичен
    Рози Брайдотти. Путем номадизма
    Джудит Батлер. От пародии к политике
    Ив Кософски Сэджвик. Эпистемология чулана

    Гендерная проблематика в политических науках
    I. Гендерная проблематика в политической теории
    Андреа Дворкин. Порнография. Мужчины обладают женщинами
    Шанталь Муфф. Феминизм, гражданство и радикальная демократическая политика
    II. Политическая теория феминизма: современные дебаты
    Джудит Батлер. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о "постмодернизме"
    Нэнси Фрейжер. От перераспределения к признанию? Дилеммы справедливости в "пост-социалистическую" эпоху
    Джудит Батлер. Чисто культурное

    Социология гендера
    I. Социальное конструирование гендера
    Ирвин Гофман. Гендерный дисплей
    II. Феминистская критика эпистемологических оснований социологии: перспективы социологии гендерных отношений
    Энн Оукли. Гендер, методология и модусы человеческого знания: проблематика феминизма и парадигматические дискуссии в социальных науках
    III. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методика анализа текста, интеракции и изображения
    Суламифь Рейнхарц. Феминистское мультиметодное исследование

    Гендерная проблематика в экономической теории
    Пола Инглэнд. Изолированный индивид: антропоцентристский уклон в постулатах неоклассической теории

    Гендерная проблематика в исторических науках
    Джоан Скотт. Гендер: полезная категория исторического анализа

    Гендерная проблематика в психологии
    I. Гендерные исследования в психология
    Рода К. Ангер. Трехстороннее зеркало: психологи, изучающие женщин, глазами феминисток
    Гейл Рубин. Размышления о сексе: заметки о радикальной теории сексуальных политик
    II. Феминизм и психоанализа
    Джулиет Митчелл. Женская сексуальность. Жак Лакан и ecole freudiene. Введение
    Джейн Гэллоп. Ключи к Доре

    Гендерная проблематика в антропологии
    Генриетта Мур. Феминизм и антропология: история взаимоотношений

    Гендерная проблематика в философии
    Элизабет Гросс. Изменяя очертания тела
    Джейн Флекс. Конец невинности

    Гендерная проблематика в теории культуры
    I. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований
    Гайятари Чакраворти Спивак. Могут ли угнетенные говорить?
    Энн Грей. Извлекая уроки из опыта: культурные исследования и феминизм
    II. Женщины и искусство: политики репрезентации
    Лиза Тикнер. Феминизм, история искусства и сексуальное различие
    Гризельда Поллок. Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть
    Тереза де Лауретис. В зазеркалье: женщина, кино и язык

    Гендерная проблематика в экологии
    Кэролин Мерчант. Смерть природы. Женщина, экология и научная революция

    Гендерная проблематика в языкознании
    Дейл Спендер. Мужчина создал язык
    Робин Лакофф. Язык и место женщины

    Феминистская литературная критика
    Элен Сиску. Хохот Медузы
    Аннетт Колодны. Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистской литературной критики

    Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире
    Роберт Коннелл. Маскулинность и глобализация
    Дэвид Гилмор. Загадка мужественности

    Гендерная проблематика в праве: права женщин
    Лиз Фогель. По ту сторону равенства: некоторые феминистские вопросы

    Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
    I. Терия и практика современного феминизма: женское движение в США
    Белл Хукс. Черные женщины: формирование феминистской теории
    Джоан Скотт. Некоторые размышления по поводу генера и политики
    II. Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты
    Верта Тэйлор и Нэнси Уиттьер. Коллективная идентичность в группах общественных движений: лесбийская феминистская мобилизация

    1. Присвоение и конструирование гендерных установок женщинами с гомосексуальной идентичностью

      Реферат >> Психология

      ... гендерных установок, популярных в обществе , женщинами с гомосексуальной идентичностью 5. Конструирование гендерных ... гендерного стереотипа гендерные нормы ... гендерными трансформациями, происходящими в российском обществе и смешением традиционных гендерных ...

    2. Особенности гендерных стереотипов в современном обществе

      Дипломная работа >> Психология

      ... – Современные гендерные стереотипы 1. Замужество – признак «социальной нормы» 2. ... взрослыми индивидуумами общества , вскрывающую механизмы конструирования гендерной идентичности в... по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в Российском обществе – №1. ...

    3. Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества: региональный аспект

      Дипломная работа >> Социология

      И процессы конструирования «социальной сущности» ... современном российском обществе детерминирована, прежде всего, распадом советского идентификационного пространства. Современное российское общество ... : половая или гендерная , этническая, профессиональная...

    4. Гендерный подход в обучении старшеклассников на уроках обществознания в средней школе

      Реферат >> Педагогика

      Актуальность темы. Современное российское общество находится на этапе... , уважения к социальным нормам , регулирующим взаимодействие людей... гендерной истории, т.к. понятие "гендер" заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования ...

    5. Гендерные аспекты брачного поведения

      Дипломная работа >> Психология

      И сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и... в обществе культурные нормы , роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы... мужчины в современном российском обществе можно считать демаскулинизацию...

    1. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158.
    2. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. - 2000. - № 5. - С.261-273.
    3. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1984. - № 2. - С. 44-53.
    4. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 384 с.
    5. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. - 1999. - №3. - С.147-154.
    6. Белкин А.И. Формирование личности при смене пола // Психология личности. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 197-205.
    7. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.
    8. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.87-94.
    9. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001.
    10. Бессонова Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.
    11. Бухановский А.О., Андреев А.С. Структурно-динамическая иерархия пола человека. - Ростов н/Д.: Феникс, 1993.
    12. Варданян Е. Введение в гендерные исследования. Междисциплинарный курс. - Ереван: АСОГИК, 2002. - 152 с.
    13. Вариации на тему гендера. - СПб.: Алетейя, 2004. - 316 с.
    14. Введение в гендерные исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
    15. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с.
    16. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учеб. пособие / Под ред. И. Жеребкиной. - Харьков, СПб., 2001. - 707 с.
    17. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков, СПб., 2001. - 991 с.
    18. Введение в гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов / Под ред. С.Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001. - 412 с.
    19. Вейнингер О. Пол и характер. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 606 с.
    20. Вопросы феминологии: профессиональный и личностный рост женщин / Под ред. А.А.Деркача, И.В.Калинина, Ю.В.Синягина. - Ульяновск: СВНЦ, 1998.
    21. Ворник Б.М., Говорун Т.В. Роль стереотипов полоролевого поведения в возникновении сексуально-психологических дисгармоний // Материалы научно-практич. конф. сексопатологов "Проблемы современной сексологии и сексопатологии". - М., 1996. - С. 26-27.
    22. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // ОНС. - 2000. - №4. - С.9-20.
    23. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.
    24. Гафизова Н.Б.Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. - СПб., 2003. - С.113-118.
    25. Гвоздева Е., Герчиков В. Штрихи к портрету женщины-менеджера // Социологические исследования (СоцИс). - 2000. - № 11.
    26. Гендерные аспекты бытия личности: Мат-лы Всероссийского научно-практического семинара. Краснодар, 21-22 мая 2004. - Краснодар, 2004. - 104 с.
    27. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под ред. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - 520 с.
    28. Гендерный подход в психологических исследованиях и консультировании: Мат-лы конференции / Под ред. Е.И. Крукович и Ю.Г. Фроловой. - Минск: ЕГУ, 2002. - 100 с.
    29. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. - 1991. - №8. - С. 60-69.
    30. Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма. Монография. - М., Харьков: ИНЖЕК, 2003. - 440 с.
    31. Грошев И. Как принимают решения женщины и мужчины руководители // ЭКО. - 1996. - №4.
    32. Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. - 1998. - № 6.
    33. Ерофеева Н. Личностные качества мужчины-руководителя // Народное образование. - 1999. - № 10.
    34. Женщина. Гендер. Культура / Под ред. З.Хоткиной, Н.Пушкаревой, Е. Трофимовой. - М.: МЦГИ, 1999. - 368 с.
    35. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.
    36. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 65-69.
    37. Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. - 1991. - № 4. С. 25-33.
    38. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. - М.: Ин-т социологии РАН, 1999. - 189 с.
    39. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.44-471.
    40. Клёцина И.С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. - СПб, 1998.
    41. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Автореферат дис. … доктора психол. наук. - СПб., 2004. - 39 с.
    42. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб., Алетейя, 2004. - 408 с.
    43. Клёцина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб, 1998. - Вып.2.
    44. Колесов Д.В. Биология и психология пола. - М., 2000.
    45. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 165-171.
    46. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшая школа в России. - 2001. - №2. - С.68-75.
    47. Кочарян А.С. Симтомокомплекс маскулинности в норме и патологии. - Киев, 1996.
    48. Кошенова М.И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.185-195.
    49. Либин А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. - М., 1999. - С.272-287.
    50. Лидерство. Гендерные перспективы // Труды 1-й Международной конференции. СПб., 27-28 октября 2003 г. / Под ред. Л.А. Герасимовой. -СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. - 230 с.
    51. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. - М.: ННБФ "Онтопсихология", 2001. - 256 с.
    52. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.68.
    53. Основы гендерных исследований: Хрестоматия. / Отв. ред. О.А. Воронина. - М.: МЦГИ, 2001. - 368 с.
    54. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии. Философия, стратегия и тактика управления персоналом. - М., 2003. - 279 с.
    55. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб.: Питер, 2003. - 480 с.
    56. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С.22-27.
    57. Репина Л.П. Пол, власть и концепция "разделенных сфер": от истории женщин к гендерной психологии // ОНС. - 2000. - №4. - С.123-138.
    58. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - С.158-165.
    59. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14.- № 6. - С. 55-64.
    60. Саламова Д.С., Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Проективная методика исследования полоролевой идентичности "Фигура-поза-одежда" // Журнал практического психолога. - 2000. - № 10-11. - С.48-59.
    61. Семёнова Л.Э. Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте. Программа спецкурса для студентов факультета психологии. - Н.Новгород, 2003. - 117 с.
    62. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования (СоцИс). - 2003. - № 11.
    63. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисова. - М.: Информация-ХХ1 век, 2002. - 255 с.
    64. Социология гендерных отношений. Учеб. пособие / Под ред. З.М. Саралиевой. - М., 2004. - 270 с.
    65. Тарасова Е.А. Гендерные отличия в конфликтном взаимодействии. - Воронеж, 2002.
    66. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. - М., 2005. - 368 с.
    67. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Отв. ред. О.А. Воронина. - М.: МЦГИ, 2001. - 415 с.
    68. Ткаченко А.А., Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с парафилиями // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1999. - № 2. - С. 39-42.
    69. Хоткина З.А. Гендерные исследования в России // ОНС. - 2000. - №4. - С.21-26.
    70. Хохлова Т. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 3.
    71. Чернова И.И. Основы гендерных знаний: Учеб. пособие. - Н.Новгород, 2000. - 113 с.
    72. Чернышёва О.В. Трансформация жизненных стратегий женщин в современных российских условиях. Автореферат дис. … к.с.н. - М., 2003. - 35 с.
    73. Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Женщина - руководитель: деловые стратегии и образ "Я" // Социологические исследования (СоцИс). - 1999. - №11.
    74. Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Социально-психологическое становление женского предпринимательства. - М, 1996.
    75. Шахтарина М.В. Гендерные особенности социальных установок современной российской молодежи. Автореферат дис. … к.с.н. - М., 2001. - 20 с.

    Составитель: Чаплина Галина Владимировна

    http://student.psi911.com/list07.htm

    Выбор редакции
    В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

    1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

    Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

    Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
    Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
    С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
    Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
    Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
    Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...