Монотонность – это состояние нервной системы, вызванное однообразием восприятия, действий. Гребля и другие


Относится к

Опережающее возбуждение или сущность прогноза


Вот как развивалось понятие "опережающее возбуждение", представляющее собой механизм прогноза возможных результатов своего поведения (и любого другого достаточно известного живого и неживого объекта).
Цитаты - коричнывые, обобщающий текст - черный.

Физиологические механизмы психи ческих процессов

Обзорный курс / Сост. Ф.С.Абдрашитов, Э.Н.Хисамов и др. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. - 64с.

В физиологическом плане представление об опережающем возбуждении И.П.Павлов описал как состояние "предупредительной деятельности", т.е. постоянное стремление высоко специализированных организмов к развитию ими будущих приспособительных актов. Это означает, что организм должен подготовить себя по сигналу к предстоящим, последовательно развивающимся событиям для того, чтобы их можно было результативно осуществлять.
П.К.Анохин развил эту точку зрения и представил ее в форме теор ии "опережающего возбуждения".
Ни один организм не мог бы противостоять воздействиям окружающей среды, если бы он не имел возможности реагировать по принципу опережающего возбуждения, т.е. создавать для себя такие приспособительные реакции, которые были бы ему необходимы для поддержания взаимоотношения со средой в каждый следующий момент установления такого отношения. Ученик не смог бы показать своих знаний, если бы он не обладал опережающим возбуждением, не "пробежал" бы мысленно то, о чем ему предстоит рассказать. Учитель никогда не сумел бы объяснять ученикам последовательно и доступно сущность изучаемого вопроса, если каждый раз он не пользовался бы опережающим процессом возбуждения.

Ясно, что даже простейшие реакции насекомых типа стимул-ответ, уже содержат элемент жизненного опыта вида, элемент записи предвидения, который отшлифован естественным отбором. С усложнением же нервной системы, когда между стимулом и ответом включаются промежуточные этапы формирования, становится и более сложным механизм прогноза, хотя принципиально он остается одним и тем же. Вот выдержки из еще нескольких работ. Перед тем как будет сделано несложное обобщение. см. также раздел аксиом атики

В.Н.Думбай, К.Е.Бугаев
"Физиологические основы валеологии труда и спорта

Специальные исследования показали, что сразу после начала работы, когда легочная вентиляция уже возросла, а гуморальные вещества еще не достигли дыхательного центра, ведущим фактором регуляции выступают многочисленные нервные механизмы влияний, включая и корковые.
Первая фаза условнорефлекторного увеличения легочной вентиляции наиболее ярко выражена в случае выполнения привычной, уже знакомой по тяжести работы, т.е. в условиях сформированного рабочего динамического стереотипа. Это достигается, как известно, в результате тренировки, формирования функциональных систем, использующих опережающее возбуждение, основанное на прошлом опыте. Подтверждением этому служат наблюдения над людьми в начале непривычной для них работы.
В.А.Макаров

Петр Кузьмич Анохин: Жизнь и научная деятельность

(http://admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/All/2D6CB989BDC41203C3256727002E7B83)

Однако П.К.Анохин настойчиво искал ответ на вопрос, по каким признакам организм определяет окончание компенсации или приспособительное значение любого поведенческого акта. Как организм исправляет ошибки поведенческой деятельности? Ответ дали опыты, проводившиеся по оригинальной методике, сущность которой состояла в том, что производилась внезапная подмена безусловного подкрепления у животного с устойчиво выработанным условным рефлексом. Внезапная подмена вызывала у животного бурную ориентировочную реакцию и даже временный отказ от пищи. Возникшую реакцию "рассогласования" можно было объяснить только тем, что задолго до того, как животное получит подкрепление, все "качества подкрепляющего фактора со всеми характерными для него параметрами предсказаны мозгом раньше, чем появится само подкрепление". Так была открыта очень важная закономерность в работе головного мозга: способность предсказывать основные афферентные черты будущего результата действия, т.е. подкрепления. Вначале этот аппарат получил название "заготовленное возбуждение" (1933), затем "опережающее возбуждение", позже "акцептор действия" и, наконец, - "акцептор результата действия" (1955).

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

истоки, этапы развития, экспериментальные доказательства, общие постул аты
Москва - 1996 Редактор - академик Международной академии наук, профессор Нувахов Б. Ш.

Характеризуя эмоции, П. К. Анохин пишет: "...у взрослого животного и человека в ответ на соответствующий внешний раздражитель возникают сразу два комплекса возбуждений: интегративный комплекс, разрешающийся на периферии через рабочие аппараты в виде внешнего выражения эмоций, и его добавочный компонент, содержащий в себе элементы оценки будущего рабочего эффекта. Этот добавочный компонент имеет все черты истинного эмоционального состояния и, следовательно, опережает на какую-то долю секунды обратное поступление импульсов от органов действия (Анохин П. К., 1975, с. 180).
...
В формировании представлений П. К. Анохина об опережающем возбуждении существенное место принадлежит, бесспорно, представлениям Геррика (Herrick, 1993) о постоянном "забегании вперед" в эмбриональном развитии структуры перед функцией.
Истоки представлений П. К. Анохина об опережающем возбуждении в центральной нервной системе следует искать и в трудах Когилла (Coghill Е. Е., 1930), которыми он очень интересовался.
Именно Когилл писал о том, что процесс раннего эмбрионального роста всегда опережает наличную функцию, он как бы "заготавливает" те структуры, которые будут необходимы только в будущем поведении животных. Отсюда возникли взгляды Когилла на "рост" как творческую функцию нервной системы.
В 1940 г. П. К. Анохин пишет: "Как мы видели, фактический материал эмбриологии и морфологии центральной нервной системы убеждает нас, что в эмбриогенезе заготавливаются "впрок" различные формы деятельности, которые будут необходимы зародышу только после рождения" (Анохин П. К., 1940 в, с. 101).
Представления об опережающих возбуждения были подготовлены еще исследованиями П. К. Анохина по компенсации нарушенных функций. П. К. Анохин настойчиво ставил вопрос о том по каким признакам организм определяет окончание компенсации или приспособительное значение любого поведенческого акта? Как организм исправляет ошибки поведенческой деятельности?
Развивая мысли И. П. Павлова о творческой роли афферентного отдела нервной системы и о значении подкрепления в условнорефлекторной деятельности. П. К. Анохин уже в 1955 г. подошел к представлению об опережающих возбуждениях в структуре услов-норефлекторного акта.
"Обратная афферентация должна соответствовать какому-то заготовленному комплексу возбуждений, возникшему до того, как оформился сам рефлекторный акт,- пишет П. К. Анохин в статье "Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значения для психологии". "...Этот заготовленный комплекс возбуждений, предшествующий рефлекторному действию, должен представлять собой что-то вроде афферентного "контрольного" аппарата, который определяет, в какой степени соответствует ему пришедшая в центральную нервную систему данная обратная афферентация" (Анохин П. К., 1979, с. 323).
Иначе говоря, при всякой пробе условного раздражителя группа или система корковых клеток, воспроизводящая под действием условного раздражителя вкусовые качества безусловного раздражителя, оказывается возбужденной на несколько секунд ранее, чем туда, в нее, придет новое безусловное возбуждение ("подкрепление") (Анохин П. К., 1979, с. 325).
..."Обратная афферентация, возникающая от действия безусловного раздражителя, должна в точности соответствовать тому добавочному комплексу афферентных возбуждений, который входит в состав условного возбуждения. В случае полного соответствия этих двух возбуждений поведение животного остается нормальным, т. е. пищевое возбуждение животного "удовлетворено", что целиком соответствует ранее выработанным сигнальным соотношениям между условным раздражителем и подкреплением. С этой точки зрения добавочный афферентный аппарат условного рефлекса надо рассматривать как аппарат, производящий окончательную оценку достаточности или недостаточности того подкрепления или приспособительного эффекта, который последовал за сигнальным раздражителем" (Анохин П. К., 1979, с. 327).
...
Потребности и их удовлетворение явились критическими пунктами эволюции живых существ. Удовлетворение потребностей эволюции живых существ проявилось в качестве полезного приспособительного результата, определяющего их выживаемость, а также продление вида и рода. Для достижения полезных приспособительных результатов, удовлетворяющих ведущие биологические потребности, уже у одноклеточных существ в процессе эволюции сложилось функциональные системы молекулярного уровня организации. Многократное удовлетворение потребностей на основе механизмов памяти и включение быстрых ферментативных реакций привело к возникновению у живых существ свойств опережающего отражения действительности (Анохин П. К., 1968), когда при действии реальных событий пространственно-временного континуума окружающего мира живые существа, благодаря быстрым ферментативным реакциям, формируют состояние, опережающее отражающее действие последующих событий. Благодаря свойству опережающего отражения действительности живые существа приобрели способность активно противостоять воздействиям внешнего мира и готовиться к ним.

Козлов В.В. Сивицкий В.Г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

(http://www.psychosfera.ru/book/book7/book7_16.html)

Психофизиологические исследования живых организмов выявили специфическое свойство нервной системы, которое академик П.К. Анохин назвал "опережающим возбуждением", а впоследствии - "опережающим отражением действительности" . Однако отражение предполагает копирование, но не преобразование информации, поэтому если на сенсорной стадии допустимо говорить о психи ческой активности как об отражении, то по отношению к восприятию, а тем более к сознанию, речь идет фактически о моделировании, как о выделении наиболее существенных свойств для построения информационной и концептуальной моделей: "способность мозга фиксировать повторяющиеся последовательности внешних событий, развившаяся на основе примитивных форм отражения, определяет ту изумительную социально опосредованную способность человеческого мозга, которая выражается в предвидении будущего в формулировке гипотез и вообще в различных прогностических оценках событий" (Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге.- М.: Знание, 1970.)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ

(http://www.ido.edu.ru/psychology/psychophysiology/4.html)

Наиболее полное психофизиологические описание поведения дает теор ия функциональных систем П.К. Анохина (см. тему 1 п. 1.4). Согласно теор ии ФС, немотивированного поведения не существует.
Мотивация активизирует работу ФС, в первую очередь афферентный синтез и акцептор результатов действия. Соответственно активируются афферентные системы (снижаются сенсорные пороги, усиливаются ориентировочные реакции) и активизируется память (актуализируются необходимые для поисковой активности образы-энграммы памяти).
Мотивация создает особое состояние ФС - "предпусковую интеграцию", которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности. Для этого состояния характерен целый ряд изменений.
Во-первых, активируется двигательная система (хотя разные формы мотивации реализуются в разных вариантах поведенческих реакций, при любых видах мотивационного напряжения возрастает уровень двигательной активности).
Во-вторых, повышается тонус симпатической нервной системы, усиливаются вегетативные реакции (возрастает ЧСС, артериальное давление, сосудистые реакции, меняется проводимость кожи). В результате возрастает собственно поисковая активность, имеющая целенаправленный характер.
Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания (эти переживания имеют преимущественно негативный оттенок, во всяком случае до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность). Все перечисленное создает условия для оптимального выполнения предстоящего поведенческого акта.
Мотивация сохраняется на протяжении всего поведенческого акта, определяя не только начальную стадию поведения (афферентный синтез), но и все последующие: предвидение будущих результатов, принятие решения, его коррекцию на основе акцептора результатов действия и изменившейся обстановочной афферентации. Именно доминирующая мотивация "вытягивает" в аппарате акцептора результатов действия весь накопленный и врожденный поведенческий опыт, создавая тем самым определенную программу поведения. С этой точки зрения акцептор результата действия представляет доминирующую потребность организма, преобразованную мотивацией в форму опережающего возбуждения мозга. Таким образом, мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения. Она представляет собой особое состояние организма, которое, сохраняясь на протяжении всего времени - от начала поведенческого акта до получении полезных результатов, - определяет целенаправленную поведенческую деятельность организма и характер его реагирования на внешние раздражители.

Под понятием мотивации, фактически, скрывается эмоциональный контекст , вызванный текущими условиями с одной стороны и их оценкой - с другой, а так же оценкой возможных результатов поведения в ходе "просмотра" их вариантов с помощью прогнозирующих механизмов. Т.е. на самом деле в мозге нет некоего центра, заведующего мотивацией, определяющего тенденции личности. Потребности определяются текущим физиологическим состоянием организма и его прогнозами о своем состоянии в будущем.

Говоря проще, опережающее возбуждение основано на памяти о прошлом опыте подобного поведения в сходных условиях.

Наиболее очевидные эволюционные преимущества обладанием прогностическим механизмом - 1) непосредственное предвидение того, чем может закончится вариант действия в данных условиях, 2) выбор наиболее желательного предполагаемого варианта из нескольких возможных, 3) выбор наиболее желательного варианта действий в обозримом масштабе времени (предпочтение воздержаться от меньшего для более позднего достижения большего).
Можно заметить, что любое прогностическое действие требует осознанного внимания к нему. Если одновременно могут выполняться множество самых различных поведенческих цепочек неосознаваемых автоматизмов и рефлексов, то прогноз рассматривается только в одном фокусе осознанного внимания. Это - сугубо сознательная деятельность. А это многое ставит в одну общую целостную картину: любой прогноз начинается с "ориентировочного рефлекса" (fornit.ru/5400), с привлечения осознанного внимания (fornit.ru/5214).

Принцип прогнозирования заключается в том, что выработанные прежним опытом цепи управления реакцией могут выполняться без совершения действий, для которых они предназначены, и сразу, без промежуточных действий приводить к тому конечному звену, которое оказывается образом привычных последствий с оценкой их позитивности или негативности.
Чуть ранее упоминалось, что во сне цепочки управления реакциями в ассоциативных зонах мозга могут протекать без совершения действий, связанных с ними. Рассмотрим, как это осуществляется подробнее потому, что эти представления окажутся полезными во многих случаях.
Во время выполнения программы действия для таких цепочек срабатывание последующего звена происходит, когда завершится срабатывание предыдущего и приходит пусковой стимул актуальности выполнения последующего. Без такого стимула активность цепочки программы последовательных действий оказывается не достаточной, чтобы активировать звено. Но если вместо пусковых стимулов приложить к звеньям цепочки дополнительный активирующий потенциал , то они сработают быстро одно за другим, моментально активировав последний результат и получив его контекст значим ости, определяющий смысл произошедшего. А чтобы при этом одновременно не сработало множество действий по всей цепи, они притормаживаются - так же вдоль всей цепочки.
Вот почему сновидения протекают так быстро: все действия совершаются вот так ускоренно. То же происходит при размышлени и.
Такой ускоренный просмотр становится возможным, если к каждому звену будут подведены входы нейрон ов, способных активировать это звено, а к тем подпрограммам действий, которые срабатывают от звеньев главной программы, будут подведены выходы нейрон ов, тормозящих их.
Схемотехнически, для того, чтобы получить прогноз того, чем может закончиться реакция, нужен нейрон , распознающий такую необходимость, к аксон у которого от звеньев главной цепи идут дендрит ы, связывающие их возбуждающими синапс ами, а от звеньев подпрограмм действий - дендрит ы с тормозными синапс ами. Такой нейрон , обеспечивающий холостой пробег цепи, называют вставочным, но это название не важно. Это легко понимаемая схема для тех, кто имеет навыки схемотехники.
Тормозная блокировка движений во сне - древнее образование. Это необходимо, чтобы спящее животное не производило движений при случайной активации ассоциативных нейрон ов, которые неминуемо возникают от оставшихся самоподдерживающихся активностей. Эта блокировка так же используется в оборонительном стиле поведения, имитирующем смерть, когда оцепеневшее животное своими движениями не раздражает хищника.
Тут еще затрагивается то, зачем вообще нужен сон и об этом пока будет сказано коротко, а детально рассмотрено в главе про сон. Во сне важно избавиться от накопившихся за день самоподдерживающихся образов, которые начинают своим фоном мешать выбору нужной реакции. Общее торможение как блокирует действия, так и постепенно гасит дневные активности, при этом вызывая их контрастные всплески (тот упоминавшийся раньше эффект, что появляется при взаимном торможении в слоях распознавателей, позволяя более четко выделить наиболее точно срабатывающие из них). И тогда возникает активация каких-то действий, но с отсечением непосредственных мышечных реакций, что проявляется в виде сновидения, проходящего очень быстро потому, что оно лишено ожидания пусковых стимулов, которые синхронизируют действия с реальностью происходящего.
Механизм активирования цепи программы действия в режиме быстрого просмотра, в отличие от того, что происходит во сне, возможно, возник как случайная мутация, оказавшаяся полезной, это пока не исследовано, но для понимания механизма несущественно, важно, что такое явление существует, оно само по себе надежно установлено и из этого нужно исходить.
Появляется возможность подсмотреть, какой результат ожидается, если применить данную реакцию. Причем подсмотреть даже не в тех условиях, для которых она была сформирована, а для любых других условий, т.е. исключая контекст , в котором эта реакция однозначно проходила и без которого не выполнялась. Реакция, предназначавшаяся для узкой специфики, может теперь примериваться для возможного ее применения в новых условиях.
Это позволяет выбрать те реакции, которые сулят позитивный результат и не совершать те, что в прогнозе приводят к негативным последствиям.
Прогно зирование непосредственно приводит к феномену воли или произвольности.
Ребенок 3 лет не способен к произвольному приданию значим ости, но способен уже переносить авторитарно навязываемые значим ости родителями на объекты своего внимания. Ему чрезвычайно трудно не поддаваться боли или, наоборот, не стремиться к сладостям (пока не объестся ими и гомеостаз не запротестует). Можно сказать, что его реакции, по сути, рефлекторные, непроизвольные.
Сначала авторитарное принуждение, затем собственный опыт осмысл ения происходящего и результатов своих действий - понемногу формирует то, что способно противостоять первичной, "гомеостазной значим ости" (fornit.ru/324), с очевидным прогнозом (fornit.ru/5194), что это преодоление более выгодно.
Ребенка можно убедить убрать у себя в комнате, хотя это ему совершенно не интересно, с одной стороны, применяя наказание в случае захламления, скажем, "потерей" важных игрушек, и с другой - премируя за "помощь маме". Он начинает осознавать, что получает и выигрывает больше, сумев преодолеть неинтересное. И это неинтересное обрастает уже осознанной значим остью, сулящей желаемое после незначительной неинтересной работы. Такая осознаваемая очевидность невозможна без развития механизмов прогноза возможных последствий.
У более взрослых детей, с которыми проводили "зефирный тест" (fornit.ru/5434), многие осознавали большую выгоду выждать чтобы получить большее и у них хватало волевого усилия преодолеть непосредственное желание съесть сейчас, но меньше, чем выждать, когда появится больше.
Когда уже выработан автоматизм в определенных ситуациях делать что-то необходимое, то уже нет проблем с отрицательной мотивацией, это просто делается без раздумий, волевое усилие уже не нужно.
Умение придавать мотивирующую значим ость при понимании нужности выполнения неинтересной работы произвольно настолько, чтобы каждый мог его применить при условии достаточной развитости. Но если человек не видит, зачем это нужно, то такая бессмысл енная работа трудно позитивируется.
Вот зачем убирать в квартире? "Зачем" - работа прогностического моделирования на основе приобретенного опыта: не убрав месяц, получаем нежилой вид и позор перед гостями. С очевидностью представляя выгоду, позитив от волевого преодоления привычного мотивирует поступить вопреки непосредственному желанию, и такая с очевидностью осознанная значим ость, отличающаяся от более непосредственной, локализуется уже в более высокоуровневых структурах мозга (fornit.ru/7146). Это можно назвать произвольно заданной значим остью - осознанным решением, или можно назвать позитивированием - убедительно, с очевидностью для себя прогнозируя выигрыши и плюсы уборки.

Можно выделить два вида прогноза.
Первый основан на быстром просмотре цепочек имеющихся реакций (“опережающее возбуждение”). Если мы оказываемся в какой-то ситуации и мысленно спрашиваем, что будет, если поступить вот так – то это первый тип.
При таком вопросе (обычно его не формулируют словами, это совершенно излишне на этом уровне сознания, что является дополнительным подтверждением, что сознанию пофиг слова, которые предназначены для внешней коммуникации) ответ возникает в зависимости от ситуации, т.е. прогоняется та цепочка прошлого опыта, которая контекст но зависит для этой ситуации. Например, мы видим, как мужик мучит на улице женщину. Дать ему по морде? У тех, у кого опыт имел такую попытку, моментально всплывает последствие и очень трудно этому не поверить и не последовать разумно. Прямой опыт – самый убедительный потому, что предположение было опробовано и получен результат.
Если такой опыт был не раз, и последствия всегда оказывались одними и теми же, то уверенность в прогнозе оказывается аксиом атичной.
Те же, кто именно в такой ситуации не был, но немало слышал читал, смотрел на чужой опыт, а он очень разнообразный по последствиям (бывают хлюпики и амбалы, умные и дураки, повезло или нет и т.п.), то мысленный вопрос дает сразу несколько возможных ответов, которые можно сопоставлять и прикинуть, какой более всего подходит под текущую ситуацию. Уверенности мало, но если показалось, что найден подходящий вариант и все должно бы пройти хорошо, то уверенность уже позволяет попытаться действовать.
Уверенность – это произвольная оценка возможной успешности, приходит с опытом в данной ситуации.
Другой вид прогноза основан не на цепочках поведенческих реакций (устоявшихся автоматизмах), а на понимании сути и смысл а ситуации, т.е. на основе субъективной модели понимания явления (fornit.ru/7305). Если мы хорошо знаем явление, выявили все зависимости его процессов, у нас сформировалась модель свойств (суть) и того, что эти свойства могут означать для нас в различных ситуациях (смысл ), то мы легко применяем эту логику для того, чтобы знать, что будет при таких-то начальных условиях и действующих факторах. Т.е. мы применяем логику причин и следствий, которую научились верно понимать в отношении к нам. Мы знаем, что мяч, падая на твердое под таким-то углом с такой-то силой, будет далее вести себя вот так. И если удар сильный, а мяч грязный, мы постараемся, чтобы он не попал нам в голову.
Уверенность здесь так же увеличивается с количеством наблюдений и участия в них.
На уровне осознания ситуации бывает трудно отделить первый вид прогноза от второго, хотя они обладают каждый своими характерными особенностями, но это уже длинный разговор. На уровне неосознанных реакций первый вид не участвует, а второй образует контекст для автоматизмов, особенно мыслительных.

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. .

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. . Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.

Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст

11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики: - Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость) ; - Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; - Потребность в общении + желание уединиться; - Развязность в поведении + застенчивость; - Романтизм + цинизм, расчетливость

Нежность, ласковость + жестокость.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.

Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты.. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений - формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей.

Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.

Росмен, 2005. - 110 c.
ISBN 5-353-02144-4
Скачать (прямая ссылка): iridodignosticadla2005.pdf Предыдущая 1 .. 29 > .. >> Следующая
В физиологическом плане этим людям свойственно страдать от заболеваний соединительных тканей. У них могут быть сложности с переносом кислорода и питательных веществ, а также проблемы с очищением, что приводит к задержке жидкостей (отеку) или токсическому повреждению тканей. Эти проблемы напоминают те, которые были затронуты при описании людей лимфатического типа. Дефицит соединительных тканей также может привести к нарушению функций органов.
Людям, принадлежащим к восприимчивому типу, необходимо следить за собой, и, как правило, им это хорошо известно. Восприимчивость - это ключ к работе с этими открытыми людьми. Они очень серьезно воспринимают даваемые им советы, и при их лечении можно использовать аудиокассеты и другие материалы для саморазвития, музыку и пение.
44 Структурные типы
Как следует жить людям с конституцией восприимчивого типа
Радужные оболочки, полностью соответствующие восприимчивому типу, встречаются достаточно редко, а люди этого типа обладают разной степенью открытости. Они вполне способны жить в гармонии со своей конституцией. Подобная конституция встречается чаще всего у людей, принадлежащих к лимфатическому типу, которому свойственна тенденция к удержанию из-за медленного очищения. Следовательно, вам также следует обратиться к тому, что было сказано о лимфатическом типе радужной оболочки.
ТРЕБОВАНИЯ К ПИТАНИЮ Свежие продукты. Ешьте больше фруктов и овощей, богатых необходимыми питательными веществами, такими как витамины, особенно те, в которых много витамина С, минералов, микроэлементов и антиоксидантов. Для этого по-дойдуг апельсины, черная смородина, клубника, каргофель, брюссельская капуста, брокколи, листовые овощи, зеленый перец и петрушка.
Детоксикация. Ешьте продукты, которые способствуют уничтожению микробов. Это свежие фрукты и овощи, содержащие большое количество витамина С, антиоксидантов и жидкости. Кроме того, идеально подойдут все красные фрукты и ягоды (ежевика, малина, красная смородина, черника и клюква), а также фруктовые и овощные соки. Процесс выжимания сока позволяет извлечь из перерабатываемых продуктов максимальное количество минералов и витаминов. Также вам, несомненно, могут принести пользу «суперпродукты», такие как спи-рулина, хлорелла и люцерна (см. с. 123).
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Расслабляйтесь и восстанавливайтесь. Люди, относящиеся к восприимчивому типу, обладают меньшим запасом жизненных сил, чем другие, и их не следует ставить в слишком трудное положение. Если вы относитесь к этому типу, убедитесь в том, что оставляете себе достаточно времени на расслабление и восстановление. Позаботьтесь о том, чтобы ваш образ жизни
- V ^4
- у
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Для развития силы следует использовать спокойные формы физических упражнений, такие как йога. Лучшей формой аэробных упражнений является плавание. Занимайтесь спокойной ходьбой.
не требовал от вас слишком много энергетических затрат. Научитесь оценивать темп вашей жизни и найдите способы для расслабления.
Избегайте физических упражнений, требующих больших усилий. Учитывая чувствительность соединительных тканей, было бы неразумно заниматься физическими упражнениями, требующими больших усилий; кроме того, вы очень предрасположены к возникновению проблем с хрящами и суставами, смещению внутренних органов и раннему развитию артрита.
ПОЛЕЗНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Ряд лекарственных растений можно использовать в виде чая или настоек. На с. 116-117 представлены рекомендации по приготовлению травяных напитков.
Средства, стимулирующие и защищающие иммунную систему. Используйте эхинацею, бузину, девясил, эвкалипт, чеснок, лимонник китайский, баптисию красильную и вишню птичью.
Средства, повышающие запас жизненных сил. Принимайте астрагал, сибирский женьшень, огуречник аптечный, овсюг и готу колу.
Детоксицирующие средства. Проводите детоксикацию постепенно, используя в качестве основы диету. Используйте местные лекарственные растения, такие как одуванчик, крапива, клевер, щавель и лопух.
Как следует жить людям с конституцией восприимчивого типа 45
САМОЗАЩИТНЫЙ ТИП РАДУЖНОЙ ОБОЛОЧКИ
Люди самозащитного типа сравнимы с теми, кто принадлежит к высокоустойчивому тину, так как и те и другие обладают плотной структурой радужной оболочки. Они способны создавать высокоэффективную защиту, часто физическую, которая позволяет им концентрироваться и отгораживаться от нежелательных ощущений.
Как и представители высокоустойчивого типа, эти люди относятся к кинестетической категории и являются «созидателями». Их можно часто встретить среди лучших представителей тех профессий, которые демонстрируют спокойное, рациональное поведение, внушающее уверенность другим. Характерными особенностями радужной оболочки у людей, принадлежащих к самозащитному типу, являются контрак-ционные борозды (как минимум, три или четыре концентрических желобка на радужной оболочке) и радиальные борозды. Последние могут быть крупными - глубокие впадины, которые расходятся наружу’ от границы зрачка, про резая автономное кольцо, в цилиарную зону, - или малыми - более мелкие и менее глубокие, которые беруг свое начало на автономном кольце.

Одно из противоречий научно-технического прогресса состоит в том, что, наряду с огромными положительными результатами, современное производство, широко оснащенное сложными техническими системами, предъявляет к человеку возросшие требования. Они вынуждают человека работать на пределе его психологических возможностей, в часто - в крайне сложных условиях труда. При этом че- ловек несет ответственность за эффективное функционирование больших систем управления, и допущенная ошибка, может привести к очень тяжелым последствиям. I Основные физиологические характеристики тРУДов0Й деятельности

Важной закономерностью общественного развития явилось разделение труда на две формы: труд умственный и труд физический. С этой точки зрения при работе учитывается или удельный вес мышечной нагрузки, или удельный вес одного из компонентов нервной нагрузки - мыслительного. Труд относят к физическому при преобладании мышечного компонента, к умственному - при преобладании мыслительного компонента.

Для характеристики и оценки физиологической стоимости работы используются термины «тяжесть» и «напряженность труда». Оба термина охватываются единым понятием «функциональное напряжение организма при работе». Функциональное напряжение определяется как характером рабочей нагрузки, так и условиями производственной среды. При работе организму предъявляется два вида нагрузки: мышечная и нервная. Поэтому функциональное напряжение организма при работе должно, в зависимости от рода нагрузки, характеризоваться либо как тяжесть, либо как напряженность труда. Напряженность труда - это функциональное состояние организма при работе с преобладанием мышечной нагрузки. Тяжесть труда - вовлечение в трудовой процесс опорно-двигательного аппарата и функций энергетического обеспечения.

Оценка тяжести труда дается на основании энергозатрат при работе. Это объясняется тем, что энергозатраты хорошо отражают динамическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат и обеспечивают выполнение при этой нагрузке вегетативных функций - дыхание, кровообращение. Однако статическая работа относительно мало отражается на уровне энергозатрат. Поэтому используют и такие показатели, как вес удерживаемого груза (усилие удержания груза), характер рабочей позы, стационарность или нестационарностъ рабочего места. Напряженность труда - это функциональное состояние организма при работе с преобладанием нервной нагрузки. В физиологическом плане трудовая деятельность человека может характеризоваться двояко: во-первых, по виду труда и вызываемого им функционального напряжения (качественная сторона); во-вторых, по степени этого функционального напряжения (количественная сторона).

Классификация и виды трудовой деятельности I.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности.

К этой группе относят профессии тяжелого и среднего физического труда. Примерами являются профессии землекопа, грузчика, кузвеца, каменщика, сельскохозяйственные профессии. Все эти работы характеризуются повышенными энергетическими затратами порядка 4000-7000 ккал./ сут. или в единицах работы - 200-300 тыс. кгм за смену. Существенной отрицательной чертой физического труда является его социальная неэффективность. Для достижения сколько-нибудь оправдывающей себя производительности требуется высокое, яеоптимальное напряжение физических сил человека. Другой недостаток в физиологическом плане состоит в том, что физический труд всегда односторонне развивает мышечную систему, а нередко вызывает и гипертрофию мышц.

П. Формы механизированного труда.

В группу входят многочисленные профессии во всех отраслях производства. Энергетические затраты в этих группах составляют 3000-4000 ккал./сут., а механическая работа может составлять до 100 тыс. кгм за смену. Отличительной чертой механизированного труда, помимо снижения мышечного компонента в работе, является развитие скорости и точности движений. Усложняется программа действий, что связано с двумя обстоятельствами: обслуживание механизмов требует знания их конструкции; перед исполнением работы происходит ее планирование, расчет по чертежам. Поэтому профессии механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных умений. III.

Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством.

Это формы труда, связанные с дальнейшей механизацией производственного процесса. При полуавтоматическом производстве человек полностью выключается из процесса обработки. Его задача - подать в станок материал для обработки, пустить механизм, вынуть готовое изделие. Главная черта этих работ - монотонность. Не требуется высокой квалификации. Почти вся работа адресована двигательному аппарату, от которого требуется, прежде всего, скорость и точность движений. Автоматизация резко меняет роль человека в трудовом процессе. Он перестает дополнять механизм, который выполняет теперь не только основные, но и вспомогательные функции. Работник управляет механизма- ми. Его задача обеспечить бесперебойную работу* Основной чертой действия во всех случаях является готовность к действию и связанная с ней срочность реакций. IV.

Формы группового труда*

Типичный вид группового труда - конвейеры. Основой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, приводящая к минимуму времени для их выполнения. Групповая форма труда немыслима без синхронизации работы ее участников, определяющих такт конвейера, т. е* интервал времени, предоставляемый работнику для выполнения очередной операции. Чем меньше интервал, тем монотоннее работа. Наиболее существенный признак, характеризующий работу конвейера, - монотонность. V.

Формы труда, связанные с дистанционным управлением.

Дистанционное управление производством возникает на базе механизации и автоматизации. С физиологической точки зрения различают две основные формы управления производственным процессом на расстоянии. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а з других - редких. При этом у работников возникают разные функциональные состояния. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. Во втором случае работник, главным образом, находится в состоянии готовности к действию, но его реакции малочисленны. VI.

Формы интеллектуального труда.

Выделяют две формы интеллектуального (умственного) труда: 1) Профессии, занятые в сфере материального про- изводства, но не связанные непосредственно с предметами трудя* Это профессии инженера, конструктора, програм- миста. 2) Профессии, связанные с научной работой, профессии прикладных знаний (учителя, врачи), профессии в области литературы, искусства (артисты, художники, писатели). Сфера материального производства в большей степени гребует приложения сил в плане технизации и организации. Среди профессий инженерного профиля можно выделить два типа: один связан с проектированием и прогнозированием производственного процесса (конструкторы); задачей второ- го является осуществление эксплуатационных функций (операторы, техники, диспетчеры, бухгалтеры, статистики). Интеллектуальный труд с незначительной мышечной активностью энергетически наиболее экономичен. Суточные затраты составляют 2400-2800 ккал./сут. (т. е. превышают основной обмен всего на 600-1000 ккал.). Эта экономия обусловлена пониженной двигательной активностью и не является положительной. Мозговая деятельность лишена поддержки со стороны мышц, что может привести к отрицательным последствиям (разнообразные сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательнрго аппарата). Основные черты интеллектуального труда-сложность и изменчивость программы действий. Чем больше сигналов разного содержания и значения поступает на работника, тем сложнее выбор правильного действия, тем напряженнее работа.

Методы оценки тяжести и напряженности труда

Для оценки тяжести и напряженности труда используют различные показатели и критерии. Обычно выделяют четыре степени тяжести и напряженности труда. В качестве критериев оценки тяжести труда используют как внешние показатели - характеристики работы, так и внутренние стоимость для организма. Для оценки напряженности такая градация оказывается не всегда приемлемой.

Оценка тяжести труда. Тяжесть физического труда определяется следующими показателями динамической и статической работы: весом перемещаемого груза и мощностью работы; величиной статической нагрузки; характером рабочей позы.

Мощность внешней работы определяется величинои затрачиваемой человеком физической энергии. Для расчета мощности внешней работы вычисляется количество работы, выполненной за единицу времени. Поскольку физическая работа связана с перемещениями каких-либо грузов или материалов на расстояние, то при расчете учитывают: подъем груза; перемещение его по горизонтали; опускание груза.

Расчет выполняемой работы проводят по формуле:

А = [Р х Н + (Р х 1/9) + (Р х Ь)/2] х к,

где А количество работы в кгм; Р - вес груза в кг; Н - высота подъема груза от исходного состояния; 1 - расстояние перемещения груза по горизонтали; Ь - расстояние опускания груза; к - коэффициент, равный б.

Для расчета мощности работы используется формула:

N = (АД) х к,

где N - мощность работы в вт/сек.; А - величина работы в кгм; 4 - время, за которое совершена дяттяя работа в сек; к - коэффициент перевода кгм в вт, равный 10.

Максимальная величина перемещаемого груза является основным показателем для определения тяжести труда.

В повседневной жизни статическая работа проявляется в двух формах: поддержание позы и удержание какого- либо груза. В большинстве случаев при удержании груза или сохранении рабочей позы противодействующей является сила тяжести. В некоторых случаях статическое сокращение может быть направлено на преодоление другой внешней силы, например нажатие на педаль. Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком усилия без перемещения тела или отдельных его звеньев, характеризуется величиной удерживаемого груза или усилия. Статическая нагрузка определяется произведением усилия на время удержания. Величина статической нагрузки выражается в кг/с. Показателем статической нагрузки служит также величина углов наклона и длительность пребывания в той или инои позе в полноценном отношении к длительности рабочей смены. Поза поддержание тела человека в определенном положении. Поза определяет психологический эффект, который выражается в понятии комфорта.

Для практической оценки тяжести труда можно рекомендовать показатели, приведенные в табл. 1. ^айлица 1

Критерии тяжести физического труда Признаки Количественные критерии тяжести труда (показатели внешией работы) Физическая работа I - легкая П - средняя Ш - тяжелея IV - очень тяжелая Максимальная величина перемещаемого груза, кг ДО б от 6 до 10 от 11 до 30 больше 30 Мощность внешней работы, вт* с участием плечевого пояса, с участием нижних конечностей и туловища ДО 10 до 22 до 45 свыше 45 Величина статической нагрузки за смену, кг/с., при создании усилий: двумя руками с участием корпуса и ног до 20

до 43 200 до 61 200 до 46

до 97 200 до 129 600 до 90

до 208 800 до 266 400 свыше 90

свыше 208800 свыше 266 400 Рабочая поза и перемещения в пространстве Стационарное рабочее место. Свободная поза. Стационарное рабочее место. Наклоны до 30° Стационарное рабочее место. Наклоны до 30а 100-300 раз за смену или пребывание в Стационарное место. Наклоны до 30* и больше более 300 раз за смену или пребывание

50-100 раз за смену или пребывание в наклонном положении до 30* 10-25% рабочего времени. Ходьба до 4 км за смену. наклонном положении до 30* 25-50% рабочего времени. Ходьба до 7 км за смену. в наклонном положения более 50% рабочего времени. Ходьба до 15 км за смену. Физиологическая стоимость: Количественные критерии тяжести труда (внутренние показатели - стоимость для организма) по энергетическим затратам (основной обмен - 1Д ккал./мин.); 150 ккал./^мю* 172 дик,/сек. " 150-200 172- г%г 200-300 , 232-293 свыше 300 свыше 293 по частоте пульса (покой - 60-70 уд./мин.; предел безопасности - 140-150 уд./мин.) 75-100 100-125 125-150 150-175 по потреблению кислорода (покой - 0,2 л/мин.) до 0,5 л/мин. до 0,8 д/мин.

L до 1,5 л/мин. свыше 1,5 л/мин.

Напряженность труда характеризует ту сторону трудовой [еятельности, которая требует мобилизации высших психи- (еских функций человека, таких как восприятие, внимание, шеративная память, аналитико-синтетическая деятельность ДНС. Разная степень напряжения этих функций мало или почти не отражается в таких показателях, как газообмен, энергозатраты, кровообращение. Если ограничить умственный труд теми видами деятельности, которые широко используются на производстве, и оставить в стороне высшие формы творческого и исполнительского труда (ученые, художники, общественные деятели), можно выделить следующие показатели, используемые для оценки напряженности труда: 1) степень напряжения внимания; 2) плотность воспринимаемых сигналов; 3) темп работы; 4) плотность рабочей смены; 5) напряженность анализаторных функций; 6) степень эмоционального напряжения; 7) интеллектуальное напряжение; 8) монотонность работы; 9) нагрузка на память; 10) сменность труда. Рассмотрим эти показатели подробнее.

Внимание. Единого обоснованного критерия оценки напряженности внимания в производственных условиях нет (зависит от деятельности). Рекомендуют оценку напряженности труда по параметру внимания проводить по производственным критериям. Применительно к операторским видам деятельности речь может идти о числе объектов одновременного наблюдения или управления, т. е. какое количество из общего числа объектов наблюдения являются наиболее важными и требуют одновременного наблюдения. (Например, из 100 объектов 5 или 10 наиболее важные и требуют постоянного наблюдения: станки, сигналы пульта, по существу речь идет об объеме информационного поля.) Другой показатель, характеризующий внимание, - длительность сосредоточенного наблюдения. Этот показатель рассчитывается как относительная величина в процентах к общему времени рабочей смены. Поскольку от оператора требуется способность к быстрому переключению внимания, частота (средняя, максимальная) этих переключений может служить показателем напряженности труда.

Плотность воспринимаемых сигналов. Этот показатель характеризует степень напряженности труда в зависимости от количества поступающей информации за единицу времени. Оценка степени напряженности труда по этому показа- телю должна учитывать характер деятельности, количество и характер преобразования информации. Расчет плотности сигналов вычисляют как произведение количества призна - ков информации за единицу времени. Например, число сообщений 60, в каждом сообщении 4 признака. Общее количество 4 х 60 = 240 за единицу времени (обычно за час). Таким образом, этот показатель характеризует объем информации за единицу времени.

Темп и плотность рабочей смены. Эти показатели характеризуют степень и равномерность рабочей нагрузки за смену. В зависимости от характера деятельности можно выделить два типа активности: 1) двигательную, 2) контрольнонаблюдательную. Интегральным показателем плотности рабочей смены может служить «коэффициент активности». Это показатель отношения суммарной длительности активных (регулировочных, исполнительских) действий к общему времени наблюдения, контроля, но не длительности смены. Малый вес активных действий при необходимости поддержания постоянной бдительности создает условия мотивационного конфликта, что требует значительного нервного напряжения (менее 0,2). В то же время слишком высокий «коэффициент активности» (более 0,8) отражает напряженность труда, связанную с повышенной двигательной активностью.

Напряженность анализаторных функций связана с обнаружением и выделением сигналов различной модальности (зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность). По физической силе сигналы делят на: 1) слабые ниже оперативного порога; 2) оптимальные в интервалах границ оперативного порога; 3) раздражающие выше оперативного порога. Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных, показателей. Степень напряжения зрения определяют по СН 245-75 категории^зритель- ных работ, где выделено 6 разрядов зрительной работы в зависимости от размеров объекта в поле зрения. Степень напряжения органа слуха может быть определена двояко. Во-первых, по слышимости речи от расстояния или по разборчивости речи в процентах от соотношения с уровнем шума. Во-вторых, по нормам допустимых уровней звукового давления и уровня звука на рабочих местах. Критерия Признаки I - ненапряженная 1. Внимание, число одновременно наблюдаемых объектов; длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах к длительности рабочей смены) до 5 до 25 2. Напряжение анализаторных! функции:

Зрение. Размеры объекта, мм, при расстоянии объекта до глаз работника до 1 м более 5 мм Слух Помех нет 3. Плотность сигналов (сообщений)

сложных до 60 до 15 4. Объем оперативной памяти. Необходимо удерживать в памяти до 2 элементов менее 2 часов Нагрузка на память (по кол-ву параметров производственного процесса) до 50 5. Интеллектуальное напряжение Нет необходимости принимать самостоятельные решения 6. Монотонность: повторяемость (в час) число элементов в операции | длительность в сек.

I Время активных действий в процентах к длительности смены (коэффициент активности)

1 180 более 10 более 100

10-20% 0,5-0,3 7. Эмоциональное напряжение Работа по индивидуальному плаву "("аб.чиц»* "/!

напряженности труда II - мало напряженная IV тигр;!/-" > * 6-10 Сю. и » ИЛ 26-50 Сюлгя 75 1-6 мм менее 0.3 мм Есть помехи, ва фоне которых речь слышна: до 2,5 м до 1,5 м 61-150 более 400 16-40 более 60 до 2 элементов более 5 элементов более 2 часов более 5 часов до 100 более 200 Работа по простой Эвристическая инструкции (творческая) деятельность 181-300 более 600 10-6 3 1 100-45 19 1 20-50% более 80* . 0,2-0,3 менее 0.1! б»лее 0,8 Работа по индивидуальному Оги^тстпенноп». графику безопасность Ч|>У»нч чип. личный рш к

Эмоциональное напряжение. В реальных условиях трудовой деятельности, степень эмоционального напряжения является существенным фактором, определяющим успешность и надежность деятельности. Градации эмоциональной напряженности оценивают по производственным критериям, создающим предпосылки для возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний. Такими факторами будут: 1.

Временные факторы (работа по индивидуальному плану, работа по точному графику, работа в условиях дефицита времени). 2. Мотивационная значимость нарушений в процессе деятельности (аварийные ситуации, работы, связанные с личным риском, с ответственностью за безопасность других лиц).

Интеллектуальное напряжение. Величина интеллектуального напряжения не может быть точно категоризирована. Факторами, ее определяющими, могут быть: работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; работа, связанная с принятием решений разного уровня; работа, связанная с необходимостью участия нестандартного, творческого компонента деятельности.

Монотонность труда. К монотонным видам труда относят такие, которые характеризуются следующими признаками: 1) высокая частота повторения трудовых действий; 2)

непродолжительный временной цикл выполнения операций; 3) малоэлементный количественный состав операции;

4) структурное однообразие трудовых действий; 5) простота { трудовых действий. Эти критерии относятся преимуще- I ственно к работам, где ведущую роль играет энергетический | фактор, т. е. работа с выраженным физическим компонен- ! том. Те же работы, где преобладает информационный фактор, т. е. требуется напряжение сенсорных механизмов и определенных психических функций, считают монотонны- , ми, если они: 1) связаны с длительным пассивным наблюдением; 2) имеют недостаток притока сенсорной информации; 3)

имеют ограничение воздействия производственных сиг-

налов и раздражителей.

Память. Нагрузка на память обусловлена, во-первых, необходимым объемом запоминаемой информации; во-вторых, с длительностью хранения нужной информации в про-

иессе деяте льности.

Сменность труда. По степени напряженности режима труда выделяют четыре категории: 1) Работа в утреннюю

смену наиболее оптимальная, 2) Вечерняя смена. На работу наслаивается бытовая нагрувка, активность хуже вечером. 3) Чередование сменной работы: утро» вечер, ночь. 4)

Круглосуточная работа. Трехсменная и круглосуточная работа является наиболее утомительной и не физиологичной.

Критерии напряженности труда приведены в табл. 2.

Литература

Гримак ЛЛ. Общение с собой. - М., 1991.

Карпов АЗ, Психология менеджмента. - М., 1999.

Китаев-Смык Л А. Психология стресса. - М., 1983.

Леонова АЗ., Медведева ВЛ. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1981.

Психические состояния. Серия «Хрестоматия по психологии * / Под ред. В. Усманова. - СПб., 2000.

Розенблат ВЗ. Проблема утомления. - М., 1975.

Руководство по физиологии труда / Под ред. З.М. Золиной, Н.Ф. Из- мерова. - М., 1983.

Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. В 6 тт. Т. 2. - М., 1992.

Вопросы для самопроверки 1.

Какова классификация видов трудовой деятельности? 2.

Что такое физиологическая стоимость работы? 3.

Что такое функциональное напряжение организма в процессе труда? 4.

Что такое тяжесть труда? 5.

Что такое напряженность труда?

Темы рефератов 1.

Характеристика видов немеханизированного физического труда. 2.

Характеристика форм конвейерного труда. 3.

Характеристика видов труда с преобладанием сенсорной нагрузки. 4.

Методы оценки тяжести труда. 6.

Методы оценки напряженности труда.

В ходе развития рефлекторной деятельности мозга возникают новые - психические - явления: ощущения, восприятия и т. д. Тем самым закономерно возникает новый объект исследования и встают новые задачи его изучения - задачи психологии.

Рефлекторная деятельность коры - это одновременно деятельность и нервная (физиологическая) и вместе с тем психическая (поскольку это одна и та же деятельность, выступающая в различных отношениях). Поэтому возникает задача ее изучения, во-первых, в качестве нервной деятельности, определяемой физиологическими законами нервной динамики (процессов возбуждения и торможения, их иррадиации, концентрации и взаимной индукции), во-вторых, в качестве психической (как восприятия и наблюдения, запоминания, мышления и т. д.). Однако здесь - как и вообще - определяющим предмет науки является высшая, то есть более специфическая, его характеристика.

Каждая наука изучает явления действительности в специфических для данной науки отношениях. Для физиологии действительность выступает как совокупность раздражителей, воздействующих на мозг, на анализаторы; для психологии - в качестве объектов познания и действия, объектов, с которыми взаимодействует человек как субъект.

Сначала - до возникновения организма, способного реагировать на раздражители, - бытие, действительность существует в виде процессов и вещей. С возникновением организмов явления материального мира (вещи, процессы) выступают соотносительно с организмами, на которые они воздействуют, и в качестве раздражителей. Это взаимодействие совершается в «онтологическом» плане. Пока вещи выступают только в качестве раздражителей, еще отсутствует гносеологический план; здесь нет еще ни объектов, ни субъекта в собственном смысле слова. В процессе воздействия раздражителей на организмы, обладающие рецепторами (анализаторами, органами чувств), и их ответной деятельности возникают ощущения.

Раздражители, отраженные в ощущении, могут действовать в качестве сигналов, не осознаваясь как объекты. Экспериментальным доказательством этого положения являются опыты, свидетельствующие о том, что испытуемый может правильно реагировать на чувственный сигнал, не осознавая сигнала, на который он отвечает (Э. Торндайк, Л.И. Котляревский и др.). Явления (вещи, процессы), служащие раздражителями и выступающие по отношению к организму, его органам (анализаторам) в качестве таковых, осознаются, когда они выступают в качестве объектов. Осознание вещи или явления как объекта связано с переходом от ощущения, служащего только сигналом для действия, для реакции, к ощущению и восприятию как образу предмета (или явления).

Собственно сознание (в отличие от психического вообще) начинается с появлением образа предмета (объекта) в специальном гносеологическом значении этого термина.

Раздражители, отраженные в ощущении, в сознании, выступают в качестве объектов. Понятие объекта - это гносеологическая категория; понятие раздражителя - категория физиологическая. Так как все научное рассмотрение мира не может быть сведено к физиологическому рассмотрению мира, а необходимо заключает в себе гносеологический (и психологический) аспекты, понятие объекта не может быть сведено к понятию раздражителя .

Отношение к объекту существенно как для гносеологического, так и для психологического плана. Различие между гносеологическим и психологическим углом зрения заключается в том, что гносеология делает предметом своего изучения само это отношение к объекту, а психология рассматривает психический процесс в этом отношении к объекту.

Специфические задачи психологии начинаются в связи с переходом к изучению осуществляемой мозгом психической деятельности человека. Психология, изучающая психическую деятельность людей, одна из наук о человеке. Это наука, вскрывающая закономерности осуществляемой мозгом психической деятельности человека.

Два положения принципиального характера определяют наш подход к психологии человека. Это, во-первых, понимание психических явлений вообще, как продукта развития материального мира; это, во-вторых, понимание психологии человека в ее специфических особенностях, как общественно обусловленного продукта истории .

Вопрос о месте психологии в системе наук обычно осложняется тем, что его пытаются решить, исходя из противопоставления естественных и общественных наук, исключая всякие переходы между ними. В термине «общественные науки» при этом стираются более тонкие различия между собственно науками об обществе и науками о явлениях, общественно обусловленных, к числу которых принадлежит психология человека. Психология - одна из наук о природе человека, общественно обусловленном продукте истории. Этим обусловлена связь психологии как с науками о природе (прежде всего с учением о высшей нервной деятельности), так и с науками общественно-историческими.

Поскольку психическая деятельность есть деятельность, осуществляемая мозгом, она подчиняется всем законам нейродинамики: без их привлечения объяснение психических явлений не может быть полностью осуществлено. Психологическое исследование все может быть противопоставлено физиологическому изучению нейродинамики и обособлено от него; при объяснении психических явлений все результаты физиологического исследования нейродинамики должны быть учтены и использованы. Вместе с тем продукты этой нейродинамики, возникающие в результате ее новые - психические - явления обусловливают новый план психологического исследования, в котором процессы, которые изучают физиологическое учение о высшей нервной деятельности, выступают в новом, специфическом качестве. Взятые в этом качестве, они детерминируются отношениями, от которых абстрагируется физиология.

Заучивание, например, то есть определенным образом организованное запоминание, рассматриваемое в физиологическом плане, является организацией подачи воздействующих на мозг раздражителей. Поэтому оно подчиняется всем законам нейродинамики корковых процессов. Однако, когда мы объясняем результат заучивания действием этих закономерностей, мы абстрагируемся от целого ряда взаимоотношений, которые характерны для заучивания как особого вида психической деятельности. Когда тот же процесс, который в физиологическом плане представляет собой ответ мозга на определенным образом организованную подачу раздражителей, в психологическом исследовании рассматривается как заучивание, неизбежно выступают новые зависимости - зависимость от деятельности человека, от тех отношений, в которые в ходе этой деятельности человек вступает, к тому, что им запоминается (например, к учебному материалу, к другим людям, к учителю, школьному коллективу и т.д.). В этих новых зависимостях данный процесс и изучается психологией. Каждое психологическое исследование вскрывает ту или иную из зависимостей этого рода. Физиология же от них отвлекается. Для организации деятельности человека знание именно этих зависимостей и закономерностей, которым они подчиняются, особенно важно. Задача их раскрытия падает на психологию.

Мы сказали, что физиология абстрагируется от отношений, существенных для психических явлений как таковых. Это значит, что физиологические явления многозначны по отношению к психическим явлениям, взятым в специфических для них свойствах и отношениях. Различные в своем конкретном выражении, психические явления отвечают одному и тому же физиологическому процессу. К тому же не существует точечного соотношения между психическими и физиологическими процессами или явлениями: каждый конкретный психический процесс в своем физиологическом выражении представляется более или менее сложной динамической системой или совокупностью различных физиологических процессов. В силу этого никак невозможно, не утрачивая специфических различий одного психического процесса или явления от других, подставить на место какого-либо психического явления «соответствующее» ему физиологическое как его полноценный эквивалент, способный дифференцировать данное психическое явление от других, в психологическом плане от него отличных. Одному и тому же физиологическому значению переменных, фигурирующих в формулах физиологических законов, всегда соответствует целая шкала различных психологических значений. Поэтому психические явления, оставаясь неотделимыми от физиологических процессов, все же отличаются от них. Физиологические и психологические законы не могут быть непосредственно приведены к совпадению путем подстановки в психологические законы физиологических терминов. Физиологические термины не адекватны тем отношениям, которые выражаются в психологических законах.

Подчиняясь физиологическим законам высшей нервной деятельности (законам динамики нервных процессов), психические явления выступают как эффект действия физиологических законов, так же как сами физиологические, вообще биологические, явления, подчиняясь, например, законам химии, выступают как эффект действия химических закономерностей. Однако физиологические процессы представляют собой новую своеобразную форму проявления химических закономерностей, и именно эта новая, специфическая форма их проявления выступает в законах физиологии. Подобно этому психические явления представляют собой новую, своеобразную- форму проявления физиологических законов нейродинамики. Эта их специфика получает свое выражение в законах психологии. Иными- словами, психические явления остаются своеобразными психическими явлениями и вместе с тем выступают как форма проявления физиологических закономерностей, подобно тому, как физиологические явления остаются физиологическими, выступая, однако, в результате биохимических исследований и как форма проявления законов химии. Низшие закономерности включаются в высшие области, но лишь в качестве момента подчиненного, не определяющего их специфику. Таково вообще соотношение между «ниже» и «выше» лежащими областями научного исследования. Более общие законы нижележащих областей распространяются и на вышележащие области, но не исчерпывают закономерностей этих последних. Ведущими закономерностями каждой области являются ее специфические закономерности, определяющие ведущие специфические свойства данной области явлений.

В результате раскрытия биохимической природы физиологических явлений происходит не их исчезновение как явлений специфических, а углубление знаний о них. Как бы глубоко ни были вскрыты биохимические закономерности замыкания корковых связей, рефлексы не перестанут быть рефлексами; то же самое нужно сказать и о любых физиологических явлениях. С прогрессом биохимии пищеварения, например, знание этого процесса углубится, он выступит как специфический эффект химических реакций, но останется при этом специфической формой их проявления - процессом пищеварения, в этой специфической форме характеризующим жизнь, живых существ, а не реакции химических элементов. Собственная природа явлений всегда определяется их специфическими закономерностями.

Подобно этому психические явления в результате нейродинамического анализа выступают как эффект действия нейро- динамических законов отражательной деятельности мозга. Но этим не упраздняется специфичность психических явлений. От того, что психические явления выступают как эффект, производный от действия закономерностей высшей нервной деятельности, знание законов, устанавливаемых психическим исследованием, не теряет своего значения. Взаимоотношение психологии и учения о высшей нервной деятельности укладывается в общие рамки взаимоотношений между «ниже» и «выше» лежащими областями научного знания.

Отношение между психологией и учением о высшей нервной деятельности аналогично не отношению между биологией и химией, а между биологией и биохимией. Учение о высшей нервной деятельности тоже изучает психическую деятельность, но в специальном аспекте. Законы высшей нервной деятельности играют важную роль в объяснении психической деятельности. Однако они не исчерпывают ее закономерностей и не являются ее специфическими закономерностями, то есть закономерностями, определяющими ее ведущие специфические свойства. Таковыми являются законы психологии.

Из такого понимания соотношения физиологических и психологических закономерностей, физиологической и психологической характеристики деятельности мозга явствует несостоятельность ряда формулировок, ставших ходовыми.

Очевидна, прежде всего, несостоятельность формулы, в которой психическое и физиологическое представляются как две координированные стороны одного процесса. Ошибочность ее отключается в том, что она маскирует ту иерархию первичного и производного, основы и формы ее проявления, которая выражает существо отношения между физиологической и психологической характеристиками и ошибочно представляет их как равноправно соотнесенные, как координированные, параллельные. Ошибка ее в том, что указываются разные «стороны» и не указывается соотношение этих «сторон».

Несостоятельно также иногда противопоставлявшееся этой формуле положение, согласно которому физиологическая и психологическая характеристики являются рядоположными «компонентами» характеристики, которую дает психическим явлениям психология, в то время как физиология ограничивается частичной (физиологической) их характеристикой. Это положение своим теоретическим содержанием выражает концепцию старой «физиологической психологии», одновременно механистической и идеалистической. Рядоположность физиологической и психологической характеристик или включение первой во вторую приводит к тому, что физиологическая характеристика явлений теряет свою эффективность, поскольку при таком рядоположении физиологических и психологических данных психические явления не выступают в их специфичности как новая, своеобразная форма проявления физиологических закономерностей, которая получает свое выражение в законах психологии. Поэтому поиски специфичности психологических закономерностей при такой исходной позиции выражаются в принципиально неверном противопоставлении психологических и физиологических закономерностей. Это неправомерное их противопоставление и обособление друг от друга являются лишь другим выражением их исходного внешнего рядоположного сочетания.

Очень распространенной, но порочной является и та формула, согласно которой физиологические законы нейродинамики относятся только к материальной основе психических явлений, а психологические законы - к психическим явлениям, «надстраивающимся» над этой материальной, физиологической основой. Эта формула особенно вредна и опасна, потому что, характеризуя физиологические закономерности высшей нервной деятельности как «основу» психологии, она по внешнему выражению кажется близкой к истинному пониманию соотношения физиологических закономерностей и психологии. В действительности же по своему внутреннему смыслу и подлинной направленности она выражает заостренный дуализм. Она как бы в вертикальном направлении (от физиологической «основы» к психическим явлениям, которые над ней «надстраиваются») устанавливает такую же внешнюю между ними рядоположность, какую предшествующие формулы устанавливали в направлении «горизонтальном». Согласно смыслу этой формулы, законы высшей нервной деятельности относятся вовсе не к психическим явлениям, а лишь к их физиологической «основе», к физиологическим явлениям. Психические явления вовсе не выступают, согласно этой формуле, как форма проявления нейродинамических законов. Связь между ними разорвана. Это - реставрация старой схемы, одновременно механистической и идеалистической. Все содержание павловского учения о высшей нервной деятельности, весь ход развития науки опровергает скрытую в этой формуле концепцию.

Это различение понятий раздражителя и объекта, связанное с различием, с одной стороны, физиологического, с другой стороны, гносеологического и психологического аспекта научного рассмотрения взаимоотношений индивида и окружающего мира, носит принципиальный характер. Поэтому о простом недопонимании смысла этого разграничения понятий и аспектов свидетельствовала бы попытка, признав невозможность подстановки на место объекта простого раздражителя, подставить на его место комплексный раздражитель. Последний относится к тому же плану физиологических отношений, как и простой раздражитель; так же как и простой раздражитель, он не в состоянии заменить и упразднить гносеологический аспект проблемы (с которым связан и его психологический аспект). Не может изменить этого положения и то обстоятельство, что павловская физиология имеет дело не только с раздражителями как таковыми, но и с их сигнальным значением. Это последнее обстоятельство действительно имеет очень большое значение. Благодаря ему вскрывается физиологический механизм восприятия тех важнейших «функциональных» свойств объекта, которые характеризуют его в практическом отношении к жизни и деятельности индивида. Но и здесь мы остаемся в области физиологических отношений и физиологического восприятия объекта. Но объяснение факта должно ли быть его ликвидацией? Бывают, конечно, случаи, когда объяснение чего-то, что принималось за факт, обнаруживает иллюзорность предполагаемого факта. Но физиологическое объяснение восприятия объекта не может быть превращено в отрицание тех гносеологических отношений, которые анализируются физиологически. Подлинный научный смысл павловских понятий и законов, конечно, не заключается в замене и, значит, отмене гносеологических (и связанных с ними психологических) категорий.

Подробнее об основных принципиальных положениях, определяющих марксистское понимание человеческой психологии, см. дальше раздел о философских основах.

Выбор редакции
В зависимости от вида штрафа, в 1С 8.3 применяется различный порядок отражения в учете. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации. На...

1. Для начала необходимо отобрать початки кукурузы. Они должны быть одинакового размера и не очень крупные. Именно поэтому лучше отдать...

Скумбрия тушеная — общие принципы приготовления Тушеная скумбрия – простое в приготовлении, вкусное и очень полезное блюдо. Для него не...

Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
Древние символы обладают огромной мощью. Особенно, если их правильно использовать. Так, тому, кто хочет найти гармонию с самим собой,...
С наступлением поста многие из нас задаются вполне обоснованными вопросами. Например, таким: «Можно ли есть в пост морепродукты?» Здесь...
Карп – один из символов водной стихии. Кроме того, эта рыба во многих культурах наделяется особыми свойствами. К примеру, на востоке...
Две недели назад 36-летняя Анастасия Мыскина объявила о расставании с гражданским мужем, политиком и бизнесменом Сергеем Мамедовым....
Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил...